Главная страница

Методические рекомендации для родителей и педагогов Выводы Заключение



НазваниеМетодические рекомендации для родителей и педагогов Выводы Заключение
страница5/7
Дата17.08.2016
Размер1.55 Mb.
ТипМетодические рекомендации
1   2   3   4   5   6   7

2.3 Рекомендации для родителей.


Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в при мер другим: они разные даже по биологическому возрасту — девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространстве и ориентируются в нем, а главное — по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж,  конечно,  не так,  как мы — взрослые.
Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а муж чина— девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними — неверно и бесполезно.
Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий со­образительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам принцип решения,  пусть даже наделав ошибок.
С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и

как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому, поднять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий. 
Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты свое го авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?

Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней — бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
Игры по половому признаку

Если взрослого спросить, что дарить девочке, то в большинстве случаев ответ будет «куклу». Срабатывает стереотип. Воспитывая мальчика или девочку, родители обычно опираются на собственные представления о том, какими должны быть мужчина и женщина. Так в нашей культуре женскими чертами считаются заботливость, нежность и мягкость, а к типично мужским относят силу, умение постоять за себя и целеустремленность. При этом, внушая с пеленок мальчишке, что в куклы играют только девчонки, и запрещая девочке лазить по деревьям, взрослые забывают, что их задача вырастить не футболиста или водителя, няню или маму, а, прежде всего, человека.

Если у девочки нет склонности к игре в кухню или катанию коляски, то нужно разобраться, почему так происходит, но ни в коем случае не корить за это и не запрещать любимые машинки. Потому как программу «все девочки обязательно должны быть тихими и заботится о детях» или «мальчик должен настаивать на своем и всегда выигрывать» в голову вложить можно и насильно. Вопрос в том, скажет ли за это спасибо повзрослевший ребенок, раздираемый внутренними противоречиями.

Часто родители считают, что мальчик, играя в «девчачьи » игры, станет слишком женственным и приобретет нетрадиционную сексуальную ориентацию в будущем. А девочке запрещают играть с мальчишками в казаков-разбойников или фехтовать и чуть ли не насильно тычут куклы из опасения, что из нее выйдет плохая мать. Опасения родителей обычно совершенно неоправданны. Ребенок не сразу осознает мальчик он или девочка и, действительно, задача окружающих помочь с правильной половой идентификацией. Вот только для этого вполне достаточно одевать ребенка в соответствии с полом, в какой-то момент объяснить,

что мальчики отличаются от девочек и давать возможность распознать поведение родителей как мужское или женское. В остальном же лучше просто не мешать.

Опасно не мальчику в куклы играть, а демонстративно отнимать у него куклу или высмеивать за игры с девочками. Ребенок должен общаться с противоположным полом и уметь его понимать, а это, опять же, проще сделать через игру.Иначе

родители сами ставят перед чадом проблему противостояния полов и впоследствии у выросшей девочки могут начаться трудности в общении с мужчинами и наобор. Кроме того, кукла для малыша это, в первую очередь защитник, товарищ или отражение собственного Я и через игру иногда преодолеваются детские страхи. 

«Плохие» игры

Как не бывает от рождения плохих детей, так не бывает и плохих игр. Дети отражают то, что видят. Поэтому плохо не то, что Вася бьет сестренку, играя с ней в папу-маму, а то, что где-то он усвоил такой сценарий мужского поведения. Ребенок, который любит мучить животных не обязательно жестокий – возможно, ему просто не объяснили, что другим бывает больно и плохо, либо он так переживает обиду, которую нанесли ему самому. Что уж говорить о забавах с собственным телом или традиционной игре «в доктора» с раздеванием, когда жажда познания интерпретируется как нечто непристойно-сексуальное?

Дело здесь за правильной реакцией взрослых. Прежде всего, не нужно вешать на ребенка ярлык «плохой», если то, что он делает, вам не нравится. Важно разобраться с причиной, которая побуждает ребенка играть в опасную или агрессивную игру и устранить или нейтрализовать ее. 
Повторимся, нет «плохих» игр. Есть те, что должны привлекать внимание к проблеме или потребности, возникшей у ребенка.

Взрослому в детской игре можно и нужно

1. Уделять ребенку внимание. Родители часто надеются, что ребенок будет играть сам и оставит папу или маму в покое. Каково же их разочарование, когда малыш полутора-двух лет проявляет интерес к игрушкам не более пяти минут. А все дело в том, что взрослые не помогли ему расширить границы познания и не показали, как играть. Ребенку постарше требуется еще больше внимания, ведь черпать сюжеты для игры он будет в рамках информации, которую получает от взрослых.

2. Создать пространство для творчества. Ребенку важно иметь: свой закуток, в котором главный – он, а не взрослые; некоторое количество игрового материала вроде веревочек, коробочек, камешков, конструкторов и других игрушек (главное, не переусердствовать с количеством).

3. Мягко предлагать свой вариант игры, никогда его не навязывая. Ребенка сначала нужно заинтересовать поиграть «по-вашему»

4. Развивать игру в полезном направлении. Если ребенок терзает игрушечную собачку, то не стоит говорить, что он безобразничает. Гораздо эффективнее рассказать, что это за песик, какой он хороший, как он кушает, гуляет и играет – игра сама собой перетечет в иное русло.

5. Быть с ребенком на равных. Ведь только в игре, он может почувствовать себя таким, как взрослые.

6. Хвалить. И делать это искренне. Дети отлично чувствуют фальшь, даже если не показывают этого. И не перехваливать, чтобы у ребенка оставался стимул развиваться.

Нельзя:

1. Игнорировать ребёнка. Он не понимает, что папа или мама устали или заняты, и все негативные эмоции взрослых связывает с собой.

2. Постоянно забавлять его. Если ребенка не научили играть самостоятельно, то у него и не будет такой потребности, что в будущем может обернуться пассивным отношением к любой деятельности.

3. Грубо останавливать игру. Понятно, что когда Саша бьет Женю по голове, то речь идет о жизненной необходимости, во всех же иных случаях взрослым лучше вмешиваться в игру только в рамках правил, установленных детьми. Если они играют в автопарк, то конфликт между водителями столкнувшихся автобусов гораздо эффективнее автодиспетчер, в роли которого выступает мама, нежели мама в роли самой себя.

4. Критиковать игру. Ребенку в игре хочется самоутвердиться, а от родителей ему нужно одобрение. Критика же «в лоб» разрушает не только волшебство игры, но и подрывает доверие к взрослым.

5. Навязывать игру или ту или иную роль в ней ребенку. У каждого ребенка в игре есть свои потребности, и лучше принять их, чем заменять их на свои собственные.

6. Проявлять с верх опеку. Все хорошо в меру. Стремление родителей к безопасности и успешности чад не должно подавлять собственное Я ребенка.

Даже у самых маленьких есть потребность в самостоятельности и независимости, если ее постоянно подавлять, то можно вырастить безвольную либо скрытную личность.По большому счету, игра для ребенка – отражение окружающего мира. Поэтому если в будущем что-то пойдет не так, причина наверняка будет не в кукле или автомате, как бы ни хотелось в это верить родителям. На то, какую модель поведения ребенок изберет в будущем гораздо сильнее игр влияет обстановка в семье и поведение первых мужчин и женщин, с которыми он сталкивается – то есть мамы и папы.

Выводы :
Воспитание по своей сущности является управлением личности ребёнка, но никакое управление невозможно без знания предмета - в данном случаи структур и их взаимоотношения между собой . Под структурой понимаются этапы и закономерности полоролевого развития детей.

Из проведённой работы можно сделать следующие выводы:

1. У детей младшего дошкольного возраста происходит формирование полового самосознания , в то время как дети старшего дошкольного возраста вступили уже на второй этап –усвоение половой роли.

Дети этого возраста (4-5 лет) в полной мере могу отнести себя к тому или иному полу, но игровая деятельность у них совместная .Мальчик может спокойно играть с девочками и наоборот. Выстроить половозрастную последовательность дети этого возраста способны не всегда.

В 6-7 лет ребёнок окончательно осознаёт необратимость половой принадлежности , что сопровождается заметным усилением половой дифференциации поведения и установок. В этом возрасте у детей появляются первые «однополые компании». Мальчики предпочитают играть в большей степени со своим полом , девочки предпочитают «девичьи компании».
2.Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: раскладывают перед собой свои «богатства»- кукол, украшения – и играют в ограниченном пространстве. Мальчике ,же чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель. Мальчикам для полноценного психического развития требуется большее пространство , чем девочкам. Девочки как правило используют игрушку по назначению, в то время как мальчики могут приспосабливать игрушку для различных целей, использовать не по назначению , сознательно находя ей неожиданное применения. Девочки более организованны. В свободное время виды деятельности у мальчиков более разнообразны, но менее организованны.
3.Детям 6-7 лет свойственно желание выполнять свою роль с большой выдумкой, изобретательностью. На данном этапе появляются более сложные игры , как по содержанию , так и по организации. Они более дружно договариваются о теме игры без конфликтов распределяют между собой роли.

Этого нельзя сказать о детях 4-5 лет. У детей этого возраста содержание игровых действий более «бедное» ,это связанно с тем что знания детей об окружающей действительности только формируется. Игра должна опираться на личный опыт, но он ещё мал. Игровые действия детей данного возраста объединяются простейшими сюжетами. Хотя в этом возрасте дети овладевают ролевыми действиями при этом они не всегда могут обозначить свою роль словом , на вопрос « кто ты?» называют своё имя. Они не могут играть в одну игру долго, в то время как игры детей 6-7 лет могут продолжаться неделю, две и т.д.
4.В 6-7 лет у детей развиваются игры с правилами. Эти игры способствуют развитию умения действовать с партнёрами по игре .Дети усваивают много социальных представлений , в том числе представления о справедливости, формируется адекватная самооценка.

Этого нельзя сказать о детях 4-5 лет. Они пытаются соблюдать правила игры , но не всегда это делают, и как правило такие игры не доходят до завершения.

Если дети 6-7 лет могут выбрать ведущего с помощью жеребьёвки , считалки и т.д., то в 4-5лет этого не получается , в виду того что дети ещё не могут всегда договорится между собой, как правило в этих случаях на помощь должен прийти воспитатель.

Заключение.

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Ведь в играх дети передают своё видение жизни . Всё что они познают об окружающей их действительности они переносят в игру. Наблюдая за процессом игры можно увидеть развития ребёнка.

Игра - необходимая составляющая здорового развития ребенка. Эмоционально важный опыт получает в игре осмысленное выражение. Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающиеся контролю ситуации. Это делается через символическую репрезентацию, которая дает детям возможность научиться справляться с трудностями, погружаясь в самоисследование. Игра – это специфический язык самовыражения. Психоаналитики утверждают, что ребенок, который проиграл про себя страшную, неприятную ситуацию, который выместил через игру свои негативные эмоции, как бы самоочищается. Часто детям трудно рассказать, что они чувствуют или как на них повлияло то, что они пережили, но они могут выразить все это посредством игры, чем помогут взрослому приблизиться к своим мыслям и тем самым позволить помочь себе. Игрушки для детей – это слова, а игра – это речь.

В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими, или сюжетно – ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Игра - это способ ребенка справиться со своими страхами. Например, девочка, которая боится темноты, может подолгу успокаивать свою куклу, уверяя, что ничего страшного нет. Ребенок как бы берет ситуацию под свой контроль.

Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л.С. Выготский назвал игру « девятым валом детского развития». В игре как в грядущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время.Совершая поступок, даже если этот поступок проигрывает, ребенок не знает нового переживания, которое связано с выполнением эмоционального порыва, который сразу был реализован в действии этого поступка.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников.

Чрезвычайно важным аспектом игры является развитие когнитивной сферы дошкольника. Именно игра дает возможность без лишней нагрузки преподать ребенку множество уроков. В процессе игры ребенок запоминает невероятно много и с большим удовольствием. Развиваются буквально все познавательные сферы ребенка – воображение (в первую очередь), мышление, память, представление и т.д. О детях, которые не могут разносторонне рассказать в первом классе о птичке, дереве, которые не достаточно наблюдательны, говорят, что они «не доиграли», рано стали взрослыми.

Игра – это важное звено в общении между детьми. Взрослые могут формировать коллектив дошкольников, предлагая играть всем вместе и разрешая конфликты между ребятами. В дальнейшем таким детям будет проще заводить друзей в школе, разрешать свои проблемы при помощи общения.

После исследования данной проблемы и наблюдая детей дошкольного в процесс игр и их взаимоотношений необходимо обратит внимание на ролевое поведение в играх, заметим , что мальчиков привлекают роли героического и профессионального характера, а девочек – чаще всего роли , связанные со школой , семьёй, искусством. Девочки в играх чаще подражают людям, которых они видят в реальной жизни , а мальчики- вымышленным героям .Это прежде всего связано с проявлением роли партнёра , т,е., участвуя в играх , девочки знают ,что надо делать , мальчиков же привлекают более трудные ситуации ,когда участники игры могут не знать как себя вести, что создаёт атмосферу риска.

Рисунки мальчиков и девочек различаются с первых же лет жизни. Девочки заполняют альбомы “принцессами” и автопортретами, а мальчики машинами и военными сражениями, и никогда наоборот .

У девочек рисунки ярче и с большим количеством мелких деталей. Они рисуют больше « принцесс» или себя и своих подруг в нарядах . Девочки любят наряжать «своих» детей У мальчиков почти каждый рисунок – новое, неожиданное принципиальное решение: дом – космический корабль, дом, стоящий на трех слонах, дом, обвитый огромной лианой с огромными прекрасными цветами (и это тоже мальчики!) и так далее .

У девочек уже в раннем возрасте проявляется “инстинкт материнства» выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т. п.) .

Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они как правило прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания .

Итак, в ходе проведённого исследования удалось решить поставленные нами задачи;
1. Изучить возрастную динамику развития игровой деятельности .

2. Раскрыть особенности игровой деятельности в зависимости от возраста дошкольника.

3. Определить гендерное становление ребёнка-дошкольника в игре.

4.Сравнить особенности игровой деятельности у детей разного пола в дошкольном возрасте.

5.Подготовить беседу с детьми по выявлению сформированности игровой деятельности и гендерной идентичности у дошкольников младшего и старшего возраста.

6. Разработать методические рекомендации для родителей и педагогов по использованию гендерных особенностей детей при развитии игровой деятельности .
Таким образом , цель работы была достигнута и гипотеза подтверждена.

Список литературы.

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
3. Берн Ш. Гендерная психология.-СПб.; прайм-ЕВРОЗНАК,2004.
4. Бендас Т.В. Гендерная психология. Учебное пособие. –СПб.;Питер,2008.
5. Верещагин Г.Е. Очерки воспитания детей у вотяков. СПб.., 1986.
6. Викулина.М.А .Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребёнка(старшего дошкольного возраста). Нижний Новгород,1997.
7 . Венгер Л. А. Сюжетно- ролевая игра и психическое развитие ребёнка.// Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. М., 1978. С.32-36.
8. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно –ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие .М.-Айрис пресс 2008.

9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.
10. Газман О.С. Роль игры в формировании личности ребёнка // Сов. педагогика 1982.№9. С. 60-64
11. Донцов А.И., Cаркисян Ш.В. Совместная деятельность как фактор межличностного восприятия в группе // Вопросы психологии. 1980. № 4 .с.38-49.
12. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики в семье и детском саду; Пособие для дошкольных образовательных учреждений.-М;Линка-Пресс,2009.
14. Евтушенко И.Н. Методологические аспекты гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Учебное занятия ; поиск, инновации, переспективы; науч.-метод.сб.ст.-Челябинск,2008.-№3(11).cю112-117..

15. Жуковская Р. И. Воспитание ребёнка в игре. М .,1963.
15.Запорожец А.В. Игра и развитие ребёнка// Психология и педагогика игры ребёнка.М.,1966. С. 5-10.
16. Каган В.Е. Когнетивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет// Вопросы психологии.2000.№2. с. 65-69.
17. Каменская Е.Н. Гендерный подход в педагогике; -Ростов /н/Д.,2006.
18. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. Учебное пособие. Российское педагогическое агентство. М-1997.

19 .Коломинский Я.Т. Мелтсас М.Х. Половое развитие в дошкольном возрасте//под ред.,Я.Л. Коломинский.
21.Кон И.С. 1975
22. Ливанова Е. А, Волошина А.Г. Плешаков В. А. И др. Игра в тренинге . возможности игрового взаимодействия .СПб; Питер, 2009.
23. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Советская педагогика .-1944.-№8-9-С 5-12.
24.Мухина В.С. Феноменология развития бытия личности. Избранные психологические труды. М.,1999.- С.23-27.
25. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М.,1982. С103-120.
26. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребёнком; - М. Академический проект ,2001.С 90-96.
27.Новосёлова С.Л., Зворыгина Е.В. Игра и вопросы всестороннего воспитания

детей // Дошкольное воспитание.1983 №10. С 38-46.
28. Осорина.М.В. Секретный мир детства в пространстве мира взрослых; изд.4-е-СПб.; Питер 2008.
29. Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. науч. трудов. - Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985.
30. Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А.В.Запорожца, А.П. Усовой .М.,1966.
31. Попова Л.В. Гендерная социализация в детстве.- Мурманск 2001.
32. Репина Т.А.Диагностика и коррекция психического развития дошкольника.1997
33. Семёнова Л.Э. Гендерный анализ стратегии и тактики притязаний у детей старшего дошкольного возраста //Вопросы психологии.1991 -.№ 4.
34. Семёнова Л.Э. Полоролевые отношения, самооценка, притязания в личностном становлении детей старшего дошкольного возраста; Автореф. Канд.дисс.-Н.Новгород 1999.
35. Соколова Л. Воспитание ребёнка в русских традициях. Айрис-пресс 2003
35 . Усова А. П. Игра и организация жизни детей . М., 1962.
36. Усова А.П. Руководство творческими играми детей // Игры детей.М.,1948.
37. Чекалина А.А. Гендерная психология; Учебное пособие. -М «Ось-89» 2006.

38. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.
1   2   3   4   5   6   7