Приложение 2. Старший дошкольный возраст.
Имя ребенка
| С кем чаще всего играет: с мальчиками или девочками
| Какие игры и игрушки предпочитает
| Какие роли берет на себя в играх
| Характер игровых действий с разными предметами и игрушками
| Адекватность/
Неадекватность полоролевого поведения
| Катя
| девочками
| Куклы,
Лото, настольные, театр
| Главные по «женскому типу»
| разноообразный
| адекватность
| Майя
| девочками
| Куклы, настольные. Набор парикмахера,театр
| Главные по «женскому типу»
| разноообразный
| адекватность
| Даша
| мальчиками и девочками
| Лото, посуду , куклы ,набор парикмахера
| Главные по «женскому типу»
| разноообразный
| адекватность
| Настя
| Девочками
| Куклы .лото, домино,театр
| по «женскому типу»
| разноообразный
| адекватность
| Влада
| девочками
| Мягкие игрушки из дома, мелкие куклы
| Второстепенные
Играет в основном одна
| однообразный
| адекватность
| Даня
| мальчиками
| Машины,конструк
тор,роботы,настольно-печатные
| Главные «по мужскому типу»
| разноообразный
| адекватность
| Антон
| С мальчиками
| Машины,конструк
тор,роботы,настольные-печатные
| Главные «по мужскому типу»
| разноообразный
| адекватность
| Валера
| мальчиками
| Машины, пазлы,
Конструктор,лото
| Главные и второстепенные «по мужскому типу»
| разноообразный
| адекватность
| Вася
| мальчиками
| Машины, пазлы,
Конструктор,лото
| второстепенные «по мужскому типу »
| разноообразный
| адекватность
| Саша
| мальчиками
| Зоопарк, конструктор,настоно-печатные,роботы
| второстепенные «по мужскому типу
| однообразный
| адекватность
|
Имя ребенка
| С кем чаще всего играет: с мальчиками или девочками
| Какие игры и игрушки предпочитает
| Какие роли берет на себя в играх
| Характер игровых действий с разными предметами и игрушками
| Адекватность/
Неадекватность полоролевого поведения
| Тима
| Девочками мальчками
|
Машины,лото конструктор
| Второстепенные по «мужскому типу»
| однообразный
| адекватность
| Ваня
| Девочками имальчкам
| Настольно –печатные
| Второстепенные по «мужскому типу»
| однообразный
| адекватность
| Олег
| мальчиками и девочками
| Что взяли дети, то он берёт
| Второстепенные
Играет в основном один
| однообразный
| адекватность
| Максим
| Девочками и мальчиками
| Лего-машины ,поезда, машины. Настольные(хоккей)
| И главные и второстепенные
По «мужскому типу»
| разноообразные
| адекватность
| Дастан
| С мальчиками
| Настольные(Хоккей,
Футбол),машины
| Главные и второстепенные по «мужскому типу»
| разнообразный
| адекватность
| Полина
| Девочками мальчикам
| Куклы, набор посуды, набор парикмахера, куклы из театр.уголка
| Главные и второстепенные «по женскому типу»
| разноообразные
| адекватность
| Алина
| С девочками и мальчиками
| куклы
| второстепенные«по женскому типу»
| однообразные
| адекватность
| Анжела
| девочками
| Куклы, набор посуды, набор парикмахера, куклы из театр.уголка
| Главные «по женскомутипу»
| разноообразные
| адекватность
| Диана
| Мальчиками и девочками
| Куклы, набор посуды, набор парикмахера, куклы из театр.уголка, набор животных
| Второстепенные
И главные «по женскому типу »
| разноообразные
| адекватность
| Юля
| девочками
| Куклы, набор посуды
| Второстипенные по»женскомутипу»
| однообразные
| адекватность
|
Приложение 3.
Старший возраст.
Показатели развития игры
| Уровень развития игры
| Низкий
| Средний
| Высокий
| Содержание игры
| 1. Замысел игры появляется:
А) с помощью взрослого;
Б) самостоятельно.
| Влада .
| Настя,Вася, Даня,Антон.
| Катя, Майя,
Даша,Валера
| 2. Разнообразие замыслов
| Влада
| Саша,Антон,
Валера,Даня
| Катя, Даша,
Майя, Настя,
Вася
| 3. Постановка игровых задач осуществляется:
А) взрослым;
Б) с помощью взрослого;
В) самостоятельно.
|
|
Вася,Саша,Влада.
Валера,Даня
| Катя,Даша,Майя
,Настя,Антон.
| Способы решения игровых задач
| 4. Разнообразие игровых действий с игрушками
| Влада
| Даня,Саша,Настя,
Вася
| Даша ,Катя , Майя, Антон, Валера
| 5. Игровые действия с предметами - заместителями:
А) с помощью взрослого;
Б) самостоятельно
|
|
Вася, Влада, Саша.
Даня, Антон
|
Даша, Настя, Катя, Майя, Валера.
| 6. Игровые действия с воображаемыми предметами:
А) с помощью взрослого;
Б) самостоятельно
|
|
Вася , Влада,Саша,Антон,
Даня.
|
Майя, Катя, Настя, Даша .Валера.
| 7. Принятие роли
|
| Влада, Вася, Даня,
Саша
| Даша, Настя,
Майя, Катя,
Валера, Антон.
| 8. Разнообразие ролевых действий
| Влада
| Валера , Саша,Вася,
Даня,Даша,Антон.
| Майя,Катя,
Настя.
| 9. Выразительность ролевых действий
|
| Влада,Саша, Антон,Даня,Настя,
Вася.
| Майя, Даша, Валера,Катя.
| 10.Наличие ролевых высказываний.
|
| Влада,Саша,
Настя,Даня,Вася.
| Даша . Валера,
Майя,Катя, Антон.
| 11. Наличие ролевой беседы:
А) со взрослым;
Б) со сверстником.
|
|
Вася,Влада,Саша,
Даня.
| Катя,Настя,Антон,
Даша,Майя,Валера.
| Взаимодействие детей в игре:
| 12. Вступает во взаимодействие:
А) со взрослым;
Б) со сверстником.
|
| Вася,Влада,Саша.
| Катя,Настя,Антон,
Даша,Майя,Валера.
|
Младший дошкольный возраст
Показатели развития игры
| Уровень развития игры
| Низкий
| Средний
| Высокий
| Содержание игры
| 1. Замысел игры появляется:
А) с помощью взрослого;
Б) самостоятельно.
| Тима, Олег.
| Дастан,Юля, Максим, Алина,Ваня.
| Диана , Анжела, Полина.
| 2. Разнообразие замыслов
| Олег, Юля
| Дастан, Максим, Алина,Ваня.
| Диана , Анжела, Полина
| 3. Постановка игровых задач осуществляется:
А) взрослым;
Б) с помощью взрослого;
В) самостоятельно.
|
Тима, Олег
|
Дастан, Максим, Алина,Ваня, Полина
|
Диана , Анжела, Максим
.
| Способы решения игровых задач
| 4. Разнообразие игровых действий с игрушками
| Ваня, Олег.
| Дастан, Тима, Алина,Ваня, Юля.
| Диана , Анжела, Максим, Полина.
| 5. Игровые действия с предметами - заместителями:
А) с помощью взрослого;
Б) самостоятельно
| Ваня, Тима,Олег.
| Дастан, Алина, Юля
| Диана , Анжела, Максим, Полина.
| 6. Игровые действия с воображаемыми предметами:
А) с помощью взрослого;
Б) самостоятельно
| Тима, Олег
|
Дастан, Алина, Юля,Ваня
|
Максим
Диана , Анжела, Полина.
| 7. Принятие роли
| Олег , Юля
| Дастан, Тима, Алина,Ваня,Полина,
Максим.
| Диана.Анжела.
| 8. Разнообразие ролевых действий
| Олег, Алина.
| Дастан, Тима, Юля,Ваня,Полина,
Максим.
| Диана.Анжела.
Полина.
| 9. Выразительность ролевых действий
| Олег, Алина.
| Дастан, Тима, Юля,Ваня,Полина.
| . Диана.Анжела.
Полина,Максим
| 10.Наличие ролевых высказываний.
| Олег, Алина.
| Дастан, Тима, Юля,Ваня,Полина
Анжела.
| Максим , Диана.
| 11. Наличие ролевой беседы:
А) со взрослым;
Б) со сверстником.
|
Олег
|
Дастан, Тима, Юля,Ваня,
Диана,Алина
|
Полина, Максим ,Анжела.
| Взаимодействие детей в игре:
| 12. Вступает во взаимодействие:
А) со взрослым;
Б) со сверстником.
|
Олег
| Дастан, Тима, Юля, Ваня.Алина.
| Полина, Диана Максим,Анжела.
|
Характеристика уровней развития игры детей. Известно, что игра развивается постепенно, сначала формируется сюжетно-отобразительная, потом - начальный этап сюжетно-ролевой и затем - развитая сюжетно-ролевая игра.
На каждом этапе у детей может быть разный уровень развития игры: высокий, средний, низкий. Охарактеризуем уровни развития игры. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Высокий уровень
Игровые замыслы у ребенка возникают самостоятельно, они достаточно разнообразны. В игре отображает знакомые и малознакомые события, комбинируя их между собой.
Самостоятельно ставит игровые задачи.
Предметные способы их решения хорошо сформированы. Игровые действия с игрушками разнообразны, по степени обобщенности могут быть развернутыми и обобщенными. Знакомые и новые предметы-заместители самостоятельно использует в разных значениях. По мере необходимости включает в игру воображаемые предметы.
4. У ребенка частично сформированы ролевые способы решения игровых задач. Ролевые действия разнообразные и достаточно выразительные, сопровождаются ролевыми высказываниями. Ролевые высказывания могут быть обращены к игрушке-партнеру, к воображаемому собеседнику, ко взрослому, к сверстникам. Иногда появляется ролевая беседа, если взрослый поддерживает ее. Инициатива в возникновении ролевой беседы может исходить и от ребенка. Она еще малосодержательна.
5. Ребенок охотно вступает во взаимодействие со взрослыми, сверстниками, с удовольствием ставит им игровые задачи. Сам не всегда принимает игровые задачи, поставленные сверстниками, так как еще не умеет тактично от них отказываться. Взаимодействие может быть кратковременным и длительным.
Средний уровень
Замысел возникает по инициативе ребенка.
Самостоятельно ставит разнообразные задачи.
Содержание игры и предметные способы решения игровых задач развиты почти так же, как у детей с высоким уровнем развития игры.
Ролевые способы менее сформированы. Ролевые действия разнообразны, но не выразительны; сопровождаются ролевыми высказываниями. Ролевая беседа не возникает.
Ребенок вступает в кратковременное взаимодействие со взрослым и со сверстниками.
Низкий уровень
Замысел игры возникает по инициативе ребенка. В игре он комбинирует знакомые и малознакомые события.
Самостоятельно ставит разнообразные взаимосвязанные игровые задачи.
Хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач.
Принимает роль, обозначает ее словом, но ролевые способы еще плохо сформированы. Ролевые действия однообразны, не выразительны, иногда сопровождаются ролевыми высказываниями, которые возникают по инициативе как взрослого, так и ребенка.
Игра преимущественно индивидуальная, но ребенок с удовольствием вступает во взаимодействие со взрослым, обычно это происходит по инициативе взрослого.
РАЗВИТАЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА
Высокий уровень
У ребенка возникают разнообразные игровые замыслы. Он при их реализации комбинирует знакомые и малознакомые события. С особым интересом ребенок отображает в играх взаимодействие и общение людей. Все игровые эпизоды взаимосвязаны по смыслу.
Игровые задачи ребенок всегда ставит самостоятельно.
Хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач, он легко их варьирует в зависимости от возникшей ситуации.
Хорошо сформированы ролевые способы решения игровых задач. При выполнении роли использует разнообразные ролевые действия, передает настроение, характер человека, т. е. ролевые действия эмоционально-выразительные. Легко, чаще по собственной инициативе, вступает в интересную, длительную ролевую беседу со взрослыми и сверстниками.
Вступая во взаимодействие, ребенок ставит и принимает игровые задачи, а от некоторых умеет тактично отказываться. Наиболее характерно длительное взаимодействие, хотя по ходу игры ребенок может вступать и в кратковременное взаимодействие.
Средний уровень
Игра отличается от высокого уровня тем, что у ребенка менее сформированы навыки ролевой беседы. Чаще всего он вступает в кратковременное взаимодействие.
Низкого уровня развитой сюжетно-ролевой игры, по нашему мнению, не существует. Низкий уровень -1 балл.
Средний уровень-2 балла.
Высокий уровень-3 балла.
Приложение 4.
Рассказы детей по методике «Звёздный мальчик». Старший дошкольный возраст.
Даша , 6,6 лет. Рассказ Он прилетел на Землю и увидел зелёную елку. Он удивился, что ёлка зимой зелёная у них на планете нет таких деревьев. Увидел луну на небе, звезды, и все вокруг почему-то было синее. Мальчик посмотрел вокруг и увидел, что стоит на какой-то горе. Он вспомнил, что мама ему читала книжку про планету Земля. Он очень обрадовался и подошел к елке, он до нее дотронулся. Она его уколола, и он больше не стал к ней притрагиваться. Он хотел звезды на небе потрогать, но они ему в руки не падали. Он подумал, почему же все не так, как у нас дома. А еще мальчик вспомнил, что ему мама читала, что на планете Земля много воды, и он пошел искать воду. Наступил на лужу, но не узнал, что это вода. , и тогда вспомнил, что вода бывает в лужах. Он хотел побежать обратно, но лужа высохла, и началось утро. Он боялся света, он пошел, залез в подвал и сидел до вечера, а вечер был летом, летний вечер, и ему пришлось дождаться ночи. Он рассердился и сделал себе специальную книжку, какую ему мама читала, и он начал читать, и забыл, что не хватает буквы, он стал искать и развивать свою память. Он встретил лужу и забыл опять, что это вода, и пошел, и опять елку увидел, он убежал в подвал, увидел звезды и спрятался. Он сидел в подвале с утра до вечера, а когда осень наступила, вернулся к маме.
Ребенок легко и уверенно составляет рассказ, включая туда и сюжет, наполненный связными действиями персонажей, учитывает условия инструкции. При этом девочка дополняет сюжет собственными знаниями и представлениями .
Влада ,6,4 лет . Рассказ.
Мальчик прилетел с планеты, увидел на поле цветы росли… увидел замок и принцессу. В это время было солнце. К нему бабочка прилетела, василек расцвел, береза расцвела, дерево выросло, куст расцвел. Он попал на поле.
Больше ничего ребенок прибавить к своему рассказу не смог.
Катя , 6,2 лет . Рассказ. Звёздный мальчик прилетел с другой планеты ,и приземлился около школы , но он не знал что это школа и очень испугался , когда увидел много детей, они не были на него похожи .Он вспомнил что мама рассказывала ему, что есть и другие планета , и там живут люди ,но другие. Ребята пригласили его с собой в класс. Он узнал ,что такое уроки . Он шёл по дороге и в витрине магазина увидел чудо цветок , от которого нельзя было оторвать глаз. Мальчик прошёл в магазин цветов ,они так приятно пахнут, они были все разные . Он вспомнил мамин рассказ про живую природу, и как нужно её беречь и как охранять, как вести себя с живыми существами. .Он взял один цветок себе на планету и ухаживал за ним. У него вырос целый сад цветов , он решил ,что он ещё раз прилетит к нам , и расскажет детям как живут люди на его планете.
Настя 6,6 лет. Рассказ.
Однажды к нам на землю прилетел неизвестный мальчик . Он прилетел к нам на летающей тарелке .Мальчик вышел из неё и увидел высокие деревья, но он сначала не понял , что он оказался в лесу. Там гуляла кошка. Она ему очень понравилась он захотел взять её с собой . Кошка бала очень красивая и ласковая. Она подошла к нему и начала ласкаться и мурлыкать. Мальчик привязал кошку на верёвку и забрал её с собой к себе на планету ,где он живёт.
Майя . 6,8лет. Жил на другой планете мальчик ,но он был не такой как мы . Однажды он прилетел к нам на планету .Он пошёл по земле и увидел мальчика и девочку , которые гуляли с собакой. Он сначала испугался собаки у них на планете нет животных, но он потом вспомнил что папа ему рассказывал о собаках , и что собака
самый верный и преданный друг. Он подружился с ребятами . Посмотрел на небо и увидел облака и тучи . Сначала он испугался потому что стало темно , но ребята ему рассказали : что такое облака и что такое тучи. Что из туч сейчас пойдёт дождь. Он попрощался с ребятами и пошёл дальше и увидел перед собой пещеру, но не мог найти в неё вход .Ему стало интересно кто там живёт ,но от туда никто не выходил. Уже стало темно и он решил спать около пещеры, а чтобы ему не было страшно ,он сделал себе книгу и стал записывать туда разные буквы и составлять слова. Когда пришло утро он улетел к себе домой.
Вася 6.4лет.
Он прилетел на луну. Мальчик идет в цирк. Это дорожка в цирк. Мальчик пошел в цирк (медленно проводит карандашом по дорожке). Он увидел светофор … У него три глаза .На улице. На дороге сидела ворона , по небу плыли облака.. Летали птицы. А там выглянуло солнышко. Около него летали бабочки разные. Он пошёл в дом. Дома начал кушать. Пить… Еду кушать, что мама его варит. Или папа. Потом он играл в компьютер дома, спал ночью, просыпался, маму и папу будил. Потом ему включили мультики, и он начал смотреть мультики.
Саша 6.6лет. Мальчик прилетел со своей планеты . Он держал в руке своё ракету. Ракета была большая из неё шёл огонь. Он всегда летает на этой ракете. У них там нет машин.
Он хотел с кем ни-будь познакомится , но никого не встретил . Он расстроился.
Даня 6.10 лет. Мальчик прилетел к нам на нашу сказочно красивую землю, у них ведь такой нет. Он увидел машины , в которых ехали люди не похожие на него. Ведь он не такой как мы . мне мама рассказывала .Ему в глаза светит яркое солнце –это было летом. По небу плывут голубые облака . Ему встретилась кошка , которая сидела и мяукала на дороге , она хотела есть, кошки –домашние животные и должны жить дома .Вот у меня кошка живёт дома. Он шёл по дороге и встретил нашу воспитательницу ,которая шла к нам в сад .Она его позвала с собой к нам в группу, и он остался с нами играть.
Антон 6.8лет. Он прилетел на землю и увидел сказочные деревья ,он подумал что он оказался в сказочном лесу. На небе светило яркое солнце . Вдруг пошёл сильный дождь . Он наступил в лужу , он не знал что это вода . Мальчик испугался , но он вспомнил что в лужах бывает вода . и спрятался под деревом . Он вспомнил что мама говорила ему , что нельзя стоять под деревом, когда идёт дождь и он ушёл из леса. Он пошёл дальше по сказочной дороге и увидел большой дом . Он вошёл в него и увидел , что там много магазинов с игрушками . Он в них не играл у себя дома. Там были и машины и роботы ,конструктор. У него не было денег. Он попросил у тёти себе машину, и она ему дала её. Он обрадовался подарку . Он прилетел когда было лето , а улетел осенью. Он очень хотел к своей маме.
Валера 6,5лет Он попал в пещеру , в которой жил дикаобраз. Он с ним подружился .Там он прожил и зиму и осень. Ел ягоды и грибы. Потом он забрал его с собой домой. И он стал ему другом. Младший дошкольный возраст.
Ваня 4.7лет. Мальчик прилетел увидел красивое зелёное дерево, машину которая ехала по дороге , она была оранжевая и маленькая , с маленькими колёсами ,как у моей мамы. Моя мама работает в институте. Он увидел дом , в котором я живу , в нём много этажей в доме есть окна и двери .Светит солнце , потому что лето . Ему у нас понравилось.
|