Главная страница

Методические рекомендации для родителей и педагогов Выводы Заключение



НазваниеМетодические рекомендации для родителей и педагогов Выводы Заключение
страница4/7
Дата17.08.2016
Размер1.55 Mb.
ТипМетодические рекомендации
1   2   3   4   5   6   7

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Высокий уровень

1.Игровые замыслы у ребенка возникают самостоя­тельно, они достаточно разнообразны. В игре отображает знакомые и малознакомые события, комбинируя их меж­ду собой.

2.Самостоятельно ставит игровые задачи.

3.Предметные способы их решения хорошо сформи­рованы. Игровые действия с игрушками разнообразны, по степени обобщенности могут быть развернутыми и обобщенными. Знакомые и новые предметы-заместители
самостоятельно использует в разных значениях. По мере необходимости включает в игру воображаемые предметы.

4. У ребенка частично сформированы ролевые спосо­бы решения игровых задач. Ролевые действия разно­образные и достаточно выразительные, сопровождаются ролевыми высказываниями. Ролевые высказывания могут быть обращены к игрушке-партнеру, к воображае­мому собеседнику, ко взрослому, к сверстникам. Иног­да появляется ролевая беседа, если взрослый поддер­живает ее. Инициатива в возникновении ролевой беседы может исходить и от ребенка. Она еще малосодержа­тельна.

5. Ребенок охотно вступает во взаимодействие со взрослыми, сверстниками, с удовольствием ставит им иг­ровые задачи. Сам не всегда принимает игровые задачи, поставленные сверстниками, так как еще не умеет так­тично от них отказываться. Взаимодействие может быть кратковременным и длительным.

Средний уровень

1.Замысел возникает по инициативе ребенка.

2.Самостоятельно ставит разнообразные задачи.

3.Содержание игры и предметные способы решения игровых задач развиты почти так же, как у детей с высо­ким уровнем развития игры.

4.Ролевые способы менее сформированы. Ролевые действия разнообразны, но не выразительны; сопровож­даются ролевыми высказываниями. Ролевая беседа не возникает.

5.Ребенок вступает в кратковременное взаимодейст­вие со взрослым и со сверстниками.

Низкий уровень

1.Замысел игры возникает по инициативе ребенка.
В игре он комбинирует знакомые и малознакомые собы­тия.

2.Самостоятельно ставит разнообразные взаимосвя­занные игровые задачи.

3.Хорошо сформированы предметные способы реше­ния игровых задач.

4.Принимает роль, обозначает ее словом, но ролевые способы еще плохо сформированы. Ролевые действия од­нообразны, не выразительны, иногда сопровождаются ролевыми высказываниями, которые возникают по ини­циативе как взрослого, так и ребенка.

5.Игра преимущественно индивидуальная, но ребенок с удовольствием вступает во взаимодействие со взрослым, обычно это происходит по инициативе взрослого.
РАЗВИТАЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА
Высокий уровень

1.У ребенка возникают разнообразные игровые за­мыслы. Он при их реализации комбинирует знакомые и малознакомые события. С особым интересом ребенок отображает в играх взаимодействие и общение людей. Все
игровые эпизоды взаимосвязаны по смыслу.

2.Игровые задачи ребенок всегда ставит самостоя­тельно.

3.Хорошо сформированы предметные способы реше­ния игровых задач, он легко их варьирует в зависимости от возникшей ситуации.

4.Хорошо сформированы ролевые способы решения игровых задач. При выполнении роли использует разно­образные ролевые действия, передает настроение, харак­тер человека, т. е. ролевые действия эмоционально-выра­зительные. Легко, чаще по собственной инициативе, вступает в интересную, длительную ролевую беседу со взрослыми и сверстниками.

5.Вступая во взаимодействие, ребенок ставит и при­нимает игровые задачи, а от некоторых умеет тактично отказываться. Наиболее характерно длительное взаи­модействие, хотя по ходу игры ребенок может вступать и в кратковременное взаимодействие.

Средний уровень

Игра отличается от высокого уровня тем, что у ребенка менее сформированы навыки ролевой беседы. Чаще всего он вступает в кратковременное взаимодействие.

Низкого уровня развитой сюжетно-ролевой игры, по нашему мнению, не существует.


Таблица 3

Старший дошкольный возраст 6-7 лет.


Катя

Майя

Даша

Настя

Влада

Даня

Саша

Валера

Антон

Вася

в

в

в

с

н

с

с

в

с

с

в

в

в

в

н

с

с

в

в

с

в

в

в

в

с

с

с

в

в

с

в

в

в

в

н

с

с

в

с

с

в

в

в

в

с

с

с

в

в

с

в

в

в

в

с

с

с

с

в

с

в

в

в

в

с

с

с

в

в

с

в

в

с

в

н

с

с

с

с

с

в

в

в

с

с

с

с

в

с

с

в

в

в

в

с

с

с

в

в

с

в

в

в

в

с

с

с

в

в

с

в

в

в

в

с

в

с

с

в

с


В старшем дошкольном возрасте:

Средний уровень - 4 детей и высокий уровень -6 детей- это свидетельствует о том что игровая деятельность практически сформирована в полном обьёме на данный отрезок времени. Игровые замыслы возникают у детей самостоятельно, в своей игре отображают события из жизни людей, самостоятельно ставят игровые задачи, легко вступают в интересную и длительную ролевую беседу со взрослыми и сверстниками.

Таблица 3а

Младший дошкольный возраст 4-5 лет.


Тима

Ваня

Дастан

Олег

Максим

Полина

Алина

Юля

Анжела

Диана

н

с

с

н

с

в

с

с

в

в

с

с

с

н

с

в

с

н

в

в

н

с

с

н

в

с

с

с

в

в

с

с

с

н

в

в

с

с

в

в

с

н

с

н

в

в

с

с

в

в

н

с

с

н

в

в

с

с

в

в

с

с

с

н

с

с

с

н

в

в

с

с

с

н

с

в

н

с

в

в

с

с

с

с

в

в

с

с

в

в

с

с

с

н

в

с

н

с

с

в

с

с

с

н

с

в

с

с

в

с

с

с

с

н

в

в

с

с

в

в


Как видно из данной таблицы

Низкий уровень развития показал 1 ребёнок, средний уровень - 5 детей и высокий уровень - 4 ребёнка- это свидетельствует о том что сюжетная-ролевая игра имеет начальный этап своего развития. игровые действия с игрушками ещё не всегда разнообразны . Новые предметы заместители самостоятельно используются в разных значениях. Игровые замыслы могут возникать по инициативе ребёнка. Дети вступают в кратковременное взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

На основе данной таблицы была составлена гистограмма 3


Как видно из данной гистограммы низкий уровень в младшем дошкольном возрасте показал всего 1 ребёнок,(Олег) что составляет 10% от всех диагностируемых детей. Это скорее всего связанно с тем ,что ребёнок до пяти лет не посещал дошкольное учереждение, его навыки игры в коллективе ещё не до конца развиты. Игровые действия с игрушками однообразны, предметы –заместители в своей игре не использует. Игра ребёнка ещё пока носит индивидуальный характер. К среднему уровню было отнесено 40%. Эти дети самостоятельно ставят разнообразные игровые задачи , хотя в игре ролевая беседа ещё возникает не у всех, дети могут вступать в кратковременное взаимодействие со взрослыми и между собой. Высокий уровень показало 50% детей. У этих детей игровые действия с игрушками разнообразны ,у детей частично сформированы ролевые способы решения игровых задач. В старшем дошкольном возрасте низкий уровень отсутствует . Средний уровень показало 40% детей. Это связано с тем что у детей ещё не до конца сформированы навыки ролевой беседы. Высокий уровень показало 60%, у этих детей практически полностью сформирована сюжетно-ролевая игра.

Таблица 4
Результаты методики «Звёздный мальчик».

Старший дошкольный возраст.



Имя ребёнка

Катя

Майя

Даша

Настя

Влада

Даня

Антон

Валера

Вася

Саша

Продуктивность


в

в

в

с

с

с

с

с

н

н

Оригинальность


с

с

в

в

н

с

н

с

н

н

Чуствительность к противоречиям

в

с

в

с

н

с

н

н

н

н

Степень следования инструкции

в

в

в

с

с

с

с

с

н

н

Качество рассказа

с.

с

в

с

н

с

с

н

с

н

Подробность


с

с

в

с

н

н

н

н

н

н

Наличие сказочно-фантастических образов

с

с

в

н

с

н

с

н

н

н

Сумма баллов по рассказу и рисунку.

8

8

10

5

5

5

4

3

3

4


Как видно из данной таблиц, только один ребёнок справился с заданием полностью. У двоих детей данное задание вызвало большие трудности в выполнении задания. Дети не смогли рассказать свой рассказ, степень следования инструкции не соблюдалась .У одного ребёнка хотя и было наличие сказочно –фантастических образов, рисунок был оригинальным и продуктивным , качество рассказа оказалось на очень низком уровне .

Таблица 4а
Младший дошкольный возраст.


Имя ребёнка

Тима

Ваня

Дастан

Олег

Максим

Полина

Диана

Анжела

Юля

Алина

Продуктивность


н

с

н

н

с

с

с

в

с

с

Оригинальность


н

с

н

н

с

с

в

в

н

н

Чуствительность к противоречиям

н

с

н

н

с

с

с

с

н

н

Степень следования инструкции

с

с

с

н

с

в

в

в

с

с

Качество рассказа


н

с

н

н

с

с

в

в

н

н

Подробность


с

с

н

н

с

в

с

в

н

н

Наличие сказочно-фантастических образов

н

с

н

н

н

н

с

с

н

н

Сумма баллов по рассказуи рисунку


3

4

2

1

4

7

8

8

2

3

Условные обозначения. н-низкий; с-средний; в-высокий.
Уровни : Низкий.-- 1-5 баллов.

Средний--- 6-7 баллов.

Высокий---8-10 баллов.

Как видно из данной таблицы только у 3 детей детей младшего дошкольного возраста присутствует наличие сказочно-фантастических образов, качество рассказа тоже на низком уровне. Оригинальность рисунка оставляет желать лучшего.

Продуктивность работы –низкая.


Шкала оценок.
1.Ребёнок не принимает задание или не справляется с задание , даже с помощью взрослого - 1 балл.
2.Ребёнок справляется с заданием (есть рисунок ,но не может его «описать)2 - 3 балла.
3.Ребёнок справился с заданием , но рассказ и знания ребёнка абсолютно бессмысленны, они абстрактны и не становятся базой для умственного развития -4- 5 баллов.
4. Ребёнок справился с заданием, но он не в состоянии фантазировать -6-7 баллов.
5. Ребёнок легко и уверенно составляет рассказ, включает туда и сюжет, учитывает условия инструкции -8-10 баллов.

Данные по методике «Звёздный мальчик»
Гистограмма 4


Как видно из данной гистограммы дети старшего дошкольного возраста (6-7лет) более точно справились с поставленной перед ними задачей,30 % детей показали высокий уровень , это говорит о том что эти дети могут уверенно составить рассказ, включая туда и сюжет, наполненные связанными действиями персонажей, учитывают условия инструкции . Хотя рисунки детей были не всегда наполнены героями и событиями, дети развивали сюжетную линию рассказа по опоре на рисунок. Средний уровень показало 30% детей , эти дети хотя и справились с заданием , но они не в состоянии фантазировать . Низкий уровень показало 40% детей. Они смогли создать рисунок , но не смогли ни чего рассказать по нему , или их знания были бессмысленны, абстрактны и не становятся базой для умственного развития. Некоторые дети получившие высокую оценку уровня развития по мнению воспитателей , как ни странно примкнули к низкому уровню развития( Настя и Антон). Их сюжеты бедные и схематичные. Если сравнивать все проведённые методики Настя показывала высокие результаты.

У детей 4-5лет высокий уровень показало- 20 % .Только двое детей смогли точно следовать инструкции составить рассказ , развить сюжет . Средний уровень -10% и низкий уровень -70% .Рассказы этих детей практически не соответствовали заданию, знания детей не становятся базой для умственного развития . 4 детей вообще не смогли ни чего рассказать. Это связанно возможно с тем ,что эти дети воспитываются в условиях постоянных тотальных занятий, или их знания не усваиваются и висят «мёртвым грузом», хотя ребёнок понимает , что этот « груз» приятен для мамы или папы, а значит его нужно воспроизводить.
1   2   3   4   5   6   7