|
Отечественная война 1812 года Окружающий мир (система Л. В. Занкова 4 класс)
Тема: Отечественная война 1812 года
Цели: дать представление о событиях Отечественной войны 1812 года и значении для России Бородинского сражения, создавать условия для формирования чувства гордости за свою страну и благодарность великим людям, служившим России.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийное оборудование, презентация.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
- Какой сейчас урок? Вы любите путешествовать?
И 100 ′ 3 я ИСТОРИЯ Сейчас на уроке окружающего мира мы отправимся в путешествие во времени! Поможет нам вот эта наука . Кто назвать сможет? - Что изучает история? ( это наука о прошлом человечества)
А мы знаем поговорку, что «Без прошлого нет настоящего и будущего
2. Актуализация опорных знаний.
- Итак, отправимся в путешествие во времени и вспомним, что мы знаем из истории нашей страны.
1) Как историки проанализируйте и определите лишнее слово в строке:
На интерактивной доске даны слова. Дети объясняют свой выбор.
Молодцы! За работу сюрприз – шарики.(анимация на доске)
2) В каждой строке цифры объедините в одно число. Что заметили? Прочитайте даты. Что общего у этих исторических дат? (события дат – великие битвы)
3) Расположите даты, исторические эпохи и битвы на ленте времени.
Сначала обсудите это в паре. Какой век? С кем и кто сражался?
Какое значение имели для России эти битвы?(они освободительные, страна не погибла, народ свободен и независим от других ни от шведов, ни от ига, ни от немцев, эти битвы показали, что русский народ не поставить на колени).
Постановка учебной задачи.
- Кто заметил еще одну новую дату в 1 задании?
- Какой век? Где место в ленте времени? (Новое время, 19 век)
- Что вы знаете? Хотите больше узнать?
- Какая тема урока? Что будем изучать?
Тема урока: «Отечественная война 1812 года»
Наша учебная задача исследовать события 1812 года.
Открытие нового знания. Решение учебной задачи.
- Как вы понимаете выражение «наполеоновские планы», которые часто говорят взрослые?(грандиозные, невыполнимые)
Беседа вступительная: В конце 18 века генерал Наполеон Бонапарт захватил власть во Франции и провозгласил себя императором.
В начале 19 века полумиллионная армия Наполеона завоевала всю Европу.
Учебник. Карту откройте на с. 106- Какие страны были им завоеваны?
- Какие еще нет? Наполеон заявил: «Я буду господином мира, остается одна Россия, но я раздавлю её». Что вас возмутило и не понравилось в этой фразе?
Составление плана изучения.
- Подумайте, какие вопросы нам предстоит узнать? Что хотели бы узнать?
План изучения темы:
Вторжение армии Наполеона в Россию
Бородинское сражение
Военный Совет и его решение.
Сопротивление русского народа.
Работа в группах
- Начинаем разбираться в деталях и для этого создадим 4 группы исследователей.
а) Распределитесь в группы.
б) Выслушайте задание:
Исследовать текст учебника
Найти ответ на пункт плана
Подобрать слова участников этой войны из исторических документов
Выступить с мини-докладом.
«Вторжение Наполеона»
Закончили исследование.
Сообщения детей
Беседа
-Когда началась война? Почему эта война называлась Отечественной?
Карта «Нашествие Наполеона»
- Обозначить сражения на карте.У какого города? Кто найдет?
Моделирование нашествия на интерактивной доске
- Кто принял командование? «Кутузов» Что говорили солдаты?
«Бородинское сражение»
Сообщение ученика;
Беседа
-Когда состоялась битва? (26августа) Что говорил Наполеон о битве?
«Самое страшное из моих сражений то, которое я дал под Москвой»
Слайды «Героизм воинов» .Дети читают тексты
Инсценировка на стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»
Ученик
в роли солдата
рассказывает стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»
Видеофильм «Бородинское сражение»
Какое значение для России имело Бородинское сражение?
«Военный совет»
Сообщение ученика
Беседа:
- Какое непростое решение принял Кутузов? На совете в Филях?
- Почему Совет решил оставить Москву французской армии?
- Может быть у кого-то другая точка зрения, кто думает иначе?
3) Что говорил Кутузов о Москве? «С потерей Москвы не потеряна Россия»
4) Какое событие произошло после того, как Наполеон занял Москву?
- Кто поджег Москву?
«Народное ополчение»
1) Чтение детьми текста слайда
2) Словарь. – Встретилось трудное новое слово. Объясним смысл с помощью «Словарь русского языка» Ожегова. ОПОЛЧЕНИЕ - это военное формирование, создаваемое в помощь действующей армии, преимущественно на добровольных началах.
3) Сообщение 4 группы «Сопротивление русского народа»
4) Какое значение имело народное ополчение?
5) Карта отступления
6) По какой дороге отступала армия Наполеона?
Почему Кутузов принял такое решение?
Обобщение
А теперь давайте обобщим.
- Почему Кутузов считал, что силы французской армии будут слабеть по мере их продвижения вглубь России, а силы русских возрастать?
Какое значение имела победа русского народа в Отечественной войне?
VI. Диагностика. Тесты 3 уровня сложности. Самостоятельная работа.
VII. Итог урока
- Что изучали на уроке? Какими способами? Понравился урок? Чем?
- Все ли мы знаем об Отечественной войне 1812г? |
|
|