Главная страница

Неполные квадратные уравнения



Скачать 84.31 Kb.
НазваниеНеполные квадратные уравнения
Дата16.02.2016
Размер84.31 Kb.
ТипДокументы

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ.

НЕПОЛНЫЕ КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ

8 класс

учитель математики: Бачурина Е.Г.
тип урока: изучение новой темы.

оборудование: проектор, таблицы.

обучающие

развивающие

  • расширение кругозора учащихся

  • пополнение словарного запаса

  • развитие мышления, внимания, умения учиться

воспитание общей культуры, умение работать в коллективе.
Цели: (слайд №2)

  • Ввести определение квадратного уравнения;

  • Научиться определять является ли уравнение квадратным;

  • Научиться определять коэффициенты квадратного уравнения;

  • Составлять по заданным коэффициентам квадратное уравнение;

  • Научиться определять вид квадратного уравнения: полное или неполное;

  • Ввести определение неполного квадратного уравнения;

  • Научиться выбирать алгоритм решения неполного квадратного уравнения.

  • Ввести понятие приведенного квадратного уравнения;

  • Развивать логическое мышление.


Ход урока.

I. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

(слайд №3)

  1. Что такое уравнение? (Уравнение - это равенство, содержащее переменную).

  2. Что называется корнем уравнения? (Корень уравнения - это значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство).

  3. Что значит решить уравнение? (Решить уравнение - это значит найти его корни или доказать, что их нет).

  4. Какие уравнения мы знаем? (Равносильные уравнения - это уравнения, которые имеют одни и те же корни. Линейным называется уравнение вида ах + в = 0, где а и в - некоторые числа, причем, а ≠ 0).

II. Изложение нового материала.

1) слайд №4. Перед учащимися различные уравнения. Их задача выбрать квадратные уравнения (по их мнению). С помощью наводящих вопросов, вывести вид квадратного уравнения. (Наводящие вопросы: какая информация спрятана в название «квадратные уравнения», переменные каких степеней могут содержаться в квадратном уравнение, может ли это уравнение содержать степень меньше 2, больше 2, что еще может содержать такое уравнение, попробуем записать с помощью букв и т.д.)

5х + 26 = 8х - 3, 9х + 7х^4 - 13 = 0,

4x^2 + 22x - 2 = 0, x^3 - 42x - 29 = 0,

x^4 - 13 = 0, -3x^2 - 35x + 14 = 0,

2x^2 - 53x + 12 = 0, x^2 + 22 - 5x = 0,

9x + 2x^2 - 17 = 0, -7x^4 - 46x + 17 = 0,

15x^2 - 8x^3 = 3, 8x - 6x^2 = 0,

34 + 5x^3 - 22х = 11, 25x^3 - 4x - 9x^4 = 0,

Когда определены квадратные уравнения и с помощью вопросов на доске записан общий вид квадратного уравнения, появляется

слайд №5.Уравнение вида ах2+bх+с=0, где аhttps://festival.1september.ru/articles/568991/f_clip_image002_0001.gif0, x - переменная, а,b,с – некоторые числа, называют квадратным уравнением, например, ах2+bх+с=0 или ах2+вх1+сx0=0 называют квадратным уравнением;

а - I коэффициент,

в – II коэффициент,

с – коэффициент свободного члена.

На опорной доске вывешивается таблица с определением квадратного уравнения.

2)Научиться определять коэффициенты квадратного уравнения.

слайд №4. (на слайде остались только квадратные уравнения). На данных уравнениях прокомментировать чему равно а, в и с.

Затем обратная операция: по коэффициентам составить квадратное уравнение.

слайд №6. На нем даны коэффициенты, нужно по ним составить квадратное уравнение. Как только ученик правильно составляет уравнение, на слайде, рядом с коэффициентами появляется запись этого уравнения.

a = 3, b = -7, c = 12

a = -9, b = 23, c = -11

a = 8, b = 0, c = 0

a = 5, b = -22, c = -3

a = -4, b = 1, c = 5

a = 4, b = 9, c = 0

a = 1, b = 7, c = 1

a = -3, b = 0, c =15

a = -3, b = -1, c =7

a = 4, b = 0, c = 3

Когда все уравнения составлены, то полные квадратные уравнения исчезают, а те, где какой-либо из коэффициентов равен нулю, остаются.

Вопросы к учащимся: Почему эти уравнения остались, что их объединяет, как могли бы называться уравнения, где есть нулевые коэффициенты. Совместно с учащимися дается определение неполного квадратного уравнения.

3)Определение неполного квадратного уравнения.

слайд №7. Если в квадратном уравнении aх^2+bx+c=0 хотя бы один из коэффициентов b или с равен нулю, то такое уравнение называют неполным квадратным уравнением. (На опорной доске вывешивается определение неполного квадратного уравнения).

Неполные квадратные уравнения бывают трех видов:

  1. a x^2 = 0

  2. ax^2 + bx = 0

  3. a x^2 + c = 0

На доске разбирается решение уравнений слайд №6.

1. 8x^2 = 0

x^2 = 0

x = 0

Ответ: 0.

Вывод: уравнение вида ах2=0,

где а = 0 и в = 0, имеет один корень х = 0.

На опорной доске вывешивается плакат с общим решением данного вида уравнений.

ах2=0

х2=0

х=0
2. 4x^2 + 9x = 0

x( 4x + 9) = 0

х = 0 или 4х + 9 = 0

х = - 2,25

Ответ: -2,25; 0.

Вывод: уравнение вида ax^ + bx = 0, где с = 0, имеет два корня: 0 и - b/a.

На опорной доске вывешивается плакат с решением данного вида уравнений.

ах2+bх=0

х (bх+с)=0

х=0 или bх+с=0
3. -3x^2 + 15 = 0

-3x^2 = - 15

x^2 = 5

x = - x =

Ответ: - ;
4. 4x^2 + 3 = 0

4x^2 = -3

x^2 = - ¾

Ответ: нет корней.

Вывод: уравнение вида ax^2 + c = 0, где b = 0, имеет два корня: - ;

если коэффициенты a и с разных знаков;

и нет корней, если a и с одного знака.

На опорной доске вывешивается плакат с решением данного вида уравнений.

aх2+с=0

ах2=-с

х2=-с:а

х = https://festival.1september.ru/articles/568991/f_clip_image002_0003.gif ; если а и с - разных знаков;

нет корней, если а и с - одинаковые знаки.

III. Закрепление нового материала.

(слайд №8). Для закрепления нового материала учащиеся делятся на два варианта, каждый вариант должен решить по 10 уравнений (уравнения и ключ с решениями на слайде №8). Когда ученик получает ответ, то, с помощью ключа, определяет букву и ставит его под номером уравнения, для этого на доске записан ряд чисел:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

П Р И В Е Д Е Н Н О Е У Р А В Н Е Н И Е

1 вариант начинает слева, 2 вариант начинает справа подставлять буквы под числами. У каждого варианта есть свой консультант, который в случае затруднения, помогает или объясняет решение. Если консультант не справляется, то помогает учитель. В результате правильного решения на доске появляется словосочетание ПРИВЕДЕННОЕ УРАВНЕНИЕ.

4) Вводится определение приведенного квадратного уравнения. (слайд № 9) Определение приведенного квадратного уравнения.

Приведенным квадратным уравнением называют квадратное уравнение, в котором коэффициент при х2 равен 1:

х2 +bx+c=0
IV. Обобщение проделанной работы.

(слайд №2) Возвращаемся к целям которые стояли перед учащимися в начале урока, анализируем достигнуты ли цели, все ли удалось сделать.

1. Вывод: обеспечить для себя

  1. восприятие,

  2. осмысление,

  3. первичное запоминание определений квадратного уравнения, неполного квадратного уравнения, приведенного квадратного уравнения,

  4. нахождение коэффициентов,

  5. отличать виды неполных квадратных уравнений;

  6. сформировать умения решать неполные квадратные уравнения каждого вида.

2. Выставление оценок за урок.

V. Задание на дом. (слайд №11)

П.21, № 513 (УСТНО), № 515 (б, г, е), № 517 (б, г, е).

VI. (слайд №№12-13) из истории квадратных уравнений.

  • Квадратные уравнения решали в Вавилоне около 2000 лет до нашей эры.

  • В Европе в 2002 году праздновали 800-летие квадратных уравнений, т.к. именно в 1202 году итальянский ученый Леонард Фибоначчи изложил формулы квадратного уравнения.

  • Только в 17 веке, благодаря Ньютону, Декарту и другим ученым эти формулы приняли современный вид.

В Древней Индии уже в 499 году были распространены публичные соревнования по решению задач на составление квадратных уравнений. Одной из таких задач является задача знаменитого индийского математика Бхаскары:

Обезьянок резвых стая
Всласть поевши, развлекаясь,
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась.
А двенадцать по лианам
Стали прыгать, повисая.
Сколько было обезьянок
Ты скажи мне в этой стае?


Вопрос: Составьте квадратное уравнение для решения этой задачи.

( x^2/8 + 12 = x) Ученик, первым составивший уравнение, получает оценку. Так же можно предложить подумать над составлением уравнения дома.

Литература:

  1. Методическое пособие для преподавателей. 8 класс.

  2. Учебник. Алгебра 8. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешкова, С.Б.Суворова (под ред. Теляковского).

  3. Википедия. ru.wikipedia.org/wiki/Квадратное_уравнение;

wiki.pskovedu.ru/.../Исторические_сведения_о_квадратных_уравн...