Главная страница


Учимся говорить Маленький ребёнок достоин того



Скачать 71.39 Kb.
НазваниеУчимся говорить Маленький ребёнок достоин того
Дата12.02.2016
Размер71.39 Kb.
ТипДокументы


Учимся говорить
Маленький ребёнок достоин того,

чтобы его развитие протекало полноценно.

Для этого взрослому надо знать

особенности раннего возраста,

умение создавать благоприятные условия

для уникального самораскрытия

возможностей каждого малыша

Е. Волосова

Что нужно знать родителям о развитии детской речи?
Ребёнок родился, сделал первый шаг, сказал первое слово. Его детская речь всех умиляет. Но вот малышу уже три, наконец, пять лет, а речь по-прежнему остаётся детской. Многие родители почему-то ждут «волшебных» пяти лет и только тогда обращаются к логопеду. Это большая ошибка! Логопеду проще всего помочь ребёнку в период от двух до четырёх лет. А позже уже приходится исправлять устоявшиеся дефекты.
Так, когда же начинается развитие детской речи и что должны знать родители о ней?
Развитие речи начинается с момента появления ребёнка на свет - это первый крик и плач малыша, затем - гуление с 1,5- 3 месяцев (ребёнок произносит единичные гласные звуки: «а», «и»), затем с 4-6 месяцев гуление становится активным и протяжным, появляется звук «м», увеличивается число произносимых гласных. В период 6- 9 месяцев происходит активное развитие лепета. Ребёнок начинает ясно произносить звуки ба , ма, да и др. В лепете появляются интонации удовольствия и неудовольствия. Ребёнок начинает повторять произносимые окружающим звуки, при этом копирует их интонацию. Лепет и жесты становятся средством общения. Начинает понимать жесты окружающих его людей. К 9 - 12 месяцам ребёнок может повторять произносимые окружающим слоги (ма-ма,ба-ба), копирует их интонацию, голосом выражает свои потребности и эмоции (удовольствия или неудовольствия). Произносит 5-6 лепетных слов (дай, бух и др.) а позже к году должны появиться первые слова малыша. Если вы заметили, что у ребёнка отсутствует этап гуления и лепета или он наступил позже – это уже должно насторожить взрослых.
Итак, к концу первого года жизни ребёнок понимает простые обращения взрослого к себе. Может отыскать среди игрушек какую-то одну. В речи появляются 8-12 слов. В этом возрасте он ещё часто использует мимику и жесты.

На втором году ребёнок должен правильно произносить простые гласные звуки ( м, п, б, к, г, т, д, н, в, ф, х, й), которые говорит ещё смягчённо. Понимает слова «здесь», «сейчас». Говорит 50-70 слов, большая половина употребляемых слов – существительные. Говорит двух-трёхсловными предложениями. Любит слушать сказки, небольшие стишки, рассматривать цветные картинки.

На третьем году жизни идёт быстрое развитие мышления, которое играет для речи большое значение. Словарь ребёнка значительно увеличивается. Появляются новые звуки: «сь», «зь», смягченное «ц», «ль», шипящие звуки еще не говорит, а заменяет на более простые по произношению.

В этом возрасте ребёнок строит более сложные фразы. В его речи появляются прилагательные, предлоги, которыми он иногда не верно пользуется в речи. Может допускать ошибки в согласовании слов между собой. С удовольствием договаривает в знакомом ему стихотворении целые слова, строчки.

Если ваш малыш в три года говорит очень мало или почти не говорит, то это должно вызвать тревогу у родителей. В таком случае необходимо выяснить причины отставания развития речи и обратиться за помощью к специалисту.

На четвёртом году жизни у ребёнка пополняется словарь, улучшается грамматическое звучание, но ещё далека от совершенства. Без помощи взрослых они не могут связно и понятно рассказать, что увидел, например, на улице. Звуки: «ш», «ж» могут заменять на «с» и «з». В этом возрасте детям трудно проговаривать некоторые сложные слова. Вместо слова «пингвин» они скажут «пигин», «самолёт» у них будет «масолёт». Данные несовершенства возрастные, но к 5 – годам они должны пройти. Если они сохраняются после пяти лет, то это говорит о нарушении речи, которое необходимо устранять.

К пяти годам речь ребёнка должна быть в основном сформирована: он должен правильно строить фразу, произносить все звуки родного языка. Допускается только лишь не умение произносить звуки: р и рь. Поскольку эти звуки сложны по артикуляции и требуют очень сильных мышц языка. Словарный запас должен быть обширен и богат.

Важно помнить, что на развитие речи вашего ребёнка огромное влияние оказывает речь окружающих его людей. Насколько грамотной будет речь вашего малыша зависит это от вас. Речь окружающих должна быть чёткая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная.

Поэтому знание родителями хотя бы кратких особенностей процесса формирования речи ребёнка поможет предупредить их отставание и своевременно обратиться к специалисту за консультацией

Если вы заметили, что у ребёнка отсутствует этап гуления и лепета или он наступил позже – это уже должно насторожить взрослых.

Как может мама помочь своему ребёнку быстрее заговорить
Если малыш в три года говорит очень мало или почти не говорит, пользуется во время разговора жестами, то это должно вызвать тревогу у родителей. Возможно, это нарушение, связанное с отставанием развития слухового восприятия.

Слуховое восприятие является базой для развития речи. Оно помогает ориентироваться в окружающем его пространстве. Создаёт возможность действовать по звуковому сигналу.

Ведь именно по звуку можно определить приближение грозы или шум машины, по голосу можно определить своих и чужих людей, узнать голоса животных, и сразу становится понятным, что слуховое восприятие имеет большое значение для развития ребёнка.

Поиграйте с ребёнком в игры, которые помогут развить у него слуховое восприятие, научат слышать звуки, отличать одни звуки от других.

«Угадай, что звучит»

Взрослый подбирает несколько звучащих игрушек: погремушку, барабан, звоночек, дудку, заводную машину (всего 3-4 игрушки). Сначала дайте малышу послушать какой «голос» у каждой игрушки, затем предложите ему отвернуться и воспроизвести звуки. Ребенок должен отгадать, какая игрушка звучала.
«Угадай, где звенит»

Взрослый заводит будильник и прячет его под столом или под шкафом. Когда будильник зазвенит, ребёнок должен угадать, откуда раздаётся звук, и найти будильник.

«Угадай, чей это голос»

Взрослый имитирует знакомые для ребенка звучащие предметы, крики животных, жужжание насекомых. Предварительно ребенка знакомят с тем, какие предметы, животные, насекомые могут издавать тот или иной звук, или подбирают такие звукоподражания, с которыми ребенок был ранее знаком. Малыш должен угадать, какому предмету, животному или насекомому подражал взрослый. Например, взрослый может подражать гудку паровоза – у-у-у, мяуканью кошки – мяу-мяу, тиканью часов – тик-так, жужжанию комарика – з-з-з, жужжанию жука – ж-ж-ж.

«Угадай, какие часики тикают»

Взрослый предлагает ребенку послушать, как тикают большие часы: громко произносит «тик-так», а затем произносит «тик-так» тихо. Затем, чередуя произнесение данного звукосочетания то громко, то тихо, предлагает малышу по громкости произнесения определить, когда тикают большие часы, а когда – маленькие часики.

Почему язык бывает недостаточно подвижным?

Когда мы говорим, наш язык находится в постоянном движении. Движения эти чётко упорядочены. При произнесении каждого звука язык занимает четкий определённый уклад. Произнесите, например, звук «а», почувствовали, как рот широко раскрылся, язык «лежит» внизу. Затем попробуйте в таком же положении рта и языка произнести, например, звук «у» - навряд ли получится. Малейшее отклонение языка или положения губ от правильного положения исказит звук, сделает его не чистым.

Причинами могут слабые мышцы языка, неправильный прикус, узкое твёрдое нёбо, короткая уздечка .

Но могут быть и более сложные причины, которые затормаживают работу речевых мышц. Сигналы, идущие от речевых центров к мышцам языка слабые, вследствие этого речь ребёнка задерживается, и он начинает говорить только после двух, трёх лет.

В таком случае необходима систематическая артикуляционная гимнастика – специальные упражнения для укрепления и развития мышц языка, губ и щёк.

Укрепить слабые мышцы языка и щёк помогут упражнения:

«Толстые помидорки-худенькие огурчики» Надувание обеих щёк одновременно, затем втянуть щёки в ротовую полость при отпущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.

«Лягушка - слоник» Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы-удерживать под счёт «раз - два». «Три -четыре» - губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд «трубочкой».

«Лопатка - иголка» Улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз» положить широкий язык на нижнюю губу. На счёт «два» высунуть язык наружу острым, как иголка.

«Часики».Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз - два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть неподвижна.

«Белый и чёрный конь» Пощёлкать языком, как цокает лошадка. Рот при каждом щелчке меняет положение губ. «Белый конь» - губы в улыбке так, чтобы были видны зубы, «Чёрный конь» - губы вытянуты вперёд трубочкой.