Главная страница

Методические рекомендации для родителей и педагогов Выводы Заключение



НазваниеМетодические рекомендации для родителей и педагогов Выводы Заключение
страница2/7
Дата17.08.2016
Размер1.55 Mb.
ТипМетодические рекомендации
1   2   3   4   5   6   7

1.2Становление гендерной идентичности ребёнка дошкольника в игре,

и формирование у родителей гендерной компетенции.


Одной из основных задач дошкольного образования является социализация вос­питанников, в процессе которой созда­ются условия для эффективного развития личности ребенка. Существенное влияние на будущее воспитанников оказывает ген­дерная (полоролевая) социализация, под которой понимается процесс создания у мальчиков и девочек представлений о мужественности и женственности, направ­ленный на совершенствование их индиви­дуальности и ориентированный на становле­ние и развитие полоролевого поведения.

К 6-7 годам ребенок признает оконча­тельную необратимость своей половой при­надлежности, у него складывается система половой идентичности, которая в дальней­шем будет развиваться и содержательно обогащаться за счет собственного опыта.

Формирование гендерной идентичности происходит благодаря особенностям социа­лизации девочек и мальчиков с младен­ческого возраста, поскольку родители ста­раются создать гендерно нормированный образ ребенка. Девочке покупают одежду ярких тонов, платьица, на длинные волосы повязывают бантики. Мальчик обычно носит короткую стрижку, одежду сдержанных оттенков, брючки, ботинки. Родители также поощряют гендерно нормированное пове­дение детей: у девочек - нерешительность, аккуратность, эмоциональность; у мальчи­ков - активность, сдержанность, умение постоять за себя. В дальнейшем тендерная социализация происходит в различных социальных группах: в детском саду, в школе, компании сверстников. Воспитатели, другие дети, родители, книги, родствен­ники, игрушки и телевидение - из всех этих источников ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как соот­ветствующе тому или другому полу.

Помимо этого на формирование гендерной идентичности ребенка оказывает влияние пол родителя, наличие старших братьев или сестер. Важно также, совпадает ли пол ребенка с роди­тельскими ожиданиями. Если нет, то суще­ствует риск подавления присущих полу поведенческих проявлений. Сознательно или неосознанно поощряя одни формы поведения и порицая другие, можно регу­лировать процесс создания у ребенка той или иной тендерной идентичности. С. Бем предполагает, что на протяжении первых 6-7 лет жизни у детей на основании тех моделей поведения, которые предъяв­ляются ребенку, формируется «гендерная схема». Ребенок усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или жен­щиной, затем осознает себя в качестве мальчика или девочки и начинает регу­лировать свое поведение в зависимости

от доминирующих представлений женст­венности и мужественности.

Берн Ш. описывает четыре стадии ста­новления тендерной идентичности ребенка:

«гендерная идентификация» - отнесение себя к тому или иному полу;

«гендерная константность» - понимание того, что тендер неизменен;дифференциальное подражание: маль­чики - обычно поведению мужчин, девоч­ки - поведению женщин;

«гендерная саморегуляция» - ребенок сам контролирует свое поведение, приме­няя санкции к самому себе»*

Таким образом, еще до того, как пойти в школу, дети проявляют достаточно серьез­ные знания о гендерных различиях в игруш­ках, одежде, действиях и занятиях, прису­щих мужчинам и женщинам. Однако нельзя считать, что тендерная идентичность цели­ком формируется в детстве. В подростковом, юношеском, взрослом возрасте многие люди отходят от того понимания различий между полами, которые им внушали в дет­стве.

Принято выделять ряд основных меха­низмов социализации, способов усвоения и воспроизведения социального опыта. Прежде всего, это подражание родителю своего пола, имитация его поведения. Наверное, следует прислушаться к посло­вице, которая гласит: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Действие этого механизма можно проследить в играх дошкольников. Часто ребенок строит отно­шения в игре, воспроизводя ситуации, которые он наблюдал в семье. Другим механизмом является механизм полоролевой идентификации, сущность которого заключается в отождествлении ребенком себя с представителем определенного пола, ориентация на идеал полоролевого пове­дения матери или отца. Нарушения дан­ного механизма выражаются в отсутствии проявлений маскулинности или фемининности либо несоответствии их биологиче­скому полу. Одной из причин возникнове­ния нарушений может быть неправильное воспитание, когда, например, родители очень хотели мальчика, а родилась девоч­ка, на которую они перенесли свои ожида­ния, приемы воспитания, или наоборот. Это может происходить и в том случае, если в воспитании ребенка принимает участие один родитель, представляющий эталон только женского или только мужского пове­дения. Третьим механизмом социализации является механизм социальной оценки желаемого поведения, проявляющийся в реакции окружающих на полоролевые проявления ребенка. Ребенка хвалят или порицают, если он поступает в соответ­ствии или же против представлений окру­жающих.

Наиболее влиятельным институтом социализации в дошкольном возрасте является семья. Формирование тендерной идентичности ребенка определяет тип, состав, структура семьи, порядок рожде­ния детей, профессиональные роли роди­телей, характер супружеских и детско-родительских взаимоотношений, тендерные характеристики родителей, включая их идентичность и тендерные стереотипы и установки.

« В процессе воспитания семья внедряет в сознание детей тендерные нормы и со­здает представление о том, каким должен быть «настоящий мужчина» и «настоящая женщина», то есть стереотипизирует со­знание ребенка. Гендерные стереотипы сильно различаются в разных культурах. В нашей культуре за мужчиной закреплены такие

качества, как активность, ориента­ция на достижения, доминантность, агрес­сивность, уравновешенность, сдержанность, стремление к успеху. Женщина же по рас­пространенным представлениям должна быть мягкой, пассивной, ведомой, экспрес­сивной, эмоциональной»**.

*Берн Ш. Гендерная психология.-СПб.; ,2004. с.56-57

** Евтушенко И.Н. Методологические аспекты гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Учебное занятия ; поиск, инновации, переспективы; науч.-метод.сб.ст.-Челябинск,2008.-№3(11).cю112-117..


Эти родительские установки влияют на формирование гендерной идентичности ребенка. Об их действии красноречиво говорит следующий пример.

Двум группам родителей продемонстрировали одну и ту же видеозапись полуторагодовалого ребенка, но одной группе его называли мальчиком, а другой - девочкой.

Родители первой группы описали ребенка как силь­ного, агрессивного и проворного мальчика, а родители второй группы - как пассив­ную, ласковую и нежную девочку. Однако бывают случаи, когда родители воспиты­вают ребенка в соответствии с его полом, а он все равно ведет себя, как представи­тели противоположного пола. В таких слу­чаях говорят, что «природа берет свое», то есть сказывается влияние биологических факторов (биохимических процессов в организме, гормональных и др.).

Помимо детско-родительских отноше­ний на формирование гендерной идентич­ности большое влияние оказывают отноше­ния между детьми в семье. Так, некоторые ученые утверждают, что если пол млад­шего ребенка совпадает с полом старшего, то традиционные полоролевые особен­ности у младшего обычно выражены силь­нее. Так, младшая сестра девочки будет содержать в себе больше «девчоночьего», чем младшая сестра мальчика. Наличие старших братьев может также сказаться на формировании тендерной идентичности их младшей сестры в семье.

Особо следует отметить важную роль матери в процессе идентификации девочки. Идеал превосходной матери начинает формироваться у ребенка на первом году жизни. У девочки через идентификацию с матерью формируется образ материнства, и этот стандарт стано­вится частью ее самой. Для всех женщин первичная и преобладающая модель - это их мать. С этим женским идеалом матери женщина в дальнейшем себя сравнивает и оценивает. Может возникнуть реакция вины в случае, когда она обнаруживает, что ведет себя вразрез с идеальной ролевой моделью. Для девочки первичное телес­ное единство с матерью является основой формирования женской психологии, в то время как для мальчика основой форми­рования мужской психологии оказывается разрыв первичного телесного единства с матерью. Мальчик должен уйти от матери, чтобы ощутить себя мужчиной, а девочка должна полюбить отца, чтобы почувство­вать себя женщиной.

Образ отца также чрезвычайно важен для становления тендерной идентичности ребенка. Неясный, неяркий пример отца из-за его отсутствия или недостаточного влияния осложняет процесс приобщения мальчика к мужской субкультуре. Отсут­ствие отца в раннем возрасте ребенка может сказаться на его сексуально-ролевой ориентации. С целью успешной тендерной идентификации мальчика, то есть развития его по маскулинному типу, необходимы продолжительное общение с сильным и справедливым отцом, совместные занятия, прогулки, посещение культурных меро­приятий. Отец оказывает влияние и на формирование эталона будущего мужа у дочери. Ей очень важно понаблюдать и усвоить способы поведения матери по отношению к отцу, отца - к матери.

В формировании будущего мужчины и будущей женщины большое значение имеют игры и игрушки. С их помощью ребе­нок овладевает нормами и правилами жизни в обществе. В сюжетно-ролевой игре дети моделируют взаимоотношения взрос­лых, они выбирают те социальные и профес­сиональные роли, которые им, возможно, предстоит играть в своей жизни. Мальчики играют в путешествия, войны с игрушеч­ными солдатиками, строят башни и ору­дия, водят машинки. Девочки играют в школу, парикмахерскую, магазин, больницу.

Половая принадлежность детей сказыва­ется и на выборе игрушек. Мальчик скорее предпочтет пистолет, ножик, легковую ма­шинку, а девочка - куклу, посуду, мебель. Выбор ребенком игрушек хорошо диагно­стирует, как идет половая идентификация, считают психологи. Если мальчик выби­рает куклу и мебель, то нужно посмотреть, в чем же дело. Если он подражает старшей сестре, то следует заинтересовать его игрушками для мальчиков.

В игровой деятельности мальчики стре­мятся к независимости: они утверждают свою индивидуальность, стараясь отде­литься от воспитателя или матери. Для де­вочек более приемлема взаимозависимость: они обретают собственную индивидуаль­ность в своих социальных связях. Для игр мальчиков более характерна групповая деятельность, игры девочек происходят в меньших по размеру группах. В этих груп­пах меньше агрессивности, больше взаим­ности, здесь чаще подражают взаимоот­ношениям взрослых, а разговоры более доверительные и интимные. Кроме того, мальчики и девочки имеют различное игро­вое пространство. Мальчики ориентированы на освоение вертикального пространства и широкого горизонтального: заборы, чер­даки, деревья, подвалы, рвы. При этом их игры отличаются динамичностью, шумностью. Игры девочек происходят в ограни­ченном, четко обозначенном пространстве статистического характера. Мальчики, зани­мая в десять раз больше места на игровом поле, гораздо чаще вмешиваются в девчо­ночьи игры. Девочки же, если и делают что-либо подобное, то обычно просят раз­решения.

В играх детей закрепляются гендерные различия, в них формируются взгляды буду­щих женщин и мужчин на мир и на долж­ное поведение друг друга. Традиционные игры направлены на усвоение ребенком своей половой и психосексуальной роли. Как считает А.А. Чекалина, «У ребенка, не играющего в соответствующие полу игруш­ки, формирование адекватных полоролевых стереотипов поведения неизбежно столк­нется с трудностями в общении со сверст­никами как своего, так и противополож­ного пола»* .

Возникает вопрос, нужно ли позволять детям играть в игры не по половому признаку или все же пресекать их: Приведем некоторые мнения, высказанные воспитателями детских садов. Большинство высказываний сводилось к тому, что не следует запрещать ребенку играть в «чужие» игры:

-детей нужно знакомить с разнообразными играми, вызывать у них интерес возможно, в будущем такой мальчик буде двигаться в гуманитарном направление (педагог, врач), а девочка станет спортсменкой, юристом;

  • пусть мальчик играет в «дочки-матери: ведь в ней он учится играть роль отца, проявляющего доброту, внимание, чуткость, заботливое отношение к кукле; игра - средство изучения индивидуальности ребенка формирования его умений и навыков важно учить детей играть различные положительные роли;

  • в игре важно сделать акцент на то что мальчик - это будущий папа, а девоч-
    ка - мама; да и девочкам также нравятся часто подвижные игры, и нет ничего


* Чекалина А.А. Гендерная психология; Учебное пособие. - 2006.с.тр 90-91.
плохого, что они вместе с мальчиками игра в «казаков-разбойников»; другое дело если мальчики вообще не играют в «мальчишечьи» игры, а девочка ведет себя как «пацанка» - с ними нужна особая работа педагога или психолога.

В игре ребенок познает окружающий мир, общается со сверстниками, получает опыт и не важно, игра эта в «дочки-матери или в «казаков-разбойников», главное, чтобы ребенок получал в ней удовольствие:

пресекать такие игры не следует, поскольку мальчик учится быть хорошим семьянином, ухаживать за детьми, а де­вочка - постоять за себя, проявлять актив­ность;

Нет ничего плохого в том, что мальчик играет с девочками в куклы, в дальнейшей жизни он, скорее всего, будет заботливым отцом, ведь в игре он подра­жает взрослому, а значит, дома так делает его папа; в своем детстве я часто играла с

мальчишками в «войну», иногда меня не брали, но я настаивала, и мы находили «золотую середину» - я была «медсе­строй».

Но есть и другое мнение: чтонеобходимо в мягкой форме пресекать такие игры, так как с раннего детства закладываются привычки, стерео­типы поведения, что может привести к не­правильной ориентации. Ношение жен­щинами брюк уже привело к тому, что мы взяли на себя много мужских обязанно­стей, таких как зарабатывание денег, карь­ера. А мужчины, напротив, не умеют рабо­тать физически, ветрены, безответственны, теряют то плечо, на которое хочется опе­реться.

Представляется, что в каждом из этих высказываний есть разумное зерно, и в каждом конкретном случае необходимо анализировать причины, которые побуж­дают того или иного ребенка играть в игры (полотипизированные или наоборот), а также поощрять в первую очередь те виды игровой деятельности, которые больше соответствуют индивидуальности ребенка, а не продиктованы традиционными тен­дерными стереотипами.

Следует отметить, что для мальчиков, чаще всего, поведение, присущее проти­воположному полу, является неприемле­мым, а для девочек - вполне допустимым: «маменькины сыночки» зачастую подверга­ются насмешкам,а к девчонкам-сорванцам относятся весьма благосклонно. Мальчи­ков, которые не соответствуют критериям мужественности и нарушают межполовые границы, другие мальчики дразнят, высмеи­вают и избегают, считая их женоподоб­ными. Девочки же, напротив, могут сво­бодно пересекать межполовые границы, если они преуспевают в делах, которые в мире мальчиков считаются главными, например, в спорте. Такие девочки-сор­ванцы благодаря играм с мальчиками пользуются большим авторитетом у других девочек.

К семи годам мальчики и девочки могут демонстрировать довольно широкий спектр гендерных особенностей - от адекватного, ярко выраженного в высказываниях (одежде, игрушках) до неадекватного и даже негативного по отношению к своей половой принадлежности. К концу дошколь­ного возраста у мальчиков и девочек четко прослеживаются четыре типа полороле-вого поведения, описанных Л.Э. Семеновой: маскулинный, фемининный, андрогинный и не дифференцированный .

Маскулинные дети ценят авторитет силы и независимость поведения, ориентиро­ваны на высокие индивидуальные дости­жения, независимо от пола отвергают женское общество и отдают предпочтение мужскому, что свидетельствует о потреб­ности маскулинных детей в значимых муж­чинах. Такие дети не терпят возражений, отстаивают свое мнение любыми спосо­бами, включая агрессивные действия. Им присущ независимо-соревновательный стиль поведения, авторитарный характер взаимоотношений со сверстниками.

Фемининные дети независимо от поло­вой принадлежности принимают эмоцио­нально-экспрессивный стиль поведения, связанный с отказом от собственной ини­циативы и самостоятельности, ориенти­рованностью на других, зависимым и под­чиненным поведением. Особенно ярко заметна тенденция у феминизированных мальчиков к сознательному ограничению своего «исследовательского пространства». Такие дети в совместной деятельности, как правило, являются ведомыми, безинициа-тивными. Их поведение часто характеризу­ется избеганием контактов и взаимодей­ствия, особенно со сверстниками своего пола и маскулинными девочками. Феми­нинные девочки в социальных контактах остаются успешными.

Андрогинные дети относительно сво­бодны от жесткой половой типизации, признают за собой право на осознание различного рода деятельности без привя­занности к традиционным нормам. Им при­суща высокая социальная активность, многочисленность и разнообразность кон­тактов и поведения. Они активно взаимо­действуют со взрослыми и сверстниками независимо от пола, являются популярными у детей всех полоролевых групп. Андро­гинные дети объединяют в себе и демон­стрируют в своем поведении традиционно мужские и женские черты, выполняют маскулинные и фемининные роли. Их мас­кулинные качества носят конструктивный характер (защита, помощь). Им присущи настойчивость, самостоятельность в при­нятии решений, высокий уровень реаль­ных достижений.

Недифференцированные дети отвер­гают как мужской, так и женский стиль поведения, характеризуются отсутствием каких-либо полоролевых стереотипов, эмо­циональным отвержением всех видов дея­тельности. Их основные характеристики -пассивность, низкие реальные достижения, отсутствие принятия в коллективе свер­стниками и ответное избегание контактов. По мнению Л.Э. Семеновой, « В дошколь­ной среде в целом доминирует андрогинная культура поведения, что может отра­жать некоторые тенденции в современной социальной ситуации, где наряду с сохра­нением традиционных стереотипов наблю­дается отказ от жесткой половой типи­зации. Вместе с тем, среди дошкольников имеются дети, которые нуждаются в целе­направленной психолого-педагогической помощи в формировании у них представ­лений об особенностях различных вариан­тов полоролевого поведения. Именно в этом возрасте родители, воспитатели, психоло­ги могут оказать значимое воздействие на формирование тендерной идентичности ребенка»*.

Таким образом, разделение ролей про­исходит в детстве, оно включает не только игры, типичные для детей разного пола, но и другие значительные различия между мальчиками и девочками. Две половые группы представляют собой два разных типа субкультур: мужской и женской


* Семёнова Л.Э. Гендерный анализ стратегии и тактики притязаний у детей старшего дошкольного возраста //Вопросы психологии.1991.№ 4.стр.22.
Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда.

Содержание существующих на сегодняшний день программ воспитания детей в ДОУ составлено без учета гендерных особенностей мальчиков и девочек.

В них делается упор на психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, без акцента на гендер.

Таким образом, в дошкольных учреждениях осуществляется «бесполое» (усредненное) воспитание, что в конечном итоге приводит к формированию феминного (женственного) мальчика и мускулинной (мужественной) девочки. А когда такие мальчик и девочка становятся мужчиной и женщиной, у них неизбежно начинаются проблемы: не складывается личная жизнь, наблюдаются затруднения в общении, так как они не способны выполнять свои социальные роли. Это происходит потому, что в настоящее время в обществе наблюдается смещение социальных ролей, где на первый план выходят не типично «мужские» и типично «женские» качества (властность-подчинение), а такие качества, как взаимопомощь, взаимопонимание.

Следовательно, задача педагогов, работающих с детьми в ДОУ и решающих проблему гендерной идентификации заключается не в формировании мужских и женских качеств, а в формировании качеств, свойственных обоим полам (справедливость, доброта, трудолюбие, любовь к родному дому и др.)

Для развития начал мужественности у мальчиков следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в первую очередь желание и способность защищать. Для развития начал женственности у девочек особое внимание следует уделить воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.

«Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру»*. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков, игровых зон для девочек в оформление прихожей, спальни и других помещений, в которых бывают дети).

Кроме того, необходимо тесное сотрудничество с родителями. Задача дошкольного учреждения заинтересовать родителей, объяснить им важность формирования гендерной идентификации мальчиков и девочек именно с малых лет, научить их сотрудничать с детьми, не бояться играть с ними, беседовать, рисовать, лепить, т.е. научить занимать позицию не «над» ребенком, а «рядом» с ним.

* Каган В.Е. Когнетивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет// Вопросы психологии.2000.№2. с. 66.
Но одного желания родителей недостаточно, необходим определенный запас знаний, которым воспитатель совместно с другими специалистами, работающими с детьми готов поделиться. А передача знаний родителям предполагает определенную компетентность педагогов по вопросу гендерного воспитания детей.

К сожалению, в настоящее время не все педагоги в достаточной мере владеют знаниями в данной области. Поэтому-то и назревает необходимость в работе дошкольных учреждений по формированию гендерной компетентности сначала педагогов, затем родителей, а потом уже совместными усилиями родителей и педагогов предполагается формирование гендерной идентификации у детей. Родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями , которые передаются из поколения в поколения и играют важную роль в воспитании ребёнка, и в том числе в появлении и становлении у него гендерной идентичности. Всем известно , что присущая ребёнку-дошкольнику способность к подражанию позволяет выбрать ему рано среди окружающих его взрослых образец для подражания. Очень часто в иерархии семьи современного типа мать занимает главенствующую позицию, и как след­ствие — отсутствие стабильности в занимаемых тен­дерных позициях. Поэтому ребенок часто не осознает роли, отведенной его полу. Подобная асимметрия в распределении половых ролей характерна для непол­ных семей, где чаще всего «родителем» является мать-одиночка или бабушка.

У мальчиков, воспитанных только матерью, на­блюдается развитие «женских» черт характера: из­лишняя мягкость, феминизированность. Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира. В других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной мужественности» ребе­нок, наоборот, становится черствым и жестким.

Тесная эмоциональная близость мальчика с мате­рью в период дошкольного детства влияет на его от­ношения со сверстниками, порой осложняя их, а силь­ный материнский гнет отрицательно сказывается на формировании личности.

Девочки легче адаптируются к разным ситуациям: они менее чувствительны, чем мальчики, в этом воз­расте, и полностью копируют своих мам, бабушек, но при этом также не всегда знают, как вести себя и как строить отношения с представителями противополож­ного пола. Дочери разведенных родителей перенима­ют критическое отношение матери к ушедшему отцу и мужскому полу вообще.

Неоднозначно и влияние отцов. Например, напря­женные, плохие отношения с отцами сильнее влияют на формирование половых девиаций у мальчиков и девочек, чем взаимоотношения с матерью. Слишком строгий и требовательный отец, которому ребенок никак не может угодить, подрывает его самоуваже­ние. Было установлено, что роль отцов в усвоении ребенком половой роли может быть особо значимой — они в большей степени, чем матери, приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие жен­ственности у дочерей и мужественности у сыновей. Если мужчина покинул семью до того, как его сыну исполнилось пять-шесть лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесни­ков и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи.

Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полно­ценное развитие ребенка в семье с учетом его тендерных особенностей, родители должны быть зна­ющими, осведомленными в данном вопросе, т. е. ком­петентными.

При этом компетентность родителей не может появиться в результате того, что они прослуша­ют лекцию или их проконсультирует специалист. Компетентность

родителей предполагает овладение ими культурологическими аспектами тендерного вос­питания, которые включают широкий круг вопросов социального, психолого-педагогического и даже исто­рического плана. Так, например, родителям важно знать, как воспитывали девочек и мальчиков наши предки и что можно перенести из прошлого в настоя­щее. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Анализ литературы убедительно показывает, что в уникальной, вырабатываемой веками системе народ­ного воспитания гендерная компетентность родителей формировалась легко и естественно.

Результаты исследований научного центра «Пси­хофизиология матери и ребенка» Санкт-Петербург­ского государственного университета свидетельствуют о том, что при рождении даже пуповину девочкам и мальчикам отрезали по-разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке,
что символизировало наделение ее качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хоро-

шим работником.

Интерес представляет и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчи­ков — в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с «программированием» будущего ребенка.
Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и женится, то его жена воплотит в себе все то, что дорого ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца. При этом очевидно, что в данной
традиции был заложен глубокий смысл передачи тендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доб­роту, а по мужской — стойкость, мужество, ответ­ственность и многое другое, о чем могли мечтать ро­дители при рождении своего ребенка.

На ранних стадиях развития человеческого обще­ства уход за детьми и их воспитание было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене общи­ны лежала обязанность заботиться о детях, воспиты­вать и обучать их. Основные педагогические функ­ции осуществляли, как правило, ближайшие род­ственники и наиболее авторитетные и уважаемые сородичи — старейшины. Дело воспитания соверша­лось параллельно с другими делами и занятиями и носило черты тендерной педагогики: мальчиков го­товили преимущественно к мужским видам деятель­ности (учили охотиться, ловить рыбу, загонять добы­чу, изготавливать оружие и орудия труда), а дево­чек приучали к ведению домашнего хозяйства (при­готовлению пищи, хранению огня, собиранию расте­ний).

Родители в первую очередь заботились об удовлет­ворении биологических потребностей детей: кормле­нии, оберегании от опасностей и неблагоприятных условий внешней среды. Воспитательное воздействие было инстинктивным, и только впоследствии стали формироваться элементарные педагогические воззре­ния, закреплявшиеся в образе жизни, слове, обычае.

К сожалению, в общих этнографических описани­ях многих авторов вопросы о путях и средствах вос­питания детей дошкольного возраста ограничивают­ся лишь отдельными замечаниями. Как справедливо отметила Г. А. Комарова, общественная сторона про­блемы детства обычно не становилась объектом специ­ального анализа.

Однако при знакомстве с отдельны­ми работами Никитина Г. А., Семенова Л. И., Суво­рова 3. И., Волков Г. Н., Кузина Т. Ф., Батурина Г. И. и др., в которых раскрываются принципы народной педагогики, становится понятным, как отношение родителей и образцы воспитания влияли на развитие девочек и мальчиков. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуще­ствлялось с учетом их тендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, по­тешках, играх присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. В соответствии с тем, кому именно адресована потеш­ка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозиру­ется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков — с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т. п.

Отцы в воспитании детей младенческого возраста принимали участие меньше, чем матери, но начиная с 3 лет они активно включались в воспитание ребенка. Так, например, в крестьянских семьях с 3 лет дети принимали пищу за общим столом. Девочку брала к себе на колени мать, а мальчика — отец. И с этого мо­мента вся ответственность за воспитание детей ложи­лась на плечи родителей: за девочек отвечали матери, а за сыновей — отцы.

Следует обратить внимание на то, как в семье диф­ференцировался труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды. Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышива­нии, шитье, ткачестве. Мальчиков привлекали в ка­честве помощников во время жатвы, сенокоса, боро­нования, учили молотить, запрягать лошадь и управ­лять ею. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты, рыбалки.

От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уваже­ние к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и чест­ность. Особенно значителен был статус женщины-ма­тери. Ее воспитательное воздействие признавалось настолько определяющим, что и положительные, и отрицательные результаты воспитания приписыва­лись в первую очередь ей.

Процесс воспитания девочек находился в руках матерей, которые отвечали за их поведение. Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет, на который ссылались матери. Всю ответственность за воспитание мальчиков дошкольного возраста брал на себя отец и другие мужчины семьи: дедушка, дяди, старшие братья.

Интерес представляет и распределение ролей в крестьянской семье. Отцу отводилась главная роль в определении стратегии и тактики семейного воспита­ния, а мать наполняла ее конкретным содержанием и следила за ее реализацией, добиваясь результата. Мать играла с ребенком чаще всего по необходимос­ти, чтобы отвлечь, утешить или развлечь его.

Отец и другие мужчины в семье специально организовывали «игры, направленные или на физическое развитие ре-бёнка , или на развитие у него умственных способнос­тей, сообразительности, смекалки».

Таким образом, очевидно, что при воспитании детей с 3 до 4 лет в крестьянской семье наблюдается четкое распределение обязанностей по воспитанию девочек — матерями, а мальчиков — отцами. При том на первый план выступает отец, который как бы несет ответственность за передачу детям навыков социального поведения и привития им норм общественной жизни.

Анализ первоисточников и работ по этнопедагоги показывает, что в раннем и дошкольном детстве игры были основой всестороннего развития как дево­чек, так и мальчиков.

Все народные игры были про­никнуты принципом справедливости, воздания по заслугам и заставляли девочек и мальчиков в равной степени подчиняться воле всех.

Но при этом дети осо­знавали свою связь с коллективом - образовывалась привычка к безусловному, подчинению общеприня­тым установленным порядкам, что является важным средством «социализации» ребенка, приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития. Так, например, с помощью считалок определяли того, кто «водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение. При этом все остальные дети не огор­чались, не обижались на своих товарищей и принима­ли сложившуюся ситуацию как должную.

В то же время, традиции детской игры с правилами (к каковым относятся и под­вижные игры) постепенно утрачивают свои позиции ведущего средства целостного воспитания дошкольни­ков в силу исчезновения коллективного носителя игры — разновозрастной детской группы. Данный факт не может нас не беспокоить в связи с тем, что именно в подвижных играх проблемы единства духов­ного и телесного здоровья девочек и мальчиков реша­лись и решаются в органической цельности.

Практически у каждого народа, населявшего тер­риторию России, были свои излюбленные виды под­вижных игр. Народные игры были основным сред­ством для приобщения детей к традиционным заняти­ям: охоте, рыболовству, собирательству, ведению домашнего хозяйства. По содержанию все народные игры были доступны и девочкам, и мальчикам и со­здавали равные возможности для участия в них детей обоего пола.

Но не только в играх, но и в совместном труде со своими родителями воспитывались девочки и мальчи­ки. При этом поощрения, похвала были естественны­ми оценками детского труда.

Г. Е. Верещагин, занимаясь изучением народной педагогики удмуртов, в одной из своих работ по это­му поводу писал так: «Находясь при работах и заня­тиях родителей с малолетства, дети их скоро и легко привыкали к работе, а родители незаметно подбадри­вали их, поощряли добрым словом»* .
*Верещагин Г.Е. Очерки воспитания детей у вотяков. СПб.., 1986 стр. 85.

Многие девочки и мальчи­ки имеют низкую самооценку, страдают от застенчи­вости, этот опыт народной педагогики имеет особое значение.

Становится очевидным, что, одной сторо­ны, труд девочки рядом с матерью, а мальчика — ря­дом с отцом способствовал тому, что у детей просто и естественно формировалась тендерная идентичность.

С другой стороны — заинтересованные в воспитании хорошего работника родители поощряли труд своего ребенка, заботясь одновременно и о его душевном покое.

Наивно было бы полагать, что народная педагоги­ка поможет современным родителям решить пробле­мы воспитания детей с учетом их тендерных особен­ностей. Всему свое время и место. Но мы должны при­знать, что в воспитании подрастающего поколения народ-воспитатель, народ-педагог всегда стоял на ос­новах равенства, демократизма и гуманизма.

До сих пор остаются актуальными слова: « Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу,

которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или за­имствованных у другого народа»*.

Осознание того, что утрата многих прогрессивных народных традиций привела

к духовному обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, за­ставляет современных ученых и исследователей ис­кать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов страны. В книге «Воспитание ребенка в русских тра­дициях» авторы пишут; «Многим из нас может пока­заться отжившей эта традиция отцовской авторитар­ности — мы не устаем твердить о "равноправии" муж­чины и женщины в семье.

Но давайте задумаемся, а всегда ли это хорошо? Сегодня некоторые психологи, отмечая факт ослабления отцовской власти в семье, придают ему значение подлинной социальной катас­трофы. И недаром: ведь "семьей мир стоит". Мужчи­на вносит в жизнь семьи активный созидающий сти­мул, самой своей природой он призван определять се­мейное бытие, жестко задавать рамки "должного" и "нужного". Отсутствие всего этого неминуемо приводит к тому, что формируется "общество без отцов", "общество без власти", в котором пассивная вседозво­ленность сочетается с социальной анархией»**.

Вместе с тем становится очевидным, что многое из опыта народной педагогики, к сожалению, остается за пределами знаний воспитателей и родителей, а пото­му не используется. Поэтому при взаимодействии вос­питателей и специалистов с родителями одной из ак­туальнейших задач является приобщение их к этому чистому, проверенному истоку, которым является народная педагогика. Этот материал можно поместить на стенде, напечатать в газете для родителей, исполь­зовать при проведении родительского собрания и т. п
* Осорина.М.В. Секретный мир детства в пространстве мира взрослых; изд.4-е-СПб.; Питер 2008 с.11-12.

**Соколова Л. Воспитание ребёнка в русских традициях. Айрис-пресс 2003 с.74-76

Но современные родители не могут жить только про­шлым, поэтому воспитатели в работе с ними должны быть в курсе современных тенденций.

В наши дни родительская семья по-прежнему ос­тается важнейшим институтом социализации до­школьников, ей принадлежит ведущая роль в

личностном развитии детей младшего дошкольного возраста, но, по мнению И.О. Кона, которое мы разделяем, уже «не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху».*

Сказы­вается как развитие системы общественного дошколь­ного воспитания, так и изменение структуры и функ­ций самой семьи (ослабление традиционной роли

отца, занятость женщин, сокращение количества де­тей в семье, преобладание нуклеарных семей и т. д.), а также нередкое желание родителей переложить от­ветственность за развитие личности собственного ре­бенка на плечи учреждений дошкольного воспитания.

Но роль семьи сохраняется. В семье ребенок ду­шой и телом отдыхает от образовательного учрежде­ния, где его личность тонет в массе других. Сердеч­ность семейных отношений, забота и ласка, внимание к индивидуальности каждого ребенка дают ту опору, которая на многие дальнейшие годы определит харак­терные особенности личности.

В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их тендерных особенностей выступают родители. Потенциал семьи в формировании личнос­ти девочек и мальчиков дошкольного возраста безгра­ничен. Именно родители, эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непо­средственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Они, как никто дру­гой, хорошо знают индивидуально типологические особенности раннего развития своего ребенка, основ­ные симптомы недомоганий, индивидуальные особен­ности ритма жизни, так как с момента его рождения находятся рядом.

Организация системной и научно обоснованной поддержки гендерной идентичности детей в семье, когда большинство родителей не имеет специального об­разования и знакомо с особенностями психического раз­вития детей только эмпирически, сложная и подчас не­достижимая задача. Успех ее решения зависит, преж­де всего, от собственной эрудиции родителей, их такта, целеустремленности и педагогической интуиции.

В результате специального изучения было уста­новлено, что в настоящее время значительная часть родителей (82 %) положительно относится к воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей, но при этом только единицы (5 % ) знают, как это делать. А как быть с остальными.

Очевидно, что взаимодействие дошкольного обра­зовательного учреждения с родителями надо начать с формирования доверительных отношений, а затем осуществлять его по основным линиям развития ре­бенка:

*Кон И.С. 1975 с.110



  • здоровье и физическое развитие;

  • социально-личностное;

  • познавательно-речевое развитие;

  • художественно-эстетическое.

Все эти направления взаимодействия с родите­лями подробно описаны во многих пособиях для до­школьных образовательных учреждений, поэтому не считаем необходимым подробно останавливаться на них.

Рассмотрим лишь те направления, которые име­ют прямое отношение к вопросам воспитания детей с учетом их гендерных особенностей.

Было установлено, что положительное влияние на родителей оказывает обсуждение с ними вопросов о роли матери и отца при воспитании ребенка в русских традициях; о роли матери и отца в крестьянской и дворянской русской семье; о значении «образа мате­ри» и «образа отца» в появлении у детей дошкольно­го возраста полоролевых стереотипов поведения.

Помощь родителям в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей оказывают и информаци­онные буклеты с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье и проведение обучающих семинаров и конкурсов для родителей по этой теме. В настоящее время учеными и практическими работниками разработано множество эффективных приемов влияния на родителей, которые могут ис­пользоваться по формированию у них гендерной ком­петентности. Сотрудникам дошкольных образовательных учреждений в первую очередь важно помнить, что у родителей воспитанни­ков тоже было детство, и воспоминания, связанные с ним, являются опорой при овладении новым педаго­гическим содержанием.

В заключение подчеркнем, что, несмотря на то, что мальчики и девочки во многом отличаются друг от друга, диапазон инди­видуальных различий намного превосхо­дит диапазон тендерных различий, которые в большей своей части обусловлены социо­культурными факторами, то есть влиянием социума и культурных традиций, в которых проживает и воспитывается ребенок.


    1. Игра и культура. Культура игры


Игра есть своего рода культурный акт творчества, сотворенный по своим законам. В лю­бом исследовании игры, в каждом научном подходе к игровому взаи­модействию безоговорочно и повсеместно принималась (и принима­ется) за отправную точку мысль о том, что игра занимает важное место в жизни, выполняя целый ряд функций. Эти функции самые разнооб­разные: коммуникативная, релаксационная, социализирующая, педаго­гическая, компенсаторная, гедонистическая и т. д. Интерес к игре как особому виду деятельности абсолютно оправдан, так как она обеспе­чивает высокую эффективность в любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности. В отечественной психолого-педагогической науке для игры не стро­илось цельных всеобъемлющих теорий и концепций. Чаще она рас­сматривалась применительно к детскому возрасту или какому-нибудь процессу, например учебе, воспитанию, труду.

По мнению психологов, нужно, прежде всего, иметь ввиду, что между игрой и работой нет принципиальной разницы. «Хорошая игра» похожа на «хорошую работу», и наоборот. Сходство игры и труда заключается в том, что: во-первых, в каждой «хорошей игре», как и в «хорошей рабо­те», есть, прежде всего, усилие: физическое, эмоциональное, ин­теллектуальное или духовное; во-вторых, «хорошая игра», точно так же как и «хорошая ра­бота», доставляет радость. Это может быть и радость творчества,и радость победы, и радость эстетическая — радость качества;в-третьих, в «хорошей игре», как в «хорошей работе», есть та­кая же большая ответственность.

Одним из первых отечественных психологов попытался выяснит происхождение игры Даниил Борисович Эльконин. Он рассматривал через призму истории, как изменялось положение ребёнка в обществе, и на каком уровне развития человеческого сообщества возникла игра. Он говорил; « Что на первом этапе эволюции, когда основным спо­собом добычи пищи было собирательство, игры еще не было. Дети очень рано включались в жизнь взрослых, на практике усваивая спо­собы добычи пищи с помощью примитивных орудий.

Далее, с появлением возрастного и полового разделения труда, в силу потребности в специальной подготовке будущего охотника, скотовода, землевладель­ца, возникают игры-упражнения. И только гораздо позднее, по мере усложнения орудий труда и социальной структуры общества, появля­ется ролевая игра, представляющая собой реконструкцию социальных отношений с целью подготовки к будущей жизни взрослого субъекта общества»*. Игровое поведение и игровое взаимодействие позволяет сформиро­вать механизмы сотрудничества с партнером и соревнования с сопер­ником, используется для снятия психологических стрессов, для отдыха и разрядки, для обучения и воспитания.
* Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.стр 44-45

Игра присутствует на всех этапах развития личности. Младенец за­нят предметно-манипулятивной игрой: изучением различных предме­тов. Ее особенностью является повторение движений и действий, сво­его рода тренировка и развитие определенных поведенческих умений. Пик игры приходится на дошкольное детство, когда формируются все человеческие способности: прямохождение, речь, воображение, само­сознание и прочее.

В своих исследованиях известный психолог Вале­рия Сергеевна Мухина пришла к выводу; «Что шестилетний возраст — период расцвета игровой деятельности ребенка. Именно в этом возра­сте ребенок становится способным символически моделировать те со­циальные отношения между людьми, к которым он был так или иначе причастен. Собственно, благодаря игровым замещениям предметов и взятым на себя игровым ролям дошкольник осваивает произволь­ные формы поведения.В течение дошкольного детства в игре развивается эмоциональная, волевая и интеллектуальная сферы личности ребенка.»* В результате такой деятельности формируются прообразы будущих видов культур­ной деятельности: подвижные и соревновательные игры найдут свое отражение
в спорте ;ролевая и режиссерская игра — в художественно-эстетической
деятельности и т. д.

.

* Мухина В.С. Феноменология развития бытия личности.Избранные психологические труды. М.,1999.- С.40-41

1   2   3   4   5   6   7