|
Базы телефонных номеров Административные районы и станции метрополитенов – погрешность до 20%. Помимо баз мобильных телефонных номеров разного масштаба и цены, у нас вы сможете заказать рассылку, рассказывающую людям о вашем предложении: услуге или товаре. Это – один из наиболее действенных рекламных способов привлечения потенциальных клиентов и расширения географии бизнеса. Приемы активизации Математика существует не для того, чтобы навязывать кому-либо тяжелую работу. Наоборот, она существует только для удовольствия. Для удовольствия тех, кто любит анализировать то, что он делает, или может сделать, или то, что уже сделал в надежде сделать это еще лучше.
(Роберт Брингхерст.)
Приемы активизации познавательной деятельности в классах коррекционно - развивающего обучения. Математика является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих школьников. В то же время имеется большое число учащихся с явно выраженными способностями к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися, находящимися на двух "полюсах", весьма велик.
Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству. Обучение математике в школе должно носить предметно-практический характер и быть тесно связанным как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами. Ориентация на личность ученика требует, чтобы дифференцированное обучение математике учитывало потребности всех школьников – не только сильных, но и тех, кому этот предмет дается с трудом или чьи интересы лежат в других областях.
В каждом классе выделяется четыре типологических группы учащихся. К первой группе относятся учащиеся, знающие “сверхпрограмму”, ко второй – с хорошим уровнем знаний и умений, к третьей – с минимальным уровнем знаний и умений, к четвёртой – не достигшие минимальных знаний и умений. В соответствии с указанными группами при организации дифференцированной формы учебной деятельности разрабатываются четыре варианта дифференцированных заданий. При этом рассматриваются два вида дифференцированной формы учебной деятельности: групповая и индивидуальная работа учащихся.
Кроме этого, при дифференцированном обучении необходимо учитывать типы нервной деятельности учащихся. Общее задание для всего класса содержит указания для учащихся с ярко выраженными меланхолико-флегматическим или холерико-сангвиническим типами темперамента.
Дифференцированная форма учебной деятельности учащихся предусматривает их самостоятельную работу по дифференцированным заданиям. Дифференцированные задания – задания, построенные с учетом особенностей типологической группы учащихся, то есть группы объединенной “одинаковым” уровнем знаний и умений по предмету (теме, разделу) и уровнем их усвоения.
В настоящее время в системе общеобразовательных школ существуют классы с углубленным изучением математики, профильные классы, общеобразовательные, классы компенсирующего обучения (классы коррекции). В эти классы принимаются или переводятся дети группы риска, не имеющие выраженных отклонений в развитии (задержка психического развития церебрально-органического генеза, умственная отсталость, выраженные нарушения речи, слуха, зрения, двигательной сферы).
Показателями для зачисления детей в эти классы являются такие состояния как астения, цереброастения, наличие хронических соматических болезней. В эту группу можно отнести детей с нерезко выраженными сенсорными дефектами. Показателями являются нарушения работоспособности связанные с растройствами поведения: невротические, неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, энурез…). Сюда же следует отнести детей с психофизическим инфантилизмом.
Особенности психики таких детей проявляются как в недоразвитии
основных психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.), так и в особенностях высшей нервной деятельности.
Дети, у которых ослаблен процесс возбуждения – вялы, медлительны,
плохо усваивают всё новое, учатся с трудом, но в конечном счёте добиваются удовлетворительных результатов. Новые навыки и умения формируются у таких детей медленно, но усваиваются прочно. У этих детей мало инициативы, самостоятельности.
У детей с ослабленным процессом торможения несколько иная картина. Они встречаются реже, но заметно выделятся из общей массы. Они быстро реагируют на всё происходящее, отвечают и действуют необдуманно.
Среди особенностей высшей нервной деятельности детей группы риска многие исследователи отмечают выраженную инертность.
Ещё одной особенностью является склонность к охранительному торможению. Во время одного и того же урока ученик то слушает и понимает учителя, то перестаёт его понимать. Ребёнку трудно сосредоточить внимание на чём-либо, всё происходящее вокруг воспринимается неясно, трудно припоминается то, что всегда легко вспоминалось. Эти состояния охранительного торможения (изученные и описанные академиком И.П. Павловым и его учениками) под названием «фазовых» состояний возникают у детей группы риска часто. Пока нервные клетки коры головного мозга ребёнка находятся в состояние охранительного торможения, его умственная работоспособность оказывается резко сниженной. Однако, это снижение временное, проходящее. Но в результате учащиеся не имеют систематических знаний.
Таким образом, поступающим в школу детям присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умения, навыков и знаний. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладеть счётом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Учащиеся с нарушением интеллекта быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую работу. Эти и ряд других особенностей говорят о том, что у детей этой группы обнаруживается недоразвитие психических процессов.
Было установлено, что свойственные детям снижение работоспособности и неустойчивость внимания имеют разнообразные формы индивидуального проявления. У одних детей максимальное напряжение внимания, высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы, у других -сосредоточение внимания наступает лишь после некоторого периода деятельности; у третьих – отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания. У всех детей наблюдаются и недостатки памяти, причём эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости. При выполнении многих заданий дети сталкиваются с трудностями интеллектуального характера, которые связаны с тем, что к началу школьного обучения дети ещё не владеют в полной мере интеллектуальными операциями являющиеся необходимым компонентом мыслительной деятельности. Одна из психологических особенностей детей состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Дети рассматриваемой группы имеют бедный словарный запас, плохо овладевают эмпирическими и грамматическими обобщениями. Дети этой группы также испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций и некоторых частей речи.
После поступления в школу эти дети продолжают вести себя как
дошкольники. Ведущей деятельностью остаётся игра, положительного отношения к школе не наблюдается. Внимание детей характеризуется неустойчивость, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте.
При обучении детей необходимо исключить действия каких бы то ни было посторонних раздражителей. У них наблюдается сравнительно низкий уровень развития восприятия. Об этом свидетельствует, прежде всего, недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний детей об окружающем мире. Это обусловлено бедностью опыта ребёнка. Работая с такими детьми, учителя должны считаться с тем, что передаваемая им информация далеко не всегда достигает цели. Все сообщаемые детям сведения нужно неоднократно повторять. Т.А. Власова, М.С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у учащихся как одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условие задачи. Им свойственны колебания памяти, быстрое забывание выученного. Следует отметить, что для детей характерна конкретность мышления, слабость регулирующей роли мышления, Некоторым детям свойственно не сомневаться в правильности своих, только что возникших предположений. Они редко замечают свои ошибки.
Основные методические проблемы: как учить этих детей математике, как изменить их отношение к учению.
Таким образом, коррекционная работа должна вестись в следующих
направлениях:
а) осуществлять индивидуальный подход к детям;
б) предотвращать наступление утомления;
в) в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;
г) во время работы с детьми этой категории учитель должен
проявлять особый педагогический такт. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные силы и возможности;
д) обеспечить обогащения детей математическими знаниями (используя развивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.)
Оказалось, что наиболее успешными на уроках математики в этих классах являются такие формы работы:
решение задач по образцу;
рассмотрение различных подходов к решению одной и той же задачи;
отыскание различных способов решения задачи;
составление опорных схем и применение других наглядных средств обучения;
прием подсказывающих ответов: это может быть конкретизацией задания, совместным решением аналогичной задачи и прямым указанием приема, которым она решается;
правильный подбор тематики и уровня задач, придание им занимательной формы;
использование соревнования, к которому побуждают следующие вопросы учителя: «Как решить быстрее?»; «У кого решение получилось самое короткое?»; «Самое простое?», «Самое неожиданное?».
В классах повышенного индивидуального внимания учатся дети с низким уровнем готовности к обучению в школе, нередко с выраженной задержкой темпа психофизического развития, часто это педагогически запущенные дети с низким уровнем интеллектуальных способностей. Эти дети медленно включаются в учебный процесс, тратят значительное количество времени на понимание цели учебной деятельности, с трудом выполняют задания, требующие проявления самостоятельности. В работе с ними практически на каждом уроке следует применять методы и приемы развития памяти и внимания, практиковать выполнение заданий по образцу, разрабатывать для них инструкционные карты и т.п. В классы коррекции попадают дети с задержкой в умственном развитии, направленные медико-педагогической комиссией.
Задачи преподавания математики в классах коррекции состоят в том, чтобы:
дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
через обучение математике повышать уровень общего развития учащихся и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;
воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Основными целями обучения математике в 5-9 классах с недостаточной математической подготовкой являются: приобретение базовой математической подготовки; формирование практически значимых знаний и умений; интеллектуальное развитие средствами математики на материале, отвечающем особенностям и возможностям данной категории учащихся. Отрабатываются основные умения и навыки на большом числе несложных, доступных учащимся упражнений. В то же время, это не предполагает монотонной и скучной работы, так как курс наполняется заданиями, разнообразными по форме и содержанию, позволяющими применять получаемые знания в различных ситуациях.
Объяснение нового материала происходит путем демонстрации и внимательного рассмотрения рисунка или модели и произносится соответствующее слово- термин, т.е. термин вводится и через определение понятия, но чаще всего через образ.
Участие в решении задач обязательно для всех, в таких классах решение появляется после совместных рассуждений и в упрощенном виде. Главное , чтобы до каждого ученика дошел смысл задачи и ход рассуждений. Существуют задачи с несколькими способами решений, поэтому их необходимо показывать, чтобы ребенок мог выбрать той или иной способ для самостоятельного решения. Нельзя исключать и задачи нестандартного решения, это увлекает учащихся.
Контроль и оценивание знаний – важнейший момент в организации учебного процесса. Без систематического контроля нельзя достигнуть хороших результатов. Каждый ученик должен овладеть основным учебным материалом на уровне, не ниже уровня обязательных требований, и всегда доказывать свои знания в ходе проверочной работы, или самостоятельной, или тестов, или контрольной работы. Причем оценки должны всегда стимулировать желание пробовать свои силы, выходя к доске или для некоторых и при решении более сложного материала.
Доступная интересная деятельность, ощущение успеха, доброжелательные отношения – вот непременные условия эффективной работы с детьми, имеющими недостаточную математическую подготовку.
В своей практике использую следующие методы обучения учащихся на уроках математики: (классификация методов по характеру познавательной деятельности).
Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)
Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)
Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
Основная форма занятий – индивидуальная или занятия в маленьких группах (коррекционные классы не более 15 человек ). Такие малочисленные группы позволяют найти подход к каждому, здесь легче поддерживать инициативу, руководить обучением, а доверительный стиль общения позволяет избежать дискомфорта, чаще всего возникающего в больших коллективах. Ребенок раскрепощается, создаются условия для самовыражения. Работоспособность в классах коррекции в начале бывает очень низкой, темп работы медленный, активность учащихся практически отсутствует, дисциплина оставляет желать лучшего. Поэтому важнейшая задача, которая стоит перед учителем – заинтересовать детей, привлечь их внимание. А когда вместо привычных, скучных задач про асфальтированные дороги, засеянные поля и лодки плывущие по течению и против течения, на уроках предлагаются задачи про Маугли, Чебурашку, Буратино или про собак и кошек у ребят возникает интерес к предмету.
Приведу задачи, которые можно решать в 5 классе по теме «Обыкновенные дроби».
Саша и Алеша пошли на выставку кошек. Саша подсчитал, что всего кошек было 64. А Алеша подсчитал , что 20 были рыжего цвета; 32 – белого цвета и 8 – черного. Какую часть составляли кошки каждого цвета?
Вини-Пух пригласил на день рождения своих друзей: Пятачка, Иа-Иа, Кролика, Кенгу, Сову, Тигру, крошку Ру и Кристофера Робина. Все они принесли по одному подарку. Когда Вини –Пух стал раскладывать подарки на полке, то оказалось, что 1/2 все подарков составляют бочонки с медом, ¼ - баночки с малиновым вареньем , а оставшуюся часть- пироги с яблоками. Сколько подарков каждого вида получил Вини-Пух?
Дуремар поймал 48 пиявок. Пока он ругался с черепахой Тортилой, банка наклонилась и 3/8 пиявок выпали из банки. Сколько пиявок осталось у Дуремана?
При изучении в 6 классе темы « Пропорции» можно предложить решить следующие несложные задачи:
Дядюшка Скрудж подсчитал деньги в своем хранилище. Оказалось, что в каждом из 9 мешков содержится по 18 кг золотых монет. Сколько монет содержится в 11 таких же мешках?
Настоящие охотники за привидениями получили новое оборудование – ультрасовременные ловушки. Две такие ловушки захватывают за один раз 18 привидений. Сколько ловушек надо взять на операцию, чтобы отловить одновременно 27 привидений?
100 г сока Гамми – ягод хватает одному медведю на 65 прыжков. Сколько сока нужно взять для 117 прыжков?
За поездку на экскурсию группа учащихся 6 класса из 25 человек заплатила 87500 рублей. Сколько денег надо заплатить, если поедет группа из 30 человек?
При решении таких задач класс преображается. Ребята стремятся высказать свои мысли, проанализировать предложенную ситуацию, найдется из класса кто предложит изменить условие задачи, найти решение. Таким образом, уже на первом этапе удается установить необходимый контакт с классом, что немаловажно, создается рабочая обстановка. Ребята просят еще таких задач. Можно предложить учащимся придумать дома свои задачи и принести на следующий урок. Следующий этап – решение задач, содержащих сведения из других наук. Для их составления можно использовать занимательные книги по физике, истории, биологии. Благодаря решению таких задач, удается добиться того, что у учащихся заметно расширяется кругозор, появляется желание прочитать другие книги. Кроме того, они начинают решать осмысленно.
Нельзя сказать, что к концу учебного года удается достичь все поставленные цели, однако основы успешного обучения будут заложены. Математика один из самых трудных для учащихся предметов школьного обучения превращается из самых интересных.
Проанализировав работу за год, как бы мы не учили, можем обнаружить следующие недостатки в знаниях и навыках учащихся:
недостаточно хорошие знания таблицы умножения, слабые навыки внетабличного умножения и деления;
неумение правильно выбирать и объяснять выбор действия при решении задач;
трудность перехода с одного вида работ на другой. В задании, где чередуются примеры на деление и умножение, не все учащиеся следуют условию заданий;
медленный темп работы.
В классах коррекции необходимо работу проводить в следующих направлениях:
на каждом уроке выполнять работу над ошибками, тем самым дети сами увидят свои ошибки при выполнении домашней работы ;
на 10 минут повторение пройденного материала, не обязательно прошлого урока;
устранять пробелы в знаниях;
привитие навыков учебного труда;
формирование положительного отношения к учебе.
Для преодоления выявленных пробелов в устные упражнения надо включать примеры на применение табличных и внетабличных примеров и различные приемы вычислений, на действия с круглыми десятками, а затем переход к несложным десятичным дробям.
При закреплении новых знаний надо приучать детей работать с книгой, в классе разбирать задания, аналогичные домашним, задавать наводящие вопросы. Значительная часть учащихся нередко испытывают трудности в правильном оформлении упражнений. Поэтому следует давать образцы оформления. Это позволяет восстановить в памяти ту или иную классную работу, стиль изложения решения некоторых упражнений, закрепит его. Это принесет пользу и родителям, которые помогают детям при выполнении домашней работы.
Немаловажную роль на уроке играет и то, что после объяснения нового материала, проведенного в форме беседы, надо прочитать с ребятами соответствующий текст учебника по предложениям или по абзацам, затем выяснить о чем говорилось в прочитанном. Сначала это бывает очень трудно. Учащиеся не могут выделить главное, уловить смысл прочитанного. Но если проводить такую работу постоянно, то ребята постепенно приобретают навыки работы с книгой, внимательнее читают учебник, лучше ориентируются в нем и быстрее находят забытые правила, слушают ответы товарищей и поправляют его, если он ошибся или неверно дал нужный ответ.
Иногда при закреплении пройденного материала, особенно при изучении сложных правил дается алгоритм решения и надо, чтобы ученики соотносили свою работу с этим планом.
Чтобы сформировать положительное отношение учащихся к предмету, надо чтобы ученики преодолевали боязнь ошибаться стоя у доски, неуверенность в своих силах, вызвать интерес к работе в классе , поощрять учащихся при удачных ответах.
Внимание детей, слабоуспевающих по математике, довольно устойчиво, если школьники выполняют знакомую им монотонную работу (списывание, решение арифметических примеров и т. д.). Зато на уроках, требующих умственного напряжения, их внимание очень колеблется: они быстро устают и фактически выпадают из педагогического процесса. Поэтому нужно стремиться так организовать деятельность учеников на уроке, чтобы работали все группы ребят.
В классах коррекционно-развивающего обучения я применяю тренинги. В системе уроков математики занятия – тренинги занимают важное место, чаще они проводятся на этапах закрепления знаний и способствуют не только корректировке основных понятий учащихся, но и служат средством для развития познавательных способностей детей. В практике своей работы для проверки знаний, умений и навыков учащихся я часто использую различного рода карточки.
При работе в классах коррекционно-развивающего обучения мне очень помогают карточки - консультанты, с помощью которых я повторяю изученный материал. В этой карточке содержатся все узловые моменты изучаемой темы, а также алгоритм решения заданий .
Большое внимание на уроках я отвожу работе с тестами. Работа с выбором готового ответа позволяет учащимся развивать логическое мышление, абстрактное мышление.
В работе со слабоуспевающими детьми необходимо иметь целый арсенал карточек «Работай по образцу!». Они позволяют отрабатывать алгоритмы разнообразных действий и математических операций.
Эффективность работы учащихся с заданиями с пропусками очень высока как в общеобразовательных классах, так и в классах коррекционно-развивающего обучения. Однако, в последних, они не должны приводить к двусмысленности, неоднозначности в тексте и особенно в той части, которая определяет условие задачи. Пропускаются ключевые слова, правильное заполнение которых свидетельствует о понимании материала .
Немаловажную роль отводится дидактическим играм на уроках математики. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с желанием.
При проведении самостоятельной работы ставится задача не столько выставить оценки, сколько выявить тех учащихся, которые что-то не поняли. При выполнении контрольных работ ребята могут пользоваться конспектом и при затруднении могут решить по аналогии.
При такой организации учебных занятий у учащихся появляется вера в свои силы, что является непременным условием успеха работы в классах коррекции.
В заключении всего сказанного, хочу сказать, что работа в классах коррекционного обучения – нелегкий, но очень важный труд. В этих классах учитель должен работать исключительно самоотверженно, ведь его цель – адаптировать ребёнка, с ослабленным здоровьем или с низкими способностями, к будущей жизни. Я считаю, что министерство образования должно больше внимания уделять таким детям. Необходимо тщательно пересмотреть тематическое планирование, с учётом специфики каждого класса, дать больше возможности учителям для варьирования программой. Литература: 1. Журналы «Математика в школе»; 2.«Задачи для внеклассной работы по математике » Составитель В.Ю.Сафонова; 3. «Сказки и подсказки» Е.Г.Козлова; 4. «Считай, смекай, отгадывай» В.П. Труднев; 5. Классы коррекции – С.Б.Суворова; 6. Психологические особенности –Г.В. Грибанов; 7. Учебно-методические комплекты, рекомендованные Московским Департаментом Образования.
|
|
|