|
НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ Высокий уровень
1.Игровые замыслы у ребенка возникают самостоятельно, они достаточно разнообразны. В игре отображает знакомые и малознакомые события, комбинируя их между собой.
2.Самостоятельно ставит игровые задачи.
3.Предметные способы их решения хорошо сформированы. Игровые действия с игрушками разнообразны, по степени обобщенности могут быть развернутыми и обобщенными. Знакомые и новые предметы-заместители самостоятельно использует в разных значениях. По мере необходимости включает в игру воображаемые предметы.
4. У ребенка частично сформированы ролевые способы решения игровых задач. Ролевые действия разнообразные и достаточно выразительные, сопровождаются ролевыми высказываниями. Ролевые высказывания могут быть обращены к игрушке-партнеру, к воображаемому собеседнику, ко взрослому, к сверстникам. Иногда появляется ролевая беседа, если взрослый поддерживает ее. Инициатива в возникновении ролевой беседы может исходить и от ребенка. Она еще малосодержательна.
5. Ребенок охотно вступает во взаимодействие со взрослыми, сверстниками, с удовольствием ставит им игровые задачи. Сам не всегда принимает игровые задачи, поставленные сверстниками, так как еще не умеет тактично от них отказываться. Взаимодействие может быть кратковременным и длительным.
Средний уровень
1.Замысел возникает по инициативе ребенка.
2.Самостоятельно ставит разнообразные задачи.
3.Содержание игры и предметные способы решения игровых задач развиты почти так же, как у детей с высоким уровнем развития игры.
4.Ролевые способы менее сформированы. Ролевые действия разнообразны, но не выразительны; сопровождаются ролевыми высказываниями. Ролевая беседа не возникает.
5.Ребенок вступает в кратковременное взаимодействие со взрослым и со сверстниками.
Низкий уровень
1.Замысел игры возникает по инициативе ребенка. В игре он комбинирует знакомые и малознакомые события.
2.Самостоятельно ставит разнообразные взаимосвязанные игровые задачи.
3.Хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач.
4.Принимает роль, обозначает ее словом, но ролевые способы еще плохо сформированы. Ролевые действия однообразны, не выразительны, иногда сопровождаются ролевыми высказываниями, которые возникают по инициативе как взрослого, так и ребенка.
5.Игра преимущественно индивидуальная, но ребенок с удовольствием вступает во взаимодействие со взрослым, обычно это происходит по инициативе взрослого. РАЗВИТАЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА Высокий уровень
1.У ребенка возникают разнообразные игровые замыслы. Он при их реализации комбинирует знакомые и малознакомые события. С особым интересом ребенок отображает в играх взаимодействие и общение людей. Все игровые эпизоды взаимосвязаны по смыслу.
2.Игровые задачи ребенок всегда ставит самостоятельно.
3.Хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач, он легко их варьирует в зависимости от возникшей ситуации.
4.Хорошо сформированы ролевые способы решения игровых задач. При выполнении роли использует разнообразные ролевые действия, передает настроение, характер человека, т. е. ролевые действия эмоционально-выразительные. Легко, чаще по собственной инициативе, вступает в интересную, длительную ролевую беседу со взрослыми и сверстниками.
5.Вступая во взаимодействие, ребенок ставит и принимает игровые задачи, а от некоторых умеет тактично отказываться. Наиболее характерно длительное взаимодействие, хотя по ходу игры ребенок может вступать и в кратковременное взаимодействие.
Средний уровень
Игра отличается от высокого уровня тем, что у ребенка менее сформированы навыки ролевой беседы. Чаще всего он вступает в кратковременное взаимодействие.
Низкого уровня развитой сюжетно-ролевой игры, по нашему мнению, не существует.
Таблица 3
Старший дошкольный возраст 6-7 лет.
Катя
| Майя
| Даша
| Настя
| Влада
| Даня
| Саша
| Валера
| Антон
| Вася
| в
| в
| в
| с
| н
| с
| с
| в
| с
| с
| в
| в
| в
| в
| н
| с
| с
| в
| в
| с
| в
| в
| в
| в
| с
| с
| с
| в
| в
| с
| в
| в
| в
| в
| н
| с
| с
| в
| с
| с
| в
| в
| в
| в
| с
| с
| с
| в
| в
| с
| в
| в
| в
| в
| с
| с
| с
| с
| в
| с
| в
| в
| в
| в
| с
| с
| с
| в
| в
| с
| в
| в
| с
| в
| н
| с
| с
| с
| с
| с
| в
| в
| в
| с
| с
| с
| с
| в
| с
| с
| в
| в
| в
| в
| с
| с
| с
| в
| в
| с
| в
| в
| в
| в
| с
| с
| с
| в
| в
| с
| в
| в
| в
| в
| с
| в
| с
| с
| в
| с
|
В старшем дошкольном возрасте:
Средний уровень - 4 детей и высокий уровень -6 детей- это свидетельствует о том что игровая деятельность практически сформирована в полном обьёме на данный отрезок времени. Игровые замыслы возникают у детей самостоятельно, в своей игре отображают события из жизни людей, самостоятельно ставят игровые задачи, легко вступают в интересную и длительную ролевую беседу со взрослыми и сверстниками.
Таблица 3а
Младший дошкольный возраст 4-5 лет.
Тима
| Ваня
| Дастан
| Олег
| Максим
| Полина
| Алина
| Юля
| Анжела
| Диана
| н
| с
| с
| н
| с
| в
| с
| с
| в
| в
| с
| с
| с
| н
| с
| в
| с
| н
| в
| в
| н
| с
| с
| н
| в
| с
| с
| с
| в
| в
| с
| с
| с
| н
| в
| в
| с
| с
| в
| в
| с
| н
| с
| н
| в
| в
| с
| с
| в
| в
| н
| с
| с
| н
| в
| в
| с
| с
| в
| в
| с
| с
| с
| н
| с
| с
| с
| н
| в
| в
| с
| с
| с
| н
| с
| в
| н
| с
| в
| в
| с
| с
| с
| с
| в
| в
| с
| с
| в
| в
| с
| с
| с
| н
| в
| с
| н
| с
| с
| в
| с
| с
| с
| н
| с
| в
| с
| с
| в
| с
| с
| с
| с
| н
| в
| в
| с
| с
| в
| в
|
Как видно из данной таблицы
Низкий уровень развития показал 1 ребёнок, средний уровень - 5 детей и высокий уровень - 4 ребёнка- это свидетельствует о том что сюжетная-ролевая игра имеет начальный этап своего развития. игровые действия с игрушками ещё не всегда разнообразны . Новые предметы заместители самостоятельно используются в разных значениях. Игровые замыслы могут возникать по инициативе ребёнка. Дети вступают в кратковременное взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
На основе данной таблицы была составлена гистограмма 3
Как видно из данной гистограммы низкий уровень в младшем дошкольном возрасте показал всего 1 ребёнок,(Олег) что составляет 10% от всех диагностируемых детей. Это скорее всего связанно с тем ,что ребёнок до пяти лет не посещал дошкольное учереждение, его навыки игры в коллективе ещё не до конца развиты. Игровые действия с игрушками однообразны, предметы –заместители в своей игре не использует. Игра ребёнка ещё пока носит индивидуальный характер. К среднему уровню было отнесено 40%. Эти дети самостоятельно ставят разнообразные игровые задачи , хотя в игре ролевая беседа ещё возникает не у всех, дети могут вступать в кратковременное взаимодействие со взрослыми и между собой. Высокий уровень показало 50% детей. У этих детей игровые действия с игрушками разнообразны ,у детей частично сформированы ролевые способы решения игровых задач. В старшем дошкольном возрасте низкий уровень отсутствует . Средний уровень показало 40% детей. Это связано с тем что у детей ещё не до конца сформированы навыки ролевой беседы. Высокий уровень показало 60%, у этих детей практически полностью сформирована сюжетно-ролевая игра.
Таблица 4 Результаты методики «Звёздный мальчик».
Старший дошкольный возраст.
Имя ребёнка
| Катя
| Майя
| Даша
| Настя
| Влада
| Даня
| Антон
| Валера
| Вася
| Саша
| Продуктивность
| в
| в
| в
| с
| с
| с
| с
| с
| н
| н
| Оригинальность
| с
| с
| в
| в
| н
| с
| н
| с
| н
| н
| Чуствительность к противоречиям
| в
| с
| в
| с
| н
| с
| н
| н
| н
| н
| Степень следования инструкции
| в
| в
| в
| с
| с
| с
| с
| с
| н
| н
| Качество рассказа
| с.
| с
| в
| с
| н
| с
| с
| н
| с
| н
| Подробность
| с
| с
| в
| с
| н
| н
| н
| н
| н
| н
| Наличие сказочно-фантастических образов
| с
| с
| в
| н
| с
| н
| с
| н
| н
| н
| Сумма баллов по рассказу и рисунку.
| 8
| 8
| 10
| 5
| 5
| 5
| 4
| 3
| 3
| 4
|
Как видно из данной таблиц, только один ребёнок справился с заданием полностью. У двоих детей данное задание вызвало большие трудности в выполнении задания. Дети не смогли рассказать свой рассказ, степень следования инструкции не соблюдалась .У одного ребёнка хотя и было наличие сказочно –фантастических образов, рисунок был оригинальным и продуктивным , качество рассказа оказалось на очень низком уровне .
Таблица 4а Младший дошкольный возраст.
Имя ребёнка
| Тима
| Ваня
| Дастан
| Олег
| Максим
| Полина
| Диана
| Анжела
| Юля
| Алина
| Продуктивность
| н
| с
| н
| н
| с
| с
| с
| в
| с
| с
| Оригинальность
| н
| с
| н
| н
| с
| с
| в
| в
| н
| н
| Чуствительность к противоречиям
| н
| с
| н
| н
| с
| с
| с
| с
| н
| н
| Степень следования инструкции
| с
| с
| с
| н
| с
| в
| в
| в
| с
| с
| Качество рассказа
| н
| с
| н
| н
| с
| с
| в
| в
| н
| н
| Подробность
| с
| с
| н
| н
| с
| в
| с
| в
| н
| н
| Наличие сказочно-фантастических образов
| н
| с
| н
| н
| н
| н
| с
| с
| н
| н
| Сумма баллов по рассказуи рисунку
| 3
| 4
| 2
| 1
| 4
| 7
| 8
| 8
| 2
| 3
| Условные обозначения. н-низкий; с-средний; в-высокий. Уровни : Низкий.-- 1-5 баллов.
Средний--- 6-7 баллов.
Высокий---8-10 баллов.
Как видно из данной таблицы только у 3 детей детей младшего дошкольного возраста присутствует наличие сказочно-фантастических образов, качество рассказа тоже на низком уровне. Оригинальность рисунка оставляет желать лучшего.
Продуктивность работы –низкая.
Шкала оценок. 1.Ребёнок не принимает задание или не справляется с задание , даже с помощью взрослого - 1 балл. 2.Ребёнок справляется с заданием (есть рисунок ,но не может его «описать)2 - 3 балла. 3.Ребёнок справился с заданием , но рассказ и знания ребёнка абсолютно бессмысленны, они абстрактны и не становятся базой для умственного развития -4- 5 баллов. 4. Ребёнок справился с заданием, но он не в состоянии фантазировать -6-7 баллов. 5. Ребёнок легко и уверенно составляет рассказ, включает туда и сюжет, учитывает условия инструкции -8-10 баллов.
Данные по методике «Звёздный мальчик» Гистограмма 4
Как видно из данной гистограммы дети старшего дошкольного возраста (6-7лет) более точно справились с поставленной перед ними задачей,30 % детей показали высокий уровень , это говорит о том что эти дети могут уверенно составить рассказ, включая туда и сюжет, наполненные связанными действиями персонажей, учитывают условия инструкции . Хотя рисунки детей были не всегда наполнены героями и событиями, дети развивали сюжетную линию рассказа по опоре на рисунок. Средний уровень показало 30% детей , эти дети хотя и справились с заданием , но они не в состоянии фантазировать . Низкий уровень показало 40% детей. Они смогли создать рисунок , но не смогли ни чего рассказать по нему , или их знания были бессмысленны, абстрактны и не становятся базой для умственного развития. Некоторые дети получившие высокую оценку уровня развития по мнению воспитателей , как ни странно примкнули к низкому уровню развития( Настя и Антон). Их сюжеты бедные и схематичные. Если сравнивать все проведённые методики Настя показывала высокие результаты.
У детей 4-5лет высокий уровень показало- 20 % .Только двое детей смогли точно следовать инструкции составить рассказ , развить сюжет . Средний уровень -10% и низкий уровень -70% .Рассказы этих детей практически не соответствовали заданию, знания детей не становятся базой для умственного развития . 4 детей вообще не смогли ни чего рассказать. Это связанно возможно с тем ,что эти дети воспитываются в условиях постоянных тотальных занятий, или их знания не усваиваются и висят «мёртвым грузом», хотя ребёнок понимает , что этот « груз» приятен для мамы или папы, а значит его нужно воспроизводить.
|
|
|