Главная страница

Ханты-мансийский автономный округ-югра министерство образования российской федерации муниципальное бюджетное образовательное учреждение



НазваниеХанты-мансийский автономный округ-югра министерство образования российской федерации муниципальное бюджетное образовательное учреждение
страница1/3
Дата12.02.2016
Размер0.62 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3





МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД ХАНТЫ-МАНСИЙСК

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
«РАЗВИТИЕ НАДПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

КАК ОСНОВА КОНКУРЕТНОСПОСОБНОСТИ»

Автор педагогического проекта:

учитель русского языка и литературы

УРАЛЬСКАЯ ЛАРИСА БОРИСОВНА


г. Ханты – Мансийск

2014 год


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


Динамика овладения учащимися навыками самостоятельной работы


выбирать главное

выделять ключевые слова и понятия

формулировать цель

сравнивать и сопоставлять

систематизировать и обобщать

составлять план

работать с черновиком

осуществлять библиографичес-кий поиск

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2010-2011

2011-2012

2012-2013

25%

45%

54%

8%

20%

53%

11%

32%

48%

9%

31%

52%

46%

53%

55%

10%

21%

48%

17%

32%

80%

64%

81%

98%

41%

64.5%

71%

12%

28%

59%

15%

36%

51%

12%

41%

67%

44%

59%

64%

17%

37%

58%

12%

28%

78%

51%

72%

90%



Динамика овладения навыками самостоятельной работы учащимися 7 А класса

Динамика овладения навыками самостоятельной работы учащимися 7 В класса


Из сравнительной таблицы и диаграмм видно, что во всех классах увеличилось число учащихся, владеющих общеучебными умениями и навыками. Учащиеся, переходя из класса в класс, в той или иной степени расширяют круг теоретических знаний и практических умений, становятся более развитыми при любых методах обучения. Но если процесс развития надпредметных способностей станет целенаправленным и управляемым, то будут достигнуты более высокие результаты. Есть ещё затруднения, которые испытывают учащиеся: сравнивать и сопоставлять, формулировать цель, систематизировать и обобщать.

Учитывая данные результаты, подбираю такие задания, которое наиболее эффективно будут способствовать развитию этих умений.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Умения

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10-11 класс

Определять и формулировать цель деятельности







*

*

*

*

Работать с научной литературой

*

*

*

*

*

*

Выбирать существенное




*

*

*

*

*

Сравнивать, сопоставлять, систематизировать и обобщать

*

*

*

*

*

*

Выделять ключевые слова и понятия

*

*

*

*

*

*

Составлять план

*

*

*

*

*

*

составлять конспект










*

*

*

Составлять опорные схемы, таблицы, использовать их в работе

*

*

*

*

*

*

Работать с источниками информации.

*

*

*

*

*

*

Составлять план действий

по решению проблемы







*

*

*

*

Результат своей деятельности соотносить с целью и оценивать его










*

*

*

Делать предварительный

отбор источников информации для поиска нового знания










*

*

*

Добывать новые знания

(информацию) из различных источников и разными

способами

*

*

*

*

*

*

Обрабатывать полученную

информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта







*

*

*

*

Преобразовывать информацию из одной формы

в другую и выбирать

наиболее удобную для себя

форму










*

*

*

Действовать и поступать в соответствии с этой системой ценностей и отвечать за свои поступки и действия

*

*

*

*

*

*

Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической

и диалогической речи

*

*

*

*

*

*

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Календарно- тематическое планирование учебного материала по литературе (6класс).



Тема урока

Кол-во часов

Надпредметные умения и навыки

Дата

1.

Введение.

1.







2.

Понятие о мифе.

1.

Формирование понятийного аппарата




3.

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Миф «Скотный двор царя Авгия».

1.

Составление плана




4.

Подвиги Геракла. Миф «Яблоки Гесперид».

1.







5.

Легенда об Арионе.

1.

Сопоставление легенды со стих-ем А.С.Пушкина «Арион».




6-7.

Гомеровский эпос. «Одиссея».

«Одиссей на острове циклопов»

2.

Составление плана.




8.

Устное народное творчество. Мифы древних славян.

1.

Сравнение греческих и славянских пантеонов (богов). Средства художественной выразительности (эпитет).




9.

Знакомство с мифологией других народов. «Песнь о Гайавате».

1.

Сообщение.

Составление модели мира по скандинавской мифологии.




10-11

Игра-конкурс «Олимпийские игры (по мифам Древней Греции)».

2.

Составление вопросов для викторины.

Работа со словарём.




12.

Знакомство с Библией. Рождество Иисуса Христа.

1.

Составление тезисного плана.




13.

Притчи Иисуса Христа.

1.

Обучение выбору существенного.




14.

Р.Р. Знакомство с Библией.

1.

Сопоставление текстов Библии и стих-ия Б.Пастернака «Рождественская звезда».

Сочинение по предложенному плану.

Отбор материала для ответа на вопросы. Методика обучения составления и разгадывания кроссворда.




15.

Древнерусская литература. Русская летопись. «Повесть временных лет». «Сказание о Кожемяке».

1.

Составление плана.




16.

“Сказание о Белгородском киселе»

1.

Обучение устному составлению рассказа по картине.




17.

Вн.чт. «Повесть временных лет».

1.

Обучение выбору существенного.




18.

Контрольная работа по теме «Древнерусская литература»

1.







19.

А.С.Пушкин. Лицейские годы. «Узник».

1.

Составление плана. Анализ стихотворения.




20.

Дружба в жизни и творчестве Пушкина. Стих-ие «Пущину».

1.







21.

«Зимнее утро». Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха.

1.

Работа со словарём. Составление таблицы по теме «Двусложные размеры стиха». Составление алгоритма определения размера.




22.

История романа А.С.Пушкина «Дубровский». Ссора К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского (глава 1).

1.







23.

Суд и его последствия (2-3гл.)

1.

План характеристики героев. Озаглавливание глав.




24.

Прощание Владимира Дубровского с отцом и родным домом (4-5гл.)

1.







25.

Пожар в Кистенёвке.(гл. 6-7)

1.

Озаглавливание. Характеристика.




26.

Учитель.(гл. 8-9)

1.

Продолжение работы.




27.

Маша Троекурова и Владимир Дубровский(11-16гл.)

1.

Конспектирование статьи

«Композиция произведения». Работа над композицией романа.




28.

Два мальчика.

1.

Выделение эпизодов 17 гл.




29.

Развязка романа «Дубровский»

1.

Обучение даче рецензии на чтение по ролям.

Составление плана ответа на один из предложенных вопросов.




30.

Р.р. Подготовка к сочинению.

1.

Анализ текста, планов. Отбор эпизодов для сочинений.




31.

Б.у. План чтения. Библиотечные указатели.

1.

Осуществление библиографического поиска. Составление плана чтения.




32.

М.Ю.Лермонтов. Личность поэта. Стих-ие «Парус».

1.

Обучение анализу стихотворения по плану.

Подбор понятийного аппарата по теме.




33.

Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «Тучи».

1.

Анализ стих-ия.




34.

Стих-ие М.Ю.Лермонтова «На севере диком…». Мотив одиночества в лирике Лермонтова.

1.

Сравнение стих-ия Гейне и его переводов.

Работа над теоретическими понятиями.

Сопоставление стих-ия и репродукции с картины Шишкина. Составление таблицы «Средства художественной выразительности в стих-ях Лермонтова».




35.

Б.У. Справочная литература. Словари, детская энциклопедия.

1.

Обучение выбору нужной информации из справочной литературы.




36.

Н.В.Гоголь. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки.» работа над первой частью повести «Ночь перед Рождеством».

1.

Составление цитатного плана по статье учебника. Работа со словарём.

Начало работы над составлением плана повести.




37.

Картины народной жизни в повести «Ночь перед Рождеством».

1.

Продолжение составления плана. Составление таблицы (схемы) «Юмористические приёмы». Работа над планом по характеристике героев (портрет, поступки).




38.

Приключения кузнеца в поисках черевичек.

1.

Продолжение работы предыдущего урока.




39.

Реалистическое и фантастическое в повести «Ночь перед Рождеством».

1.

Работа с учебником,

(теоретические вопросы)




40.

Н.А.Некрасов. Главная тема поэзии Некрасова. Стих-ие «Железная дорога». Роль пейзажа.

1.

Подбор понятийного аппарата.




41.

Картины подневольного труда и утверждение мысли о величии народа-созидателя в стих-ии «Железная дорога».

1.

Составление таблицы «Трёхсложные размеры стиха». Составление алгоритма определения размера стиха. Рефлексия (составление таблицы стихотворных размеров с примерами).




42.

Н.С.Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа.

1

Подбор понятийного аппарата. Вывод по теме.

Работа с цитатами, характеризующими Николая Павловича.




43.

“Ужасный секрет» тульских мастеров.

1.







44.

Судьба Левши.

1.







45.

Вн.чт. Святочный рассказ Н.С.Лескова «Христос в гостях у мужика».

1.

Составление плана рассказа.




46.

А.П.Чехов. Рассказ «Лошадиная фамилия».

1.

Таблица «Юмористические приёмы в рассказе». Сопоставление с юмором у Гоголя, Крылова.




47.

Р.Р. Мой любимый юмористический рассказ А.П.Чехова.

1.

Продолжение работы, начатой на предыдущем уроке.




48.

Родная природа в стихотворениях Я.П.Полонского и Ф.И.Тютчева.

1.

Сопоставление стихотворений.







Образы и настроения пейзажной лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.




Подбор понятийного аппарата. Составление таблицы «Образы в стих-ях. Приёмы их изображений. Сопоставление».




49.

Образы родной природы в пейзажной лирике Е.А.Баратынского, И.С.Никитина, А.Н. Майкова, А.К.Толстого.

1.

Определение способов создания образов.




50.

А.П.Платонов. Автобиографичность рассказа «В прекрасном и яростном мире”.

1.

Составление плана статьи о биографии писателя.

Работа со словарём.







Талант мастера и человека в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире».




Составление простого или цитатного плана рассказа.




51.

Б.у. Записи о прочитанном. Дневник чтения. Отзыв о книге.

1.

Работа над составлением плана и алгоритмом работы с ним.




52.

М.М.Зощенко. Автор и герой в рассказе «Галоша».

1

Рецензия на ответ товарища.




53.

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Особенности жанра.

1

Характеристика героев по плану. Определение композиции рассказа. Подбор понятийного аппарата.




54.

“Кладовая солнца». Человек в окружающем мире. «Что есть правда».

1

Отзыв на произведение.




55.

Ю.П. Нагибин. «Мой первый друг, мой друг бесценный».




Работа со словарём.







Настоящая и мнимая дружба в рассказе.




Сравнение дружбы героев по плану.




56.

Великая Отечественная война в стих-ях русских поэтов.

1

Интервьюирование.




57.

В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение жизни и быта сибирской деревни в рассказе.

1

Составление схемы «Особенности композиции рассказа».




58.

Нравственные проблемы рассказа «В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

1

Подбор понятийного аппарата.




59.

В.П.Распутин. «Уроки французского».

1

Составление кроссворда.

Анализ эпизода




60.

Смысл названия рассказа «Уроки французского».

1

Обучение развёрнутому ответу на вопрос




61.

Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

1

Работа с вопросами.




62.

Родная природа в стих-ях русских поэтов 20 века.

1

Анализ стих-я по плану.




63.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Фина».

1

Составление плана эпизодов. Сравнительная хар-ка героев.




64.

Джек Лондон. «Любовь к жизни».

1

Составление таблицы «Характерные особенности героев Джека Лондона».

Составление киносценария.




65.

Эрнест Сетон-Томпсон. Рассказ «Снап».

1

Подбор понятийного аппарата.




66.

Вн.чт. Э.Сетон-Томпсон. «Рассказы о животных».

1

Обучение составлению рассказа




67.

Рей Брэдбери. Рассказы «Каникулы» и «Зелёное утро».

1

Работа со словарём.




68.

Б.У. Периодические издания, адресованные младшим школьникам.

1








ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ОПРОСНЫЕ ЛИСТЫ

Предлагаемый экспертный опрос поможет определить насколько хорошо развиваются ОУУН у учащихся. Ответы помогут совершенствовать работу в этом направлении.
  1   2   3