Главная страница


Пояснительная записка



Скачать 403.34 Kb.
НазваниеПояснительная записка
И.И. Зубаревой
Дата27.02.2016
Размер403.34 Kb.
ТипПояснительная записка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по алгебре 9 класса разработана на основе обязательного минимума содержания по математике 1998 г, методических рекомендаций МО РФ 2004 г. о включении в содержание математики вероятностно-статистической линии, на основе авторских программ линии И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича, а также с учетом методических рекомендаций по преподаванию математики в условиях новой формы аттестации выпускников 9-ых классов.

Данная программа позволяет выполнить обязательный минимум содержания образования по математике соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования,

Данная программа предполагает реализацию с помощью УМК А.Г. Мордковича, включенного в региональный перечень учебников, год изд. 2005. Учебный план гимназии предполагает 102 часа на изучение вопросов алгебры, т.е. 3 часа в неделю.

Выбор данного УМК объясняется тем, что он содержит вероятностно-статистическую линию, богатый дидактический материал, способствующий лучшей подготовке учащихся к новой форме аттестации. Основной целью данного курса является формирование культурного человека, умеющего мыслить, понимать идеологию математического моделирования реальных процессов, владеющего математическим языком, умеющего самостоятельно добывать информацию и пользоваться ею на практике. Отличительной особенностью использования данного УМК является то, что только в 9 классе вводится определение функции, с которой в 7 классе обучающиеся работают на наглядно-интуитивном уровне, в 8 классе – на рабочем и только в 9 классе – на формальном уровне. Приоритет отдан функциональной линии, так как эта первичная математическая модель позволяет решать большой класс задач графически-функциональным методом, когда график воспринимается не только как объект изучения, но и средством решения уравнений, систем уравнений, неравенств.

Учебно-методический комплекс

  1. Мордкович А.Г. Алгебра, 9 класс. Учебник 2009

  2. Мордкович А.Г., Т.Н. Мишутина, Е.Е.Тульчинская Алгебра,9 класс. Задачник.2009г.

  3. Мордкович А.Г., Е.Е.Тульчинская Алгебра: Тесты для 7-9 кл., 2006.-127 с.

  4. А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. События. Вероятности. Статистическая обработка данных. Дополнительные параграфы к курсу алгебры 7-9 классов, 2007 . – 112с.

Электронные пособия

  1. Математика 5-11 класс. 1С Практикум. Учебный диск.2006


Целью изучения курса алгебры в IX классе является развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники и др.), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач.

Характерной особенностью курса являются систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепление и развитие умений и навыков, полученных в курсе алгебры 7-8 класса, что осуществляется как при изучении нового материала, так и при проведении обобщающего повторения. Учащиеся систематически изучают теорию уравнений и неравенств, знакомятся с основными тригонометрическими функциями, овладевают тождественными преобразованиями, свойствами числовых последовательностей, решают простейшие комбинаторные и вероятностные задачи.

Образовательный потенциал группы не достаточно сильный. Исходя из этого, при организации образовательного процесса предполагается создание авторских опорных конспектов, организация тренинговых занятий по отработке основных вычислительных навыков и методов решения уравнений и неравенств, решение жизненно-практических задач.

Авторское видение математического образования в рамках данной рабочей программы заключается в широком использовании новых информационных технологий, которые нашли свое применение в каждой школе. При планировании учебного времени на освоение курса алгебры 9 класса, предусмотрены:

  • использование электронных учебных пособий,

  • реализация ученических проектов;

  • применение современных информационных технологий компьютерных и мультимедийных продуктов;

  • интерактивное оборудование.

Тематическое планирование курса алгебры - 9 класс, общеобразовательный уровень

п/п

Содержание учебного материала

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

2

Рациональные неравенства и их системы

15

15

3

Системы уравнений

19

16

4

Числовые функции

25

22

5

Прогрессии

15

16

7

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятности.

13

12

8

Итоговое повторение.

15

21

итого







102 ч.


Распределение часов в соответствии с тематическим планированием объясняется следующим образом:

  • часы обобщающего повторения распределены итоговое повторение. Основные вопросы: алгебраические действия с дробями, основные функции: квадратичная, обратная пропорциональность, квадратного корня; решение уравнений и неравенств – база, на которой будет строиться образовательный процесс курса алгебры в 9 классе. Цель обобщающего повторения – систематизация всего теоретического материала и практических навыков решения задач.

  • незначительное уменьшение количества часов на темы: рациональные неравенства и их системы, системы уравнений и числовые функции оправдано тем, что именно при изучении этих тем предполагается активное использование цифровых образовательных ресурсов, что позволяет оптимизировать образовательный процесс. Кроме этого – это несколько знакомые понятия для обучающихся 9 класса, тогда как прогрессии и вопросы стохастической линии являются совершенно новыми для данной категории обучающихся.


Поурочное планирование

№ урока

Содержание учебного материала

Количество часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Рациональные неравенства и их системы

14













Линейные и квадратные неравенства (повторение)

2




Иметь представление о решении линейных и квадратных неравенств с одной переменной.

Знать, как проводить исследование функции на монотонность.

Уметь:

– решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной, содержащие модуль;

– решать неравенства, используя графики.






Решение линейных и квадратных неравенств

1

Объяснение нового материала

Фронтальный индивидуальный



Решение неравенств и систем неравенств различной сложности

1

комбинированный

Фронтальный индивидуальный




Рациональные неравенства

5




Иметь представление о решении рациональных неравенств методом интервалов.

Знать и применять правила равносильного преобразования неравенств

Уметьрешать дробно-рациональные неравенства методом интервалов






Понятие рациональных неравенств, решение неравенств методом интервалов

1

Изучение нового материала

Фронтальный индивидуальный



Решение рациональных неравенств методом интервалов

1

комбинированный

Фронтальный индивидуальный



решение рациональных неравенств методом интервалов




комбинированный

Фронтальный индивидуальный



решение рациональных неравенств методом интервалов




комбинированный

Фронтальный индивидуальный



Решение рациональных неравенств различного уровня сложности методом интервалов

1

комбинированный

Фронтальный индивидуальный




Множества и операции над ними

3












Множества и операции над ними

1

Изучение нового материала

Знать определение простейшие понятия теории множеств.

Уметь задавать множества, производить операции над множествами

Фронтальный индивидуальный



Решение упражнений - операции над множествами

1

комбинированный

Фронтальный индивидуальный



Решение упражнений - операции над множествами




комбинированный

Фронтальный индивидуальный




Системы рациональных неравенств

4












Решение простейших систем линейных неравенств

1

Изучение нового материала

Знать способы решения систем рациональных неравенств.

Уметь:

- решать системы линейных и квадратных неравенств,

-решать двойные неравенства,

-решать системы простых рациональных неравенств методом интервалов,

– решать системы квадратных неравенств, используя графический метод

Фронтальный индивидуальный



Алгоритм решения систем квадратных неравенств

1

комбинированный

Фронтальный индивидуальный



Решение двойных неравенств; понятие дробно-рациональных неравенств

1

комбинированный с/р

Фронтальный индивидуальный



Решение системы неравенств с модулем; системы рациональных неравенств различной сложности

1

комбинированный

Фронтальный индивидуальный



Контрольная работа №2 по теме: Рациональные неравенства и их системы

1

Контроль знаний и умений

индивидуальный

Системы уравнений

18













Основные понятия

5












Основные понятия

1

комбинированный

Иметь понятие о решении системы уравнений и неравенств.

Знать равносильные преобразования уравнений и неравенств с двумя 17/10переменными. Уметь определять понятия, приводить доказательства.

фронтальный индивидуальный



Основные понятия

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный




Методы решения систем уравнений

8












решение системы уравнений методом подстановки

1

комбинированный

Знать алгоритм метода подстановки.

Уметь решать системы уравнений методом подстановки, методом алгебраического сложения, методом введения новых переменных.

фронтальный индивидуальный



решение системы уравнений методом подстановки

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



решение системы уравнений методом алгебраического сложения




комбинированный

фронтальный индивидуальный



решение системы уравнений методом алгебраического сложения

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



решение системы уравнений методом замены переменных

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



решение системы уравнений различными методами

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Равносильность систем уравнений

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Равносильность систем уравнений

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный




Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций

5












Модель решения задач на натуральные числа. Составление системы уравнений по условию задачи

1

комбинированный

нать, как составлять математические модели реальных ситуаций и работать с составленной моделью.

Уметь составлять математические модели реальных ситуаций и работать с составленной моделью.

фронтальный индивидуальный



Модель решения задач на движение по дороге. Составление системы уравнений по условию задачи

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Модель решения задач на движение по воде. Составление системы уравнений по условию задачи

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Модель решения задач на проделанную работу. Составление системы уравнений по условию задачи

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Решение системы уравнений по условию задачи различной ситуации

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Контрольная работа №3 по теме: системы уравнений

1

Контроль знаний и умений

Уметь, решая практические задачи, составлять математические модели реальных ситуаций и работать с составленной моделью.


индивидуальный

Числовые функции

22













Определение числовой функции. Область определения, область значений функции.

4












Определение числовой функции, ее область определения и области значения.

1

комбинированный

Знать определения числовой функции, области определения, области значения функции, графика функции.

Уметь находить область определения функции

фронтальный индивидуальный



Нахождение области определения и области значения числовой функции

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Нахождение области определения и области значения числовой функции

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Нахождение области определения и области значения числовой функции

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Контрольная работа « Числовые функции. Область определения, область значения»







индивидуальный




Способы задания функций

2












Аналитический, графический, табличный способ задания функций

1

комбинированный

Знать способы задания функции: аналитический, графический, табличный, словесный.

Уметь:

-при задании функции применять различные способы: аналитический, графический, табличный, словесный,

- решать графически уравнения.

фронтальный индивидуальный



Словесный способ задания функции

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный




Свойства функций

5












Основные свойства различных функций(монотонность, ограниченность, выпуклость, наибольшее и наименьшее значение и непрерывность). Исследование функций y=c;

1

комбинированный

Знать свойства функции: монотонность, наибольшее и наименьшее значения функции, ограниченность, выпуклость и непрерывность.

Уметь исследовать функции на монотонность, наибольшее и наименьшее значение, ограниченность, выпуклость и непрерывность.


фронтальный индивидуальный



Исследование функций

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Описание свойств различных функций (решение задач)

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Описание свойств различных функций (решение задач)

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Описание свойств различных функций (решение задач)

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный




Четные и нечетные функции

2












Понятие четности и нечетности функции, алгоритм исследования функции на четность и нечетность

1

комбинированный

Знать понятия четной и нечетной функции, алгоритм исследования функции на чётность и нечётность.

Уметь применять алгоритм исследования функции на четность и строить графики четных и нечетных функций.

фронтальный индивидуальный



Графики четной и нечетной функции

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный




Функции , их свойства и графики

2












Степенная функция с натуральным нечетным показателем. Чтение графика функции и графическое решение неравенства

1

комбинированный

Знать о понятии степенной функции с натуральным показателем, о свойствах и графике функции.

Уметь:

- определять графики функций с четным и нечетным показателем,

-строить и читать графики степенных функций.

фронтальный индивидуальный



Решение заданий на построение функций с натуральным показателем. Нахождение точек пересечения графиков функций

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный




Функции , их свойства и графики

2












Степенная функция с отрицательным целым, нечетным показателем и ее свойства. Чтение графика функции

1

комбинированный

Знать о понятии степенной функции с отрицательным целым показателем, о свойствах и графике функции.

Уметь:

- определять графики функций с четным и нечетным отрицательным целым показателем,

-решать графически уравнения,

-строить графики степенных функций с любым показателем степени,

-читать свойства по графику функции,

-строить графики функций по описанным свойствам.

фронтальный индивидуальный



Построения функций с отрицательным целым показателем

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Функция , ее свойства и график

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Функция , ее свойства и график

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Функция , ее свойства и график

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Контрольная работа №4

1

Контроль знаний и умений




индивидуальный

Прогрессии

16













Числовые последовательности

4












Понятие числовой последовательности. Последовательности, заданные с помощью формулы -го члена и словесно.

1

комбинированный

Знать определение числовой последовательности, способы задания числовой последовательности.

Уметь задать числовую последовательность аналитически, словесно, рекуррентно.

фронтальный индивидуальный



Последовательности, заданные рекуррентной формулой. Свойства числовых последовательностей.

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Составления формулы -го члена последовательности по первым его членам. Решение заданий повышенной сложности

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Составления формулы -го члена последовательности по первым его членам.

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный




Арифметическая прогрессия

5












Понятие арифметической прогрессии и разности арифметической прогрессии

1

комбинированный

Знать определение и формулу n-го члена арифметической прогрессии, формулу суммы членов конечной арифметической прогрессии, характеристическое свойство арифметической прогрессии.

Уметь:

-применять формулы n-го члена арифметической прогрессии, суммы членов конечной арифметической прогрессии при решении задач,

- применять характеристическое свойство арифметической прогрессии при решении математических задач.

фронтальный индивидуальный



Вывод формулы -го члена арифметической прогрессии. Решение заданий с применением этой формулы

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Вывод формулу суммы членов конечной арифметической прогрессии. Решение заданий с применением этой формулы

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Характеристическое свойство арифметической прогрессии. Решение задач на применение формул суммы и -го члена арифметической прогрессии

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Решение задач на применение формул суммы и -го члена арифметической прогрессии

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный




Геометрическая прогрессия

6












Понятие геометрической прогрессии и знаменатель геометрической прогрессии

1

комбинированный

Знать определение и формулу n-го члена геометрической прогрессии, формулу суммы членов конечной геометрической прогрессии, характеристическое свойство геометрической прогрессии.

Уметь применять формулу n-го члена геометрической прогрессии, формулу суммы членов конечной геометрической прогрессии, характеристическое свойство геометрической прогрессии при решении задач.

фронтальный индивидуальный



Вывод формулы -го члена геометрической прогрессии. Применением данной формулы

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Вывод формулы суммы членов конечной геометрической прогрессии

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Характеристическое свойство геометрической прогрессии. Решение задач

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Применения формул суммы, -го члена и характеристического свойства геометрической прогрессии

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Решение комбинированных задач арифметической и геометрической прогрессии

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Контрольная работа №5 по теме: прогрессии

1

Контроль знаний и умений

Уметь решать задания на применение свойств арифметической и геометрической прогрессии

индивидуальный

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

12













Простейшие комбинаторные задачи. Правило умножения. Перестановки

3




Знать, как решать простейшие комбинаторные задачи, рассматривая дерево возможных вариантов, правило умножения

Уметь решать простейшие комбинаторные задачи, рассматривая дерево возможных вариантов, правило умножения.






Правило умножения. Дерево вариантов

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Перестановки. Формула числа перестановок. Понятие факториала числа

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Решение простейших комбинаторных задач

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный




Статистика-дизайн информации

3












Общий ряд данных. Варианты и их кратности.

1

комбинированный

Знать статистические методы обработки информации, числовые характеристики информации.

Уметь указывать общий ряд данных измерений, наименьшую и наибольшую варианты, определять кратность варианты, процентную частоту, строить многоугольник процентных частот

фронтальный индивидуальный



Полигон распределения данных. Гистограмма

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Числовые характеристики выборки (размах, мода, среднее значение)

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Кривая нормального распределения. Решение задач


1

комбинированный

фронтальный индивидуальный




Простейшие вероятностные задачи

3












Простейшие вероятностные задачи

1

комбинированный

Знать классическую вероятностную схему, классическое определение вероятности, понятия случайное событие, достоверное и невозможное события, несовместные события, события, противоположные данному событию.

Уметь находить вероятность события

фронтальный индивидуальный



Простейшие вероятностные задачи

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Простейшие вероятностные задачи

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный




Экспериментальные данные и вероятности событий

2












Экспериментальные данные и вероятности событий

1

комбинированный

Иметь представление о статистической устойчивости, статистической вероятности.

Уметь решать простейшие статистические

фронтальный индивидуальный



Экспериментальные данные и вероятности событий

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Контрольная работа №6 по теме: Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

1

Контроль знаний и умений

индивидуальный

Итоговое повторение курса алгебры 9 класса

11












Рациональные неравенства и их системы

1

комбинированный

Уметь:

-выполнять разложение многочленов на множители с помощью нескольких способов,

-выполнять многошаговые преобразования целых и дробных выражений, применяя широкий набор изученных алгоритмов,

-выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целями показателями, квадратные корни.

Уметь:

-решать целые и дробно-рациональные уравнения,

-применять при решении уравнений алгебраические преобразования, а также такие приемы, как разложение на множители, замена переменной,

-решать уравнения графически.

Уметь решать системы линейных равнений и системы, содержащие нелинейные уравнения, способами подстановки и сложения.

Уметь:

-решать линейные неравенства с одной переменной и их системы, требующих алгебраических преобразований,

-выбирать решения, удовлетворяющие дополнительным условиям,

-решать квадратные неравенства и системы

Уметь:

-строить графики изученных функций,

-использовать графические представления для ответа на вопросы, связанные с исследованием функций.

фронтальный индивидуальный



Решение рациональных неравенств различного уровня сложности методом интервалов

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Решение систем уравнений

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Решения задач на движение по воде (дороге), работу, натуральные числа

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Числовые функции. Исследование функций

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Степенная функция, ее свойства и график

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Решение задач на арифметическую прогрессию

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Решение задач на геометрическую прогрессию

1

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Итоговое тестирование

1

комбинированный

индивидуальный

-

Решение задач по курсу алгебры 7-9

9

комбинированный

фронтальный индивидуальный



Итоговая контрольная работа за год

1

Контроль знаний и умений

Уметь:

-составлять уравнения прямых и парабол по заданным условиям.

индивидуальный



Анализ контрольной работы

1











ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

9 КЛАССОВ

В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать:

  • существо понятия математического доказательства; примеры до­казательств;

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравен­ства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать ре­альные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необ­ходимости расширения понятия числа;

  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной дейст­вительности математическими методами, примеры ошибок, воз­никающих при идеализации;

В результате изучения математики ученик должен уметь:

Арифметика

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычита­ние двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, ум­ножение однозначных чисел, арифметические операции с обык­новенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;

  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;

  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в не­сложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;

  • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближе­ния чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку число­вых выражений;

  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, ско­рости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;

  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношени­ем и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки ре­зультата вычисления с использованием различных приемов;

  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;

Алгебра

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подста­новку одного выражения в другое; выражать из формул одну пере­менную через остальные;

  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателя­ми, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять раз­ложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

  • применять свойства арифметических квадратных корней для вы­числения значений и преобразований числовых выражений, со­держащих квадратные корни;

  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравне­ния, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и не­сложные нелинейные системы;

  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретиро­вать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • изображать числа точками на координатной прямой;

  • определять координаты точки плоскости, строить точки с задан­ными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;

  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; ре­шать задачи с применением формулы общего члена и суммы не­скольких первых членов;

  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, гра­фиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

  • определять свойства функции по ее графику; применять графиче­ские представления при решении уравнений, систем, неравенств;

  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выра­жающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

  • моделирования практических ситуаций и исследовании построен­ных моделей с использованием аппарата алгебры;

  • описания зависимостей между физическими величинами соответ­ствующими формулами при исследовании несложных практиче­ских ситуаций;

  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величина­ми;

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие след­ствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утвержде­ний;

  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграм­мах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;

  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умноже­ния;

  • вычислять средние значения результатов измерений;

  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;

  • находить вероятности случайных событий в простейших случаях;

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по алгебре.

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по алгебре.


Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания

  • учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2. Оценка устных ответов обучающихся по алгебре.


Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

  • возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.