|
VII. Задачи на смеси и сплавы. Решение задач на смеси и сплавы вызывают затруднения при решении у многих учащихся. Многие из них такие задачи не решают, а ставят ответы наугад. Поэтому необходимо уделить особое внимание этой теме.
Решение этих задач связано с понятиями «концентрация», «процентное содержание». Концентрацией вещества называют отношение массы этого вещества к массе всей смеси (раствора, сплава). Концентрация вещества выражается в процентах. Задачам этого типа уделялось большое внимание в старинных рукописях и «Арифметике» Л.Ф. Магницкого. Старинный способ решения задач позволяет получить правильный ответ. Задача.
У некоторого человека были продажные масла: одно ценною 10 гривен за ведро, другое 6 гривен за ведро. Захотелось ему сделать из этих двух масел, смешав их, масло ценою 7 гривен за ведро. Какие части этих двух масел нужно взять, чтобы получить ведро масла стоимостью 7 гривен?
Решение:
Друг над другом пишутся стоимости имеющихся масел, слева от них, примерно посередине, стоимость масла, которое должно получиться после смешения. Соединив записанные числа черточками, получим такую схему: 6
7
10
Рассмотрим пары 7 и 6; 7 и 10; В каждой паре из большего числа вычтем меньшее и результат запишем в конце соответствующей черточки. Получится такая схема:
6 3
7
10 1
Из этой схемы ясно, что дешевого масла нужно взять втрое больше, чем дорогого. Т.е. для получения одного ведра масла ценою 7 гривен нужно взять дорогого 1\4 ведра, а дешевого 3\4 ведра.
Обоснование старинного способа решения задач на смеси.
Пусть требуется смешать а%-й и b%-й растворы кислот, чтобы получить с%-й раствор. Пусть х г - масса а%-го раствора, у г – масса b%-го раствора. г – масса чистой кислоты в 1 растворе.
г – масса чистой кислоты во 2 растворе.
г – масса чистой кислоты в смеси.
ax + by = c(x +y)
(b – c)y = (c – a)x
x : y = (b – c) : (c – a) Такой же вывод дает схема: а b - c
с
b c - a x : y = (b – c) : (c – a) Современные задачи на смешение тоже могут быть решены этим старинным способом. Задача:
Имеются два раствора 68% и 78% серной кислоты. Сколько надо взять каждого раствора, чтобы получить 100 г 70%-го раствора серной кислоты?
Изобразим схему:
68 8
70
78 2
Найдем, в каком отношении нужно взять каждого раствора. Из схемы ясно, что 68%-го раствора следует взять 8 частей, 78%-го раствора – 2 части.
100 : 10 = 10г – на 1 часть
10 = 80г – 68% кислоты
10 = 20г – 78% кислоты Аналогично можно решить следующие задачи: 1. Имеются два слитка сплавов меди и олова. Первый содержит 40% меди, второй -32% меди. Какого веса должны быть эти слитки, чтобы после их совместной переплавки получить 8 кг сплава, содержащего 35% меди?
Ответ: 3 кг; 5 кг;
Решение: изобразим схему
3
35
32 5
Из схемы ясно, что первого следует взять 3 части, а второго 5 частей.
3+5=8, 8:8=1кг-на одну часть, следовательно первый слиток должен быть весом 3кг, второй 5кг.
(№800 2006г. Тестовые задания, Кокшетау) 2. Имеется лом стали двух сортов с содержанием никеля в 5 % и 40%. Сколько нужно взять каждого из этих сортов, чтобы получить 140 т стали с содержанием никеля в 30%? А) 40т; 85т.
В) 40т; 100т.
С) 35т; 150т.
D) 45т; 105т.
Е) 50т; 120.
(Вариант-13 №14 2003г.) 3. Один раствор содержит 30% (по объему) азотной кислоты, а второй 55% азотной кислоты. Сколько нужно взять первого и второго растворов, чтобы получить 100л 50%-ного раствора азотной кислоты? А) 25л; 75л.
В) 20л; 80л.
С) 40л; 60л.
D) 30л; 70л.
Е) 22л; 78л.
(Вариант-34 №14 2003г.)
(Вариант-14 №17 2006г.) Коды правильных ответов
Вот одна из часто встречаемых задач на практике: Имеется 240г 70% раствора уксусной кислоты. Нужно получить 6% раствор кислоты. Сколько граммов воды (0%-ый раствор) нужно прибавить к имеющемуся раствору? Решение:
Изобразим схему: 0 64
6
70 6 240 : 6 = 40г составляет одна часть, т.к. из схемы ясно, что уксусной кислоты следует взять 6 частей, воды 64 части.
40 = 2560г воды.
Ответ: 2560г воды. Аналогично можно решить следующие задачи. 1. Морская вода содержит 5% соли. Сколько килограммов пресной воды необходимо добавить к морской, чтобы содержание соли в последней составило 4%? А) 15кг.
В) 20кг.
С) 17кг.
D) 22кг.
Е) 18кг.
(Вариант-31 №30 2003г.) 2. К 15 литрам 10% раствора соли добавили 5% раствор соли и получили 8% раствор. Какое количество литров 5% раствора добавили? А) 10л.
В) 12л.
С) 15л.
D) 8л.
Е) 7л.
(Вариант-31 №14 2003г.) 3. Морская вода содержит 5% (по массе) соли. К 40 кг морской воды добавили пресной воды и содержание соли в полученной воде составило 2%. Масса добавленной пресной воды равна: А) 60кг.
В) 16кг.
С) 40кг.
D) 28кг.
Е) 80кг.
(Вариант-35 №2 2004г.) 4. Морская вода содержит 5% соли по массе. Сколько пресной воды нужно добавить к 5 л морской воды, чтобы концентрация соли составляла 1,5%? А) 40л.
В) 25л.
С) 42л.
D) 30л.
Е) 35л.
(Вариант-17 №2 2004г.) 5. Морская вода содержит по весу 5% соли. Сколько килограммов пресной воды нужно добавить к 80кг морской, чтобы содержание соли в последней составляло 2%? А) 122кг.
В) 121кг.
С) 120кг.
D) 123кг.
Е) 130кг.
(Вариант-34 №26 2005г.)
(Вариант-4 №25 2006г.) 6. К 15 литрам 10% раствора соли добавили 5% раствор соли и получили 8% раствор. Какое количество литров 5% раствора добавили? А) 15л.
В) 10л.
С) 7л.
D) 8л.
Е) 12л.
(Вариант-25 №27 2005г.) 7. Чтобы получить 50% раствор кислоты, надо к 30 г 15%раствора кислоты добавить 75% раствор этой же кислоты. Найти количество 75% раствора кислоты, которое надо добавить.
А) 42г.
В) 6г.
С) 150г.
D) 3г.
Е) 9г.
(Вариант-15 №25 2007г.) 8. Морская вода содержит 5% соли. Сколько килограммов пресной воды нужно добавить к 80кг морской, чтобы содержание соли в последней составляло 4%? А) 22кг.
В) 15кг.
С) 17кг.
D) 18кг.
Е) 20кг.
(Вариант-14 №25 2007г.)
Коды правильных ответов
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
| B
| A
| A
| E
| C
| B
| A
| E
|
VIII. Решение логарифмических и иррациональных уравнений. Ошибки, допускаемые учащимися при решении логарифмических уравнений, бывают связаны с неправильным применением формул для логарифмирования произведения, дроби и степени.
Используя формулы логарифмирования:
1) x > 0, y > 0,
2) a , a > 0
3) p – любое действительное число
Нужно помнить, что ОДЗ их левых и правых частей не совпадают. Правые части (1) и (2) имеют смысл, когда x > 0, y > 0.
Левые же части имеют смысл, когда знаки х и у совпадают. Следовательно, при переходе от выражения к выражению ОДЗ сужается, а это может привести к потере корней.
Правая часть (3) определена лишь при х > 0, а ОДЗ левой части зависит от показателя степени p. Если р – целое четное число, то левая часть (3) имеет смысл и при отрицательном х. Поэтому переход от выражения к выражению может привести к потере решений уравнения. Поэтому формулы лучше применять в такой форме: 1)
2)
3) (р – четное) Используя формулы в таком виде, невозможно потерять корни, можно лишь приобрести посторонние. Но это не так страшно. Просто необходима проверка полученных решений. На пример:
Неправильное решение: 2lg (x + 1) + 2lg (x + 9) = 2lg9
lg (x + 1) + lg (x + 9) = lg9
lg (x + 1) (x +9) = lg9
(x + 1) (x + 9) = 9
x + 10x = 0
x
Правильное решение:
ОДЗ: х
2lg |x + 1| + 2lg |x + 9| = 2lg9
lg |(x + 1) (x + 9)| = lg9
|x + 10x + 9| = 0
x
a) x + 10x + 9 = 9 x
б) x + 10x + 9 = -9
x + 10x + 18 = 0
x Это же уравнение можно решить и другим способом:
ОДЗ: х
((х + 1) (х + 9))= 81
(x + 10x + 9)= 81
x + 10x + 9 = 9 x + 10x + 9 = -9
x x Пример: lg x= 6 I способ:
2lgx = 6
lgx = 3
x = 1000; II способ:
На основании определения логарифма, имеем:
x= 10
х =1000 Решая первым способом, мы сузили ОДЗ для х, поэтому произошла потеря корня. Правильно применять первый способ нужно так: lg x= 6
2lg|x| = 6
lg|x| = 3
|x| = 1000
x = 1000 Примеры:
1. Решите уравнение:
А) 1.
В) 2.
С) -2; 1.
D) 1; 2.
Е) -1; 32.
(Вариант-21 №16 2007г.) 2. Решите уравнение: А) 13.
В) -3,5; 13.
С) -26; 13.
D) -13; 3,5.
Е) 26.
(Вариант-12 №17 2007г.) 3. Решите уравнение: А) 0; 2; 16\9.
В) 16\9; 2.
С) 0; 16\9.
D) 0; 2.
Е) 16\9.
(Вариант-30 №14 2002г.) 4. Решите уравнение:
Ответ: . (№992 2006г. Тестовые задания, Кокшетау) 5. Решите уравнение:
Ответ: . (№885 2006г. Тестовые задания, Кокшетау) Коды правильных ответов
1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
| B
| A
| C
| ±1; ±1/9
| ±5
|
Следует иметь в виду для любых уравнений, что при делении, а также умножении уравнения на выражение, содержащее неизвестное, можно потерять или приобрести посторонние корни. Сокращение на выражение, содержащее неизвестное, - это очень распространенная ошибка, которую допускают учащиеся при решении уравнений и неравенств. Например: Решите уравнение: (х + 4) (х - 7) = х – 7
Если обе части уравнения вократить на х – 7, то будет потерян корень х = 7.
Решение:
(х + 4) (х - 7) – (х – 7) = 0
(х – 7) (х + 4 – 1) = 0
х = 7 или х = -3
Ответ: х = 7, х = -3. Решите уравнение: sinх = sin x
sinх - sin x = 0
sin x (sin x – 1) = 0
sin x = 0 или sin x = 1
x = x =
Eсли же сократить на sin x, то потеряются все корни, для которых sin x = 0.
Подобных ошибок следует избегать в следующих тестовых заданиях: 1. Решите уравнение:
Решение: 2х3 -7х2+6х=0
х(2х2-7х+6)=0
х=0 или 2х2-7х+6=0
х1=2, х2=1,5
Ответ:0;2;1,5. А) -2; 0; 1.5.
В) -1.5; 0; 2.
С) 1.5; 2.
D) 0; 1.5; 2.
Е) -1.5; -1; 0.
(Вариант-8 №16 2006г.) 2. Решите уравнение: 2cos x cos 2x – cos x = 0 А) .
В) .
С) , .
D) .
Е) ,
(Вариант-32 №15 2006г.) 3. Решите уравнение: .
А) {1; 3; -3}.
В) {-1; 3; -3}.
С) {-1; 3; 1\3}.
D) {1; -3; -1\3}.
Е) {1; -3; 1\3}.
(Вариант-21 №9 2005г.) 4. Решите уравнение: .
А) .
В) ; .
С) .
D) ; .
Е) .
(Вариант-14 №16 2007г.)
5. Решите уравнение: . А) 1\2; 1\3.
В) -3; 1.
С) -9; 0.
D) 0;4.
Е) 2; 6.
(Вариант-25 №7 2005г.) 6. Решите уравнение: sin 2x = sin x.
А) ; .
В) .
С) ; .
D) .
Е) .
(Вариант-32 №13 2005г.) 7. Решите уравнение: 1 - cos 2x = 2sin x. А) .
В) .
С) ; .
D) .
Е) .
(Вариант-18 №23 2005г.) 8. Решите уравнение: sin x +sin 2x = cos x +2 cos. А) ; .
В) ; .
С) нет корней.
D) ;.
Е) ; . (Вариант-14 №28 2005г.) 9. Решите уравнение: 2sin x + 2sin 2x = .
А) ; .
В) нет решений.
С) ; .
D) ;; .
Е) ; . (Вариант-8 №30 2005г.) Коды правильных ответов
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
| D
| E
| B
| B
| D
| A
| C
| D
| E
|
Решения многих уравнений можно упростить введением новой переменной. Например: Решите уравнение: += 14
Пусть = u, = v
Получаем систему:
Решая способом подстановки, находим: , ,
Возвращаясь к прежней переменной, получаем:
=
х = 2 = = =
х = -2 Ответ: х = 2; х = -2. Использование вспомогательных неизвестных часто существенно ускоряет решение иррациональных уравнений. На пример: 1. - = 2
Можно ввести две переменные.
Пусть = u, = v.
,
Получаем систему:
Преобразуем второе уравнение: (u – v) (u + v) = 16 Возвращаясь к прежней переменной, получим:
Ответ: х = 4. (Вариант-27 №7 2002г.)
(№651 2006г. Тестовые задания, Кокшетау)
2.
- не является решением.
Ответ: 0; 1.
При решении уравнений такого вида чаще всего применяют способ уединения корня, с последующим возведением обеих частей уравнения в надлежащую степень. И при этом важно иметь в виду, что среди посторонних корней, получающихся при возведении уравнения в степень, могут быть и такие, которые принадлежат ОДЗ, но решением уравнения не являются. Это можно выяснить проверкой. На пример: Решите уравнение:
4+ 6 = 5х
ОДЗ: 3 – х
х
уединим корень и возведем обе части в квадрат:
4= 5х – 6
16(3 – х) = 25х- 60х + 36
25х- 44х – 12 = 0 Решаем методом «переброски»:
Оба корня принадлежат ОДЗ, но решением уравнения является только - посторонний корень. Аналогичные тестовые задания: 1. Решите уравнение: = 8 - х А) 1.
В) 2.
С) 4.
D) 6.
Е) 3.
(Вариант-14 №7 2002г.) 2. Решите уравнение: Ответ: 13. (№669 2006г. Тестовые задания, Кокшетау) 3. Решите уравнение: Ответ: 5. (№648 2006г. Тестовые задания, Кокшетау) 4. Решите уравнение: Ответ: 8. (№646 2006г. Тестовые задания, Кокшетау) 5. Решите уравнение: Ответ: 2. (№643 2006г. Тестовые задания, Кокшетау)
Коды правильных ответов
IX. Вычисление производных.
Большое внимание в тестах уделяется вычислению производных. Вычисление производных осуществляется согласно правилам и формулам. Обратим внимание на функции вида: у = у = у = Сравнивая данную функцию и ее производную, приходим к выводу: чтобы найти производную данной функции, нужно числитель умножить на показатель степени знаменателя с противоположным знаком, а показатель степени увеличить на единицу. Принятие во внимание этого факта поможет сэкономить время при вычислении производных такого вида: 1. Для функции у = , определите:
а) нули;
б) промежутки возрастания;
в) промежутки убывания.
Указание: =+
А) а) -4, 4; б) (); в) нет.
В) а) -4, 4; б) (); в) нет.
С) а) -4, 0; б) (); в) нет.
D) а) -4, 4; б) (); в) [-4, 4].
Е) а) -4, 0, 4; б) ); в) (].
(Вариант-1 №24 2002г.)
2. Дана функция f(x) = . Найдите .
А) 0.
В) -3.
С) 5.
D) 1.
Е) 6.
(Вариант-31 №11 2007г.) 3. Для функции у = , определите:
а) нули;
б) промежутки возрастания;
в) промежутки убывания. А) а) -3, 3; б)нет; в) ().
В) а) -3, 3; б) (; в) [0,).
С) а) -3, 3; б)нет; в) ().
D) а) -3, 0, 3; б)[-3, 0], [3, ); в) ().
Е) а) 3, -3; б) [3, 1], [-3, 0]; в) (0, -3], [0, 3].
(Вариант-11 №29 2003г.) 4. Для функции у = , найдите:
а) все критические точки;
б) точки минимума и точки максимума; А) а) ; б) , , .
В) а) ; б) , .
С) а) ; б) ,
D) а) ; б) , .
Е) а) ; б) ,
(Вариант-13 №18 2003г.)
Коды правильных ответов
Очень часто при вычислении производных сложных функций учащиеся допускают ошибки. Находя производную функции y = lg(3x + 5), забывают умножить результат на 3. Почему? Просто многие из них не владеют понятием сложной функции. Поэтому при вычислении производных необходима последовательность рассуждений:
1. Определить вид функции (линейная, квадратичная, логарифмическая, степенная и т.д.)
2. Если – да, то ее производная берется согласно известным формулам.
3. Если – нет, то можно ли данную функцию представить в виде суммы (разности), произведения или частного указанных функций.
4. Если – да, то работаем с соответствующими формулами.
5. Если – нет, то надо рассматривать данную функцию как сложную. На пример: Найти производную функции у = (2х – 4).
Последовательно рассуждая, приходим к выводу, что данная функция сложная: степенная от линейной. Значит, ее производная равна произведению производной степенной и линейной функций 10(2х – 4) Аналогичные примеры можно найти в следующих тестовых заданиях: 1. Дана функция f(x) = . Найдите .
Решение:
А) -42(4х + 7).
В) -6(4х + 7).
С) -4(4х + 7).
D) -24(4х + 7).
Е) -4(4х + 7).
(Вариант-11 №10 2006г.) 2. Найдите производную функции у = (1/3 х – 6). А) 8(1/3х – 6).
В) 6(1/3х – 6).
С) 24(1/3х – 6).
D) 1/3(1/3х – 6).
Е) 72(1/3х – 6).
(Вариант-12 №9 2006г.) 3. Дано f(x) = . Найдите . А) -10.
В) 10.
С) -60.
D) 6.
Е) 60.
(Вариант-13 №10 2006г.)
4. Найдите производную функции: f(x) = .
А) .
В) .
С) .
D) .
Е) .
(Вариант-16 №9 2006г.)
5. Найдите производную функции: f(x) = (2x – 6).
А) -7(2x – 6).
В) 16(2x – 6).
С) -7(2x + 6).
D) 4(2x – 6).
Е) 8(2x – 6).
(Вариант-16 №10 2006г.)
6. Дана функция , найдите
А) .
В) .
С) .
D) .
Е) .
(Вариант-3 №23 2002г.) 7. Найдите производную функции: f(x) = А) 102x(.
В) 204.
С) 102.
D) 2x.
Е) 204.
(Вариант-7 №24 2002г.) 8. Найдите производную функции: f(x) =.
А) .
В) .
С) .
D) .
Е) .
(Вариант-6 №21 2003г.)
9. Найдите производную функции: y = .
А) .
В) .
С) .
D) .
Е) .
(Вариант-8 №19 2003г.)
Коды правильных ответов
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
| D
| A
| C
| D
| B
| B
| E
| A
| A
|
X. Вычисление площадей с помощью интеграла. Площадь фигуры, ограниченной графиками непрерывных функций y = f(x) и y = g(x) а также двумя прямыми x = a и x = b, где f(x)g(x) на отрезке находится по формуле: .
Если известно, что график одной из функций f(x) или g(x) лежит выше другого, то можно не выяснить, какой именно, а воспользоваться формулой:
На пример:
1. Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями:
у = - 5х + 3, у = 3 – х
Решение:
Найдём абсциссы точек пересечения графиков данных функций.
,
Искомая площадь равна:
А) .
В)12.
С) 10.
D) 10.
Е) 8.
(Вариант-24 №23 2006г.)
(Вариант-24 №23 2007г.) 2. Найдите площадь фигуры, ограниченной линиями у = , у = 6 – х, у = 0. А) .
В) 7.
С) 3.
D) 14.
Е) 7.
(Вариант-14 №27 2007г.) 3. Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями у = , у = 2.
А) .
В) .
С) 0.
D) 1.
Е) .
(Вариант-22 №23 2003г.) Коды правильных ответов
Оглавление.
Некоторые способы быстрых вычислений……………………………….3
Свойства квадратного уравнения. Метод переброски. Применение теоремы Виета и обратной ей теоремы…………………...11
Метод Крамера……………………………………………………………30
Решение простейших уравнений и неравенств, содержащих знак модуля, геометрическим способом……………………………………...34
Тригонометрия в ладони. Решение тригонометрических уравнений…41
Арифметическая и геометрическая прогрессии………………………...56
Задачи на смеси и сплавы………………………………………………...64
Решение логарифмических и иррациональных уравнений…………….72
Вычисление производных………………………………………………..86
Вычисление площадей с помощью интеграла……………………...….93
Литература.
Сборники тестов по математике (2002-2007гг.)
Тестовые задания по математике для поступающих в ВУЗы, - Кокшетау, 2006.
В. А. Гусев, А. Г. Мордкович «Математика» справочные материалы, 1988.
Л. Э. Генденштейн, А. П. Ершова, А.С. Ершова «Математика» наглядный справочник с примерами, 2003.
В. С. Крамор «Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа», 1990.
В. Г. Прочухаев «Вычисления и их роль в практической подготовке учащихся», 1990.
И. С. Асташкина, О. А. Бубличенко «Дидактические материалы к урокам алгебры в 8-9 классах», 2003.
Учебно-методическая газета «Математика», №3, 6, 12, 2004, №3, 2005.
Журнал «Математика в школе» №1, 1992, №6, 1991, №1, 1997, №6, 1981.
Н. Я Виленкин, С. И. Шварцбурт и др. «Алгебра 10-11 класс», 2001.
С.С. Минаева «Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике», 1983.
С. В. Кравцев "Методы решения задач по алгебре», 2008.
В. В. Вавилов, И. И. Мельников «Задачи по математике. Уравнения и неравенства», 2000.
С. Н. Олехнин, М. К. Потапов «Уравнения и неравенства», 2002.
В. Н. Литвиненко «Практикум по элементарной математике. Тригонометрия», 2001.
В. В. Ткачук «Математика абитуриенту», 2007.
И. И. Мельников, И. Н. Сергеев «Как решать задачи на вступительных экзаменах», 2007.
|
|
|