Главная страница

Методические рекомендации для родителей и педагогов Выводы Заключение



НазваниеМетодические рекомендации для родителей и педагогов Выводы Заключение
страница7/7
Дата17.08.2016
Размер1.55 Mb.
ТипМетодические рекомендации
1   2   3   4   5   6   7

Приложение 2.
Старший дошкольный возраст.


Имя ребенка

С кем чаще всего играет: с мальчиками или девочками

Какие игры и игрушки предпочитает

Какие роли берет на себя в играх

Характер игровых действий с разными предметами и игрушками

Адекватность/

Неадекватность полоролевого поведения

Катя

девочками

Куклы,

Лото, настольные, театр

Главные по «женскому типу»

разноообразный

адекватность


Майя


девочками

Куклы, настольные. Набор парикмахера,театр

Главные по «женскому типу»

разноообразный

адекватность

Даша


мальчиками и девочками

Лото, посуду , куклы ,набор парикмахера

Главные по «женскому типу»

разноообразный

адекватность

Настя


Девочками

Куклы .лото, домино,театр

по «женскому типу»

разноообразный

адекватность

Влада


девочками

Мягкие игрушки из дома, мелкие куклы

Второстепенные

Играет в основном одна

однообразный

адекватность

Даня


мальчиками

Машины,конструк

тор,роботы,настольно-печатные

Главные «по мужскому типу»

разноообразный

адекватность

Антон


С мальчиками

Машины,конструк

тор,роботы,настольные-печатные

Главные «по мужскому типу»

разноообразный

адекватность

Валера


мальчиками

Машины, пазлы,

Конструктор,лото

Главные и второстепенные «по мужскому типу»

разноообразный

адекватность

Вася


мальчиками

Машины, пазлы,

Конструктор,лото

второстепенные «по мужскому типу »

разноообразный

адекватность

Саша


мальчиками

Зоопарк, конструктор,настоно-печатные,роботы

второстепенные «по мужскому типу

однообразный

адекватность



Имя ребенка

С кем чаще всего играет: с мальчиками или девочками

Какие игры и игрушки предпочитает

Какие роли берет на себя в играх

Характер игровых действий с разными предметами и игрушками

Адекватность/

Неадекватность полоролевого поведения

Тима

Девочками мальчками


Машины,лото конструктор


Второстепенные по «мужскому типу»

однообразный

адекватность


Ваня


Девочками имальчкам

Настольно –печатные

Второстепенные по «мужскому типу»

однообразный

адекватность

Олег


мальчиками и девочками

Что взяли дети, то он берёт

Второстепенные

Играет в основном один

однообразный

адекватность

Максим


Девочками и мальчиками

Лего-машины ,поезда, машины. Настольные(хоккей)

И главные и второстепенные

По «мужскому типу»

разноообразные

адекватность

Дастан

С мальчиками

Настольные(Хоккей,

Футбол),машины

Главные и второстепенные по «мужскому типу»

разнообразный

адекватность

Полина


Девочками мальчикам

Куклы, набор посуды, набор парикмахера, куклы из театр.уголка

Главные и второстепенные «по женскому типу»

разноообразные

адекватность

Алина


С девочками и мальчиками

куклы

второстепенные«по женскому типу»

однообразные

адекватность

Анжела


девочками

Куклы, набор посуды, набор парикмахера, куклы из театр.уголка

Главные «по женскомутипу»

разноообразные

адекватность

Диана


Мальчиками и девочками

Куклы, набор посуды, набор парикмахера, куклы из театр.уголка, набор животных

Второстепенные

И главные «по женскому типу »

разноообразные

адекватность

Юля


девочками

Куклы, набор посуды

Второстипенные по»женскомутипу»

однообразные

адекватность



Приложение 3.

Старший возраст.


Показатели развития игры

Уровень развития игры

Низкий

Средний

Высокий

Содержание игры

1. Замысел игры появляется:

А) с помощью взрослого;

Б) самостоятельно.

Влада .

Настя,Вася, Даня,Антон.

Катя, Майя,

Даша,Валера

2. Разнообразие замыслов

Влада

Саша,Антон,

Валера,Даня

Катя, Даша,

Майя, Настя,

Вася

3. Постановка игровых задач осуществляется:

А) взрослым;

Б) с помощью взрослого;

В) самостоятельно.





Вася,Саша,Влада.

Валера,Даня

Катя,Даша,Майя

,Настя,Антон.

Способы решения игровых задач

4. Разнообразие игровых действий с игрушками

Влада

Даня,Саша,Настя,

Вася

Даша ,Катя , Майя, Антон, Валера

5. Игровые действия с предметами - заместителями:

А) с помощью взрослого;

Б) самостоятельно






Вася, Влада, Саша.

Даня, Антон


Даша, Настя, Катя, Майя, Валера.


6. Игровые действия с воображаемыми предметами:

А) с помощью взрослого;

Б) самостоятельно





Вася , Влада,Саша,Антон,

Даня.


Майя, Катя, Настя, Даша .Валера.

7. Принятие роли




Влада, Вася, Даня,

Саша

Даша, Настя,

Майя, Катя,

Валера, Антон.

8. Разнообразие ролевых действий

Влада

Валера , Саша,Вася,

Даня,Даша,Антон.

Майя,Катя,

Настя.

9. Выразительность ролевых действий




Влада,Саша, Антон,Даня,Настя,

Вася.

Майя, Даша, Валера,Катя.

10.Наличие ролевых высказываний.



Влада,Саша,

Настя,Даня,Вася.

Даша . Валера,

Майя,Катя, Антон.

11. Наличие ролевой беседы:

А) со взрослым;

Б) со сверстником.





Вася,Влада,Саша,

Даня.

Катя,Настя,Антон,

Даша,Майя,Валера.

Взаимодействие детей в игре:

12. Вступает во взаимодействие:

А) со взрослым;

Б) со сверстником.




Вася,Влада,Саша.


Катя,Настя,Антон,

Даша,Майя,Валера.



Младший дошкольный возраст


Показатели развития игры

Уровень развития игры

Низкий

Средний

Высокий

Содержание игры

1. Замысел игры появляется:

А) с помощью взрослого;

Б) самостоятельно.

Тима, Олег.

Дастан,Юля, Максим, Алина,Ваня.

Диана , Анжела, Полина.

2. Разнообразие замыслов

Олег, Юля

Дастан, Максим, Алина,Ваня.

Диана , Анжела, Полина

3. Постановка игровых задач осуществляется:

А) взрослым;

Б) с помощью взрослого;

В) самостоятельно.



Тима, Олег


Дастан, Максим, Алина,Ваня, Полина



Диана , Анжела, Максим

.

Способы решения игровых задач

4. Разнообразие игровых действий с игрушками

Ваня, Олег.

Дастан, Тима, Алина,Ваня, Юля.


Диана , Анжела, Максим, Полина.


5. Игровые действия с предметами - заместителями:

А) с помощью взрослого;

Б) самостоятельно

Ваня, Тима,Олег.

Дастан, Алина, Юля


Диана , Анжела, Максим, Полина.


6. Игровые действия с воображаемыми предметами:

А) с помощью взрослого;

Б) самостоятельно

Тима, Олег



Дастан, Алина, Юля,Ваня




Максим

Диана , Анжела, Полина.


7. Принятие роли

Олег , Юля

Дастан, Тима, Алина,Ваня,Полина,

Максим.

Диана.Анжела.

8. Разнообразие ролевых действий

Олег, Алина.

Дастан, Тима, Юля,Ваня,Полина,

Максим.

Диана.Анжела.

Полина.

9. Выразительность ролевых действий

Олег, Алина.

Дастан, Тима, Юля,Ваня,Полина.

. Диана.Анжела.

Полина,Максим

10.Наличие ролевых высказываний.

Олег, Алина.



Дастан, Тима, Юля,Ваня,Полина

Анжела.

Максим , Диана.

11. Наличие ролевой беседы:

А) со взрослым;

Б) со сверстником.


Олег


Дастан, Тима, Юля,Ваня,

Диана,Алина



Полина, Максим ,Анжела.

Взаимодействие детей в игре:

12. Вступает во взаимодействие:

А) со взрослым;

Б) со сверстником.



Олег

Дастан, Тима, Юля, Ваня.Алина.


Полина, Диана Максим,Анжела.



Характеристика уровней развития игры детей.
Известно, что игра развивается постепенно, сначала формируется сюжетно-отобразительная, потом - начальный этап сюжетно-ролевой и затем - развитая сюжетно-ролевая игра.

На каждом этапе у детей может быть разный уровень развития игры: высокий, средний, низкий. Охарактеризуем уровни развития игры.
НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Высокий уровень

  1. Игровые замыслы у ребенка возникают самостоя­тельно, они достаточно разнообразны. В игре отображает знакомые и малознакомые события, комбинируя их меж­ду собой.

  2. Самостоятельно ставит игровые задачи.

  3. Предметные способы их решения хорошо сформи­рованы. Игровые действия с игрушками разнообразны, по степени обобщенности могут быть развернутыми и обобщенными. Знакомые и новые предметы-заместители
    самостоятельно использует в разных значениях. По мере необходимости включает в игру воображаемые предметы.

4. У ребенка частично сформированы ролевые спосо­бы решения игровых задач. Ролевые действия разно­образные и достаточно выразительные, сопровождаются ролевыми высказываниями. Ролевые высказывания могут быть обращены к игрушке-партнеру, к воображае­мому собеседнику, ко взрослому, к сверстникам. Иног­да появляется ролевая беседа, если взрослый поддер­живает ее. Инициатива в возникновении ролевой беседы может исходить и от ребенка. Она еще малосодержа­тельна.

5. Ребенок охотно вступает во взаимодействие со взрослыми, сверстниками, с удовольствием ставит им иг­ровые задачи. Сам не всегда принимает игровые задачи, поставленные сверстниками, так как еще не умеет так­тично от них отказываться. Взаимодействие может быть кратковременным и длительным.

Средний уровень

  1. Замысел возникает по инициативе ребенка.

  2. Самостоятельно ставит разнообразные задачи.

  3. Содержание игры и предметные способы решения игровых задач развиты почти так же, как у детей с высо­ким уровнем развития игры.

  4. Ролевые способы менее сформированы. Ролевые действия разнообразны, но не выразительны; сопровож­даются ролевыми высказываниями. Ролевая беседа не возникает.

  5. Ребенок вступает в кратковременное взаимодейст­вие со взрослым и со сверстниками.

Низкий уровень

  1. Замысел игры возникает по инициативе ребенка.
    В игре он комбинирует знакомые и малознакомые собы­тия.

  2. Самостоятельно ставит разнообразные взаимосвя­занные игровые задачи.

  3. Хорошо сформированы предметные способы реше­ния игровых задач.

  4. Принимает роль, обозначает ее словом, но ролевые способы еще плохо сформированы. Ролевые действия од­нообразны, не выразительны, иногда сопровождаются ролевыми высказываниями, которые возникают по ини­циативе как взрослого, так и ребенка.

  5. Игра преимущественно индивидуальная, но ребенок с удовольствием вступает во взаимодействие со взрослым, обычно это происходит по инициативе взрослого.


РАЗВИТАЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА

Высокий уровень

  1. У ребенка возникают разнообразные игровые за­мыслы. Он при их реализации комбинирует знакомые и малознакомые события. С особым интересом ребенок отображает в играх взаимодействие и общение людей. Все
    игровые эпизоды взаимосвязаны по смыслу.

  2. Игровые задачи ребенок всегда ставит самостоя­тельно.

  3. Хорошо сформированы предметные способы реше­ния игровых задач, он легко их варьирует в зависимости от возникшей ситуации.

  4. Хорошо сформированы ролевые способы решения игровых задач. При выполнении роли использует разно­образные ролевые действия, передает настроение, харак­тер человека, т. е. ролевые действия эмоционально-выра­зительные. Легко, чаще по собственной инициативе, вступает в интересную, длительную ролевую беседу со взрослыми и сверстниками.

  5. Вступая во взаимодействие, ребенок ставит и при­нимает игровые задачи, а от некоторых умеет тактично отказываться. Наиболее характерно длительное взаи­модействие, хотя по ходу игры ребенок может вступать и в кратковременное взаимодействие.

Средний уровень

Игра отличается от высокого уровня тем, что у ребенка менее сформированы навыки ролевой беседы. Чаще всего он вступает в кратковременное взаимодействие.

Низкого уровня развитой сюжетно-ролевой игры, по нашему мнению, не существует.
Низкий уровень -1 балл.

Средний уровень-2 балла.

Высокий уровень-3 балла.


Приложение 4.

Рассказы детей по методике «Звёздный мальчик».
Старший дошкольный возраст.

Даша , 6,6 лет. Рассказ
Он прилетел на Землю и увидел зелёную елку. Он удивился, что ёлка зимой зелёная у них на планете нет таких деревьев. Увидел луну на небе, звезды, и все вокруг почему-то было синее. Мальчик посмотрел вокруг и увидел, что стоит на какой-то горе. Он вспомнил, что мама ему читала книжку про планету Земля. Он очень обрадовался и подошел к елке, он до нее дотронулся. Она его уколола, и он больше не стал к ней притрагиваться. Он хотел звезды на небе потрогать, но они ему в руки не падали. Он подумал, почему же все не так, как у нас дома. А еще мальчик вспомнил, что ему мама читала, что на планете Земля много воды, и он пошел искать воду. Наступил на лужу, но не узнал, что это вода. , и тогда вспомнил, что вода бывает в лужах. Он хотел побежать обратно, но лужа высохла, и началось утро. Он боялся света, он пошел, залез в подвал и сидел до вечера, а вечер был летом, летний вечер, и ему пришлось дождаться ночи. Он рассердился и сделал себе специальную книжку, какую ему мама читала, и он начал читать, и забыл, что не хватает буквы, он стал искать и развивать свою память. Он встретил лужу и забыл опять, что это вода, и пошел, и опять елку увидел, он убежал в подвал, увидел звезды и спрятался. Он сидел в подвале с утра до вечера, а когда осень наступила, вернулся к маме.

Ребенок легко и уверенно составляет рассказ, включая туда и сюжет, наполненный связными действиями персонажей, учитывает условия инструкции. При этом девочка дополняет сюжет собственными знаниями и представлениями .

Влада ,6,4 лет . Рассказ.

Мальчик прилетел с планеты, увидел на поле цветы росли… увидел замок и принцессу. В это время было солнце. К нему бабочка прилетела, василек расцвел, береза расцвела, дерево выросло, куст расцвел. Он попал на поле.

Больше ничего ребенок прибавить к своему рассказу не смог.

Катя , 6,2 лет . Рассказ.
Звёздный мальчик прилетел с другой планеты ,и приземлился около школы , но он не знал что это школа и очень испугался , когда увидел много детей, они не были на него похожи .Он вспомнил что мама рассказывала ему, что есть и другие планета , и там живут люди ,но другие. Ребята пригласили его с собой в класс. Он узнал ,что такое уроки . Он шёл по дороге и в витрине магазина увидел чудо цветок , от которого нельзя было оторвать глаз. Мальчик прошёл в магазин цветов ,они так приятно пахнут, они были все разные . Он вспомнил мамин рассказ про живую природу, и как нужно её беречь и как охранять, как вести себя с живыми существами. .Он взял один цветок себе на планету и ухаживал за ним. У него вырос целый сад цветов , он решил ,что он ещё раз прилетит к нам , и расскажет детям как живут люди на его планете.


Настя 6,6 лет. Рассказ.

Однажды к нам на землю прилетел неизвестный мальчик . Он прилетел к нам на летающей тарелке .Мальчик вышел из неё и увидел высокие деревья, но он сначала не понял , что он оказался в лесу. Там гуляла кошка. Она ему очень понравилась он захотел взять её с собой . Кошка бала очень красивая и ласковая. Она подошла к нему и начала ласкаться и мурлыкать. Мальчик привязал кошку на верёвку и забрал её с собой к себе на планету ,где он живёт.


Майя . 6,8лет.
Жил на другой планете мальчик ,но он был не такой как мы . Однажды он прилетел к нам на планету .Он пошёл по земле и увидел мальчика и девочку , которые гуляли с собакой. Он сначала испугался собаки у них на планете нет животных, но он потом вспомнил что папа ему рассказывал о собаках , и что собака

самый верный и преданный друг. Он подружился с ребятами . Посмотрел на небо и увидел облака и тучи . Сначала он испугался потому что стало темно , но ребята ему рассказали : что такое облака и что такое тучи. Что из туч сейчас пойдёт дождь. Он попрощался с ребятами и пошёл дальше и увидел перед собой пещеру, но не мог найти в неё вход .Ему стало интересно кто там живёт ,но от туда никто не выходил. Уже стало темно и он решил спать около пещеры, а чтобы ему не было страшно ,он сделал себе книгу и стал записывать туда разные буквы и составлять слова. Когда пришло утро он улетел к себе домой.

Вася 6.4лет.

Он прилетел на луну. Мальчик идет в цирк. Это дорожка в цирк. Мальчик пошел в цирк (медленно проводит карандашом по дорожке). Он увидел светофор … У него три глаза .На улице. На дороге сидела ворона , по небу плыли облака.. Летали птицы. А там выглянуло солнышко. Около него летали бабочки разные. Он пошёл в дом. Дома начал кушать. Пить… Еду кушать, что мама его варит. Или папа. Потом он играл в компьютер дома, спал ночью, просыпался, маму и папу будил. Потом ему включили мультики, и он начал смотреть мультики.

Саша 6.6лет.
Мальчик прилетел со своей планеты . Он держал в руке своё ракету. Ракета была большая из неё шёл огонь. Он всегда летает на этой ракете. У них там нет машин.

Он хотел с кем ни-будь познакомится , но никого не встретил . Он расстроился.


Даня 6.10 лет.
Мальчик прилетел к нам на нашу сказочно красивую землю, у них ведь такой нет. Он увидел машины , в которых ехали люди не похожие на него. Ведь он не такой как мы . мне мама рассказывала .Ему в глаза светит яркое солнце –это было летом. По небу плывут голубые облака . Ему встретилась кошка , которая сидела и мяукала на дороге , она хотела есть, кошки –домашние животные и должны жить дома .Вот у меня кошка живёт дома. Он шёл по дороге и встретил нашу воспитательницу ,которая шла к нам в сад .Она его позвала с собой к нам в группу, и он остался с нами играть.

Антон 6.8лет.
Он прилетел на землю и увидел сказочные деревья ,он подумал что он оказался в сказочном лесу. На небе светило яркое солнце . Вдруг пошёл сильный дождь . Он наступил в лужу , он не знал что это вода . Мальчик испугался , но он вспомнил что в лужах бывает вода . и спрятался под деревом . Он вспомнил что мама говорила ему , что нельзя стоять под деревом, когда идёт дождь и он ушёл из леса. Он пошёл дальше по сказочной дороге и увидел большой дом . Он вошёл в него и увидел , что там много магазинов с игрушками . Он в них не играл у себя дома. Там были и машины и роботы ,конструктор. У него не было денег. Он попросил у тёти себе машину, и она ему дала её. Он обрадовался подарку . Он прилетел когда было лето , а улетел осенью. Он очень хотел к своей маме.

Валера 6,5лет
Он попал в пещеру , в которой жил дикаобраз. Он с ним подружился .Там он прожил и зиму и осень. Ел ягоды и грибы. Потом он забрал его с собой домой. И он стал ему другом.
Младший дошкольный возраст.

Ваня 4.7лет.
Мальчик прилетел увидел красивое зелёное дерево, машину которая ехала по дороге , она была оранжевая и маленькая , с маленькими колёсами ,как у моей мамы. Моя мама работает в институте. Он увидел дом , в котором я живу , в нём много этажей в доме есть окна и двери .Светит солнце , потому что лето . Ему у нас понравилось.


1   2   3   4   5   6   7