|
Уроке русской литературы «Запорожская вольница» по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Урок - игра на уроке русской литературы
«Запорожская вольница» (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Цели урока. Обучающая. Обобщить прочитанное и изученное на уроках.
Развивающая. Показать преемственность литературного процесса, связь русской литературы с мировой. Представить повесть Гоголя как «запорожскую Илиаду».
Воспитательная. Учить патриотизму, мужеству, чувству товарищества. Оборудование.
1. Картины И.Е. Репина «Запорожцы», «Украинка», «Портрет матери».
Куинджи «Украинская ночь», «Днепр», «Лунная ночь», «Ночное».
В. Тропинин «Украинка».
2. Раздаточный материал к повести.
3. Тест.
4. Таблицы «Архивные материалы к «Тарасу Бульбе», «Исторические романы 1820 – 1830 годов». Эпиграф к уроку « Так вот она, Сечь! Так вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!» Ход урока.
1. Вступительная беседа.
2. Творческая лаборатория Н.В.Гоголя.
3. Игра «запорожская вольница».
1). Выборы атамана.
2). Призыв в войско.
3). Воспоминания ветеранов.
4). Школа жизни.
5). Экономика козачества.
6). Экзамен.
7). Козацкое снаряжение.
8). Правда и вымысел.
9). Альбом Тараса.
10). Награда победителю.
4. Итоги урока.
1. Французский писатель Сент-Бев называл повесть Гоголя «запорожской Илиадой». Каков на самом деле жанр книги? Почему Гоголь решил написать историческую повесть? Какие исторические произведения вам знакомы? 2. Работа с таблицей «Исторический роман 1820 – 1830 годов».
1827. «Арап Петра Великого». Пушкин.
1828. «Юрий Милославский». Загоскин.
1831. «Рославлев». Загоскин.
1832. «Клятва при гробе господнем». Полевой.
1833. «Последний новик». Лажечников.
1834. «Вадим». Лермонтов. «Мазепа». Булгарин.
1835. «Тарас Бульба». Гоголь. «Ледяной дом». Лажечников.
1833 -35. «Капитанская дочка». Пушкин.
Какие события больше всего интересуют авторов? Почему? Как вы теперь сформулируете тему повести Гоголя? О чем она?
Читатели повесть полюбили, а критики высоко оценили.
Жуковский: «по вкусам всем»
Белинский: «эпизод изи эпопеи жизни целого народа», «если в наше время возможна гомерическая эпопея, то вот вам ее высочайший образец, идеал и прототип», «истинный Гомер христианской эпохи»
Пушкин: «начало достойно Вальтер Скотта».
Так кто же автор книги? Славянский Гомер? Малороссийский Вальтер Скотт? Что вы знаете об этих авторах?
Кто таков Гоголь, мы решим позже. в итоге урока, когда выясним особенности его исторической повести. Кто еще писал на ту же тему? Работа с таблицей «Архивные материалы».
1). История Малой России. Бантыш – Каменский.
2). История Русов. Конисский.
3). Записки о Малой России. Миллер.
4). Архив Коллегии иностранных дел. 1620 – 1657.
5). Записки Чепы и Боплана.
6). Записки о Малой России. Шафонский.
7). Краткое описание о Казацком народе. Симоновский.
8). История о казаках запорожских.
9). Летопись о Малой России. Ригельман.
10). Пространная повесть об Украине до смерти Хмельницкого.
11). Описание Украины. Боплан.
12). «Запорожская старина». Песни. Срезневский.
13). Малороссийские песни. Максимович.
14). Малороссийские и червонорусские песни. Лукашевич.
О чем эти труды? Какие книги Гоголь читает первыми? Зачем ему нужны сборники песен?
Ответ самого писателя: «Я к нашим летописям охладел, напрасно силюсь отыскать в них то, что хотел бы…Если б наш край не имел такого количества песен, я бы никогда не писал истории его, потому что я не постигнул бы и не имел понятия о прошедшем. Эти-то песни заставили меня с жадностью читать все летописи и куски какого бы то ни было вздору».
Откуда брал сюжеты исторических произведений Пушкин? Знал ли он точно вину Бориса Годунова? Почему выбрал точку зрения народных преданий?
Что сказал сам Гоголь о Запорожской Сечи? ( отрывок из гл.3)
3. Итак, сечь – это и школа, и республика. Мы школьники, а играть будем в республику. Объясните этот термин. В любой республике должен быть представитель власти народа. Как назывался он на Сечи?
1). Выборы атамана.
На карточках–«избирательных бюллетнях» имена кандидатов (Кукубенко, Мосий Шило; Бовдюг, Остап Бульбенко; Кирдяга, Бородатый) и пустые клетки для голосования. Три ряда – три куреня прямым голосованием выбирают атаманов и защищают свой выбор рассказом о них по тексту повести (устный портрет героя).
2). Мобилизация. (Воинский призыв).
Сколько казаков упомянуто в книге? Кто точно назовет число? (44)
«Курени» на листах записывают имена или прозвища казаков, упомянутых в тексте, которые войдут в их отряд. Кто больше наберет воинов?
3). «Бойцы вспоминают минувшие дни».
Опытные воины всегда готовы наставлять молодежь. Угадайте, кто так говорит.
Хочется мне вам сказать, панове, сто такое есть наше товарищество…(Тарас)
Прощайте, и детство, и игры, и все, и все…(сыновья)
Молитва материнская и на воде. И на земле спасет. (Тарас)
Мы обещали султану мир, и нам бы был великий грех, потому что мы клялись по закону нашему. (Кирдяга)
Есть ли еще порох в пороховницах? Не ослабела ли казацкая сила? (Тарас)
Прощайте паны- братья товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь. (Шило)
Я тебя породил, я тебя и убью. (Тарас)
Батько! Где ты? Слышишь ли ты? (Остап) 4). Школа жизни.
Ответить на вопросы об образовании запорожцев.
В каком городе учились сыны Тараса? Как называется учебное заведение? (киевская бурса)
Какую книгу и сколько раз уничтожал Остап? (букварь 4 раза)
Какого древнеримского поэта хорошо знает Тарас Бульба, но притворяется, что с ним не знаком? (Гораций – Овидий – Вергилий) 5). Экономический этап.
Как относились казаки к деньгам? А нужны они им были? Вспомните текст и распределите правильно цифры на карточке на нужды казачества.
Добыча казаков в Туреччине. 2000червонцев.
Голова Тараса. 12 +12 тысяч
Выкуп Дороша. 2+3 тысячи
Тарас дал Янкелю за себя. 800 цехинов
Цена побега Остапа. 100
Взятка часовым. 50
Дано гайдуку. 2 000 червонцев
За молчание. 12 бочек
Дополнительные вопросы. Чем торгует Янкель? Что продал в Дубно? Что вез в Варшаву? 6). Экзамен.
Рассказать о казацких обычаях (карточки выбирают).
Инаугурация кошевого атамана.
Наказания в Запорожской сечи.
Прием в Сечь.
С кем, когда можно и должно сражаться? 7). Казацкое снаряжение.
Тест на карточках. Сопоставить историзмы и украинизмы с толкованием (примечания к тексту).
1.Казакин. 2.Диадема. 3. Шемизетка. 4. Чуприна. 5. Жезл. 6. Китайка. 7. Оксамит.8. Палаш. 9. Зерцало. 10. Паволока. 11. Аргамак. 12. Епанча. 13. Шаровары. 14. Коханка. 15. Трепак. 16. Фашинник. 17. Алебарда. 18. Пищаль.19. Дукат. 20. Скарбница. 1. Бунчужный. 2. Есаул. 3. Сотник. 4. Басурман. 5. Лях. 6. Латник. 7. Старшина. 8. Кошевой атаман. 9. Консул. 10. Ликторы. 11. Довбыш. 12. Крамарь. 13. Гетьман. 14. Наказной атаман. 15. Архимандрит. 16. Мазунчик. 17. Ласун. 18. Хорунжий. 19. Комиссар.20. Лыцарь.
1. Пампушки. 2. Медовик. 3. Пундики. 4. Мед сорокалетний. 5. Горилка. 6. Саламата. 7. Кулиш. 8. Бараньи катки. 9. Бандура. 10. Гопак. 11. Баклажка. 12. Стопа. 13. Вирши. 14. Амбра. 15. Мазница. 16. Маковник. 17. Цехин. 18. Вытребеньки. 19. Гоголь. 20. Гаман.
Как видите, Гоголь точно описывает время и место действия. А есть ли в книге реальные лица, кроме упомянутых Горация, Цицерона и Потоцкого? 8). Правда и вымысел.
В каком из героеве отразились черты реальных запорожцев (по историческим документам).
Богдан Хмельницкий. Убит поляками младший сын. Другой идет на сговор с врагами. «Я решил мстить не за свою обиду. Но за поругание всего народа русского!» У Желтых вод разбил Потоцкого.
Тарас Федорович Трясило. Кошевой гетьман. Поднял восстание. Пожары, залитые кровью города. Предательство старшин войсковых. Уходит в Сечь.
Яков Остряница. Боролся с Потоцким и Вишневецким. Враги схватили его невесту. Предлагает ей уйти в Галицию или сдаться польскому королю. «Дивное диво – любовь».
Павел Бут. Воевал с Потоцким, громил усадьбы, города, применял пушки. Люди бежали в крепости. Казнен в Варшаве, вокруг на километры колья, кресты с казненными казаками. Потоцкий про него говорил: «Если бы наказать всех, надо рубить под пень всю Украину».
Итак, у Гоголя больше вымысла и обобщения. 9). Альбом Тараса.
По иллюстрациям к повести – «фото из альбома» рассказать о событии. «Чужие фотокарточки» отсеять. 10). Награда героям.
Что бы вы попросили у Тараса на память о встрече? Обоснуйте ответ.
4. Итог урока.
Подсчет набранных очков. Какой курень лучше подготовился к походу?
Выводы. Гоголь усвоил историческую науку предшественников, но впитал и высокую правду народных песен. Именно поэтому и стала его повесть «запорожской Илиадой». А современна ли повесть? Какие проблемы, поставленные Гоголем, важны и сейчас?
Каков главный вопрос перед походом? Конечно же «куда идти?». Кака куда? В библиотеку за новыми повестями.
|
|
|