Главная страница

Методические рекомендации для родителей и педагогов Выводы Заключение



НазваниеМетодические рекомендации для родителей и педагогов Выводы Заключение
страница3/7
Дата17.08.2016
Размер1.55 Mb.
ТипМетодические рекомендации
1   2   3   4   5   6   7
Глава 2. Изучение возрастной динамики и гендерного подхода в игровой деятельности у детей младшего и старшего дошкольного возраста.

В данной главе будут рассмотрены методика и методы диагностики руководствуясь которыми проводились исследования игровой деятельности у детей 4-5лет и 6 -7 лет.

Также будут проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы, проведённой в ГОУ д/c № 1033 комбинированного вида с детьми 4-5 лет и 6-7лет.

Также в данной главе будут предложены методические рекомендации для родителей и педагогов, и литература по ознакомлению по данной проблеме.

2.1 Диагностические методы исследования.
В мировой и отечественной психодиагностике создан огромный арсенал методик по выявлению сформированности игровой деятельности детей дошкольного возраста, но для того чтобы у ребёнка происходило развитии игры нужен комплексный подход. Комплексный подход содержит определённые компоненты;

- обеспечение приобретения детьми доступного и соответствующего их возрасту жизненного опыта во время прогулок, в быту, знаний о действительности .

Д. А. Саар отмечает , что многое зависит от стратегии ознакомления детей с окружающей действительностью.

-обогащение игрового опыта детей. На начальном этапе развития игровой деятельности этот процесс носит обучающий , а в старшем дошкольном возрасте – активизирующий характер. Для этого необходимо наиболее эффективно использовать обучающие игры ,игры- загадки , игры-инсценировки.

-рациональная организация предметной среды для игровой деятельности

Разумное сочетание игрушек, предметов-заместителей, воображаемых предметов, ролевых атрибутов необходимо для развития подлинно самостоятельной, инициативной игры. Организация предметно-игровой среды требует определения места игры в педагогическом процессе и необходимого пространства для разнообразных детских игр.

-комплексного руководства развитием самодеятельных игр – это активизирующее игру общение взрослых с играющими детьми. Одним из серьёзных факторов , влияющих на развитие содержания детских игр, является живой интерес взрослого к детским играм умение возбуждать интерес к играм , направлять его и вовремя поддерживать , планировать развитие игры.

Опираясь на всё выше сказанное, в данной работе мы использовали следующие методы и методики:

При проведении диагностики необходимо продумать и выбрать те показатели, по которым можно разносто­ронне анализировать детские игры и умения воспитателя руководить игровой деятельностью дошкольников.

Наиболее эффективной и удобной в применении яв­ляется методика диагностики игры детей Н. Ф. Кома­ровой. В ней выделены показатели, по которым можно разносторонне анализировать детские игры.
Метод наблюдения — это планомерное изучение пе­дагогического процесса в целом или отдельных его фраг­ментов (занятий, игр и т. д.). Наблюдение, безусловно, является основным методом сбора информации для педа­гогической оценки развития ребенка. Воспитатель в груп­пе постоянно наблюдает за поведением детей, их играми, отношениями между собой. Наблюдение предваряется осознанием и постановкой цели, разработкой плана, тех­ники и методики. Во время наблюдения необходима точ­ная и объективная фиксация фактов, которая заключает­ся в протоколировании, фотографировании, видеосъемке и ведении записей.

Существует ряд способов наблюдения за игровой де­ятельностью:

  • вступление в тесный контакт с наблюдаемыми деть­ми, участие в их игровой деятельности на второстепен­ных ролях;

  • наблюдение игры извне (вне поля зрения ребенка);

  • скрытое наблюдение (запись на видеокамеру, дик­тофон), которое не нарушает активности и самостоятель­ности детей в игре;

  • опосредованное наблюдение, т. е. изучение готовых результатов, представленных воспитателями групп (по результатам диагностики игры, записям хода игры и иг­ровой речи детей, изучение календарных и перспектив­ных планов работы воспитателя по развитию игровой де­ятельности).

Мною было проведено наблюдение за поведением ребёнка в игровой деятельности автора Н. Е. Татаринцевой.(65)
Метод беседы — это сбор фактов наблюдателем в процессе личного общения с ребенком или воспитателем при помощи заранее составленных вопросов.

Заранее определяются цель, план проведения беседы, перечень вопросов, методика их предъявления, способы регистрации ответов (магнитофон, бланки записей, ус­ловные обозначения и т. д.). Беседа требует создания бла­гоприятной обстановки (место, время и т. д.), наличия контакта и атмосферы доверия. Для проведения беседы подбирается наглядный материал: иллюстрации, картин­ки, игрушки, различные предметы, которые помогают де­тям более точно справиться с заданием.

Для диагностики познавательного развития детей в игре, в педагогических условиях, способствующих ее обо­гащению, может успешно применяться новая и пока еще мало известная широким кругам практикующих психоло­гов диагностическая методика. «Звёздный мальчик» Раз­работанная в центре «Дошкольное детство» им. А. В. За­порожца данная методика диагностики познавательного развития детей дошкольного и младшего школьного воз­раста (авторы С. Л. Новоселова и Е. В. Трифонова) явля­ется комплексной и представляет собой по содержанию некоторые заданные условия, предлагаемые ребенку для его режиссерской игры, проходящей на материале им со­здаваемого и комментируемого рисунка.

1.Беседа с детьми (см. Приложение 1 ).
Цель: выявления предпочтений в выборе игр (игрушек, партнёров по игре. Изучить содержание и выполнения игровых задач ( ролей ,действий).Уточнить знания об особенностях полоролевого поведения мальчиков и девочек.
Инструкция к проведению; Взрослый наблюдает за ребёнком в процессе игровой деятельности в группе, на прогулке, а потом предлагает рассказать ребёнку чем он сегодня занимался и просит ответить его на некоторые вопросы взрослого. Все ответы детей фиксируются и записываются в протокол.
Обработка данных. При обработке данных беседы учитывается предпочтение детьми в выборе игрушек (игр, партнёров по игре), содержание и выполнения игровых задач (ролей , действий). Данные ответов оцениваются по следующей шкале:

1.Ребёнок ответил на вопрос полностью (развёрнуто) ------------ 5баллов.

2. Ребёнок ответил частично --------------------------- 3 балла.

3. Ребёнок не ответил (промолчал) ------------------------------------ 0 баллов.

Вопросы к беседе.
1.Ты любишь играть?
2.В какие игры ты любишь играть больше всего. Назови их.
3.Посмотри, сколько разных игрушек есть у вас в группе, с какими из них ты любишь играть больше всего и почему?
4.Ты с этими игрушками играешь один или с друзьями. С кем? Назови их имена.
5.У вас в группе очень много разных не только игрушек, но и много разных игр ты в них играешь? С кем из детей тебе нравится играть в игры в группе , на прогулке?

6.Если в вашей игре нужно выбрать водящего или главного героя (персонажа), как вы это делаете( считалка, кто хочет тот и будет и т. д.)
7.Представь, что вы стали играть в игру « На какого сказочного героя я похож»

Кем бы ты был, каким героем? Почему?

8.Ребята предложили тебе поиграть в игру «Семья» какую роль ты бы себе выбрал. Почему?

9.Вы играли, играли и вдруг тебе надоела эта игра ,ты больше не хочешь в неё играть ,что ты сделаешь : уйдёшь и ничего не скажешь, или предложишь поиграть в другую ?

10. Если девочки предложат тебе с ними играть, ты пойдёшь или ты играешь только с мальчиками?

11. Представь, что у нас есть две комнаты . В одной комнате много разного конструктора и разных видов машины , куклы ,а в другой роботы, настольные игры, различного вида лото, домино, и много разных костюмов и атрибутов для различных игр-драматизаций. В какую из комнат ты пойдёшь, с кем из детей и во что вы будете играть?
12. У мальчика (девочки) скоро день рождения. Он (она) при­шел (пришла) с мамой в магазин игрушек выбирать подарок. Его (ее) внимание привлек большой игрушечный дом, в нем много мебели, которую можно переставлять, и много человечков, ко­торые могут свободно двигаться по дому. А еще там была целая
полка с машинами, конструкторами, разными принадлежностями для спортивных игр.

Как ты думаешь, что мальчик (девочка) выберет себе в по­дарок? Почему?

13. Одному мальчику его знакомая девочка (или сестра) оставила
куклу поиграть.

Расскажи, как мальчик может поиграть с куклой?

14. Одной девочке ее знакомый мальчик (или брат) оставил большую красивую машину поиграть.

Расскажи, как девочка будет играть с машиной?
2.Наблюдение за поведением ребёнка в игре ( Н.Е.Татаринцева). (см. Приложение 2).
Основание;Особенности гендерного развития детей в игровой деятельности.
Цель; выявить особенности полоролевого поведения в различ­ных видах детской деятельности.
Задачи: наблюдения за действиями детей в игре, на прогулке, в раздевалке, в процессе ухода за растениями в группе.
Инструкция к проведению. Экспериментатор наблюдает за детьми,( в течение определённого времени), их действиями по отношению друг к другу, отмечает особенности в поведении ре­бенка.
В ходе обследования взрослый оценивает поведение детей в игре. Обработка данных осуществляется при помощи таблицы, в которую записываются все наблюдения за ребёнком.

Анализ результатов. При обработке данных таблицы оценивается,
1.С кем чаще всего играет: с мальчиками или девочками?
2.Какие игры или игрушки предпочитает ( машины, конструк­торы, куклы, мягкие игрушки, строительные игры, дидактичес­кие, настолько-печатные, сюжетно-ролевые, подвижные, теат­рализованные, др).
3.Какие роли ребёнок берет на себя в сюжетно-ролевых, подвижных играх и играх-драматизациях?
4. Если мальчики и девочки играют вместе, то какие роли выбирает мальчик (девочка)?
5. В трудовой деятельности ребенок предпочитает дело, требующее серьезных/ небольших физических усилий, перемещения в пространстве, оказания помощи воспитателю или сверстнику - девочке (мальчику), предполагающее качественное выполнение, требующее действия знакомыми способами или строго по инструкции, др.
6.Чаще проявляет интерес к чему-то новому, нестандартному, требующему самостоятельного поиска решения, или к задачам, способ решения которых достаточно хорошо знаком и можно использовать известный алгоритм.
7. Предпочитает задания вербального или практического характера.
8.Какого содержания книги выбирает?
9.Кто любимые герои книг (мультфильмов)?
10. Как ведет себя по отношению к противоположному полу?
Все гендерные проявления детей в течении месяца и фиксирует в дневнике наблюдений в свободной форме. Затем на каждого ребенка группы заполняется таблица.

3.Методика диагностики игры детей Н.Ф. Комаровой. (см.Приложение 3)
Основание; анализ детских игр.
Цель: Определение уровня развития детских игр.

Материал ; игры по выбору детей (настольно - печатные, дидактические , театрализованные, спортивные, сюжетно-ролевые , и т.д.)
Инструкция к проведению. Взрослый наблюдает за детьми в течении определённого времени (на занятиях, на прогулке, свободное время). Наблюдающий оценивает игры, принятие роли детей и включение воспитателя в игру, разнообразие ролевых действий, наличие ролевой беседы, наличие игровых действий с предметами заместителями, разнообразие игровых действий с игрушками, разнообразие замыслов) . Все данные заносятся в таблицу, с помощью которой выявляет уровень развития игровой деятельности.

Обработка данных. Диагностический лист.
Анализ результатов.

На каждом этапе у детей может быть разный уровень развития игры: высокий, средний, низкий.

4. Методика « Звёздный мальчик» (см. Приложение 4)
Цель; выявление познавательного развития детей в игре, в педагогических условиях, способствующих её обогащению. Определить уровень развития игровой деятельности, умения ребёнком принять условную игровую ситуацию и успешно действовать в ней. Оценить особенности речевого развития и сформированности графических умений. Степень творческого воображения ребёнка.
Материал ; цветные карандаши( 6 цветов) и стандартный бланк - рисунок.
Инструкция к проведению. Перед ребёнком на столе бланк-рисунок с изображением мальчика. Взрослый говорит ; «Этот мальчик впервые прилетел с далекой планеты на Землю. А что с ним дальше на Земле случилось — какая история или даже сказка — этого ни­кто не знает». Ребенку предлагается самому придумать эту историю, нарисовать все, что мальчик увидел, что с ним произошло, а затем рассказать.

Обработка данных. В процессе выполнения ребенком тестового задания фиксируются высказывания каждого ребенка, относящиеся к заданию, а также прочие особенности его решения. По окончании рисования рас­сказ ребенка записывается на магнитофон и подвергается анализу. Оценка результата и выведение окончательного балла происходят путем обработки про­токола обследования ребенка, его рисунка и рассказа. Ос­новные параметры анализируются по существующему алгоритму оценки: продуктивность, оригинальность, чув­ствительность к противоречиям, степень следования ин­струкции, качество рассказа, подробность, наличие ска­зочно-фантастических образов. Здесь важен тот факт, что данные по указанным параметрам рассматриваются в ка­честве игровых действий, привлекаемых ребенком для решения общей задачи и входящих в контекст его целост­ной игровой деятельности.

Произвести анализ игр-экспериментирований и опре­делить, на каком уровне развития игровой деятельности находится каждый ребенок, помогает таблица. Данные каждого показателя оцениваются по 10 бальной шкале.
1.Ребёнок не принимает задание или не справляется с задание , даже с помощью взрослого - 1 балл.
2.Ребёнок справляется с заданием (есть рисунок ,но не может его «описать) - 3 балла.
3.Ребёнок справился с заданием , но рассказ и знания ребёнка абсолютно бессмысленны, они абстрактны и не становятся базой для умственного развития - 5 баллов.
4. Ребёнок справился с заданием, но он не в состоянии фантазировать -7 баллов.
5. Ребёнок легко и уверенно составляет рассказ, включает туда и сюжет, учитывает условия инструкции -10 баллов.

2.2 Анализ результатов опытно- экспериментальной работы.
С целью влияние гендерных особенностей и определения уровня развития игровой деятельности детей младшего и старшего дошкольного возраста с 11января по 14 января и с 17 января по 21 января 2011 года нами была проведена диагностика у дошкольников старшей и средней группы на базе ГОУ д/с 1033 комбинированного вида г. Москвы. Для исследования были использованы методики ,разработанные Н.Ф Комаровой , методика «Звёздный мальчик» Раз­работанная в центре «Дошкольное детство» им. А. В. За­порожца (авторы С. Л. Новоселова и Е. В. Трифонова) , Е.Е Татаринцевой. С помощью этих методик мы составили оперативный констатирующий микросрез развития игровой деятельности на каждом определённом этапе.

Для получения наиболее достоверных результатов в ходе нашего обследования нами были использованы различные методики ; словесные, практические, игровые. При этом нами было учтено, что для получения достоверных результатов необходим положительный настрой детей на обследование.

В ходе опытно –экспериментальной работы осуществлялось наблюдение ,необходимое для выяснения игровых особенностей детей определённого возраста. Нам было важно установить как игра отображает уровень психического и личностного развития в целом ребёнка , в зависимости от возрастного этапа и гендерной принадлежности ребёнка.

Проведя исследование, мы получили следующие результаты.

Данные проведённой беседы с детьми нами были запротоколированы, и получили следующие результаты представленные а таблице №1

Таблица. 1
Результаты проведённой беседы с детьми старшего дошкольного возраста .



Катя



Майя


Влада


Даша


Настя


Даня


Саша


Валера


Антон


Вася

5

5

3

5

5

5

3

5

5

5

в

в

с

в

в

в

с

в

в

в



1. Высокий---- 5-4баллов. --Ребёнок ответил на вопрос полностью (развёрнуто)

2. Средний- -- 3-2 балла. -- Ребёнок ответил не полностью

3.Низкий---------0 баллов. --Ребёнок не ответил (промолчал)
Как видно из данной таблицы дети свободно шли на контакт, отвечали на вопросы полностью, в следствии чего и получили высокий уровень -8детей . Только –2 детей -показали средний уровень

Таблица 1а
Результаты проведённой беседы с детьми младшего дошкольного возраста.



Тима


Ваня


Дастан


Олег


Максим


Полина


Алина


Анжела


Диана


Юля

2

3

4

2

3

5

3

5

5

3

с

с

в

с

с

в

с

в

в

с

1. Высокий---- 5-4баллов. --Ребёнок ответил на вопрос полностью (развёрнуто)

2. Средний- -- 3-2 балла. -- Ребёнок ответил не полностью

3. Низкий---------0 баллов. --Ребёнок не ответил (промолчал)


Как видно из данной таблицы дети младшего возраста низкий уровень не показал никто, средний уровень - 6 детей и высокий уровень - ребёнка.

На основе данных таблиц была составлена сравнительная гистограмма. 2


Как видно из данной гистограммы , низкий уровень в содержании и выполнении игровых задач и предпочтении детей в выборе игр и игрушек с учётом гендерных особенностей у детей старшего дошкольного возраста (6-7лет) не показал никто. К среднему уровню было отнесено 20%детей. Высокий уровень показало 80%детей. Это говорит о том ,что к 6-7 годам у ребёнка возникают разнообразные игровые замыслы. Игровые задачи ребёнок уже практически всегда ставит самостоятельно. У ребёнка к этому возрасту определённый круг друзей , с которыми ему нравится и хочется играть.У ребёнка происходит начало усвоения половой роли

В младшем дошкольном возрасте у детей 4-5лет, низкий уровень в содержании и выполнении игровых задач и предпочтении детей в выборе игр и игрушек с учётом гендерных особенностей у детей младшего дошкольного возраста низкий уровень не показал никто, хотя некоторые дети не могли поддержать беседу и отклонялись от ответов. К среднему уровню отнесено 60%, к высокому тоже 40%. У детей данного возраста ещё как правило нет друзей с которыми им бы хотелось играть всегда , они играют с теми детьми кто есть на данный момент , при этом не отдавая предпочтения кому –либо. На данном возрастном этапе у детей ещё только происходит усвоение половой роли , поэтому мальчики могут покатать коляску с куклой , а девочки поиграть в «Игры для мальчиков».

Результата методики
« Наблюдение за поведением ребёнка в игре». (Н. Е. Татаринцева). Старший дошкольный возраст(6-7 лет).

Сравнительные таблицы 2.


Имя ребёнка, возраст.


С кем чаще всего играет: с мальчиками или девочками.

Какие игры и игрушки предпочитает.

Какие роли берёт на себя в играх.

Характер игровых действий с разными предметами и игрушками.

Адекватность /неадекватность полоролевого поведения.

Катя 6,5лет

5

5

5

5

5

Майя 6,8лет

5

5

5

5

5

Даша 6,6лет

5

5

5

5

5

Настя 6,6лет

5

5

5

5

5

Влада 6,4 лет

5

5

5

5

5

Даня 6,10лет

5

5

5

5

5

Саша 6,7лет

5

5

5

5

5

Валера 6,7лет

5

5

5

5

5

Антон 6,5лет

5

5

5

5

5

Вася 6,4лет

5

5

5

5

5


Уровни:
Соответствует—5-4баллов.

Соответствует не полностью-3-2балла.

Не соответствует-1балл.

Младший дошкольный возраст.

Имя ребёнка, возраст.


С кем чаще всего играет: с мальчиками или девочками.

Какие игры и игрушки предпочитает.

Какие роли берёт на себя в играх.

Характер игровых действий с разными предметами и игрушками.

Адекватность /неадекватность полоролевого поведения.

Тима 4,6лет

4

4

4

4

4

Ваня 4,7 лет

4

3

3

3

4

Дастан 4,11лет

5

4

5

5

4

Максим 4,10лет

5

5

5

5

4

Олег

4,9лет

3

3

2

2

4

Полина 4,9лет

5

5

5

5

5

Алина

4.7лет

4

3

3

3

4

Анжела 4,8лет

5

5

5

5

5

Диана 4,10лет

5

5

5

5

5

Юля 4,10лет

4

4

3

3

4


Уровни:
Соответствует—5 -4баллов.

Соответствует не полностью-3-2балла.

Не соответствует-1балл.

На основе данных таблиц была составлена сравнительная гистограмма 2



Как видно из данной гистограммы у всех детей старшего возраста(6-7лет) практически полностью сформировано полоролевое поведение. Мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнёров в них , проявляют разные интересы, стиль поведения , соответствующее своей гендерной принадлежности в этом возрасте формируются первые детские однополые компании .

У детей младшего возраста ( 4-5лет) формирование полового самосознания ещё закончено не полностью. Характер и замысел игровых действий у многих детей ещё однообразный. Девочки этого возраста более точно понимают свою гендерную принадлежность.

Наблюдая за детьми дошкольного возраста в процесс игр и их взаимоотношений необходимо обратит внимание на ролевое поведение в играх, заметим , что мальчиков привлекают роли героического и профессионального характера, а девочек – чаще всего роли , связанные со школой , семьёй, искусством. Девочки в играх чаще подражают людям, которых они видят в реальной жизни , а мальчики- вымышленным героям .Это прежде всего связано с проявлением роли партнёра , т,е., участвуя в играх , девочки знают ,что надо делать , мальчиков же привлекают более трудные ситуации ,когда участники игры могут не знать как себя вести, что создаёт атмосферу риска.

Как правило игровой стиль мальчиков является «хулиганским», с физическими контактами , они более явно контактируют друг с другом. Помимо этого мальчики часто проявляют агрессию по отношению к партнёрам по игре и к атрибутам игр.

Игры девочек тихи и спокойные , с небольшим количеством участников в группировках, доминантная структура размыта ;девочки не в такой степени проявляют властность , но и не хотят подчинятся , они также менее конкурентны и сплочённы.

Результаты методики «Диагностики игры детей Н.Ф. Комаровой».
Охарактеризуем уровни развития игры.
1   2   3   4   5   6   7