|
Программа по дополнительной образовательной услуге «Логика» Для детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 64 «Пингвиненок»
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ ДСКВ № 64
_________________Л.П.Куванова
Приказ № ____от ________2013 г.
Программа по дополнительной образовательной услуге
«Логика»
Для детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет
г. Нижневартовск, 2013 Оглавление
Паспорт программы...................................................................................3
Пояснительная записка.............................................................................6
2.1.Организационно-методическое обеспечение программы.......................9
2.2.Методы, используемые в обучении дошкольников.................................9
2.3.Ожидаемые результаты.............................................................................10
3. Содержание программы
3.1. Календарно-тематическое планирование...............................................11
3.2. Мониторинг освоения детьми программного материала.....................21
4. Заключение..................................................................................................22
5. Используемая литература........................................................................23
Паспорт программы
Наименование дополнительной образовательной услуги
| Программа дополнительной образовательной услуги для детей младшего дошкольного возраста «Логика»
| Основание для разработки программы
| Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (с изменениями от 20.02.2011 г.)
Конвенция о правах ребенка (одобрена генеральной ассамблеей ООН 22.11.89 г.)
Закон ХМАО Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югры»
Программа: Развитие образования города Нижневартовска на 2012-2014 гг.
Устав, образовательная программа МБДОУ
Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович.
| Заказчик программы
| Коллектив МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвиненок».
Родители воспитанников младшего дошкольного возраста.
| Организация исполнитель
| Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 64 «Пингвиненок»
| Целевая группа
| Группа воспитанников младшего дошкольного возраста в составе 10 человек.
| Составители программы
| Педагог-психолог Хабибуллина Л.Р.
| Цель программы
| Цель программы - овладение детьми дошкольного возраста на элементарном
уровне приемами логического мышления через систему занятий
познавательной направленности кружка «Логика».
| Задачи программы
| Задачи программы:
1.Способствовать освоению свойств предметов, отношений идентичности, порядка, равенства и неравенства, простых зависимостей между предметами в повседневной детской деятельности и использованию результатов с целью совершенствования игр, практических действий;
2.Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление элементов творческой инициативы;
3.Поощрять детей к освоению и применению познавательных и речевых умений по выявлению свойств и отношений высказываний в разнообразных жизненных ситуациях, рисовании и лепке, природоведческих играх, конструировании.
| Ожидаемые результаты
| В результате проведения занятий кружка дети будут уметь:
1.выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;
2.сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);
3.ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся
справа, слева, вверху, внизу;
4.разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
5.сопоставлять части и целое для предметов и действий;
6.называть главную функцию (назначение) предметов;
7.расставлять события в правильной последовательности;
8.выполнять перечисляемую или изображенную последовательность
действий;
9.применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;
10.описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
11.находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
12.проводить аналогию между разными предметами;
13.запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать,
рассуждать.
14.проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.
| Срок реализации программы
| Октябрь 2013-Май 2014
|
Пояснительная записка
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.
Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л.А.Венгера «для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире. Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…»
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению.
Занятия кружка «Логика для малышей» создают условия для формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. В программе широко представлены математические развлечения: задачи – шутки, загадки, головоломки, словесные игры, пальчиковые игры, игры со шнуровкой, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Например: «Найди недостающую фигуру», «Найди лишнее», «Чем отличается?», «Найди пару». Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения.
Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной деятельности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний.
В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов.
Цель программы - овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика».
Задачи программы:
1.Способствовать освоению свойств предметов, отношений идентичности, порядка, равенства и неравенства, простых зависимостей между предметами в повседневной детской деятельности и использованию результатов с целью совершенствования игр, практических действий;
2.Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление элементов творческой инициативы;
3.Поощрять детей к освоению и применению познавательных и речевых умений по выявлению свойств и отношений высказываний в разнообразных жизненных ситуациях, рисовании и лепке, природоведческих играх, конструировании.
Программа кружка построена на основе основных принципов, которые
решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего:
1. Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. У детей формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип психологической комфортности предполагает снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов на занятиях кружка.
4. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных способов решения заданий и умения осуществлять систематический перебор материалов.
5. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Программа «Логика для малышей» разрабатывалась для детей младшего до школьного возраста.
Для успешного освоения содержания программы численность детей в группе не должна превышать 10 человек.
Дополнительную платную образовательную услугу посещают воспитанники младших групп по запросам родителей.
Занятия проводятся 8 раз в месяц, по вторникам и четвергам.
Временной период
| Кол-во занятий
| Длительность занятия – 20 минут
Количество занятий рассчитано с учетом рождественских каникул
| В неделю
| 2
| В месяц
| 8
| В год
| 60
|
Главными методами обучения дошкольников являются:
1.практические (игровые);
2.развития;
3.исследования;
4.экспериментирование;
5.моделирование;
6.воссоздание;
7.преобразование;
8.конструирование. Ожидаемы результаты:
В результате проведения занятий кружка дети будут уметь:
1.выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;
2.сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);
3.ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся
справа, слева, вверху, внизу;
4.разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
5.сопоставлять части и целое для предметов и действий;
6.называть главную функцию (назначение) предметов;
7.расставлять события в правильной последовательности;
8.выполнять перечисляемую или изображенную последовательность
действий;
9.применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;
10.описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
11.находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
12.проводить аналогию между разными предметами;
13.запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать,
рассуждать.
14.проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.
Каледарно-тематическое планирование
№
| Тема
| Программное содержание
| Октябрь
| 1.
| Тема: "День рождение колобка".
Понятие "один", "много". Сравнение совокупности предметов по количеству.
| Развивать умение выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов; устанавливать отношение между понятиями «много» и «один»;
Ориентироваться в группе - игровой комнате.
| 2.
| Тема: "Кубик - рубик". Сравнение совокупностей предметов по количеству, Закрепление понятий "один", "столько же", "много".
| Развивать умение сравнивать совокупность предметов по количеству путем составления пар;
Закрепить усвоение понятий «один» и «много»;
Развивать фантазию;
Совершенствовать творческие способности.
| 3.
| Тема: "Загадки осени".
Понятия "столько же", "больше", "меньше".
| Развивать умение анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия;
Закреплять усвоение понятий «один» и «много».
| Ноябрь
| 4.
| Тема: "Волшебные палочки".
Понятия "столько же", "больше", "меньше".
| Закреплять усвоение понятий «один» - «много», умение сравнивать совокупность предметов по количеству с помощью составления пар, выделять признаки сходства и различия;
Воспитывать коммуникативные навыки, познавательный интерес к занятиям.
| 5.
| Тема: "В гостях у гнома".
Понятия "один", "много", "столько же", "больше", "меньше". Ориентировка в пространстве.
| Закреплять усвоение понятий «один», «много», «столько же», « больше», «меньше»;
Развивать умение ориентироваться в кабинете, сравнивать на дальность расположение игрушек (вверх-вниз, далеко-близко);
Анализировать, сравнивать, осуществлять познавательные действия.
| 6.
| Тема: "Веселый счет".
Свойства предметов. Счет до двух.
| Развивать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство предметов, так же развивать мыслительные операции, речь, временные представления;
Обучать счету до двух на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 1 и 2 элемента, установлению равенства между ними путем прибавления и вычитания единицы.
| 7.
| Тема: "Веселый счет".
Счет до двух. Цифры 1 и 2.
Наглядное изображение чисел 1 и 2.
| Закрепить счет до двух;
Познакомить с формой наглядного изображения чисел 1 и 2;
Развивать умение соотносить цифру с количеством, фантазию, творческие способности, наблюдательность, внимание.
| 8.
| Тема: "Чудесные превращения"
Круг. Свойства круга. Счет до двух. Соотношение с количеством.
Цифры 1 и 2.
| Познакомить детей с геометрической фигурой- кругом и ее свойствами;
Научить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира;
Закрепить счет до двух;
Развивать фантазию, творческие способности.
| 9.
| Тема: "Чудесные превращения"
Круг. Свойства круга. Счет до двух.
| Закрепить с детьми геометрическую фигуру- кругом и ее свойствами;
Закрепить счет до двух;
Развивать фантазию, творческие способности.
| 10.
| Тема: "Учимся рассуждать".
Понятие длиннее", "короче".
| Развивать умение при сравнении двух предметов выделять параметр длинны, использовать в речи слова «длиннее», «короче»;
Закреплять усвоение отношений «ближе - дальше», «больше - меньше»;
Закреплять навыки счета, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством; Совершенствовать пространственное представление, речь детей.
| 11.
| Тема: "Сказочный лабиринт"
Шар. Свойства шара. Счет до двух. Пространственные отношения "справа", "слева", "больше", "меньше".
| Развивать наблюдательность, мыслительные операции, воображение, умение соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира;
Научить сопоставлять пространственные отношения «справа - слева», «больше – меньше».
| Декабрь
| 12.
| Тема: "Сказочный лабиринт"
Шар. Свойства шара. Счет до двух. Пространственные отношения "справа", "слева", "больше", "меньше".
| Развивать наблюдательность, мыслительные операции, воображение, умение соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира;
Закрепить с детьми геометрическую фигуру- шаром и ее свойствами;
Закрепить счет до двух;
Закреплять у детей сопоставлять пространственные отношения «справа - слева», «больше – меньше».
| 13.
| Тема: "Кот в сапогах".
Понятия "шире" - "уже". Счет до трех. Знакомство с расположением фигур.
| Развивать умение при сравнении двух предметов выделять параметры ширины (шире - уже), находить сходство и различие; Обучать счету до трех;
Совершенствовать творческие способности.
| 14.
| Тема: "Кот в сапогах".
Понятия "шире" - "уже". Счет до трех. Знакомство с расположением фигур.
| Развивать умение при сравнении двух предметов выделять параметры ширины (шире - уже), находить сходство и различие; Закрепить с детьми счет до трех;
Совершенствовать творческие способности.
| 15.
| Тема: "Лесные животные".
Счет до трех. Число 3. Знакомство с треугольником.
| Познакомить с образованием числа «три» на основе сравнения двух совокупностей, содержащих два и три элемента, с геометрической фигурой- треугольником; Развивать умение считать до трех, обосновывать правильность решения; Совершенствовать творческие способности.
| 16.
| Тема: "Витаминка путешествует".
Цифра 3. Счет до трех.
| Познакомить детей с цифрой 3 (с формой наглядного изображения числа 3);
Развивать умение соотносить цифры 1, 2, 3 с количеством, анализировать, сравнивать, выявлять и продолжать закономерность (изменение по форме);
Закреплять знание геометрических фигур.
| 17.
| Тема: "Ориентирование в пространстве"
Понятия "на", "над", "под". Счет в пределах трех.
| Формировать пространственные отношения «на», «над», «под»;
Закреплять умение считать в пределах трех, вести отсчет предметов в пределах трех и выделять параметры длинны;
Развивать мышление, речь;
Воспитывать самостоятельность.
| 18.
| Тема: "Почемучка".
Понятия "выше", "ниже". Сравнение предметов по высоте. Счет в пределах трех.
| Развивать умение при сравнении трех предметов выделять параметр высоты; Закрепить счет в пределах трех, умение составлять совокупность предметов по определенному признаку;
Совершенствовать наблюдательность, внимание, зрительную память.
| 19.
| Тема: "Раз ромашка, два ромашка..."
Число 4 и цифра 4. Счет до четырех. Характерные свойства предметов.
| Развивать наблюдательность, речь, пространственные представления, умение выделять свойства предметов;
Научить сравнивать две совокупности, содержащие 3 и 4 элемента;
Закрепить счет до трех.
| Январь
| 20.
| Тема: "Раз ромашка, два ромашка..."
Число 4 и цифра 4. Счет до четырех. Характерные свойства предметов.
| Развивать наблюдательность, речь, пространственные представления, умение выделять свойства предметов;
Закрепить сравнивать две совокупности, содержащие 3 и 4 элемента;
Закрепить счет до трех.
| 21.
| Тема: "Геометрическое конструирование".
Квадрат. Свойства квадрата. Счет в пределах четырех. Свойства предметов (сходства и различия)
| Познакомить детей с геометрической фигурой- квадратом и его свойствами; Закреплять навыки счета в пределах четырех;
Развивать умение находить признаки сходства и различия предметов; Совершенствовать память, внимание, речь, мышление, творческие способности.
| 22.
| Тема: "Геометрическое конструирование".
Квадрат. Свойства квадрата. Счет в пределах четырех. Свойства предметов (сходства и различия)
| Закреплять с детьми геометрическую фигуру- квадрат и его свойства;
Закреплять навыки счета в пределах четырех;
Закреплять умение находить признаки сходства и различия предметов; Совершенствовать память, внимание, речь, мышление, творческие способности.
| 23.
| Тема: Учимся сравнивать".
Куб. Свойства куба. Счет до четырех. Временные представления.
| Познакомить детей с геометрическим телом- кубом и его свойствами;
Закрепить навыки счета, знание цифр 1-4; Упражнять в счете звуков;
Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия.
| 24.
| Тема: Учимся сравнивать".
Куб. Свойства куба. Счет до четырех. Временные представления.
| Закреплять с детьми геометрическое тело- куб и его свойства;
Закрепить навыки счета, знание цифр 1-4; Упражнять в счете звуков;
Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия.
| 25.
| Тема: "Вверх или вниз"
Понятия "верху", "внизу". Счет до 4. Сравнение предметов по признакам сходства и различия.
| Развивать мыслительные операции, внимание;
Формировать пространственные отношения «вверху», « внизу»;
Закреплять счет до четырех, знание геометрических тел и фигур;
Учить находить признаки сходства и различия предметов.
| 26.
| Тема: "Вверх или вниз"
Понятия "верху", "внизу". Счет до 4. Сравнение предметов по признакам сходства и различия.
| Развивать мыслительные операции, внимание;
Закреплять пространственные отношения «вверху», « внизу»;
Закреплять счет до четырех, знание геометрических тел и фигур;
Закреплять с детьми находить признаки сходства и различия предметов.
| Февраль
| 27.
| Тема: "Ученый кот"
Число и цифра 5. Счет до пяти. Временные представления.
| Учить детей вести счет до пяти, познакомить с цифрой 5;
Развивать временные отношения и представления;
Совершенствовать логическое мышление, память.
| 28.
| Тема: "Ученый кот"
Число и цифра 5. Счет до пяти. Временные представления.
| Повторить с детьми счет до пяти;
Повторить временные отношения и представления;
Совершенствовать логическое мышление, память.
| 29.
| Тема: "Ученый кот"
Число и цифра 5. Счет до пяти. Временные представления.
| Закреплять с детьми счет до пяти и цифру 5;
Закреплять временные отношения и представления;
Совершенствовать логическое мышление, память.
| 30.
| Тема: "Матрешка"
Разбери и сложи матрешку.
| Развивать воображение, логику мышления, память;
| 31.
| Тема: "Пирамида"
Разбери и сложи пирамиду.
| Развивать воображение, логику мышления, память;
| 32.
| Тема: "Мы - изобретатели"
Понятия "впереди", "сзади". Счет в пределах пяти, соотношение цифры с количеством. Инсценировка сказки Репка"
| Развивать воображение, логику мышления, память;
Учить счет в пределах пяти;
Формировать пространственные отношения «впереди», «сзади».
| 33.
| Тема: "Мы - изобретатели"
Понятия "впереди", "сзади". Счет в пределах пяти, соотношение цифры с количеством.
| Развивать воображение, логику мышления, память;
Закреплять счет в пределах пяти; Формировать пространственные отношения «впереди», «сзади».
| 34.
| Тема: "Волшебный сундучок"
Понятия "внутри", "снаружи". Счет до пяти и соотношение числа с цифрой.
| Формировать пространственные отношения «внутри», «снаружи»;
Закреплять счет до пяти;
Развивать умение считать посредством тактильно- моторных ощущений.
| Март
| 35.
| Тема: "Картинки"
Найди парные картинки (животные, овощи, фрукты, мебель).
| Развивать зрительное восприятие предметных картинок.
| 36.
| Тема: "Логические цепочки"
Знакомства с понятием "пара". Представление о парных предметах. Сравнение предметов по длине, ширине, высоте. Счет до пяти.
| Развивать умение выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину; Находить предметы с заданными свойствами и группировать их в пары;
Узнавать и называть цифры до 5.
| 37.
| Тема: "Логические цепочки"
Знакомства с понятием "пара". Представление о парных предметах. Сравнение предметов по длине, ширине, высоте. Счет до пяти.
| Закреплять умение выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину; Находить предметы с заданными свойствами и группировать их в пары;
Узнавать и называть цифры до 5.
| 38.
| Тема: "Путешествие на поезде"
Овал. Свойства овала. Счет до пяти, соотношение цифры с количеством предметов.
| Познакомить с геометрической фигурой- овалом и его свойствами;
Закреплять умение распознавать изученные геометрические фигуры и находить их в предметах окружающей обстановки, навыки счета в пределах пяти.
| 39.
| Тема: "Путешествие на поезде"
Овал. Свойства овала. Счет до пяти, соотношение цифры с количеством предметов.
| Учить с детьми геометрическую фигуру- овал и его свойства;
Закреплять умение распознавать изученные геометрические фигуры и находить их в предметах окружающей обстановки, навыки счета в пределах пяти.
| 40.
| Тема: "Путешествие на поезде"
Овал. Свойства овала. Счет до пяти, соотношение цифры с количеством предметов.
| Закреплять с детьми геометрическую фигуру- овал и его свойства;
Закреплять умение распознавать изученные геометрические фигуры и находить их в предметах окружающей обстановки, навыки счета в пределах пяти.
| 41.
| Тема: " Веселый прямоугольник"
Прямоугольник. Свойства прямоугольника. Сравнение предметов по длине и ширине.
| Познакомить детей с геометрической фигурой - прямоугольником и его свойствами;
Закреплять умение распознавать геометрические фигуры, навыки счета в пределах пяти, умение соотносить цифру с количеством;
Развивать логическое мышление, творческие способности.
| 42.
| Тема: "Веселый прямоугольник"
Прямоугольник. Свойства прямоугольника. Сравнение предметов по длине и ширине.
| Закреплять с детьми геометрическую фигуру - прямоугольником и его свойствами;
Закреплять умение распознавать геометрические фигуры, навыки счета в пределах пяти, умение соотносить цифру с количеством;
Развивать логическое мышление, творческие способности.
| Апрель
| 43.
| Тема: "Собираем картинки"
Порядковый счет в пределах пяти. Счет на ощупь.
| Раскрыть значение порядковых числительных, формировать навыки порядкового счета в пределах пяти; Закрепить счет на ощупь;
Развивать приемы умственных действий, быстроту реакции, познавательный интерес, навыки самостоятельной работы.
| 44.
| Тема: "Картинки"
Порядковый счет в пределах пяти. Счет на ощупь.
| Раскрыть значение порядковых числительных, формировать навыки порядкового счета в пределах пяти; Закрепить счет на ощупь;
Развивать приемы умственных действий, быстроту реакции, познавательный интерес, навыки самостоятельной работы.
| 45.
| Тема: "Поиск закономерностей"
Числовой ряд. Определение места по заданному условию. Ориентировка в пространственных ситуациях. Поиск закономерности. Счет в пределах пяти.
| Развивать алгоритмическое мышление, умение выполнять действия по образцу, на основе сравнения выделять закономерность в расположении фигур;
Научить составлять числовой ряд, ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях.
| 46.
| Тема: "Поиск закономерностей"
Числовой ряд. Определение места по заданному условию. Ориентировка в пространственных ситуациях. Поиск закономерности. Счет в пределах пяти.
| Развивать алгоритмическое мышление, умение выполнять действия по образцу, на основе сравнения выделять закономерность в расположении фигур;
Закрепить составлять числовой ряд, ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях.
| 47.
| Тема: "Веселый счет"
Счет до пяти.
| Закрепить счет в пределах пяти, знание форм геометрических фигур;
Формировать умение соотносить число и цифру;
Развивать память, мышление, сообразительность, воображение.
| 48.
| Тема: "Овощи"
Счет количественный и порядковый в пределах пяти. Ориентировка на листе бумаги.
| Развивать воображение, логическое мышление, память;
Учить ориентироваться на листе бумаги; Закреплять умение считать до пяти.
| 49.
| Тема: "Мебель"
Счет количественный и порядковый в пределах пяти. Ориентировка на листе бумаги.
| Развивать воображение, логическое мышление, память;
Учить ориентироваться на листе бумаги; Закреплять умение считать до пяти.
| 50.
| Тема: "День-ночь-вечер-утро"
Счет количественный и порядковый в пределах пяти. Формирование временных представлений.
| Учить различать части суток: день, ночь, вечер, утро;
Формировать временные представления; Развивать память, внимание, логическое мышление.
| 51.
| Тема: "День-ночь-вечер-утро"
Счет количественный и порядковый в пределах пяти. Формирование временных представлений.
| Повторить части суток: день, ночь, вечер, утро;
Формировать временные представления; Развивать память, внимание, логическое мышление.
| Май
| 52.
| Тема: "День-ночь-вечер-утро"
Счет количественный и порядковый в пределах пяти. Формирование временных представлений.
| Закрепить части суток: день, ночь, вечер, утро;
Формировать временные представления; Развивать память, внимание, логическое мышление.
| 53.
| Тема: "Кубики"
Игры с цветными кубиками.
| Развивать умение ребенка выделять цвет как признак, различать и называть цвета;
Развивать память, внимание, логическое мышление.
| 54.
| Тема: "Кубики"
Игры с цветными кубиками.
| Закрепить умение ребенка выделять цвет как признак, различать и называть цвета;
Развивать память, внимание, логическое мышление.
| 55.
| Тема: "Веселые картинки"
Сложи разрезные картинки.
| Развивать целостное восприятие предметной картинки;
Развивать память, внимание, логическое мышление.
| 56.
| Тема: " Картинки"
Сложи разрезные картинки.
| Развивать целостное восприятие предметной картинки;
Развивать память, внимание, логическое мышление.
| 57.
| Тема: "Палочки"
Построить из палочек молоточек или домик.
| Выявить у ребенка умения действовать по подражанию;
Развивать память, внимание, логическое мышление.
| 58.
| Тема: "Геометрические формы"
Повторить геометрические формы (аппликация).
| Развивать память, внимание, логическое мышление;
Развитие общей и мелкой моторики;
Совершенствование навыков общения.
| 59.
| Контрольно-проверочное занятие "Все мы умеем"
| Выявить уровень интеллектуального развития детей на основе проведения контрольно- проверочных занятий.
| 60.
| Контрольно-проверочное занятие "Все мы умеем"
| Выявить уровень интеллектуального развития детей на основе проведения контрольно - проверочных занятий.
|
Мониторинг освоения детьми программного материала
Уровни освоения программы.
Низкий. Ребенок выделяет идентичный предмет (находит такой же), называет, отвечает на вопросы взрослого о размере, форме предмета. Сравнивает, выделяет некоторые отношения, в основном количественные, только по подсказке взрослого. На заданный после изменения расположения 3-4 предметов вопрос: "Их столько же или стало больше?"- не отвечает или дает неправильный ответ.
Средний. Ребенок называет форму предметов, геометрических фигур, группирует их. Правильно располагает предметы с целью сравнения по количеству, размеру. При определении результатов сравнения допускает ошибки, исправляет их по просьбе взрослого. Затрудняется пояснить свои действия; осуществляя заданную последовательность (цепочку) игровых или практических действий, допускает ошибки.
Высокий. Ребенок выделяет и называет несколько свойств предметов, находит предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает. Самостоятельно выявляет отношения равенства и неравенства путем практического сравнения, зрительного восприятия, пользуется словами: больше чем..., короче чем... Видит неизменность количества на группах в 3-4 предмета, сам раскладывает их по-иному, обобщает по количеству, сосчитывает. Активно пользуется числами, словами "сначала", "потом"; поясняет последовательность действий. Инициативен, проявляет интерес к играм на видоизменение фигур, составление силуэтов.
Мониторинг освоения детьми программного материала помогает педагогу определить уровень детской умелости, подсказывает, на что следует обратить внимание в работе с детьми.
Заключение Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать.
Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное "зачем?", "как?", "почему?". Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. При возникновении некоторых задач ребенок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи, как говорится, в уме. Он представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своем воображении. Такое мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. Образное мышление - основной вид мышления в младшем школьном возрасте.
Эффективность занятий кружка достигается через использование современных образовательных технологий. В работе используются следующие технологии обучения:
1.здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);
2.проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);
3.технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию).
Используемая литература 1. Популярное пособие для родителей и педагогов. И учеба, и игра:
математика. Ярославль «Академия развития» 1997г.
2. Б. П. Никитин. Ступеньки творчества или развивающие игры. Москва
«Просвещение» 1991.
4.. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль,
1997.
5. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних
детей). М., 1984.// www.pedlib.ru
6. Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 2-5 лет.
М., 2008.
7. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008.
8. Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998.
9. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.
10. Немов Р.С. Психология. Книга 1. М., 2001.
11. Светлова И. Логика. М., 2007. |
|
|