Главная страница

Программа «2000+» (Международный проект по научной и технологической грамотности для всех)



Скачать 216.62 Kb.
НазваниеПрограмма «2000+» (Международный проект по научной и технологической грамотности для всех)
Дата01.03.2016
Размер216.62 Kb.
ТипПрограмма

ОБЩАЯ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важность привития молодежи технологической культуры в настоящее время признается во всем мире: ЮНЕСКО разрабо­тана программа «2000+» (Международный проект по научной и технологической грамотности для всех).

В базисный учебный план (в инвариантную часть) общеобразовательных учебных заведений России, утвер­жденный Министерством образования Российской Федерации в 1993 г., включена новая образовательная область «Техноло­гия».

Как известно, технология определяется как наука о преобра­зовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и исполь­зования указанных объектов. В школе «Технология» — интегративная образовательная область, синтезирующая научные зна­ния из математики, физики, химии и биологии и показываю­щая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятель­ности человека.

Структурная модель обучения включает в себя базовое (ин­вариантное) содержание . Под базовым содер­жанием понимается минимальный объем знаний и умений, ко­торые должны быть сформированы у всех учащихся общеобра­зовательных учебных заведений всех типов в пределах времени, отводимого на изучение образовательной области «Технология» в инвариантной части базисного учебного плана. Углубленное изучение разделов «Технологии» и профессиональная подготов­ка школьников могут осуществляться в рамках часов вариатив­ной и факультативной частей учебного плана.

Изучение новой интегративной образовательной области «Тех­нология», включающей базовые (т. е. наиболее распространен­ные и перспективные) технологии и предусматривающей твор­ческое развитие учащихся в рамках системы проектов под руко­водством специально подготовленных учителей и при наличии адекватной учебно-материальной базы, позволит молодежи при­обрести общетрудовые и частично специальные знания и уме­ния, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-эко­номическим условиям.

Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, эко­номическому и экологическому аспектам деятельности, озна­комлению с информационными и высокими технологиями, ка­чественному выполнению работ и готовности к самообразова­нию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.
Цель нового учебного предмета

Главная цель образовательной области «Технология» — под­готовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Это предполагает:

I.Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, кото­рые необходимы для деятельности в новых социально-экономи­ческих условиях, начиная от определения потребностей в про­дукции до ее реализации.

Для этого учащиеся должны быть способны:

а) определять потребности в той или иной продукции и воз­можности своего участия в ее производстве;

б) находить и использовать необходимую информацию;

в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);

г) планировать, организовывать и выполнять работу (налад­ка оборудования, операторская деятельность);

д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, кор­ректировать свою деятельность и выявлять условия реализациипродукции.

II. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в ко­нечный потребительский продукт или услуги в условиях ограни­ченности ресурсов и свободы выбора.

  1. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.

  2. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

  3. Развитие разносторонних качеств личности и способности
    профессиональной адаптации к изменяющимся социально-эко­номическим условиям.



Задачи нового учебного предмета

В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:

а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;

б) привитие элементарных знаний и умений по ведению до­машнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

г) развитие самостоятельности и способности учащихся ре­шать творческие и изобретательские задачи;

д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изу­чения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллекти­визма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры пове­дения и бесконфликтного общения;

ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реали­зации собственной продукции и услуг;

з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и деко­ративно-прикладного искусства для повышения конкуренто­способности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Базовое содержание нового учебного предмета учитывает имеющийся в нашей стране опыт, материальное и кадровое обеспечение трудового обучения в школе, зарубежный опыт преподавания предмета «Технология» и других родственных дисциплин, а также достижения научно-технической револю­ции.

Для решения этих задач в содержании предмета «Техноло­гия» можно выделить следующие основные разделы:

  1. Технологии обработки конструкционных материалов и эле­менты машиноведения.

  2. Информационные технологии — использование ПЭВМ для решения практических задач.

  3. Графика (технический рисунок, черчение, оформительско-дизайнерские работы).

4. Культура дома*, технологии обработки ткани и пищевых продуктов.

5. Художественная обработка материалов, техническое твор­чество, основы художественного конструирования.

6. Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение.

7.Производство и окружающая среда.

8. Элементы домашней экономики и основы предпринима­тельства.

При изучении всех разделов следует подчеркивать, что чело­век в своей деятельности постоянно собирает, анализирует, хра­нит и использует различную информацию, которую он получает из бесед, опросов, книг, газет, справочников, журналов, с по­мощью вычислительной техники

Помимо выделения вопросов графики, дизайна, экологии, экономики, информационных технологий и профориентации в самостоятельные разделы, они должны рассматриваться и при изучении каждого отдельного раздела.

Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность — овладение общетрудовыми уме­ниями и навыками.

Наряду с традиционными методами обучения рекомендует­ся применять метод проектов и кооперированную деятельность учащихся.

В течение всего периода обучения «Технологии» каждый уча­щийся выполняет 10 проектов (по одному в год). Под проектом понимается творческая, завершенная ра­бота, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, чтобы при выполнении проектов, начиная с младших классов, школьники участвовали в выявлении потребностей се­мьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономичес­кой целесообразности, в выдвижении идей разработки конст­рукции и технологии изготовления продукции (изделия), их осу­ществлении и оценке, в том числе возможностей реализации.

Согласовано: Утверждаю: Рассмотрено:

Заместитель директора по УВР Директор школы на заседании МО

_____________Т.П. Астафурова ___________Г.А. Астахова протокол №____

«____»_________________200__г. «___»_________200__г.

Календарно - тематическое планирование

уроков _Технологии (девочки)________________

Класс_______8а,8б, 8в классы_______________________________

Учитель______Алиева И.С.________________________________

Количество часов____34___________________________

Всего_________ часов, в неделю ____________ часов

Плановых контрольных уроков __________, зачётов, _______ тестов ________, лабораторных работ _____, практических работ __24____,

административных контрольных работ ________

Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений по

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Автор программы ___________________________________________________________________________________________________________________

Учебник __________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительная литература _________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Календарно - тематическое планирование по «Технологии»

8 классы (девочки)



Дата

Тема урока

Основное содержание урока



ЗУН обучающихся

Оборудование

Вид контроля

Домашнее задание










Элементы домашней экономики(8ч)







1.2




Домашняя экономика. Семья и бизнес



Сформировать у учащихся понятие о месте домашней экономике в обществе, развить у учащихся целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, воспитывать уважение к членам семьи, ответственность

Знать цели и задачи домашней экономики.

Схема создания семейного бизнеса

Фронтальный опрос. Практическая работа. «Расчёт затрат на приобретение срочных и необходимых вещей уч-ся.

Определить положительные и отрицательные качества 2-3 приобретённых вещей по таблице.

§1,стр7-9

3.4.




Бюджет семьи

Ознакомить учащихся с понятиями о бюджете семьи. Научить анализировать и планировать семейный бюджет.

Уметь анализировать семейный бюджет

Схема доходов семейного

бюджета.

П.р. Разработка предложения по экономии тепловой и электрической энергии в быту.

Совместно с родителями разработать проект снижения затрат на коммунальные услуги.

§4,стр22-27

5.6




Расходы на питание и составление меню.

Раскрыть значение экономики семьи и домашнего хозяйства, доходная и расходная часть семейного бюджета, структура семейного бюджета, формировать умение коллективно обсуждать рациональность тех или иных затрат и принимать разумное решение, воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость, расчетливость, научить планированию семейного бюджета


Знать роль членов семьи в формировании семейного бюджета.

Таблица «Рациональные нормы потребления продуктов питания на душу населения в год».

Фронтальный опрос П.р. Составление меню на день и его экономическое обоснование.

Составить меню на неделю. Оценить стоимость питания на неделю.

§5, стр28

7.8




Маркетинг в домашней экономике.

Реклама товара

Ознакомить учащихся с основными задачами маркетинга.

Уметь анализировать рекламу потребительских товаров.




П.р. «Определить страну-изготовителя и гарантийность качества товара по штриховому коду.

Разработать товар для производства в условиях семьи и придумать рекламу.

§7,стр35-41










Рукоделие. Художественная вышивка(10ч)






9.





Ручная художественная вышивка



Правила техники безопасности при ручных работах. Общие сведения из истории старинной народной вышивки. Материалы, инструменты, приспособления и фурнитура, применяемые для вышивки.

Знать правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.

Закрепить рабочую нитку на ткани без узла.

Образцы вышитых изделий, плакат с изображением способов перевода рисунка на ткань.



П.р. «Подготовка к вышивке, закрепление рабочей нити, увеличение и уменьшение рисунка».


Подобрать ткань, рисунок, ткань и нитки для вышивки.
§31,стр154-159

10




Стебельчатый шов. Атласная гладь.

Правила выполнения стебельчатого шва и атласной глади. Формирование у учащихся навыков последовательности вышивания атласной глади.

Уметь выполнять стебельчатый шов. Уметь выполнять простейшие ручные швы.



Плакат с изображением видов и способов выполнения стебельчатого шва и атласной глади.

П.р. Выполнение стебельчатого шва. Выполнение атласной глади с использованием ниток мулине, пялец, напёрстка.

Выполнить простейшие ручные швы.
§32,стр160-162

11




Шов узелки. Штриховая гладь.

Умение переводить рисунки для вышивания на ткань. Формирование у учащихся выполнения шва узелок и штриховой глади. Развитие внимательности и аккуратности в работе,

воспитании культуры труда.

Уметь переводить рисунки для вышивания на ткань. Закрепить рабочую нитку на ткани без узла.



Плакат с изображением видов и способов выполнения стебельчатого шва узелки и штриховой глади.

П.р.Выполнение вышивки с использованием

Штриховой глади и шва узелки.

Штриховая гладь.

§33,стр163-165

12




Тамбурный шов и шов штопка.

Формирование у учащихся выполнения шва для штопки и тамбурного шва. Закрепление умения переводить рисунки для вышивания на ткань. Развитие внимательности и аккуратности в работе,

воспитании культуры труда.

Уметь выполнять тамбурный шов.


Плакат с изображением видов и способов выполнения тамбурного шва.

Практическая работа. Выполнение тамбурного шва и шва штопка. Выполнение вышивки петлей вприкреп.

Закончить работу выполнение тамбурного шва.
§34,стр166-168


13




Двусторонняя гладь. Накладная сетка

Формирование у учащихся выполнения шва двусторонняя гладь, накладная сетка.

Уметь переводить рисунки для вышивания на ткань.


Плакат с изображением видов и способов выполнения двусторонней глади и накладной сетки.

Практическая работа. Выполнение двусторонней глади и накладной сетки способы выполнения.

Двусторонняя гладь
§35,стр169-170

14




Шов рококо

Формирование у учащихся выполнения шва рококо. Закрепление умения переводить рисунки для вышивания на ткань. Развитие внимательности и аккуратности в работе, воспитание культуры труда.

Знать технику выполнения шва.

Плакат с изображением видов и способов выполнения шва рококо.

П.р. «Выполнение шва рококо».

Закончить работу. Выполнение шва рококо.
§36,стр171-174

15




Художественная гладь

Формирование у учащихся выполнения шва художественной глади

Уметь переводить рисунок на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять изделие в пяльцы. Закрепить рабочую нитку на ткани без узла.

Плакат с изображением видов и способов выполнения художественной глади.

Практическая работа. Выполнение двусторонней глади и накладной сетки. Способы выполнения художественной глади.

Закончить работу дома
§37,стр175-176


16




Творческий проект: «Изготовление панно в технике ручной вышивки»

Выбор и обоснование проблемы, составление технологических карт изготовления изделия для творческого проекта. Формирование технолого-экономических знаний, умений по определённым критериям в выборе материала из которого выполняется изделие для творческого проекта.

Умение составлять технологической карты для творческого проекта.



Схемы технологические карты выполнения творческого проекта.

Практическая работа. Изготовление панно в технике ручной вышивки.

Индивидуальные консультации с учащимися по исполнению творческого проекта.

§38,стр177-181

17.18




Творческий проект: «Диванные подушки»

Выбор и обоснование проблемы, составление технологических карт изготовления изделия для творческого проекта. Формирование технолого-экономических знаний, умений по определённым критериям в выборе материала из которого выполняется изделие для творческого проекта

Защита творческого проекта.

Схемы технологические карты выполнения творческого проекта.

П.р. Диванные подушки.

Индивидуальные консультации с учащимися по исполнению творческого проекта

§39-43,стр183-231










Кулинария(8ч)




19




Вводное занятие. Правила санитарии гигиены и безопасности работы.

Физиология питания.

Безопасные приёмы с кухонным оборудованием, инструментами и горячими жидкостями. Соблюдение санитарных правил при кулинарной обработке продуктов питания для сохранения их качества. Экономия электроэнергии.

Понятие о пищевых отравлениях, их классификация. Профилактика пищевых отравлений. Соблюдение правил кулинарной обработки, условий и сроков хранения пищевых продуктов. Первая помощь при отравлениях.

Знать о влиянии на качество пищевых продуктов отходов промышленного производства. Правила оказания первой помощи.




«Определение сроков годности консервированных продуктов»

Выучить правила техники безопасности.

В домашних условиях определить срок годности продуктов.



20.




Торты и пирожные из песочного теста с начинкой и кремом.

Виды песочного теста, его применение в кулинарных изделиях. Рецептура и технология приготовления песочного теста .Влияние качества жиров и яиц на пластичность теста и рассыпчатость готовых изделий. Фруктовые начинки и кремы для тортов и пирожных из песочного теста.

Знать способы приготовления теста

Инструменты для раскатки и разделки теста

«Приготовление фруктовой начинки, крема. Торт песочный»

Реферат «Выпечка торта и пирожных из песочного теста» по рецептуре.

21.




Печенье из ароматизированного песочного теста.

Ароматизирование песочного теста ванилью, лимонной цедрой, лимонным соком. Формирование печенья.

Знать технологию приготовления теста.




Рецептура приготовления фигурного песочного печенье.

Выпечка печенья из песочного теста.

22.




Приготовление пудингов

Роль десерта в праздничном обеде на современном столе. Специи используемые для приготовления пудингов.

Уметь правильно использовать специи при приготовлении пудингов.




Рецептура приготовления пудинга.

Приготовить пудинг по рецепту.

23.




Приготовление пирогов.

Технология приготовления пирога. Способы определения готовности пирога.

Знать способы приготовления теста







Приготовить пирог из яблок.

24.




Холодные напитки

Продукты для приготовления холодных напитков. Первичная обработка ягод и фруктов для приготовления напитков. Требования к качеству напитков

Знать технологию приготовления горячих напитков.

Инструменты и оборудование (миксеры, взбивалки, венчики, соковыжималки)

Приготовление напитка из фруктово-ягодного сока

Приготовить молочный коктейль

25.




Банкет-коктейль

Составление меню, расчёт количества и стоимости продуктов. Правила поведения на банкете.

Уметь составлять меню, знать правила поведения на банкете.




Составление меню обеда.

Составить и оформить приглашение.

26.




Заготовка продуктов. Консервы из фруктов и ягод.

Правила техники безопасности при консервировании. Способы хранения и консервирования овощей(маринование, замораживание, сушка, варка с сахаром).Время стерилизации.

Знать правила оказания первой помощи при ожогах. Способы консервирования.

Инструменты и оборудование для приготовления огурцов.

Подготовка банок и крышек для консервирования.

Консервировать огурцы.










Художественные ремёсла(8ч)







27.

28




Материалы и инструменты для вязания на спицах

История вязания изделий, выполненных в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Правила подбора спиц. Приёмы вязания лицевых и изнаночных петель.

Знать свойства шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и щёлковых нитей. Правила подбора спиц для вязания.

Спицы, пряжа. Папка с принадлежностями и материалом

для работы.

Изготовление образцов вязания лицевых и изнаночных петель

Подобрать спицы и пряжу. Изготовить образцы вязания лицевых и изнаночных петель.

29.30




Вязание на двух спицах.

Технология выполнения различных приёмов вязания: скрещённые петли, накиды, убавление и прибавление петель).

Знать возможности техники вязания на спицах


Образцы работ выполненные лицевыми и изнаночными петлями,

схемы.

Изготовление образцов чулочного и платочного вязания, различных видов резинки.

Изготовить образец резинки. Выполненные образцы вязок приклеить в альбомный лист

31.32




Орнамент в вязанных изделиях.

Дать представление об орнаменте в вязаных изделиях, научить составлению схем орнамента. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте.

Уметь вязать простые изделия на двух спицах.

Схемы, спицы, пряжа.

Изготовление образцов различных узоров.

Изготовление образца шарфа. Выполненные образцы вязок приклеить в альбомный лист

33.




Цвет в художественном оформлении вязанных изделий.

Дать представление о цвете в вязаных изделиях, познакомить с технологией окраски пряжи. Научить подбирать красители для перекрашивания цветной пряжи в нужный цвет. Приготовление красильного раствора.

Умение соединять петли на лицевой стороне.

Вязать нитками различной толщины и цвета.

Спицы, пряжа. Папка с

принадлежностями и материалом

для работы.

Вязание образцов цветных орнаментов нитками двух-трёх цветов.

Изготовить образец детской шапочки или шарфика в уменьшенном масштабе.

34.




Вязание на пяти спицах

Научить распускать старые вязаные изделия, выпрямлять нити, показать способы вязания на пяти спицах.

Уметь распускать старые вязаные изделия, выпрямлять нити, показать способы вязания на пяти спицах.

Спицы, пряжа. Образцы работ.

Намотка клубков. Вязание изделия на пяти спицах (детский носок)

Изготовить образец детского носка в уменьшенном масштабе.







ИТОГО:34 часа