Главная страница


Методическое пособие «Решаем с удовольствием»



НазваниеМетодическое пособие «Решаем с удовольствием»
страница3/3
Дата11.03.2016
Размер1.06 Mb.
ТипМетодическое пособие
1   2   3

VII. Задачи на смеси и сплавы.
Решение задач на смеси и сплавы вызывают затруднения при решении у многих учащихся. Многие из них такие задачи не решают, а ставят ответы наугад. Поэтому необходимо уделить особое внимание этой теме.

Решение этих задач связано с понятиями «концентрация», «процентное содержание». Концентрацией вещества называют отношение массы этого вещества к массе всей смеси (раствора, сплава). Концентрация вещества выражается в процентах. Задачам этого типа уделялось большое внимание в старинных рукописях и «Арифметике» Л.Ф. Магницкого. Старинный способ решения задач позволяет получить правильный ответ.
Задача.

У некоторого человека были продажные масла: одно ценною 10 гривен за ведро, другое 6 гривен за ведро. Захотелось ему сделать из этих двух масел, смешав их, масло ценою 7 гривен за ведро. Какие части этих двух масел нужно взять, чтобы получить ведро масла стоимостью 7 гривен?

Решение:

Друг над другом пишутся стоимости имеющихся масел, слева от них, примерно посередине, стоимость масла, которое должно получиться после смешения. Соединив записанные числа черточками, получим такую схему:
6

7

10

Рассмотрим пары 7 и 6; 7 и 10; В каждой паре из большего числа вычтем меньшее и результат запишем в конце соответствующей черточки.
Получится такая схема:

6 3

7

10 1

Из этой схемы ясно, что дешевого масла нужно взять втрое больше, чем дорогого. Т.е. для получения одного ведра масла ценою 7 гривен нужно взять дорогого 1\4 ведра, а дешевого 3\4 ведра.

Обоснование старинного способа решения задач на смеси.

Пусть требуется смешать а%-й и b%-й растворы кислот, чтобы получить с%-й раствор. Пусть х г - масса а%-го раствора, у г – масса b%-го раствора.
г – масса чистой кислоты в 1 растворе.

г – масса чистой кислоты во 2 растворе.

г – масса чистой кислоты в смеси.


ax + by = c(x +y)

(b – c)y = (c – a)x

x : y = (b – c) : (c – a)
Такой же вывод дает схема:
а b - c

с

b c - a
x : y = (b – c) : (c – a)
Современные задачи на смешение тоже могут быть решены этим старинным способом.
Задача:

Имеются два раствора 68% и 78% серной кислоты. Сколько надо взять каждого раствора, чтобы получить 100 г 70%-го раствора серной кислоты?

Изобразим схему:

68 8

70

78 2

Найдем, в каком отношении нужно взять каждого раствора. Из схемы ясно, что 68%-го раствора следует взять 8 частей, 78%-го раствора – 2 части.

100 : 10 = 10г – на 1 часть

10 = 80г – 68% кислоты

10 = 20г – 78% кислоты
Аналогично можно решить следующие задачи:
1. Имеются два слитка сплавов меди и олова. Первый содержит 40% меди, второй -32% меди. Какого веса должны быть эти слитки, чтобы после их совместной переплавки получить 8 кг сплава, содержащего 35% меди?

Ответ: 3 кг; 5 кг;

Решение: изобразим схему

  1. 3

35

32 5

Из схемы ясно, что первого следует взять 3 части, а второго 5 частей.

3+5=8, 8:8=1кг-на одну часть, следовательно первый слиток должен быть весом 3кг, второй 5кг.

(№800 2006г. Тестовые задания, Кокшетау)
2. Имеется лом стали двух сортов с содержанием никеля в 5 % и 40%. Сколько нужно взять каждого из этих сортов, чтобы получить 140 т стали с содержанием никеля в 30%?
А) 40т; 85т.

В) 40т; 100т.

С) 35т; 150т.

D) 45т; 105т.

Е) 50т; 120.

(Вариант-13 №14 2003г.)
3. Один раствор содержит 30% (по объему) азотной кислоты, а второй 55% азотной кислоты. Сколько нужно взять первого и второго растворов, чтобы получить 100л 50%-ного раствора азотной кислоты?
А) 25л; 75л.

В) 20л; 80л.

С) 40л; 60л.

D) 30л; 70л.

Е) 22л; 78л.

(Вариант-34 №14 2003г.)

(Вариант-14 №17 2006г.)
Коды правильных ответов

1

2

3




3кг; 5кг

B

B



Вот одна из часто встречаемых задач на практике:
Имеется 240г 70% раствора уксусной кислоты. Нужно получить 6% раствор кислоты. Сколько граммов воды (0%-ый раствор) нужно прибавить к имеющемуся раствору?
Решение:

Изобразим схему:
0 64

6

70 6
240 : 6 = 40г составляет одна часть, т.к. из схемы ясно, что уксусной кислоты следует взять 6 частей, воды 64 части.

40 = 2560г воды.

Ответ: 2560г воды.
Аналогично можно решить следующие задачи.
1. Морская вода содержит 5% соли. Сколько килограммов пресной воды необходимо добавить к морской, чтобы содержание соли в последней составило 4%?
А) 15кг.

В) 20кг.

С) 17кг.

D) 22кг.

Е) 18кг.

(Вариант-31 №30 2003г.)
2. К 15 литрам 10% раствора соли добавили 5% раствор соли и получили 8% раствор. Какое количество литров 5% раствора добавили?
А) 10л.

В) 12л.

С) 15л.

D) 8л.

Е) 7л.

(Вариант-31 №14 2003г.)
3. Морская вода содержит 5% (по массе) соли. К 40 кг морской воды добавили пресной воды и содержание соли в полученной воде составило 2%. Масса добавленной пресной воды равна:
А) 60кг.

В) 16кг.

С) 40кг.

D) 28кг.

Е) 80кг.

(Вариант-35 №2 2004г.)
4. Морская вода содержит 5% соли по массе. Сколько пресной воды нужно добавить к 5 л морской воды, чтобы концентрация соли составляла 1,5%?
А) 40л.

В) 25л.

С) 42л.

D) 30л.

Е) 35л.

(Вариант-17 №2 2004г.)
5. Морская вода содержит по весу 5% соли. Сколько килограммов пресной воды нужно добавить к 80кг морской, чтобы содержание соли в последней составляло 2%?
А) 122кг.

В) 121кг.

С) 120кг.

D) 123кг.

Е) 130кг.

(Вариант-34 №26 2005г.)

(Вариант-4 №25 2006г.)
6. К 15 литрам 10% раствора соли добавили 5% раствор соли и получили 8% раствор. Какое количество литров 5% раствора добавили?
А) 15л.

В) 10л.

С) 7л.

D) 8л.

Е) 12л.

(Вариант-25 №27 2005г.)
7. Чтобы получить 50% раствор кислоты, надо к 30 г 15%раствора кислоты добавить 75% раствор этой же кислоты. Найти количество 75% раствора кислоты, которое надо добавить.

А) 42г.

В) 6г.

С) 150г.

D) 3г.

Е) 9г.

(Вариант-15 №25 2007г.)
8. Морская вода содержит 5% соли. Сколько килограммов пресной воды нужно добавить к 80кг морской, чтобы содержание соли в последней составляло 4%?
А) 22кг.

В) 15кг.

С) 17кг.

D) 18кг.

Е) 20кг.

(Вариант-14 №25 2007г.)

Коды правильных ответов

1

2

3

4

5

6

7

8




B

A

A

E

C

B

A

E



VIII. Решение логарифмических и иррациональных уравнений.
Ошибки, допускаемые учащимися при решении логарифмических уравнений, бывают связаны с неправильным применением формул для логарифмирования произведения, дроби и степени.

Используя формулы логарифмирования:

1) x > 0, y > 0,

2) a , a > 0

3) p – любое действительное число

Нужно помнить, что ОДЗ их левых и правых частей не совпадают. Правые части (1) и (2) имеют смысл, когда x > 0, y > 0.

Левые же части имеют смысл, когда знаки х и у совпадают. Следовательно, при переходе от выражения к выражению ОДЗ сужается, а это может привести к потере корней.

Правая часть (3) определена лишь при х > 0, а ОДЗ левой части зависит от показателя степени p. Если р – целое четное число, то левая часть (3) имеет смысл и при отрицательном х. Поэтому переход от выражения к выражению может привести к потере решений уравнения. Поэтому формулы лучше применять в такой форме:
1)

2)

3) (р – четное)
Используя формулы в таком виде, невозможно потерять корни, можно лишь приобрести посторонние. Но это не так страшно. Просто необходима проверка полученных решений.
На пример:

Неправильное решение:
2lg (x + 1) + 2lg (x + 9) = 2lg9

lg (x + 1) + lg (x + 9) = lg9

lg (x + 1) (x +9) = lg9

(x + 1) (x + 9) = 9

x + 10x = 0

x

Правильное решение:


ОДЗ: х

2lg |x + 1| + 2lg |x + 9| = 2lg9

lg |(x + 1) (x + 9)| = lg9

|x + 10x + 9| = 0

x

a) x + 10x + 9 = 9 x

б) x + 10x + 9 = -9

x + 10x + 18 = 0

x
Это же уравнение можно решить и другим способом:


ОДЗ: х

((х + 1) (х + 9))= 81

(x + 10x + 9)= 81

x + 10x + 9 = 9 x + 10x + 9 = -9

x x
Пример:
lg x= 6
I способ:

2lgx = 6

lgx = 3

x = 1000;
II способ:

На основании определения логарифма, имеем:

x= 10

х =1000
Решая первым способом, мы сузили ОДЗ для х, поэтому произошла потеря корня. Правильно применять первый способ нужно так:
lg x= 6

2lg|x| = 6

lg|x| = 3

|x| = 1000

x = 1000
Примеры:

1. Решите уравнение:

А) 1.

В) 2.

С) -2; 1.

D) 1; 2.

Е) -1; 32.

(Вариант-21 №16 2007г.)
2. Решите уравнение:
А) 13.

В) -3,5; 13.

С) -26; 13.

D) -13; 3,5.

Е) 26.

(Вариант-12 №17 2007г.)
3. Решите уравнение:
А) 0; 2; 16\9.

В) 16\9; 2.

С) 0; 16\9.

D) 0; 2.

Е) 16\9.

(Вариант-30 №14 2002г.)
4. Решите уравнение:

Ответ: .
(№992 2006г. Тестовые задания, Кокшетау)
5. Решите уравнение:

Ответ: .
(№885 2006г. Тестовые задания, Кокшетау)
Коды правильных ответов

1

2

3

4

5




B

A

C

±1; ±1/9

±5


Следует иметь в виду для любых уравнений, что при делении, а также умножении уравнения на выражение, содержащее неизвестное, можно потерять или приобрести посторонние корни. Сокращение на выражение, содержащее неизвестное, - это очень распространенная ошибка, которую допускают учащиеся при решении уравнений и неравенств.
Например:
Решите уравнение: (х + 4) (х - 7) = х – 7

Если обе части уравнения вократить на х – 7, то будет потерян корень х = 7.

Решение:

(х + 4) (х - 7) – (х – 7) = 0

(х – 7) (х + 4 – 1) = 0

х = 7 или х = -3

Ответ: х = 7, х = -3.
Решите уравнение: sinх = sin x

sinх - sin x = 0

sin x (sin x – 1) = 0

sin x = 0 или sin x = 1

x = x =

Eсли же сократить на sin x, то потеряются все корни, для которых sin x = 0.

Подобных ошибок следует избегать в следующих тестовых заданиях:
1. Решите уравнение:

Решение: 2х3 -7х2+6х=0

х(2х2-7х+6)=0

х=0 или 2х2-7х+6=0

х1=2, х2=1,5

Ответ:0;2;1,5.
А) -2; 0; 1.5.

В) -1.5; 0; 2.

С) 1.5; 2.

D) 0; 1.5; 2.

Е) -1.5; -1; 0.

(Вариант-8 №16 2006г.)
2. Решите уравнение: 2cos x cos 2x – cos x = 0
А) .

В) .

С) , .

D) .

Е) ,

(Вариант-32 №15 2006г.)
3. Решите уравнение: .

А) {1; 3; -3}.

В) {-1; 3; -3}.

С) {-1; 3; 1\3}.

D) {1; -3; -1\3}.

Е) {1; -3; 1\3}.

(Вариант-21 №9 2005г.)
4. Решите уравнение: .

А) .

В) ; .

С) .

D) ; .

Е) .

(Вариант-14 №16 2007г.)

5. Решите уравнение: .
А) 1\2; 1\3.

В) -3; 1.

С) -9; 0.

D) 0;4.

Е) 2; 6.

(Вариант-25 №7 2005г.)
6. Решите уравнение: sin 2x = sin x.

А) ; .

В) .

С) ; .

D) .

Е) .

(Вариант-32 №13 2005г.)
7. Решите уравнение: 1 - cos 2x = 2sin x.
А) .

В) .

С) ; .

D) .

Е) .

(Вариант-18 №23 2005г.)
8. Решите уравнение: sin x +sin 2x = cos x +2 cos.
А) ; .

В) ; .

С) нет корней.

D) ;.

Е) ; .
(Вариант-14 №28 2005г.)
9. Решите уравнение: 2sin x + 2sin 2x = .

А) ; .

В) нет решений.

С) ; .

D) ;; .

Е) ; .
(Вариант-8 №30 2005г.)
Коды правильных ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9




D

E

B

B

D

A

C

D

E



Решения многих уравнений можно упростить введением новой переменной.
Например:
Решите уравнение: += 14

Пусть = u, = v

Получаем систему:

Решая способом подстановки, находим: ,
,

Возвращаясь к прежней переменной, получаем:

=

х = 2
=
=
=

х = -2
Ответ: х = 2; х = -2.
Использование вспомогательных неизвестных часто существенно ускоряет решение иррациональных уравнений.
На пример:
1. - = 2

Можно ввести две переменные.

Пусть = u, = v.

,

Получаем систему:

Преобразуем второе уравнение: (u – v) (u + v) = 16
Возвращаясь к прежней переменной, получим:

Ответ: х = 4.
(Вариант-27 №7 2002г.)

(№651 2006г. Тестовые задания, Кокшетау)

2.

- не является решением.


Ответ: 0; 1.


При решении уравнений такого вида чаще всего применяют способ уединения корня, с последующим возведением обеих частей уравнения в надлежащую степень. И при этом важно иметь в виду, что среди посторонних корней, получающихся при возведении уравнения в степень, могут быть и такие, которые принадлежат ОДЗ, но решением уравнения не являются. Это можно выяснить проверкой.
На пример:
Решите уравнение:

4+ 6 = 5х

ОДЗ: 3 – х

х

уединим корень и возведем обе части в квадрат:

4= 5х – 6

16(3 – х) = 25х- 60х + 36

25х- 44х – 12 = 0
Решаем методом «переброски»:


Оба корня принадлежат ОДЗ, но решением уравнения является только - посторонний корень.
Аналогичные тестовые задания:
1. Решите уравнение: = 8 - х
А) 1.

В) 2.

С) 4.

D) 6.

Е) 3.

(Вариант-14 №7 2002г.)
2. Решите уравнение:
Ответ: 13.
(№669 2006г. Тестовые задания, Кокшетау)
3. Решите уравнение:
Ответ: 5.
(№648 2006г. Тестовые задания, Кокшетау)
4. Решите уравнение:
Ответ: 8.
(№646 2006г. Тестовые задания, Кокшетау)
5. Решите уравнение:
Ответ: 2.
(№643 2006г. Тестовые задания, Кокшетау)

Коды правильных ответов

1

2

3

4

5




D

13

5

8

2



IX. Вычисление производных.

Большое внимание в тестах уделяется вычислению производных. Вычисление производных осуществляется согласно правилам и формулам. Обратим внимание на функции вида:
у =
у =
у =
Сравнивая данную функцию и ее производную, приходим к выводу: чтобы найти производную данной функции, нужно числитель умножить на показатель степени знаменателя с противоположным знаком, а показатель степени увеличить на единицу. Принятие во внимание этого факта поможет сэкономить время при вычислении производных такого вида:
1. Для функции у = , определите:

а) нули;

б) промежутки возрастания;

в) промежутки убывания.

Указание: =+

А) а) -4, 4; б) (); в) нет.

В) а) -4, 4; б) (); в) нет.

С) а) -4, 0; б) (); в) нет.

D) а) -4, 4; б) (); в) [-4, 4].

Е) а) -4, 0, 4; б) ); в) (].

(Вариант-1 №24 2002г.)

2. Дана функция f(x) = . Найдите .

А) 0.

В) -3.

С) 5.

D) 1.

Е) 6.

(Вариант-31 №11 2007г.)
3. Для функции у = , определите:

а) нули;

б) промежутки возрастания;

в) промежутки убывания.
А) а) -3, 3; б)нет; в) ().

В) а) -3, 3; б) (; в) [0,).

С) а) -3, 3; б)нет; в) ().

D) а) -3, 0, 3; б)[-3, 0], [3, ); в) ().

Е) а) 3, -3; б) [3, 1], [-3, 0]; в) (0, -3], [0, 3].

(Вариант-11 №29 2003г.)
4. Для функции у = , найдите:

а) все критические точки;

б) точки минимума и точки максимума;
А) а) ; б) , , .

В) а) ; б) , .

С) а) ; б) ,

D) а) ; б) , .

Е) а) ; б) ,

(Вариант-13 №18 2003г.)

Коды правильных ответов

1

2

3

4




B

C

C

B



Очень часто при вычислении производных сложных функций учащиеся допускают ошибки. Находя производную функции y = lg(3x + 5), забывают умножить результат на 3. Почему? Просто многие из них не владеют понятием сложной функции. Поэтому при вычислении производных необходима последовательность рассуждений:

1. Определить вид функции (линейная, квадратичная, логарифмическая, степенная и т.д.)

2. Если – да, то ее производная берется согласно известным формулам.

3. Если – нет, то можно ли данную функцию представить в виде суммы (разности), произведения или частного указанных функций.

4. Если – да, то работаем с соответствующими формулами.

5. Если – нет, то надо рассматривать данную функцию как сложную.
На пример:
Найти производную функции у = (2х – 4).

Последовательно рассуждая, приходим к выводу, что данная функция сложная: степенная от линейной. Значит, ее производная равна произведению производной степенной и линейной функций 10(2х – 4)
Аналогичные примеры можно найти в следующих тестовых заданиях:
1. Дана функция f(x) = . Найдите .

Решение:

А) -42(4х + 7).

В) -6(4х + 7).

С) -4(4х + 7).

D) -24(4х + 7).

Е) -4(4х + 7).

(Вариант-11 №10 2006г.)
2. Найдите производную функции у = (1/3 х – 6).
А) 8(1/3х – 6).

В) 6(1/3х – 6).

С) 24(1/3х – 6).

D) 1/3(1/3х – 6).

Е) 72(1/3х – 6).

(Вариант-12 №9 2006г.)
3. Дано f(x) = . Найдите .
А) -10.

В) 10.

С) -60.

D) 6.

Е) 60.

(Вариант-13 №10 2006г.)

4. Найдите производную функции: f(x) = .

А) .

В) .

С) .

D) .

Е) .

(Вариант-16 №9 2006г.)

5. Найдите производную функции: f(x) = (2x – 6).

А) -7(2x – 6).

В) 16(2x – 6).

С) -7(2x + 6).

D) 4(2x – 6).

Е) 8(2x – 6).

(Вариант-16 №10 2006г.)

6. Дана функция , найдите

А) .

В) .

С) .

D) .

Е) .

(Вариант-3 №23 2002г.)
7. Найдите производную функции: f(x) =
А) 102x(.

В) 204.

С) 102.

D) 2x.

Е) 204.

(Вариант-7 №24 2002г.)
8. Найдите производную функции: f(x) =.

А) .

В) .

С) .

D) .

Е) .

(Вариант-6 №21 2003г.)

9. Найдите производную функции: y = .

А) .

В) .

С) .

D) .

Е) .

(Вариант-8 №19 2003г.)

Коды правильных ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9




D

A

C

D

B

B

E

A

A


X. Вычисление площадей с помощью интеграла.
Площадь фигуры, ограниченной графиками непрерывных функций y = f(x) и y = g(x) а также двумя прямыми x = a и x = b, где f(x)g(x) на отрезке находится по формуле: .

Если известно, что график одной из функций f(x) или g(x) лежит выше другого, то можно не выяснить, какой именно, а воспользоваться формулой:

На пример:

1. Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями:

у = - 5х + 3, у = 3 – х

Решение:

Найдём абсциссы точек пересечения графиков данных функций.

,

Искомая площадь равна:

А) .

В)12.

С) 10.

D) 10.

Е) 8.

(Вариант-24 №23 2006г.)

(Вариант-24 №23 2007г.)
2. Найдите площадь фигуры, ограниченной линиями у = , у = 6 – х, у = 0.
А) .

В) 7.

С) 3.

D) 14.

Е) 7.

(Вариант-14 №27 2007г.)
3. Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями у = , у = 2.

А) .

В) .

С) 0.

D) 1.

Е) .

(Вариант-22 №23 2003г.)
Коды правильных ответов

1

2

3




C

B

A


Оглавление.

  1. Некоторые способы быстрых вычислений……………………………….3

  2. Свойства квадратного уравнения. Метод переброски. Применение теоремы Виета и обратной ей теоремы…………………...11

  3. Метод Крамера……………………………………………………………30

  4. Решение простейших уравнений и неравенств, содержащих знак модуля, геометрическим способом……………………………………...34

  5. Тригонометрия в ладони. Решение тригонометрических уравнений…41

  6. Арифметическая и геометрическая прогрессии………………………...56

  7. Задачи на смеси и сплавы………………………………………………...64

  8. Решение логарифмических и иррациональных уравнений…………….72

  9. Вычисление производных………………………………………………..86

  10. Вычисление площадей с помощью интеграла……………………...….93


Литература.

  1. Сборники тестов по математике (2002-2007гг.)

  2. Тестовые задания по математике для поступающих в ВУЗы, - Кокшетау, 2006.

  3. В. А. Гусев, А. Г. Мордкович «Математика» справочные материалы, 1988.

  4. Л. Э. Генденштейн, А. П. Ершова, А.С. Ершова «Математика» наглядный справочник с примерами, 2003.

  5. В. С. Крамор «Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа», 1990.

  6. В. Г. Прочухаев «Вычисления и их роль в практической подготовке учащихся», 1990.

  7. И. С. Асташкина, О. А. Бубличенко «Дидактические материалы к урокам алгебры в 8-9 классах», 2003.

  8. Учебно-методическая газета «Математика», №3, 6, 12, 2004, №3, 2005.

  9. Журнал «Математика в школе» №1, 1992, №6, 1991, №1, 1997, №6, 1981.

  10. Н. Я Виленкин, С. И. Шварцбурт и др. «Алгебра 10-11 класс», 2001.

  11. С.С. Минаева «Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике», 1983.

  12. С. В. Кравцев "Методы решения задач по алгебре», 2008.

  13. В. В. Вавилов, И. И. Мельников «Задачи по математике. Уравнения и неравенства», 2000.

  14. С. Н. Олехнин, М. К. Потапов «Уравнения и неравенства», 2002.

  15. В. Н. Литвиненко «Практикум по элементарной математике. Тригонометрия», 2001.

  16. В. В. Ткачук «Математика абитуриенту», 2007.

  17. И. И. Мельников, И. Н. Сергеев «Как решать задачи на вступительных экзаменах», 2007.



1   2   3