Главная страница


Дидактические игры по пдд для дошкольников. Средний дошкольный возраст



Скачать 167.71 Kb.
НазваниеДидактические игры по пдд для дошкольников. Средний дошкольный возраст
Дата14.03.2016
Размер167.71 Kb.
ТипДокументы

«Утверждаю»

Заведующая МБДОУ детского

сада №8 «Зоряночка»

___________С.Ю. Месикова _________________2014год

Дидактические игры по ПДД для дошкольников.

Воспитатель:

Горячкина Валерия

Владимировна
г. Ессентуки 2014

Дидактические игры по ПДД для дошкольников.

Средний дошкольный возраст.

«Светофор»

Цели: Дать представления детям о назначении светофора, о его сигналах. Продолжать закреплять представления детей о цвете (красный, желтый, зеленый).

Материалы к игре: Цветные картонные кружки (красный, желтый, зеленый); макет светофора.

Ход игры.

Воспитатель раздает детям кружки желтого, красного, зеленого цветов. Последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал.

Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов. 

«Красный и зеленый»

Цель: Учить детей устанавливать связи между предметами и явлениями, действовать по сигналу.

Материалы к игре:

Два кружка (зеленого и красного цвета), машинка.

Ход игры:

Игра проводится с одним ребенком. Воспитатель берет два кружка — красный и зеленый, — предлагает ребенку взять игрушку: машину и говорит:

— Ты, Вася, шофер, сам будешь управлять машиной. Когда я покажу зеленый кружок, машина может ехать. Вот так (показывает). Когда увидишь красный кружок, машина должна остановиться.

Воспитатель играет с ребенком. На зеленый кружок малыш передвигает машину по столу, на красный - останавливается.

На последующих занятиях игра проводится с подгруппой детей.

Используется во время проведения дидактических игр показ иллюстраций транспорта, улицы, домов.

Подвижные игры по ПДД для дошкольников.

Средний дошкольный возраст.

«Цветные    автомобили»

Дети размещаются вдоль стены комнаты или по краю площадки. Они — автомобили. Каждому из играющих дается флажок какого-либо цвета (по желанию) или цветной круг, кольцо. Воспитатель стоит лицом к играющим  в  центре комнаты (площадки).  Он  держит в  руке три  цветных  флажка.

Воспитатель поднимает флажок какого-нибудь цвета. Все дети, имеющие флажок этого цвета, бегут по площадке (в любом направлении), на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются и направляются каждый в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета,  и  игра возобновляется.

Воспитатель может поднимать один, два или все три флажка вместе, и тогда все автомобили выезжают из своих  гаражей.

Если дети не видят, что флажок опущен, воспитатель дополняет зрительный  сигнал  словесным:   «Автомобили   (называет  цвет)   остановились».

Воспитатель может заменить цветной сигнал словесным (например: «Выезжают  синие  автомобили»,   «Синие  автомобили   возвращаются  домой»).

«Лошадки»

Дети становятся парами: один — лошадка, другой — возчик. Для игры даются вожжи  или дети держатся  за поясок.

Поехали,  поехали,

С орехами, с орехами

К дедке по репку.

По пареньку,

По сладеньку.

По горбатеньку.

С окончанием текста дети продолжают бежать в том же ритме под приговаривание воспитателя «гоп, гоп...» или прищелкивают языком до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Тпру...» При повторении игры дети меняются ролями. После того как все освоятся с игрой, воспитатель предлагает во время бега поднимать  колени.

Начинать игру следует с одной парой, постепенно увеличивая число участников до 3—4 пар.

«Воробушки и кот»

Дети изображают воробушков. Один - «кот», он сидит на стуле. «Кот» поочередно называет цвета светофора. На зеленый - «воробушки» разлетаются по деревьям (разбегаются в разные стороны), на желтый - прыгают на месте, на красный - замирают на месте. Невнимательные, не подчинившиеся сигналам светофора становятся добычей «кота» - выбывают из игры.

«Самый быстрый»

Каждый чертит себе кружок (зелеными, красными мелками) и встает в него. Ведущий стоит в середине площадки. По его команде: «Раз, два, три - беги!» дети разбегаются. Ведущий произносит: «Раз, два, три - в светофор беги!», и сам старается занять какой-либо кружок. Не успевший занять кружок становится ведущим.

«К своим флажкам»

Играющие делятся на три группы. Каждая группа образует свой круг, в центре которого находится игрок с цветным (красным, желтым, зеленым) флажком. По первому сигналу руководителя (хлопок в ладоши) все, кроме игроков с флажками, разбегаются по площадке. По второму сигналу дети останавливаются, приседают и закрывают глаза, а игроки с флажками переходят на другие места. По команде ведущего: «К своим флажкам!» дети открывают глаза и бегут к флажкам своего цвета, стараясь первыми встать в круг. Выигрывают те, кто первыми встали в ровный круг, взявшись за руки.

«Бегущий светофор»

Дети следуют за ведущим. Время от времени ведущий поднимает вверх флажок, затем поворачивается кругом. Если поднят зеленый флажок, дети продолжают двигаться за ведущим, если желтый - прыгают на месте, если красный - все должны «замереть на месте» и не двигаться 15-20 с. Кто ошибся - выходит из игры. Побеждает самый внимательный.

Старший дошкольный возраст.

 «Светофор»

Две команды по 5 – 7  человек выстраиваются полукругом, одна слева, другая справа от воспитателя. В руках у воспитателя светофор - два картонных кружка, одна сторона которых жёлтого цвета, вторая сторона у кружков разная (красная или зелёная).

Воспитатель напоминает ребятам о том, как важно соблюдать правила движения на улице, переходить её только в установленных местах, где надпись "переход", сначала оглядываться налево, чтобы убедиться, что нет близко машины, а там, где установлен светофор, внимательно следить за ним. Воспитатель читает ребятам стихи С. Михалкова. Недостающие слова ребята подсказывают хором.

Если свет зажёгся красный,

Значит, двигаться…..(опасно).

Свет зелёный говорит:

«Проходите, путь……(открыт)».

Жёлтый свет - предупрежденье –

Жди сигнала для….(движенья).

Затем воспитатель объясняет правила игры:

- Когда я покажу зелёный сигнал светофора, все маршируют на месте (начинать надо с левой ноги), когда жёлтый - хлопают в ладоши, а когда красный - стоят неподвижно. Тот, кто перепутал сигнал, делают шаг назад.

Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игры останется на месте больше участников.

«Мы юные автомобилисты»

Воспитатель, проверив знания детей правил дорожного движения, вручает каждому из них водительское удостоверение.

Получив права автомобилиста, дети старших и подготовительных групп двигаются по игровой площадке, соблюдая правила дорожного движения:

  • Придерживаться правостороннего движения.

  • Правильно реагировать на сигналы светофора.

  • Пропускать пешеходов (детей младшей группы с педагогом).

«Стоп» (старшая группа)

Участники игры двигаются в соответствии со словами и цветовыми сигналами ведущего:

«Дружно шагай» - зелёный кружок,

«Смотри, не зевай» - жёлтый кружок,

«Стоп!» - красный кружок.

«Горелки»

Играющие становятся парами. Впереди колонны на расстоянии 2—3 шагов Проводится линия. Один из играющих — ловящий становится на эту линию.  Все стоящие в  колонне говорят:

Гори,  гори,  ясно.

Чтобы не погасло.

Глянь  на  небо —

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз,  два, три:—беги!

После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один справа, другой слева), стремясь встретиться, и берутся за руки. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловящим. Если же ловящему не удается никого поймать, он остается в той же роли.

Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу. Игру можно повторить 2—3  раза.

Число участвующих не должно превышать 15—17 человек, иначе детям долго придется стоять без движения.

«Стоп»

На расстоянии 10—16 шагов от границы площадки проводится линия (исходная), на которой близко друг от друга стоят играющие. На противоположном конце площадки очерчивается кружком (диаметром 2—3 шага) место водящего. Повернувшись спиной к играющим, водящий громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!» При этих словах все играющие подвигаются по направлению к водящему. Как только водящий произнес слово «стоп!», все останавливаются, водящий быстро оглядывается. Того, кто не успел вовремя остановиться после слова «стоп!» и сделал добавочное движение, водящий возвращает на исходную линию. Затем он снова поворачивается спиной к играющим и говорит: «Быстро шагай...» и т. д. Все продолжают движение с того места, где их застал сигнал «стоп!». Те,   которые  возвратились   на   исходную  линию,   начинают  движение  оттуда.

Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не подойдет близко к водящему и не встанет в кружок раньше, чем водящий скажет «стоп!». Тот, кому удалось это сделать, становится  водящим.

Игра возобновляется с  новым  водящим.

«Умелый пешеход»

Вариант 1. На расстоянии 60 см параллельно друг другу кладутся по 5 м шнура. Надо пройти с завязанными глазами между ними по дорожке.

Вариант 2. Из двух шнуров делают два круга - внешний и внутренний. Расстояние между ними 1 м. Нужно с завязанными глазами пройти по кругу между шнурами.

«Мяч в корзину»

В 2-3 шагах от игроков ставят 3 корзинки: красного, желтого, зеленого цветов. По сигналу ведущего нужно красный мяч бросить в красную корзину, желтый - в желтую, зеленый - в зеленую. Ведущий может несколько раз подряд называть один и тот же цвет или после красного назвать зеленый и т.д.

Обучающие игры по ПДД для дошкольников.

Старший дошкольный возраст.

Игра «Пешеходы и водители»

Ход игры. 

Часть ребят изображает пешеходов, а часть - водителей. Водители должны сдать экзамены на права шофера и получить автомобиль. Ребята - водители направляются к столику, где располагается «комиссия ГИБДД» и сдают экзамен. Пешеходы направляются в магазин игрушек за покупками. Затем с куклами, колясками идут к перекрестку. Комиссия задает вопросы водителям:

  • На какой свет могут двигаться машины?

  • На каком свет двигаться нельзя?

  • Что такое проезжая часть?

  • Что такое тротуар?

  • Назовите знаки («пешеходный переход», «дети» и т.д.)

Выдержавшие экзамен получают удостоверения (зеленый кружочек) и талоны; члены комиссии поздравляет их. Водители направляются к стоянке автомобилей, садятся в них и едут к регулированному перекрестку. Пешеходы из магазина тоже идут к этому перекрестку. У перекрестка:

- Внимание! Сейчас начнется движение по улицам. Следите за светофором, (подключается светофор, едут автомобили, идут пешеходы. Смена сигналов.)
Игра продолжается до тех пор, пока все дети не усвоят правила движения.

Игра-соревнование

Дети, которые были водителями в предыдущей игре, становятся пешеходами, а пешеходы - водителями. Водители делятся на две команды по 5 человек в каждой и выстраиваются в колонну у линии «Старт» с обеих сторон перекрестка на расстоянии 15 м от него. Каждой команде вручается жезл.

Ход игры. 

Участники игры должны проехать перекресток при зеленом сигнале светофора и соответствующем жесте регулировщика, ответить на вопросы ЮИД возвратиться на место, не получив ни одного прокола талона.

По сигналу команды начинают соревнование. Первые участники команд движутся навстречу друг другу. В 10 м от перекрестка их встречает юный инспектор движения и предлагает взять дорожный знак, обозначающий «Пешеходный переход».

В руках у инспектора набор дорожных знаков. Водитель берет нужный знак и продолжает движение через перекресток в соответствии с сигналом светофора. За перекрестком он совершает разворот и возвращается к своей команде, передавая жезл следующему участнику игры, а сам становится в конец команды.

Второй участник игры должен выбрать у инспектора указатель «Переход» и проехать перекресток в соответствии с жезлом регулировщика. Третий водитель выбирает знак «Дети» и движется через перекресток на сигналы светофора.

Затем задания повторяются или по желанию могут быть заменены на загадки (задает юный инспектор движения на остановках).

Во время игры юный инспектор движения, регулировщик, пост ГИБДД следят за действиями водителей и пешеходов. За каждое нарушение водитель получает прокол талона. По окончании игры команды представляют набор знаков и талоны, где отмечены нарушения в виде проколов. Комиссия подсчитывает нарушения и определяет победителей. При этом учитывается и то, какая команда раньше закончила соревнования. Игра заканчивается разбором ошибок и награждением победителей. Всем участникам вручаются памятки или значок.

Игра «Стоп - Идите»

Подготовка к игре: Дети игроки располагаются по одну сторону помещения, а водящий с пешеходным светофором в руках - по другую.

Правила игры: Игроки по сигналу светофора «Идите» начинают двигаться в сторону водящего. По сигналу «Стоп» замирают. По сигналу «Идите» продолжаю движение. Тот, кто первым достигнет водящего, побеждает и занимает его место. Двигаться игроки могут бегом или в небольших помещениях «лилипутиками», переставляя ногу на длину ступни пятка к носку.

Игра «Наш друг постовой»

Посмотрите: постовой

Встал на нашей мостовой

Быстро руку протянул,

Ловко палочкой взмахнул.

Вы видали? Вы видали?

Все машины сразу встали.

Дружно встали в три ряда

И не едут никуда.

Не волнуется народ,

Через улицу идет.

И стоит на мостовой,

Как волшебник постовой.

Все машины одному

Подчиняются ему.
(Я.Пишумов)

Подготовка к игре: Объяснить, зачем и когда нужен регулировщик. Рассмотреть на рисунках обозначения жестов регулировщика (какой жест, какому сигналу светофора соответствует).

Правила игры: Ведущий-постовой. Дети игроки делятся на пешеходов и водителей. По жесту регулировщика водители и пешеходы идут (едут) или останавливаются. Вначале роль постового берет на себя воспитатель. Затем, когда дети освоят жесты регулировщика, они могут выполнять эту роль по очереди. 

Игра «Найди безопасный путь»

Подготовка к игре: В зависимости от возраста детей воспитатель рассказывает или спрашивает детей:

  • Везде ли можно переходить улицу?

  • Какие знаки указывают на то, что в этом месте разрешено переходить улицу?

  • Куда и зачем надо смотреть в начале перехода улицы?

  • Куда и зачем надо смотреть в середине улицы, по которой машины едут в две стороны?

  • Как выглядит и о чем предупреждает знак пешеходного перехода?

  • Для чего на дороге нарисовали «зебру»?

Игра «Где мое место?»

Подготовка к игре: Конструирование дороги, расстановка на дороге предупреждений (школа, столовая, ремонт дороги и т.п.), соответствующих изученным знакам дорожного движения.

Правила игры: Задача игроков заменить словесные предупреждения на нужные знаки. Игра может проводиться в двух вариантах.
1. Один игрок расставляет знаки, остальные оценивают правильность.
2. Два игрока соревнуются, кто быстрее и правильнее расставит знаки.

Игра «Путаница»

Подготовка к игре: Воспитатель заранее конструирует дорогу и расставляет знаки неправильно (около «Зебры» знак «Скользкая дорога» и т.д.) Затем рассказывает детям историю про то, как злые духи решили навести в городе беспорядок я просит помочь исправить положение.

Правила игры: Дети, превратившись в добрых волшебников, расставляют знаки правильно. Объясняют, что делают.

 

Игра «Дорожный экзамен»

Подготовка к игре: Конструирование дороги и расстановка знаков.

Правила игры: Ребенок-водитель-ученик, сдающий экзамен на право вождения автомобиля. Он «едет» по дороге и , завидев тот или иной знак, объясняет, что он должен сделать. Например: впереди скользкая дорога. Снижаю скорость, еду осторожно, не обгоняя другие машины.

Игра «Выполни поручение»

Подготовка к игре: Конструирование дороги и расстановка изученных знаков.

Правила игры: Дети у «диспетчера» (воспитателя) получают задание съездить, например, в больницу. Ребенок едет и возвращается обратно. Далее он получает сразу два задания: «Съездить к железнодорожному переезду, затем поешь». Ребенок должен выполнить задания в заданной последовательности. Постепенно количество одновременно данных поручений возрастает. 

Игра «Повороты»

Подготовка к игре: Дети строятся в шеренгу лицом к воспитателю. Если игра проводится подгруппой из 6 человек, то детям раздаются рули. У воспитателя знаки: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево».

Правила игры: Если воспитатель показывает знак «Движение прямо», то дети делают один шаг вперед, если знак «Движение направо» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают направо, если знак «Движение налево» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают налево.

Игра «Как проехать?»

Подготовка к игреКонструирование дороги с использованием знаков «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево». Отмечаются пункты отправления и назначения.

Правила игры: Дети (от одного до трех) должны правильно проехать к пункту назначения. Побеждает тот, кто сделал это быстрее, не нарушая правил дорожного движения.

Игра «Угадай знак»

Подготовка к игре: Все изученные знаки расставляют на расстоянии друг от друга.

Правила игры: Воспитатель зачитывает словесное описание того, что обозначает тот или иной знак. Дети должны подбежать к нужному знаку. Дети, правильно выбравшие знак, получают жетон. В концу игры подсчитывают у кого сколько жетонов и определяют победителей.

Нам на улице не страшно

Сценарий сюжетно - дидактической игры

Цели

  • Закрепить у детей знание правил дорожного движения;

  • Расширять знания о правилах поведения на улице: объяснить алгоритм перехода проезжей части по нерегулируемому переходу:

  • Учить решать на модели дорожные ситуации и прогнозировать свое поведение в тех или иных обстоятельствах;

  • Воспитывать у детей внимание, сосредоточенность;

  • Развивать игровую деятельность, предложив различные варианты развития сюжета.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям подойти к макетам улиц, которые они построили на занятиях по конструированию.

Он предлагает разыграть на макете следующие сюжеты:

  1. Дети должны перейти проезжую часть улицы по наземному переходу «зебра». Рядом с переходом нет светофора. Отсутствует и регулировщик.

Воспитатель: Наземный пешеходный переход может быть регулируемым и нерегулируемым. Чем они отличаются друг от друга?

На регулируемом переходе есть либо светофор, либо регулировщик. Он обычно обозначается не сплошными белыми полосками, а контурами. (Воспитатель показывает.) 

Как перейти проезжую часть по регулируемому переходу со светофором, мы уже знаем: нужно дождаться зеленого сигнала светофора, посмотреть, все ли машины остановились, потом переходить.

А кто из вас знает, как перейти проезжую часть, если переход нерегулируемый: полоски «зебра» есть, а светофора нет?

Вы твердо должны запомнить и всегда выполнять правила:

  • Подойти к переходу «зебра» и остановиться!

  • Посмотреть налево. (Почему? Откуда едут машины?)

  • Затем посмотреть направо;

  • И еще раз налево. Если машин поблизости нет, можно выходить на проезжую часть и шагать по «зебре»;

  • Дойдя до середины дороги, осмотритесь: не появились ли машины? Если машин близко нет, то смело идите по переходу дальше. А если есть, остановитесь на середине дороги и пропустите их.

  1. Давайте рассмотрим такую ситуацию. Вы — пассажиры автобуса. Автобус подъезжает к вашей остановке, вы выходите. (Во время рассказа воспитателя дети, выставляют машинки и фигурки людей.) Теперь вам нужно перейти проезжую часть на другую сторону улицы. Как вы будете обходить автобус — спереди или сзади? Почему?

Некоторые дети могут сразу дать ответ на вопрос, так как уже знакомы с правилами перехода. Воспитатель предлагает им проверить это правило, смоделировав ситуацию на макете. Если человек обходит автобус спереди, сможет ли он увидеть за высоким автобусом или троллейбусом транспорт, идущий в том же направлении Как вы думаете, эта девочка, которая стоит сейчас перед автобусом, видит машину, которая этот автобус обгоняет? Если девочка идет быстро, она может попасть под машину.

Воспитатель подводит детей к мысли, что лучше всего просто подождать, когда автобус или троллейбус отъедут от остановки. Тогда пешеходы смогут увидеть всю проезжую часть, ничто уже не будет ее закрывать. Это позволит правильно оценить ситуацию на дороге и безопасно перейти проезжую часть.

  1. А теперь вы будете пассажирами трамвая. Вы вышли на остановке, теперь вам нужно перейти трамвайные пути. Как правильно это сделать — впереди трамвая или позади него?

Дети снова моделируют описанную воспитателем ситуацию. Воспитатель обращает их внимание на то, что трамвайные пути проходят рядом, близко друг от друга. По первому пути трамваи движутся в одну сторону, по второму — в другую. Пусть человечек-пешеход попробует обойти трамвай сзади. За высоким трамваем он не видит, что по второму пути навстречу мчится другой трамвай. Если наш пешеход спешит и идет быстро, он может угодить под встречный трамвай. Где же он должен обходить трамвай, чтобы быть в большей безопасности? Спереди. А еще более безопасным будет подождать, пока трамвай отъедет от остановки. Тогда трамвайные пути будут хорошо видны в обе стороны.

  1. Воспитатель предлагает детям смоделировать ситуации, когда машины выезжают на перекресток. Чтобы не столкнуться, какие правила они должны выполнять?

Затем детям предлагается самостоятельно смоделировать различные ситуации на дороге, взяв на себя роли водителей различных транспортных средств или пешеходов, манипулируя игрушечными машинками и человечками-пешеходами. При необходимости они могут внести изменения в макет, достраивая его или убирая лишние постройки, делая необходимую разметку, добавляя или убирая дорожные знаки.

Таким образом, дидактическая игра, в которой дети получили новые знания, переходит в самостоятельную сюжетную игру.