|
Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа учебного курса по математике в 7 классе составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта , БУПом 2004 года и с учетом рекомендаций авторских программ по алгебре А.Г. Мордковича, и Л.С. Атанасяна по геометрии. Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудности;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Задачи курса:
- развитие и углубление вычислительных навыков и умений до уровня, позволяющего уверенно применять знания при решении задач математики, физики и химии:
- формирование понятие функции;
- систематизация и обобщение сведений о преобразовании выражений, решении линейных уравнений;
- изучение формул сокращенного умножения и применение этих формул при преобразовании выражений и решении уравнений;
- введение понятия системы линейных уравнений, решение систем уравнений и текстовые задачи с помощью систем;
- расширение понятие степени с натуральным показателем;
- изучение начального курса статистики и теории вероятностей;
- формирование умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий на уроках геометрии.
Курс математики 7 класса состоит из следующих предметов: «Алгебра», «Геометрия», «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятности», которые изучаются блоками. В соответствии с этим составлено тематическое планирование.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики в 7 классе предусмотрено 5 часов в неделю, всего в год 170 часов, из них:
геометрия изучается в течение всего учебного года - 2 часа в неделю,
алгебра изучается в течение всего учебного года - 3 часа в неделю
В целях усиления развивающих функций задач по геометрии, развития творческой активности учащихся, активизации поисково-познавательной деятельности используются творческие задания, задачи на моделирование, конструирование геометрических фигур, задания практического характера.
Контрольных работ – 11, из них 6 – по алгебре, 4 – по геометрии и одна итоговая.
Количество часов по четвертям
| I
| II
| III
| IV
| Всего
| 7 класс
| 45
| 35
| 50
| 40
| 170
| Контрольные работы по четвертям
| I
| II
| III
| IV
| Всего
| 7 класс
|
|
|
|
|
| Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Данной программой предусмотрено, чтобы в процессе изучения учащиеся овладеют системой математических знаний и умений и будут:
- иметь представления о числовых и алгебраических выражениях, о математическом языке и о математической модели, о линейном уравнении как математической модели
реальных ситуаций.
- знать определение степени с натуральным показателем, свойства степеней.
- уметь выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
- знать определение одночлена, его стандартный вид.
- уметь выполнять сложение, вычитание, умножение, возведение одночлена в
натуральную степень, деление одночлена на одночлен.
- знать определение многочлена, его стандартный вид.
- уметь выполнять сложение, вычитание, умножение, деление многочленов.
- знать формулы сокращенного умножения.
- уметь применять формулы сокращенного умножения для преобразования целых выражений в многочлены и для разложения многочленов на множители, комбинировать различные приемы.
- иметь представления об алгебраических дробях.
- уметь сокращать алгебраические дроби.
- знать основные функциональные понятия и графики функций у = кх+в, у = кх.
- уметь строить и читать графики линейной функции, находить наибольшее и наименьшее
значения линейной функции на заданном промежутке.
- знать определение, свойства, график функции у=х2 , понятие о непрерывных и разрывных функциях, функциональную символику.
- уметь находить наибольшее и наименьшее значения на заданных промежутках, строить и читать графики функции у = х2, «кусочных» функций, решать уравнения графическим способом.
- знать основные способы решения систем линейных уравнений с двумя переменными: метод подстановки, метод алгебраического сложения, графический метод.
- уметь решать системы линейных уравнений с двумя переменными.
- уметь применять решение систем линейных уравнений при решении текстовых задач
-знать, сколько прямых можно провести через две точки, сколько общих точек могут иметь две прямые, какая фигура наз. отрезком, лучом, углом.
-уметь обозначать точки, отрезки, лучи, прямые и углы на рисунках, изображать отрезки, лучи, прямые и углы, возможные случаи взаимного расположения точек, отрезков, лучей и прямых.
-знать, какие геометрические фигуры называются равными, что называется серединой отрезка, биссектрисой угла, единицы измерения отрезков и углов, виды углов.
-уметь сравнивать отрезки и углы, находить градусную меры углов с помощью
Транспортира,
-знать определение и свойства смежных, вертикальных углов, перпендикулярных прямых.
-уметь строить смежные, вертикальные углы, находить их на рисунке, решать
задачи.
-знать определение треугольника и его элементов, равных треугольников,
перпендикуляра, медианы, биссектрисы, высоты треугольника, равнобедренного и
равностороннего треугольников
-уметь доказывать 1,2,3 признаки равенства треугольников, теорему о свойствах
равнобедренного треугольника, использовать их при решении задач.
-знать определение окружности и её элементов.
-уметь выполнять простейшие построения с помощью циркуля и линейки, применять их при решении задач.
-знать определение параллельных прямых, накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, формулировки признаков параллельности прямых, аксиому параллельных прямых, следствия из неё.
-уметь показать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых, свойства параллельных прямых и использовать их при решении задач.
-знать определение внешнего угла, остроугольного, тупоугольного, прямоугольного треугольников,
-уметь доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствия, теорему о
соотношениях между сторонами и углами треугольника и следствия из неё, т. о
неравенстве треугольника, применять их при решении задач.
-знать, что наз. наклонной, расстоянием от точки до прямой и расстоянием между параллельными прямыми.
-уметь доказывать свойство перпендикуляра, решать задачи на построение треугольника по трем элементам.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчётов по формулам, составления формул, выражающих зависимость между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах
моделирования практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры; описания зависимости между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
Математический язык. Математическая модель – 8 ч.,
из них контрольная работа - 1ч.
Числовые и алгебраические выражения. Что такое математический язык. Что такое математическая модель. Линейное уравнение с одной переменной. Координатная прямая
Линейная функция 14 ч., из них контрольная работа - 1ч.
Координатная плоскость. Линейное уравнение с двумя переменными и его график. Линейная функция и ее график. Линейная функция y = kx. Взаимное расположение графиков линейных функций.
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными – 12 ч,
из них контрольная работа - 1ч
Основные понятия. Метод подстановки. Метод алгебраического сложения. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций.
Степень с натуральным показателем и ее свойства – 9 ч, из них контр. работа - 1ч
Что такое степень с натуральным показателем? Таблицы основных степеней. Свойства степени с натуральным показателем. Умножение и деление степеней с одинаковым показателем. Степень с нулевым показателем.
Одночлены. Арифметические операции над одночленами – 9 ч,
из них контрольная работа - 1ч
Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена. Сложение и вычитание одночленов.
Умножение одночленов. Возведение одночлена в натур степень. Деление одночлена на одночлен.
Многочлены. Арифметические операции над многочленами – 19 ч,
из них контрольная работа - 2ч
Основные понятия. Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочлена на одночлен.
Умножение многочлена на многочлен. Формулы сокращенного умножения. Деление многочлена на одночлен.
Разложение многочленов на множители – 19 ч, из них контр. работа - 1ч
Что такое разложение многочлена на множители и зачем оно нужно. Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения. Комбинированные примеры, связанные с разложением многочлена на множители. Сокращение алгебраических дробей. Тождества.
Функция 8 ч, из них контрольная работа - 1ч
Функция и ее график. Графическое решение уравнений. Что означает в математике запись у = f(x).
Простейшие комбинаторные задачи – 2ч.
Знакомство с простейшими комбинаторными задачами
Начальные геометрические сведения– 13 ч, из них контрольная работа - 1ч.
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка.
Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы и их свойства.
Перпендикулярные прямые.
Треугольники– 16ч, из них контрольная работа - 1ч.
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Параллельные прямые - 13 ч, из них контрольная работа - 1ч.
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Соотношения между сторонами и углами треугольника – 9 ч,
из них контрольные работы - 1ч.
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника.
Прямоугольные треугольники - 11, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Повторение – 10 ч, из них контрольная работа - 1ч.
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
Оценка устных ответов обучающихся.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя
Ответ оценивается отметкой «4»,если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Литература для учителя 1. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений/ А. Г. Мордкович. – 12-е изд., М.: Мнемозина 2009 г.;
2. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений/ [А. Г. Мордкович и др.]; под ред. А.Г.Мордковича.– 12-е изд., испр. - М.: Мнемозина 2009 г.;
3. А. Г. Мордкович Алгебра 7-9 класс. Пособие для учителей М.: Мнемозина 2004 г.;
4. А. Г. Мордкович, Е. Е. Тульчинская Алгебра 7 класс. Контрольные работы - М.: Мнемозина 2005 г.;
5. Л. А. Александрова, Алгебра 7 класс. Самостоятельные работы. М.: Мнемозина 2006 г.
6. Жохов В.И., Карташнва Г.Д., Крайнева Л.Б. Уроки геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации для учителя к учебнику Атанасяна Л.С. и др. –
М.: Вербум-М, 2004. -248 с.
7. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А. и др. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Метод. Рекомендации кучебнику: Книга для учителя. – М.:
Просвещение, 2003. – 255 с.
8. Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии 7 класс. – М.: Просвещение, 2006. – 128 с. Литература для учащихся 1. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. Г. Мордкович. – 12-е изд., М.: Мнемозина 2009 г.;
2. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений/ [А. Г. Мордкович и др.]; под ред. А.Г.Мордковича.– 12-е изд., испр. - М.: Мнемозина 2009 г.;
3. Атанасян Л.С.,. Геометрия 7 – 9 кл. М.: Просвещение, 2010.
Учебно-тематический план 7 класс
| Содержание учебного материала
| Кол – во
часов
|
| Повторение . Вводная контрольная работа
| 4 ч
|
| Математический язык. Математическая модель.
| 8 ч
| § 1.
| Числовые и алгебраические выражения.
| 2
| § 2.
| Что такое математический язык.
| 1
| § 3.
| Что такое математическая модель.
| 1
| § 4.
| Линейное уравнение с одной переменной.
| 2
| § 5.
| Координатная прямая.
| 1
|
| Контрольная работа.
| 1
|
| Начальные геометрические сведения.
| 13 ч
| 1-2
| Прямая и отрезок.
| 1 ч
| 3-4
| Луч и угол
| 1 ч
| 5-6
| Сравнение отрезков и углов.
| 2 ч
| 7-8
| Измерение отрезков.
| 1 ч
| 9-10
| Измерение углов.
| 1 ч
| 11
| Смежные и вертикальные углы
| 2 ч
| 12-13
| Перпендикулярные прямые
| 2 ч
|
| Решение задач
| 2 ч
|
| Контрольная работа.
| 1 ч
|
| Линейная функция.
| 14 ч
| § 6.
| Координатная плоскость.
| 2
| § 7.
| Линейное уравнение с двумя переменными и его график.
| 3
| § 8.
| Линейная функция и ее график.
| 3
| § 9.
| Линейная функция y=kx.
| 3
| §10.
| Взаимное расположение графиков линейных функций.
| 2
|
| Контрольная работа.
| 1
|
| Треугольники.
| 16 ч
| 14-15
| Первый признак равенства треугольников.
| 2 ч
| 16-17
| Медианы, биссектрисы и высоты треугольника
| 2 ч
| 18
| Свойства равнобедренного треугольника.
| 2 ч
| 19-20
| Второй и третий признаки равенства треугольников.
| 4 ч
| 21-23
| Задачи на построение.
| 3 ч
|
| Решение задач.
| 2 ч
|
| Контрольная работа.
| 1 ч
|
| Система двух линейных уравнений с двумя переменными.
| 12 ч
| §11.
| Основные понятия.
| 1
| §12.
| Метод подстановки.
| 3
| §13.
| Метод алгебраического сложения.
| 3
| §14.
| Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций.
| 4
|
| Контрольная работа.
| 1
|
| Параллельные прямые.
| 13 ч.
| 24-26
| Признаки параллельности двух прямых.
| 4 ч
| 27-29
| Аксиома параллельных прямых.
| 5 ч
|
| Решение задач
| 3 ч
|
| Контрольная работа.
| 1 ч
|
| Степень с натуральным показателем и ее свойства.
| 9 ч
| §15.
| Что такое степень с натуральным показателем.
| 1
| §16.
| Таблица основных степеней.
| 1
| §17.
| Свойства степени с натуральным показателем.
| 3
| §18.
| Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями.
| 2
| §19.
| Степень с нулевым показателем.
| 1
|
| Контрольная работа.
| 1
|
| Соотношение между сторонами и углами треугольника.
| 9 ч
| 30-31
| Сумма углов треугольника.
| 3
| 32-33
| Соотношение между сторонами и углами треугольника.
| 3
|
| Решение задач.
| 3
|
| Контрольная работа.
| 1
|
| Одночлены. Операции над одночленами.
| 9 ч
| §20.
| Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена.
| 2
| §21.
| Сложение и вычитание одночленов.
| 2
| §22.
| Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень.
| 2
| §23.
| Деление одночлена на одночлен.
| 2
|
| Контрольная работа.
| 1
|
| Многочлены. Арифметические операции над многочленами.
| 19 ч
| §24.
| Основные понятия.
| 1
| §25.
| Сложение и вычитание многочленов.
| 3
| §26.
| Умножение многочлена на одночлен.
| 3
| §27.
| Умножение многочлена на многочлен.
| 4
| §28.
| Формулы сокращенного умножения.
| 6
| §29.
| Деление многочлена на одночлен.
| 1
|
| Контрольная работа.
| 1
|
| Прямоугольные треугольники.
| 11 ч
| 34
| Некоторые свойства прямоугольных треугольников.
| 3 ч
| 35-36
| Признаки равенства прямоугольных треугольников.
| 3 ч
| 37-38
| Построение треугольника по трем элементам.
| 2 ч
|
| Решение задач
| 2 ч
|
| Контрольная работа.
| 1 ч
|
| Разложение многочлена на множители.
| 19 ч
| §30.
| Что такое разложение многочленов на множители.
| 1
| §31.
| Вынесение общего множителя за скобки.
| 2
| §32.
| Способ группировки.
| 3
| §33.
| Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения.
| 5
| §34.
| Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов.
| 4
| §35.
| Сокращение алгебраических дробей.
| 2
| §36.
| Тождества.
| 1
|
| Контрольная работа.
| 1
|
| Функция y=x².
| 8 ч
| §37.
| Функция y=x².
| 3
| §38.
| Графическое решение уравнений.
| 3
| §39.
| Что означает запись y=f(x).
| 1
|
| Контрольная работа.
| 1
|
| Итоговое повторение.
| 9 ч
|
| Годовая контрольная работа.
| 1
|
| Итого
| 170
| Контрольно-измерительные материалы
№
п/п
| Тема
| Дата
| Количество часов
| 1
| №1 «Математический язык. Математическая модель»
| 17.09.
| 1
| 2
| №2 «Начальные геометрические сведения».
| 06.10.
| 1
| 3
| № 3 «Линейная функция».
| 21.10.
| 1
| 4
| № 4 «Система двух линейных уравнений с двумя переменными»
|
| 1
| 5
| № 5 «Треугольники»
|
| 1
| 6
| № 6 «Степень с натуральным показателем и ее свойства»
|
| 1
| 7
| № 7 по теме «Одночлены. Операции над одночленами».
|
| 1
| 8
| № 8 «Параллельность прямых».
|
| 1
| 9
| № 9 «Многочлены. Арифметические операции над многочленами»
|
| 1
| 10
| № 10 «Соотношение между сторонами и углами треугольника».
|
| 1
| 11
| № 11 «Разложение многочлена на множители».
|
| 1
| 12
| №12 «Прямоугольные треугольники».
|
| 1
| 13
| № 13 «Функция y = x²».
|
| 1
|
| Итоговая контрольная работа
|
| 1
| |
|
|