Главная страница

Особенности социально-реабилитационной работы с детьми с нарушенным слухом на базе цсрииди выборгского района



Скачать 39.29 Kb.
НазваниеОсобенности социально-реабилитационной работы с детьми с нарушенным слухом на базе цсрииди выборгского района
Дата07.07.2016
Размер39.29 Kb.
ТипДокументы

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ НА БАЗЕ ЦСРИиДИ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА.
Реабилитация глухих и слабослышащих детей включает в себя комплекс медико –психолого - педагогических мероприятий : раннее выявление дефекта, раннее и успешное слухопротезирование, проведение социально-педагогической работы. Основными направлениями работы сурдопедагога в условиях Центра социальной реабилитации являются формирование и развитие навыков слухового восприятия, познавательных процессов, коммуникативной сферы.

Процесс развития ребёнка с нарушением слуха носит комплексный характер и охватывает все основные сферы: познавательную, коммуникативную, физическую. Развитие ребёнка с особенностями во многом зависит от социально-педагогической среды. При посещении ЦСРИиДИ и ребёнок и родители попадают в специальным образом организованную среду, в которой активизируется потенциал ребёнка, повышая тем самым возможности его социальной адаптации.

Для успешной работы с детьми с нарушенным слухом была разработана программа социально-педагогической реабилитации. Программа строится на основе общих закономерностей развития детей раннего, дошкольного и школьного возраста в норме и патологии, сензитивных периодов в развитии психических процессов, актуальном и потенциальном уровне развития, «зоне ближайшего развития». Эти положения разработаны в отечественной педагогике и психологии Выготским Л.С., Давыдовым В.В., Элькониным Д.Б., Запорожцем А.В., Леонтьевым А.Н. и др.

Данная программа работы дефектолога-сурдопедагога ЦСРИ и ДИ отделения социальной реабилитации составлена с опорой на основные и коррекционные программы воспитания и обучения, утверждённые Министерством образования Российской Федерации, в которых сформулированы направления обучения и коррекции нарушения развития у детей раннего, дошкольного и школьного возраста.

Содержание программы направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения:

обеспечивать общее разностороннее развитие глухих детей на основе изучения их возрастных психофизических возможностей и приобщения их ко всему, что доступно для овладения слышащим сверстникам;

организовывать специальную коррекционно-воспитательную работу с учетом структуры дефекта и индивидуальных особенностей детей;

осуществлять деятельный подход к воспитанию глухих детей, т.е. проводить все виды воспитательной работы (образовательную и коррекционную) в русле основных видов детской деятельности;

широко использовать и развивать остаточный слух у детей ;

использовать речевые средства в естественных и специально созданных ситуациях общения с детьми;

осуществлять преемственные связи между специальными школьными и дошкольными учреждениями и ЦСРИ и ДИ.

Программа составлена с учётом структуры и степени выраженности дефекта; ведущих мотивов и потребностей ребёнка в разные возрастные периоды. Существует три блока - для детей раннего, дошкольного и школьного возраста, имеющих нарушение слуха.

Усвоение программного материала осуществляется тремя способами: действием, изображением, речью (устной, письменной, дактильной) в различном их соотношении в зависимости от этапа обучения и условий коммуникации.

Перечисленные принципы отражают современное понимание проблемы развития аномальных детей дошкольного возраста и путей коррекции дефекта.

Т.к. дети, посещающие занятия в ЦСРИ и ДИ, различны по возрасту, тяжести нарушений, особенностям индивидуального развития, специалистом подбирается комплекс методов и приёмов работы индивидуально для каждого ребёнка. Благодаря этому поставленные задачи решаются наиболее успешно.

Задачами данной программы является следующее:

- Создание условий для развития сохранных познавательных функций и личностных особенностей.

- Осуществление сенсорного развития в процессе освоения содержательных видов деятельности.

- Развитие психических функций восприятия, памяти, мышления, воображения.

- Коррекция интеллектуального развития, формирование умения сравнивать, анализировать, делать самостоятельные выводы, рассуждать.

- Развитие внимания.

- Формирование механизмов волевой регуляции и саморегуляции в процессе осуществления заданной деятельности, развитие работоспособности, умения сосредоточиваться на конкретном действии.

- Овладение умением описать в устной форме свои действия с предметным материалом, рассуждать, строить высказывание.

- Формирование положительной мотивации к занятиям.

- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить начатое действие до конца.

- Развитие разговорной связной речи.

Программа реализуется на систематических индивидуальных, а также комплексных ( совместно с другими специалистами ) занятиях. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю, курс включает в себя 16 занятий. В год, как правило, проводятся 3 таких курса.

В настоящее время более 25 детей разного возраста с различной степенью потери слуха, в т.ч. и перенесшие операцию по кохлеарной имплантации, успешно прошли определённое количество курсов по этой программе. По результатам диагностики, в большинстве случаев наблюдается положительная динамика: улучшаются навыки слухового восприятия, дети становятся более организованными на занятиях, а самое главное – они становятся более общительными, лучше взаимодействуют как со сверстниками на занятиях, так и с окружающими людьми в обыденной жизни.

Таким образом, более чем трёхлетний опыт работы показал, что такой комплексный
подход при реализации данной программы способствует более успешному решению
проблем каждого конкретного ребёнка и свидетельствует о
больших возможностях этой формы работы.

Дефектолог-сурдопедагог ЦСРИиДИ

Макухина А. В.