Главная страница

Классный час "Права потребителей"



Скачать 73.59 Kb.
НазваниеКлассный час "Права потребителей"
Дата10.02.2016
Размер73.59 Kb.
ТипКлассный час

Журнал «Практика административной работы в школе» №2, 2014


Классный час "Права потребителей"

Лободенко О В

учитель математики и информатики специальной (коррекционной) школы-интерната № 58, г. Мурманск


Все большее внимание в ходе образовательного процесса уделяется изучению прав потребителей. Для этого важно использовать потенциал внеурочной деятельности. О том, как провести классный час, посвященный правам потребителей, вы узнаете из представленного материала.

Цели проведения классного часа:

• познакомить учащихся с правовым статусом потребителя, показать, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей, а также права и законные интересы продавцов;

• сформировать у учащихся элементарные умения защиты своих прав как потребителей и навыки поиска решения конфликта законным образом, научить школьников грамотному поведению на рынке товаров.
Ход классного часа

Вступительное слово классного руководителя

Вопросы классу.

1. Где мы приобретаем товары для личных и бытовых нужд?

(Возможные ответы учащихся: товар приобретается в специализированных магазинах (продовольственных, промтоварных, хозяйственных, аптеках и др.), торговых центрах, гипермаркетах.)

2. Назовите предприятия, где нам могут оказать различного вида услуги.

(Возможные ответы учащихся: поликлиники, ремонтные мастерские, банки и пр.)

Представим обычный торговый день в большом супермаркете. Покупатели выбирают товар, оплачивают покупки. В отделе белья назревает скандал. Пожилой покупатель подает продавцу сверток с теплой нижней рубашкой и прикладывает к нему чек. «Вот чек. По нему видно, что я приобрел рубашку всего пять дней назад. Срок небольшой. По закону вы обязаны заменить мне купленную вещь». «Увы, — отвечает продавщица, — я не имею права это сделать». Покупатель кипятится: «Это беззаконие! Я буду жаловаться…» Знакомая ситуация, правда?

Все мы делаем покупки в магазине и ходим в поликлинику на прием к врачу. И даже не задумываемся, что в этих случаях являемся потребителями и имеем определенные права, которыми можем воспользоваться, если нас не устроит качество покупки или услуги.

К большому сожалению, довольно часто мы оказываемся в ситуациях, когда наши права и интересы нарушаются. Вот почему всем необходимо знать основы потребительского законодательства. Осознание того, что мы как потребители обладаем определенными правами, придает нам уверенность, укрепляет чувство защищенности.

Сегодня мы поговорим с вами о том, кто такие потребители, каковы их основные права, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей.

Кто же такой потребитель? (Звучат ответы учащихся).

Учитель приводит определение потребителя, данное в Федеральном законе «О защите прав потребителя».

Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Вопрос классу: являются ли потребителями следующие литературные персонажи:

а) Муха-Цокотуха, когда «пошла муха на базар и купила самовар» (К. Чуковский)? (Да)

б) Старик по отношению к Золотой рыбке (А.С. Пушкин)? (Нет, так как старик не платит рыбке за услуги)

в) Робинзон Крузо на необитаемом острове (Д. Дефо)? (Нет, он ничего не покупает)

Вопрос классу: является ли книга товаром в следующих случаях:

а) если вы ее продаете? (Да)

б) если вы ее дарите маме? (Нет)

в) если вы даете ее почитать товарищу? (Нет)
Работа с законом «О защите прав потребителя»

15 марта отмечается Всемирный день прав потребителя, он приурочен к дате выступления Джона Кеннеди в конгрессе США в 1961 году, когда президент США сказал: «Потребители, по определению, — это все мы. Потребители — это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение... Но это единственный голос, которого зачастую не слышно». На высшем уровне было дано понятие «потребитель». Джон Кеннеди сформулировал четыре принципиальных права потребителей:

• право на информацию;

право на безопасность;

• право на выбор;

• право быть услышанным.

Позже они легли в основу закона о защите прав потребителей во многих странах, включая Российскую Федерацию.

В 1960 году была основана Всемирная организация потребителей. Она объединяет около двухсот общественных и государственных организаций защиты прав потребителей более чем из семидесяти государств. Организация сформулировала права потребителей, добавив к четырем, сформулированным Д. Кеннеди, еще четыре:

• право на возмещение ущерба;

• право на здоровую окружающую среду;

• право на потребительское образование;

• право на удовлетворение базовых потребностей.

9 апреля 1985 года Генеральная Ассамблея ООН закрепила руководящие принципы защиты прав потребителей, которые с тех пор юридически признаны на международном уровне.

В СССР 1989 год был ознаменован созданием Всесоюзной федерации потребительских обществ, куда вошли Госстандарт, Санэпиднадзор, антимонопольный комитет (ныне Федеральная антимонопольная служба (ФАС)), региональные общества потребителей, кредитные союзы и другие организации подобного профиля. Благодаря созданной федерации немало граждан сумели отстоять свои интересы в конфликтных ситуациях.

В 1992 году Верховный Совет Российской Федерации принял первый в истории нашей страны закон, направленный на защиту граждан, имеющих намерение заказать или приобрести какой-либо товар или услугу. Документ получил название: Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». Базовые права потребителя с этого момента были закреплены законодательно.

Почему же закон встал на защиту потребителя?

В отношениях с производителями и продавцами потребитель находится в неравных условиях. Они — хорошо подготовленные профессионалы, пользуются услугами юристов и могут отстоять свои интересы, а потребитель один на один с продавцом и производителем.

Какие права имеет потребитель?

1. Право на просвещение (знание своих прав как потребителя).

2. Право на информацию о товарах, услугах, работах (чтобы потребитель смог сделать правильный выбор, ему нужно знать качества и свойства того или иного товара).

3. Право на качество товаров и услуг.

а) Если у приобретенного товара обнаружился недостаток, то потребитель имеет законное право потребовать:

• безвозмездного устранения недостатка или возмещения расходов на его устранение;

• замены на товар аналогичной модели, марки;

• замены на такой же товар другой марки с перерасчетом цены;

• соразмерного уменьшения цены;

• расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченных денег.

б) Товары длительного пользования имеют срок службы и гарантийный срок (производитель несет повышенные обязательства перед потребителем).

в) Продукты питания, лекарства, косметика и т.п. имеют срок годности, требования к этим товарам содержатся в стандартах.

г) Существует перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату.

Общее правило потребления: всегда сохраняйте чеки, квитанции, договоры и прочие документы, подтверждающие факт купли-продажи.

4. Право на безопасность (требование государства к качеству товаров выражено в стандартах).

5. Право на возмещение ущерба (материального и морального) в случае, если купленная вещь причинила вред потребителю.
Практическая часть

Задание классу. Как правильно поступить, если купленная в магазине обувь оказалась с дефектом? Что вы можете предпринять?

Возможный ответ учащихся:

Необходимо обратиться в магазин, где приобретался товар и:

• заменить товар на товар аналогичной марки;

• заменить товар на товар другой марки с перерасчетом цен.

Магазин должен:

• или возместить расходы на устранение недостатков;

• или возвратить деньги, уплаченные за товар;

• или безвозмездно устранить недостатки.

Однако не все товары подлежат обмену.

Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену:

• предметы личной гигиены;

• парфюмерно-косметические товары;

• посуда, столовые и кухонные принадлежности;

• товары бытовой химии;

• изделия из серебра и золота;

• автомобили;

• прогулочные суда;

• мотовелотовары;

• лекарственные препараты.

Задание классу. Вы работники комитета по защите прав потребителей. К вам пришли посетители со своей проблемой: их права нарушены. Разберитесь в ситуации и предложите выход из нее.

Гражданка И.В. Иванова купила сотовый телефон в ООО «Контакт» с гарантией на 6 месяцев. Спустя месяц в телефоне стали проявляться недостатки: он стал отключаться, отсутствовала блокировка кнопок, пропадали данные на дисплее. С требованием устранения недостатков телефона И.В. Иванова обратилась с магазин. Ей была выдана квитанция, согласно которой ремонт сотовых телефонов может производиться до 40 дней. По истечении данного срока И.В. Иванова пришла в магазин за телефоном, но ей сказали, что его потеряли, предложили зайти через неделю. В условленный срок И.В. Иванова вновь зашла за телефоном. Ей сообщили радостную новость: телефон отыскался, будет доставлен из Москвы, куда его отправляли для ремонта, но гарантийный срок за время поисков на него закончился и ремонт необходимо будет оплатить.

(Обсуждение ситуации.)

Выход из данной ситуации — написать исковое заявление в суд.
Заключение

Задание классу. Выполните коллаж, используя цветную бумагу, вырезки из журналов и газет, чтобы отразить тему «Современный потребитель — какой он?».

(Потребитель должен:

• знать законы;

уметь пользоваться этими законами;

• быть неравнодушным человеком;

• быть нетерпимым к хамству продавцов, фактам обсчета и обвеса;

• сообщать о недоброкачественной продукции в контролирующие органы.)

Чтобы противостоять некачественным товарам и услугам, нам необходимо знать положения Закона РФ «О защите прав потребителя» и действовать в соответствии с этими положениями. Если вы обнаружили некачественный товар и у вас возникли проблемы с его заменой, то всегда можете обратиться в соответствующие государственные органы, защищающие права потребителей.

© Практика административной работы в школе №2, 2014