Главная страница

«Сложение чисел с разными знаками»



Скачать 57.45 Kb.
Название«Сложение чисел с разными знаками»
Дата05.04.2016
Размер57.45 Kb.
ТипУрок



Конспект урока математики в 6 классе
Учитель математики и информатики

МБОУ ХМР СОШ п. Луговской

Михалева Светлана Анатольевна
Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками».
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цели урока:

образовательная:

развивающая:

  • развивать память, развивать математическую речь;

воспитательная:


Задачи :

- Пробудить интерес к дальнейшему изучению положительных и отрицательных чисел;

- Вызвать стремление к изучению истории математики;

- Развивать математическую речь учащихся.
Оборудование: презентация, средства программы Smart Note Board.

 

Этапы урока:

  1. Организационный момент 1 минута;

  2. Актуализация знаний 5 минут;

  3. Изучение нового материала 13 минут;

  4. Упражнения на закрепление знаний 5 минут;

  5. Динамическая пауза 2 минуты;

  6. Историческая справка 4 минуты;

  7. Работа по учебнику 4 минуты;

  8. Подведение итогов урока 3 минуты;

  9. Организация работы дома 2 минуты;

  10. Рефлексия 1 минута.



Ход урока
I. Организационный момент:

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем изучать положительные и отрицательные числа. Вы уже умеете складывать отрицательные числа, а сегодня научитесь складывать числа с разными знаками. Итак, тема нашего урока «Сложение чисел с разными знаками». Это первый урок по данной теме. Цель нашего сегодняшнего урока – сформулировать правило по сложению чисел с разными знаками и научиться складывать числа с разными знаками, а также развивать память, логическое мышление и математическую речь.

(Слайд 1)

II. Актуализация знаний:

– Повторим материал прошлого урока. Найдите модуль числа:

|-8,4|, |120|, |-63|, |-0,3|, |-8,045|, |-12|, |-34,5|

(Слайд 2)

  1. Найти правильный ответ при сложении отрицательных чисел:

-9 + (-3); -4,8 + 4,8; -2 + (-8,2); 17,3 + (-7); -8,4 + (-0,4).

(Слайд 3-8)

  1. Правильно ли расположены числа в порядке возрастания? Проверьте:

-21,5; -11; -10,2; -10,5; -7; 3,2; 10?

(Слайд 9)

– Какими правилами вы пользовались при сравнении чисел?

– Как сравнивают положительные и отрицательные числа?

– Как сравнивают два отрицательных числа?

III. Изучение нового материала:

– Ребята, откройте тетради, запишите число и тему урока «Сложение чисел с разными знаками».

– Сейчас давайте разберём сложение чисел с разными знаками сначала на термометре, а затем на координатной прямой.

– На интерактивной доске, используя виртуальный термометр программы Smart Board, сложим числа 9+(-6) и 9+(-12), объясним сложение и запишем примеры на интерактивной доске.

– На интерактивной доске, используя виртуальную координатную прямую программы Smart Board, покажите сложение этих же чисел 9+(-6) и 9+(-12), объясните сложение и запишите на интерактивной доске. Сделайте вывод. (Учащиеся отвечают).

–Да, действительно, в результате сложения чисел с разными знаками может получиться как отрицательное, так и положительное число.

– Как вы считаете, ребята, от чего зависит знак суммы? (Учащиеся отвечают).

– Правильно, от знака большего модуля.

– Кто из вас может уже сейчас сформулировать правило сложения чисел с разными знаками?

– Откройте учебник на странице 180, выучите правило и расскажите друг другу.

– На практике чаще поступают по-другому: сначала определяют знак и ставят его, а затем из большего модуля вычитают меньший. Давайте посмотрим, как правильно нужно оформлять такие примеры: -19 + 14 = - (19 - 14) = -5.

(Слайд 10)

– Выполните задание: разделите следующие примеры, не выполняя вычислений, на две группы: с положительными и отрицательными ответами. (Учащиеся выполняют задание).

– Что можно сказать о модулях слагаемых?

– Какой знак имеет сумма?

(Слайд 11)

– Объясните решение примеров: 26 + (-6); -5,7 + 3,4

(Слайд 12)

IV. Упражнения на закрепление знаний:

– Предлагаю вам выполнить примеры на закрепление нового материала. Первый пример мы разберем с вами вместе, а остальные вы решите в тетради самостоятельно. Для проверки один ученик будет работать на интерактивной доске.

(Слайд 13)

V. Динамическая пауза:

– Пора немного отдохнуть. Предлагаю всем встать на «физминутку». Постарайтесь выполнять упражнения активно, так, как это показано на интерактивной презентации.

VI. Историческая справка:

– Ребята, проверьте свои записи, сравнив их с ответами на доске. Поднимите руку, у кого все правильно.

– У кого одна ошибка? (Выяснить в каком примере, решить у доски).

– Теперь предлагаю вам заменить ответы соответствующими буквами и расшифрованное слово записать в тетради.

– Какое слово получили? Правильно, Брахмагупта.

(Слайд 14)

– Как вы думаете, что обозначает это слово? Оказывается Брахмагупта – индийский математик, который жил в VII веке. Одним из первых он начал использовать положительные и отрицательные числа. Положительные числа он называл «имущество», отрицательные – «долги». Вот как в рукописях VII в. излагались правила сложения и вычитания:

«Сумма двух имуществ есть имущество»;

«Сумма двух долгов есть долг»;

«Сумма имущества и долга равна их разности».

– Переведите эти древнеиндийские правила на современный язык математики. У вас получилось правило сложения положительных чисел, отрицательных и чисел с разными знаками.

(Слайд 15-16)

VII. Работа по учебнику:

– Закрепление материала продолжим по учебнику. Откройте учебники на странице 181, найдите и выполните №1066 (1,2 строчки). Решайте самостоятельно, а если у кого-нибудь возникнут вопросы, поднимите руку – я подойду и помогу вам разобраться.

– Проверяем устно по цепочке.

– Ребята, поднимите руку, у кого все правильно.

– У кого одна ошибка? (Выяснить в каком примере, решить у доски).

– У кого одна ошибка? (Выяснить в каком примере, решить у доски).

VIII. Подведение итогов урока:

– Давайте подведем итоги урока. Вначале урока мы ставили цели. Сумели ли их достичь?

  • Какую тему мы изучали сегодня на уроке?

  • Что надо сделать, чтобы сложить два числа с разными знаками?

– Вы молодцы все работали хорошо. Оценки за урок получают самые активные.

IX. Организация работы дома:

– Дома для закрепления изученного материала вам необходимо выполнить задания: п. 33 (читать, учить правило, устно ответить на вопросы на стр. 181), № 1081 (а – л); № 1083.

X. Рефлексия:

– Сегодня вы работали очень хорошо. А как каждый из вас оценивает свою активность и работу на уроке, мы сейчас узнаем. На интерактивной доске рисунок солнца и смайлики. Кто доволен своей работой на уроке, выберите смайлик с хорошим настроением. А если вы были не совсем активны, то поднимите смайлик с грустным настроением, все смайлики нужно прикрепить к лучику солнца.

– Спасибо за урок. Успехов вам в изучении математики. Урок закончен.