1.2Становление гендерной идентичности ребёнка дошкольника в игре,
и формирование у родителей гендерной компетенции.
Одной из основных задач дошкольного образования является социализация воспитанников, в процессе которой создаются условия для эффективного развития личности ребенка. Существенное влияние на будущее воспитанников оказывает гендерная (полоролевая) социализация, под которой понимается процесс создания у мальчиков и девочек представлений о мужественности и женственности, направленный на совершенствование их индивидуальности и ориентированный на становление и развитие полоролевого поведения.
К 6-7 годам ребенок признает окончательную необратимость своей половой принадлежности, у него складывается система половой идентичности, которая в дальнейшем будет развиваться и содержательно обогащаться за счет собственного опыта.
Формирование гендерной идентичности происходит благодаря особенностям социализации девочек и мальчиков с младенческого возраста, поскольку родители стараются создать гендерно нормированный образ ребенка. Девочке покупают одежду ярких тонов, платьица, на длинные волосы повязывают бантики. Мальчик обычно носит короткую стрижку, одежду сдержанных оттенков, брючки, ботинки. Родители также поощряют гендерно нормированное поведение детей: у девочек - нерешительность, аккуратность, эмоциональность; у мальчиков - активность, сдержанность, умение постоять за себя. В дальнейшем тендерная социализация происходит в различных социальных группах: в детском саду, в школе, компании сверстников. Воспитатели, другие дети, родители, книги, родственники, игрушки и телевидение - из всех этих источников ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как соответствующе тому или другому полу.
Помимо этого на формирование гендерной идентичности ребенка оказывает влияние пол родителя, наличие старших братьев или сестер. Важно также, совпадает ли пол ребенка с родительскими ожиданиями. Если нет, то существует риск подавления присущих полу поведенческих проявлений. Сознательно или неосознанно поощряя одни формы поведения и порицая другие, можно регулировать процесс создания у ребенка той или иной тендерной идентичности. С. Бем предполагает, что на протяжении первых 6-7 лет жизни у детей на основании тех моделей поведения, которые предъявляются ребенку, формируется «гендерная схема». Ребенок усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем осознает себя в качестве мальчика или девочки и начинает регулировать свое поведение в зависимости
от доминирующих представлений женственности и мужественности.
Берн Ш. описывает четыре стадии становления тендерной идентичности ребенка:
«гендерная идентификация» - отнесение себя к тому или иному полу;
«гендерная константность» - понимание того, что тендер неизменен;дифференциальное подражание: мальчики - обычно поведению мужчин, девочки - поведению женщин;
«гендерная саморегуляция» - ребенок сам контролирует свое поведение, применяя санкции к самому себе»*
Таким образом, еще до того, как пойти в школу, дети проявляют достаточно серьезные знания о гендерных различиях в игрушках, одежде, действиях и занятиях, присущих мужчинам и женщинам. Однако нельзя считать, что тендерная идентичность целиком формируется в детстве. В подростковом, юношеском, взрослом возрасте многие люди отходят от того понимания различий между полами, которые им внушали в детстве.
Принято выделять ряд основных механизмов социализации, способов усвоения и воспроизведения социального опыта. Прежде всего, это подражание родителю своего пола, имитация его поведения. Наверное, следует прислушаться к пословице, которая гласит: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Действие этого механизма можно проследить в играх дошкольников. Часто ребенок строит отношения в игре, воспроизводя ситуации, которые он наблюдал в семье. Другим механизмом является механизм полоролевой идентификации, сущность которого заключается в отождествлении ребенком себя с представителем определенного пола, ориентация на идеал полоролевого поведения матери или отца. Нарушения данного механизма выражаются в отсутствии проявлений маскулинности или фемининности либо несоответствии их биологическому полу. Одной из причин возникновения нарушений может быть неправильное воспитание, когда, например, родители очень хотели мальчика, а родилась девочка, на которую они перенесли свои ожидания, приемы воспитания, или наоборот. Это может происходить и в том случае, если в воспитании ребенка принимает участие один родитель, представляющий эталон только женского или только мужского поведения. Третьим механизмом социализации является механизм социальной оценки желаемого поведения, проявляющийся в реакции окружающих на полоролевые проявления ребенка. Ребенка хвалят или порицают, если он поступает в соответствии или же против представлений окружающих.
Наиболее влиятельным институтом социализации в дошкольном возрасте является семья. Формирование тендерной идентичности ребенка определяет тип, состав, структура семьи, порядок рождения детей, профессиональные роли родителей, характер супружеских и детско-родительских взаимоотношений, тендерные характеристики родителей, включая их идентичность и тендерные стереотипы и установки.
« В процессе воспитания семья внедряет в сознание детей тендерные нормы и создает представление о том, каким должен быть «настоящий мужчина» и «настоящая женщина», то есть стереотипизирует сознание ребенка. Гендерные стереотипы сильно различаются в разных культурах. В нашей культуре за мужчиной закреплены такие
качества, как активность, ориентация на достижения, доминантность, агрессивность, уравновешенность, сдержанность, стремление к успеху. Женщина же по распространенным представлениям должна быть мягкой, пассивной, ведомой, экспрессивной, эмоциональной»**.
*Берн Ш. Гендерная психология.-СПб.; ,2004. с.56-57
** Евтушенко И.Н. Методологические аспекты гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Учебное занятия ; поиск, инновации, переспективы; науч.-метод.сб.ст.-Челябинск,2008.-№3(11).cю112-117..
Эти родительские установки влияют на формирование гендерной идентичности ребенка. Об их действии красноречиво говорит следующий пример.
Двум группам родителей продемонстрировали одну и ту же видеозапись полуторагодовалого ребенка, но одной группе его называли мальчиком, а другой - девочкой.
Родители первой группы описали ребенка как сильного, агрессивного и проворного мальчика, а родители второй группы - как пассивную, ласковую и нежную девочку. Однако бывают случаи, когда родители воспитывают ребенка в соответствии с его полом, а он все равно ведет себя, как представители противоположного пола. В таких случаях говорят, что «природа берет свое», то есть сказывается влияние биологических факторов (биохимических процессов в организме, гормональных и др.).
Помимо детско-родительских отношений на формирование гендерной идентичности большое влияние оказывают отношения между детьми в семье. Так, некоторые ученые утверждают, что если пол младшего ребенка совпадает с полом старшего, то традиционные полоролевые особенности у младшего обычно выражены сильнее. Так, младшая сестра девочки будет содержать в себе больше «девчоночьего», чем младшая сестра мальчика. Наличие старших братьев может также сказаться на формировании тендерной идентичности их младшей сестры в семье.
Особо следует отметить важную роль матери в процессе идентификации девочки. Идеал превосходной матери начинает формироваться у ребенка на первом году жизни. У девочки через идентификацию с матерью формируется образ материнства, и этот стандарт становится частью ее самой. Для всех женщин первичная и преобладающая модель - это их мать. С этим женским идеалом матери женщина в дальнейшем себя сравнивает и оценивает. Может возникнуть реакция вины в случае, когда она обнаруживает, что ведет себя вразрез с идеальной ролевой моделью. Для девочки первичное телесное единство с матерью является основой формирования женской психологии, в то время как для мальчика основой формирования мужской психологии оказывается разрыв первичного телесного единства с матерью. Мальчик должен уйти от матери, чтобы ощутить себя мужчиной, а девочка должна полюбить отца, чтобы почувствовать себя женщиной.
Образ отца также чрезвычайно важен для становления тендерной идентичности ребенка. Неясный, неяркий пример отца из-за его отсутствия или недостаточного влияния осложняет процесс приобщения мальчика к мужской субкультуре. Отсутствие отца в раннем возрасте ребенка может сказаться на его сексуально-ролевой ориентации. С целью успешной тендерной идентификации мальчика, то есть развития его по маскулинному типу, необходимы продолжительное общение с сильным и справедливым отцом, совместные занятия, прогулки, посещение культурных мероприятий. Отец оказывает влияние и на формирование эталона будущего мужа у дочери. Ей очень важно понаблюдать и усвоить способы поведения матери по отношению к отцу, отца - к матери.
В формировании будущего мужчины и будущей женщины большое значение имеют игры и игрушки. С их помощью ребенок овладевает нормами и правилами жизни в обществе. В сюжетно-ролевой игре дети моделируют взаимоотношения взрослых, они выбирают те социальные и профессиональные роли, которые им, возможно, предстоит играть в своей жизни. Мальчики играют в путешествия, войны с игрушечными солдатиками, строят башни и орудия, водят машинки. Девочки играют в школу, парикмахерскую, магазин, больницу.
Половая принадлежность детей сказывается и на выборе игрушек. Мальчик скорее предпочтет пистолет, ножик, легковую машинку, а девочка - куклу, посуду, мебель. Выбор ребенком игрушек хорошо диагностирует, как идет половая идентификация, считают психологи. Если мальчик выбирает куклу и мебель, то нужно посмотреть, в чем же дело. Если он подражает старшей сестре, то следует заинтересовать его игрушками для мальчиков.
В игровой деятельности мальчики стремятся к независимости: они утверждают свою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя или матери. Для девочек более приемлема взаимозависимость: они обретают собственную индивидуальность в своих социальных связях. Для игр мальчиков более характерна групповая деятельность, игры девочек происходят в меньших по размеру группах. В этих группах меньше агрессивности, больше взаимности, здесь чаще подражают взаимоотношениям взрослых, а разговоры более доверительные и интимные. Кроме того, мальчики и девочки имеют различное игровое пространство. Мальчики ориентированы на освоение вертикального пространства и широкого горизонтального: заборы, чердаки, деревья, подвалы, рвы. При этом их игры отличаются динамичностью, шумностью. Игры девочек происходят в ограниченном, четко обозначенном пространстве статистического характера. Мальчики, занимая в десять раз больше места на игровом поле, гораздо чаще вмешиваются в девчоночьи игры. Девочки же, если и делают что-либо подобное, то обычно просят разрешения.
В играх детей закрепляются гендерные различия, в них формируются взгляды будущих женщин и мужчин на мир и на должное поведение друг друга. Традиционные игры направлены на усвоение ребенком своей половой и психосексуальной роли. Как считает А.А. Чекалина, «У ребенка, не играющего в соответствующие полу игрушки, формирование адекватных полоролевых стереотипов поведения неизбежно столкнется с трудностями в общении со сверстниками как своего, так и противоположного пола»* .
Возникает вопрос, нужно ли позволять детям играть в игры не по половому признаку или все же пресекать их: Приведем некоторые мнения, высказанные воспитателями детских садов. Большинство высказываний сводилось к тому, что не следует запрещать ребенку играть в «чужие» игры:
-детей нужно знакомить с разнообразными играми, вызывать у них интерес возможно, в будущем такой мальчик буде двигаться в гуманитарном направление (педагог, врач), а девочка станет спортсменкой, юристом;
пусть мальчик играет в «дочки-матери: ведь в ней он учится играть роль отца, проявляющего доброту, внимание, чуткость, заботливое отношение к кукле; игра - средство изучения индивидуальности ребенка формирования его умений и навыков важно учить детей играть различные положительные роли;
в игре важно сделать акцент на то что мальчик - это будущий папа, а девоч- ка - мама; да и девочкам также нравятся часто подвижные игры, и нет ничего
* Чекалина А.А. Гендерная психология; Учебное пособие. - 2006.с.тр 90-91. плохого, что они вместе с мальчиками игра в «казаков-разбойников»; другое дело если мальчики вообще не играют в «мальчишечьи» игры, а девочка ведет себя как «пацанка» - с ними нужна особая работа педагога или психолога.
В игре ребенок познает окружающий мир, общается со сверстниками, получает опыт и не важно, игра эта в «дочки-матери или в «казаков-разбойников», главное, чтобы ребенок получал в ней удовольствие:
пресекать такие игры не следует, поскольку мальчик учится быть хорошим семьянином, ухаживать за детьми, а девочка - постоять за себя, проявлять активность;
Нет ничего плохого в том, что мальчик играет с девочками в куклы, в дальнейшей жизни он, скорее всего, будет заботливым отцом, ведь в игре он подражает взрослому, а значит, дома так делает его папа; в своем детстве я часто играла с
мальчишками в «войну», иногда меня не брали, но я настаивала, и мы находили «золотую середину» - я была «медсестрой».
Но есть и другое мнение: чтонеобходимо в мягкой форме пресекать такие игры, так как с раннего детства закладываются привычки, стереотипы поведения, что может привести к неправильной ориентации. Ношение женщинами брюк уже привело к тому, что мы взяли на себя много мужских обязанностей, таких как зарабатывание денег, карьера. А мужчины, напротив, не умеют работать физически, ветрены, безответственны, теряют то плечо, на которое хочется опереться.
Представляется, что в каждом из этих высказываний есть разумное зерно, и в каждом конкретном случае необходимо анализировать причины, которые побуждают того или иного ребенка играть в игры (полотипизированные или наоборот), а также поощрять в первую очередь те виды игровой деятельности, которые больше соответствуют индивидуальности ребенка, а не продиктованы традиционными тендерными стереотипами.
Следует отметить, что для мальчиков, чаще всего, поведение, присущее противоположному полу, является неприемлемым, а для девочек - вполне допустимым: «маменькины сыночки» зачастую подвергаются насмешкам,а к девчонкам-сорванцам относятся весьма благосклонно. Мальчиков, которые не соответствуют критериям мужественности и нарушают межполовые границы, другие мальчики дразнят, высмеивают и избегают, считая их женоподобными. Девочки же, напротив, могут свободно пересекать межполовые границы, если они преуспевают в делах, которые в мире мальчиков считаются главными, например, в спорте. Такие девочки-сорванцы благодаря играм с мальчиками пользуются большим авторитетом у других девочек.
К семи годам мальчики и девочки могут демонстрировать довольно широкий спектр гендерных особенностей - от адекватного, ярко выраженного в высказываниях (одежде, игрушках) до неадекватного и даже негативного по отношению к своей половой принадлежности. К концу дошкольного возраста у мальчиков и девочек четко прослеживаются четыре типа полороле-вого поведения, описанных Л.Э. Семеновой: маскулинный, фемининный, андрогинный и не дифференцированный .
Маскулинные дети ценят авторитет силы и независимость поведения, ориентированы на высокие индивидуальные достижения, независимо от пола отвергают женское общество и отдают предпочтение мужскому, что свидетельствует о потребности маскулинных детей в значимых мужчинах. Такие дети не терпят возражений, отстаивают свое мнение любыми способами, включая агрессивные действия. Им присущ независимо-соревновательный стиль поведения, авторитарный характер взаимоотношений со сверстниками.
Фемининные дети независимо от половой принадлежности принимают эмоционально-экспрессивный стиль поведения, связанный с отказом от собственной инициативы и самостоятельности, ориентированностью на других, зависимым и подчиненным поведением. Особенно ярко заметна тенденция у феминизированных мальчиков к сознательному ограничению своего «исследовательского пространства». Такие дети в совместной деятельности, как правило, являются ведомыми, безинициа-тивными. Их поведение часто характеризуется избеганием контактов и взаимодействия, особенно со сверстниками своего пола и маскулинными девочками. Фемининные девочки в социальных контактах остаются успешными.
Андрогинные дети относительно свободны от жесткой половой типизации, признают за собой право на осознание различного рода деятельности без привязанности к традиционным нормам. Им присуща высокая социальная активность, многочисленность и разнообразность контактов и поведения. Они активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками независимо от пола, являются популярными у детей всех полоролевых групп. Андрогинные дети объединяют в себе и демонстрируют в своем поведении традиционно мужские и женские черты, выполняют маскулинные и фемининные роли. Их маскулинные качества носят конструктивный характер (защита, помощь). Им присущи настойчивость, самостоятельность в принятии решений, высокий уровень реальных достижений.
Недифференцированные дети отвергают как мужской, так и женский стиль поведения, характеризуются отсутствием каких-либо полоролевых стереотипов, эмоциональным отвержением всех видов деятельности. Их основные характеристики -пассивность, низкие реальные достижения, отсутствие принятия в коллективе сверстниками и ответное избегание контактов. По мнению Л.Э. Семеновой, « В дошкольной среде в целом доминирует андрогинная культура поведения, что может отражать некоторые тенденции в современной социальной ситуации, где наряду с сохранением традиционных стереотипов наблюдается отказ от жесткой половой типизации. Вместе с тем, среди дошкольников имеются дети, которые нуждаются в целенаправленной психолого-педагогической помощи в формировании у них представлений об особенностях различных вариантов полоролевого поведения. Именно в этом возрасте родители, воспитатели, психологи могут оказать значимое воздействие на формирование тендерной идентичности ребенка»*.
Таким образом, разделение ролей происходит в детстве, оно включает не только игры, типичные для детей разного пола, но и другие значительные различия между мальчиками и девочками. Две половые группы представляют собой два разных типа субкультур: мужской и женской
* Семёнова Л.Э. Гендерный анализ стратегии и тактики притязаний у детей старшего дошкольного возраста //Вопросы психологии.1991.№ 4.стр.22. Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда.
Содержание существующих на сегодняшний день программ воспитания детей в ДОУ составлено без учета гендерных особенностей мальчиков и девочек.
В них делается упор на психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, без акцента на гендер.
Таким образом, в дошкольных учреждениях осуществляется «бесполое» (усредненное) воспитание, что в конечном итоге приводит к формированию феминного (женственного) мальчика и мускулинной (мужественной) девочки. А когда такие мальчик и девочка становятся мужчиной и женщиной, у них неизбежно начинаются проблемы: не складывается личная жизнь, наблюдаются затруднения в общении, так как они не способны выполнять свои социальные роли. Это происходит потому, что в настоящее время в обществе наблюдается смещение социальных ролей, где на первый план выходят не типично «мужские» и типично «женские» качества (властность-подчинение), а такие качества, как взаимопомощь, взаимопонимание.
Следовательно, задача педагогов, работающих с детьми в ДОУ и решающих проблему гендерной идентификации заключается не в формировании мужских и женских качеств, а в формировании качеств, свойственных обоим полам (справедливость, доброта, трудолюбие, любовь к родному дому и др.)
Для развития начал мужественности у мальчиков следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в первую очередь желание и способность защищать. Для развития начал женственности у девочек особое внимание следует уделить воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.
«Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру»*. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков, игровых зон для девочек в оформление прихожей, спальни и других помещений, в которых бывают дети).
Кроме того, необходимо тесное сотрудничество с родителями. Задача дошкольного учреждения заинтересовать родителей, объяснить им важность формирования гендерной идентификации мальчиков и девочек именно с малых лет, научить их сотрудничать с детьми, не бояться играть с ними, беседовать, рисовать, лепить, т.е. научить занимать позицию не «над» ребенком, а «рядом» с ним.
* Каган В.Е. Когнетивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет// Вопросы психологии.2000.№2. с. 66. Но одного желания родителей недостаточно, необходим определенный запас знаний, которым воспитатель совместно с другими специалистами, работающими с детьми готов поделиться. А передача знаний родителям предполагает определенную компетентность педагогов по вопросу гендерного воспитания детей.
К сожалению, в настоящее время не все педагоги в достаточной мере владеют знаниями в данной области. Поэтому-то и назревает необходимость в работе дошкольных учреждений по формированию гендерной компетентности сначала педагогов, затем родителей, а потом уже совместными усилиями родителей и педагогов предполагается формирование гендерной идентификации у детей. Родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями , которые передаются из поколения в поколения и играют важную роль в воспитании ребёнка, и в том числе в появлении и становлении у него гендерной идентичности. Всем известно , что присущая ребёнку-дошкольнику способность к подражанию позволяет выбрать ему рано среди окружающих его взрослых образец для подражания. Очень часто в иерархии семьи современного типа мать занимает главенствующую позицию, и как следствие — отсутствие стабильности в занимаемых тендерных позициях. Поэтому ребенок часто не осознает роли, отведенной его полу. Подобная асимметрия в распределении половых ролей характерна для неполных семей, где чаще всего «родителем» является мать-одиночка или бабушка.
У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера: излишняя мягкость, феминизированность. Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира. В других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной мужественности» ребенок, наоборот, становится черствым и жестким.
Тесная эмоциональная близость мальчика с матерью в период дошкольного детства влияет на его отношения со сверстниками, порой осложняя их, а сильный материнский гнет отрицательно сказывается на формировании личности.
Девочки легче адаптируются к разным ситуациям: они менее чувствительны, чем мальчики, в этом возрасте, и полностью копируют своих мам, бабушек, но при этом также не всегда знают, как вести себя и как строить отношения с представителями противоположного пола. Дочери разведенных родителей перенимают критическое отношение матери к ушедшему отцу и мужскому полу вообще.
Неоднозначно и влияние отцов. Например, напряженные, плохие отношения с отцами сильнее влияют на формирование половых девиаций у мальчиков и девочек, чем взаимоотношения с матерью. Слишком строгий и требовательный отец, которому ребенок никак не может угодить, подрывает его самоуважение. Было установлено, что роль отцов в усвоении ребенком половой роли может быть особо значимой — они в большей степени, чем матери, приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей. Если мужчина покинул семью до того, как его сыну исполнилось пять-шесть лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи.
Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его тендерных особенностей, родители должны быть знающими, осведомленными в данном вопросе, т. е. компетентными.
При этом компетентность родителей не может появиться в результате того, что они прослушают лекцию или их проконсультирует специалист. Компетентность
родителей предполагает овладение ими культурологическими аспектами тендерного воспитания, которые включают широкий круг вопросов социального, психолого-педагогического и даже исторического плана. Так, например, родителям важно знать, как воспитывали девочек и мальчиков наши предки и что можно перенести из прошлого в настоящее. Рассмотрим этот вопрос более подробно.
Анализ литературы убедительно показывает, что в уникальной, вырабатываемой веками системе народного воспитания гендерная компетентность родителей формировалась легко и естественно.
Результаты исследований научного центра «Психофизиология матери и ребенка» Санкт-Петербургского государственного университета свидетельствуют о том, что при рождении даже пуповину девочкам и мальчикам отрезали по-разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение ее качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хоро-
шим работником.
Интерес представляет и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков — в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с «программированием» будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и женится, то его жена воплотит в себе все то, что дорого ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца. При этом очевидно, что в данной традиции был заложен глубокий смысл передачи тендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской — стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.
На ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене общины лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обучать их. Основные педагогические функции осуществляли, как правило, ближайшие родственники и наиболее авторитетные и уважаемые сородичи — старейшины. Дело воспитания совершалось параллельно с другими делами и занятиями и носило черты тендерной педагогики: мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности (учили охотиться, ловить рыбу, загонять добычу, изготавливать оружие и орудия труда), а девочек приучали к ведению домашнего хозяйства (приготовлению пищи, хранению огня, собиранию растений).
Родители в первую очередь заботились об удовлетворении биологических потребностей детей: кормлении, оберегании от опасностей и неблагоприятных условий внешней среды. Воспитательное воздействие было инстинктивным, и только впоследствии стали формироваться элементарные педагогические воззрения, закреплявшиеся в образе жизни, слове, обычае.
К сожалению, в общих этнографических описаниях многих авторов вопросы о путях и средствах воспитания детей дошкольного возраста ограничиваются лишь отдельными замечаниями. Как справедливо отметила Г. А. Комарова, общественная сторона проблемы детства обычно не становилась объектом специального анализа.
Однако при знакомстве с отдельными работами Никитина Г. А., Семенова Л. И., Суворова 3. И., Волков Г. Н., Кузина Т. Ф., Батурина Г. И. и др., в которых раскрываются принципы народной педагогики, становится понятным, как отношение родителей и образцы воспитания влияли на развитие девочек и мальчиков. Рассмотрим этот вопрос более подробно.
Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их тендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков — с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т. п.
Отцы в воспитании детей младенческого возраста принимали участие меньше, чем матери, но начиная с 3 лет они активно включались в воспитание ребенка. Так, например, в крестьянских семьях с 3 лет дети принимали пищу за общим столом. Девочку брала к себе на колени мать, а мальчика — отец. И с этого момента вся ответственность за воспитание детей ложилась на плечи родителей: за девочек отвечали матери, а за сыновей — отцы.
Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды. Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышивании, шитье, ткачестве. Мальчиков привлекали в качестве помощников во время жатвы, сенокоса, боронования, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты, рыбалки.
От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность. Особенно значителен был статус женщины-матери. Ее воспитательное воздействие признавалось настолько определяющим, что и положительные, и отрицательные результаты воспитания приписывались в первую очередь ей.
Процесс воспитания девочек находился в руках матерей, которые отвечали за их поведение. Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет, на который ссылались матери. Всю ответственность за воспитание мальчиков дошкольного возраста брал на себя отец и другие мужчины семьи: дедушка, дяди, старшие братья.
Интерес представляет и распределение ролей в крестьянской семье. Отцу отводилась главная роль в определении стратегии и тактики семейного воспитания, а мать наполняла ее конкретным содержанием и следила за ее реализацией, добиваясь результата. Мать играла с ребенком чаще всего по необходимости, чтобы отвлечь, утешить или развлечь его.
Отец и другие мужчины в семье специально организовывали «игры, направленные или на физическое развитие ре-бёнка , или на развитие у него умственных способностей, сообразительности, смекалки».
Таким образом, очевидно, что при воспитании детей с 3 до 4 лет в крестьянской семье наблюдается четкое распределение обязанностей по воспитанию девочек — матерями, а мальчиков — отцами. При том на первый план выступает отец, который как бы несет ответственность за передачу детям навыков социального поведения и привития им норм общественной жизни.
Анализ первоисточников и работ по этнопедагоги показывает, что в раннем и дошкольном детстве игры были основой всестороннего развития как девочек, так и мальчиков.
Все народные игры были проникнуты принципом справедливости, воздания по заслугам и заставляли девочек и мальчиков в равной степени подчиняться воле всех.
Но при этом дети осознавали свою связь с коллективом - образовывалась привычка к безусловному, подчинению общепринятым установленным порядкам, что является важным средством «социализации» ребенка, приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития. Так, например, с помощью считалок определяли того, кто «водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение. При этом все остальные дети не огорчались, не обижались на своих товарищей и принимали сложившуюся ситуацию как должную.
В то же время, традиции детской игры с правилами (к каковым относятся и подвижные игры) постепенно утрачивают свои позиции ведущего средства целостного воспитания дошкольников в силу исчезновения коллективного носителя игры — разновозрастной детской группы. Данный факт не может нас не беспокоить в связи с тем, что именно в подвижных играх проблемы единства духовного и телесного здоровья девочек и мальчиков решались и решаются в органической цельности.
Практически у каждого народа, населявшего территорию России, были свои излюбленные виды подвижных игр. Народные игры были основным средством для приобщения детей к традиционным занятиям: охоте, рыболовству, собирательству, ведению домашнего хозяйства. По содержанию все народные игры были доступны и девочкам, и мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей обоего пола.
Но не только в играх, но и в совместном труде со своими родителями воспитывались девочки и мальчики. При этом поощрения, похвала были естественными оценками детского труда.
Г. Е. Верещагин, занимаясь изучением народной педагогики удмуртов, в одной из своих работ по этому поводу писал так: «Находясь при работах и занятиях родителей с малолетства, дети их скоро и легко привыкали к работе, а родители незаметно подбадривали их, поощряли добрым словом»* . *Верещагин Г.Е. Очерки воспитания детей у вотяков. СПб.., 1986 стр. 85.
Многие девочки и мальчики имеют низкую самооценку, страдают от застенчивости, этот опыт народной педагогики имеет особое значение.
Становится очевидным, что, одной стороны, труд девочки рядом с матерью, а мальчика — рядом с отцом способствовал тому, что у детей просто и естественно формировалась тендерная идентичность.
С другой стороны — заинтересованные в воспитании хорошего работника родители поощряли труд своего ребенка, заботясь одновременно и о его душевном покое.
Наивно было бы полагать, что народная педагогика поможет современным родителям решить проблемы воспитания детей с учетом их тендерных особенностей. Всему свое время и место. Но мы должны признать, что в воспитании подрастающего поколения народ-воспитатель, народ-педагог всегда стоял на основах равенства, демократизма и гуманизма.
До сих пор остаются актуальными слова: « Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа»*.
Осознание того, что утрата многих прогрессивных народных традиций привела
к духовному обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов страны. В книге «Воспитание ребенка в русских традициях» авторы пишут; «Многим из нас может показаться отжившей эта традиция отцовской авторитарности — мы не устаем твердить о "равноправии" мужчины и женщины в семье.
Но давайте задумаемся, а всегда ли это хорошо? Сегодня некоторые психологи, отмечая факт ослабления отцовской власти в семье, придают ему значение подлинной социальной катастрофы. И недаром: ведь "семьей мир стоит". Мужчина вносит в жизнь семьи активный созидающий стимул, самой своей природой он призван определять семейное бытие, жестко задавать рамки "должного" и "нужного". Отсутствие всего этого неминуемо приводит к тому, что формируется "общество без отцов", "общество без власти", в котором пассивная вседозволенность сочетается с социальной анархией»**.
Вместе с тем становится очевидным, что многое из опыта народной педагогики, к сожалению, остается за пределами знаний воспитателей и родителей, а потому не используется. Поэтому при взаимодействии воспитателей и специалистов с родителями одной из актуальнейших задач является приобщение их к этому чистому, проверенному истоку, которым является народная педагогика. Этот материал можно поместить на стенде, напечатать в газете для родителей, использовать при проведении родительского собрания и т. п * Осорина.М.В. Секретный мир детства в пространстве мира взрослых; изд.4-е-СПб.; Питер 2008 с.11-12.
**Соколова Л. Воспитание ребёнка в русских традициях. Айрис-пресс 2003 с.74-76
Но современные родители не могут жить только прошлым, поэтому воспитатели в работе с ними должны быть в курсе современных тенденций.
В наши дни родительская семья по-прежнему остается важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в
личностном развитии детей младшего дошкольного возраста, но, по мнению И.О. Кона, которое мы разделяем, уже «не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху».*
Сказывается как развитие системы общественного дошкольного воспитания, так и изменение структуры и функций самой семьи (ослабление традиционной роли
отца, занятость женщин, сокращение количества детей в семье, преобладание нуклеарных семей и т. д.), а также нередкое желание родителей переложить ответственность за развитие личности собственного ребенка на плечи учреждений дошкольного воспитания.
Но роль семьи сохраняется. В семье ребенок душой и телом отдыхает от образовательного учреждения, где его личность тонет в массе других. Сердечность семейных отношений, забота и ласка, внимание к индивидуальности каждого ребенка дают ту опору, которая на многие дальнейшие годы определит характерные особенности личности.
В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их тендерных особенностей выступают родители. Потенциал семьи в формировании личности девочек и мальчиков дошкольного возраста безграничен. Именно родители, эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Они, как никто другой, хорошо знают индивидуально типологические особенности раннего развития своего ребенка, основные симптомы недомоганий, индивидуальные особенности ритма жизни, так как с момента его рождения находятся рядом.
Организация системной и научно обоснованной поддержки гендерной идентичности детей в семье, когда большинство родителей не имеет специального образования и знакомо с особенностями психического развития детей только эмпирически, сложная и подчас недостижимая задача. Успех ее решения зависит, прежде всего, от собственной эрудиции родителей, их такта, целеустремленности и педагогической интуиции.
В результате специального изучения было установлено, что в настоящее время значительная часть родителей (82 %) положительно относится к воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей, но при этом только единицы (5 % ) знают, как это делать. А как быть с остальными.
Очевидно, что взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями надо начать с формирования доверительных отношений, а затем осуществлять его по основным линиям развития ребенка:
*Кон И.С. 1975 с.110
здоровье и физическое развитие;
социально-личностное;
познавательно-речевое развитие;
художественно-эстетическое.
Все эти направления взаимодействия с родителями подробно описаны во многих пособиях для дошкольных образовательных учреждений, поэтому не считаем необходимым подробно останавливаться на них.
Рассмотрим лишь те направления, которые имеют прямое отношение к вопросам воспитания детей с учетом их гендерных особенностей.
Было установлено, что положительное влияние на родителей оказывает обсуждение с ними вопросов о роли матери и отца при воспитании ребенка в русских традициях; о роли матери и отца в крестьянской и дворянской русской семье; о значении «образа матери» и «образа отца» в появлении у детей дошкольного возраста полоролевых стереотипов поведения.
Помощь родителям в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей оказывают и информационные буклеты с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье и проведение обучающих семинаров и конкурсов для родителей по этой теме. В настоящее время учеными и практическими работниками разработано множество эффективных приемов влияния на родителей, которые могут использоваться по формированию у них гендерной компетентности. Сотрудникам дошкольных образовательных учреждений в первую очередь важно помнить, что у родителей воспитанников тоже было детство, и воспоминания, связанные с ним, являются опорой при овладении новым педагогическим содержанием.
В заключение подчеркнем, что, несмотря на то, что мальчики и девочки во многом отличаются друг от друга, диапазон индивидуальных различий намного превосходит диапазон тендерных различий, которые в большей своей части обусловлены социокультурными факторами, то есть влиянием социума и культурных традиций, в которых проживает и воспитывается ребенок.
Игра и культура. Культура игры
Игра есть своего рода культурный акт творчества, сотворенный по своим законам. В любом исследовании игры, в каждом научном подходе к игровому взаимодействию безоговорочно и повсеместно принималась (и принимается) за отправную точку мысль о том, что игра занимает важное место в жизни, выполняя целый ряд функций. Эти функции самые разнообразные: коммуникативная, релаксационная, социализирующая, педагогическая, компенсаторная, гедонистическая и т. д. Интерес к игре как особому виду деятельности абсолютно оправдан, так как она обеспечивает высокую эффективность в любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности. В отечественной психолого-педагогической науке для игры не строилось цельных всеобъемлющих теорий и концепций. Чаще она рассматривалась применительно к детскому возрасту или какому-нибудь процессу, например учебе, воспитанию, труду.
По мнению психологов, нужно, прежде всего, иметь ввиду, что между игрой и работой нет принципиальной разницы. «Хорошая игра» похожа на «хорошую работу», и наоборот. Сходство игры и труда заключается в том, что: во-первых, в каждой «хорошей игре», как и в «хорошей работе», есть, прежде всего, усилие: физическое, эмоциональное, интеллектуальное или духовное; во-вторых, «хорошая игра», точно так же как и «хорошая работа», доставляет радость. Это может быть и радость творчества,и радость победы, и радость эстетическая — радость качества;в-третьих, в «хорошей игре», как в «хорошей работе», есть такая же большая ответственность.
Одним из первых отечественных психологов попытался выяснит происхождение игры Даниил Борисович Эльконин. Он рассматривал через призму истории, как изменялось положение ребёнка в обществе, и на каком уровне развития человеческого сообщества возникла игра. Он говорил; « Что на первом этапе эволюции, когда основным способом добычи пищи было собирательство, игры еще не было. Дети очень рано включались в жизнь взрослых, на практике усваивая способы добычи пищи с помощью примитивных орудий.
Далее, с появлением возрастного и полового разделения труда, в силу потребности в специальной подготовке будущего охотника, скотовода, землевладельца, возникают игры-упражнения. И только гораздо позднее, по мере усложнения орудий труда и социальной структуры общества, появляется ролевая игра, представляющая собой реконструкцию социальных отношений с целью подготовки к будущей жизни взрослого субъекта общества»*. Игровое поведение и игровое взаимодействие позволяет сформировать механизмы сотрудничества с партнером и соревнования с соперником, используется для снятия психологических стрессов, для отдыха и разрядки, для обучения и воспитания. * Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.стр 44-45
Игра присутствует на всех этапах развития личности. Младенец занят предметно-манипулятивной игрой: изучением различных предметов. Ее особенностью является повторение движений и действий, своего рода тренировка и развитие определенных поведенческих умений. Пик игры приходится на дошкольное детство, когда формируются все человеческие способности: прямохождение, речь, воображение, самосознание и прочее.
В своих исследованиях известный психолог Валерия Сергеевна Мухина пришла к выводу; «Что шестилетний возраст — период расцвета игровой деятельности ребенка. Именно в этом возрасте ребенок становится способным символически моделировать те социальные отношения между людьми, к которым он был так или иначе причастен. Собственно, благодаря игровым замещениям предметов и взятым на себя игровым ролям дошкольник осваивает произвольные формы поведения.В течение дошкольного детства в игре развивается эмоциональная, волевая и интеллектуальная сферы личности ребенка.»* В результате такой деятельности формируются прообразы будущих видов культурной деятельности: подвижные и соревновательные игры найдут свое отражение в спорте ;ролевая и режиссерская игра — в художественно-эстетической деятельности и т. д.
.
* Мухина В.С. Феноменология развития бытия личности.Избранные психологические труды. М.,1999.- С.40-41
|