Главная страница

Ханты-мансийский автономный округ-югра министерство образования российской федерации муниципальное бюджетное образовательное учреждение



НазваниеХанты-мансийский автономный округ-югра министерство образования российской федерации муниципальное бюджетное образовательное учреждение
страница3/3
Дата12.02.2016
Размер0.62 Mb.
ТипДокументы
1   2   3

Коммуникативные умения и навыки

Баллы

Виды работы на уроке

Фамилия учащихся

  1. Изложение собственных мыслей

3

может самостоятельно донести свою мысль до других













2

может донести свою мысль до других только с помощью наводящих вопросов













1

не может донести свою мысль до других даже с помощью наводящих вопросов













  1. Ведение дискуссии

    1. Способность отвечать на вопросы

4

обычно отвечает, давая развернутый ответ













3

обычно отвечает, давая краткий (неполный) ответ













2

как правило, при ответе испытывает затруднения из-за волнения













2

как правило, при ответе испытывает затруднения из-за ограниченности словаря













1

практически не может самостоятельно отвечать на вопросы













    1. Способность задавать вопросы

3

обычно самостоятельно формулирует корректные вопросы













2

формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику и требуют уточнений













1

практически не может формулировать вопросы, понятные собеседнику













    1. Способность корректно возражать оппоненту

3

обычно возражает своему оппоненту корректно













2

не всегда корректно возражает своему оппоненту













1

как правило, не соблюдает корректность, возражая оппоненту













  1. Взаимодействие в учебной группе (группе сверстников)

3.1.способность аргументировано отстаивать собственную позицию:

3

обычно отстаивает свою позицию аргументированно













2

не всегда аргументированно отстаивает свою позицию













1

как правило, не может аргументированно отстоять свою позицию













3.2. способность гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию:

4

обычно может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию в случае необходимости













3

не всегда может в случае необходимости гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию













2

как правило, не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, даже если понимает необходимость этого шага













1

не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, потому что, как правило, не понимает необходимость этого шага













3.3.Способность подчиниться решению группы для успеха общего дела:

3

обычно может подчиниться решению группы













2

не всегда может подчиниться решению группы













1

как правило, не подчиняется решению группы













4. Соблюдение социальной дистанции в ходе общения (способность учитывать статус собеседника и особенности ситуации общения)

3

обычно удерживает социальную дистанцию в ходе общения













2

не всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения













1

как правило, игнорирует социальную дистанцию в ходе общения
















ОБЩИЙ БАЛЛ:















Процедура обработки данных опроса такая же, как по интеллектуальным ОУНам.

В результате подсчета можно выделить три группы учащихся: слабая группа (от 8 до 13 баллов), средняя группа (от 14 до 20 баллов), сильная группа (от 21 до 26 балла).


Группа, баллы

Статус

Рекомендации учителям

Слабая группа (8–13 баллов)

Не способен самостоятельно донести до окружающих собственные мысли и формулировать ответы на обращенные к нему вопросы, а также самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. В ходе дискуссии, как правило, не корректен. Не может аргументированно отстаивать собственную позицию и гибко менять ее, так как не понимает необходимость этого шага. При взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы. Не способен строить общение с учетом статуса собеседника и особенностей ситуации общения.

Необходимо развивать приемы участия в дискуссии, формировать способность обосновывать свою позицию в споре, видеть общую цель группы и действовать в соответствии с нею, удерживать социальную дистанцию в ходе общения со взрослыми и сверстниками.


Средняя группа (14–20 балла)

Испытывает некоторые затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на обращенные к нему вопросы в связи с волнением (ограниченным словарным запасом) и при попытках самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. Не всегда способен отстоять свою позицию или разумно изменять ее, а также подчиниться решению группы для успеха общего дела. Возражая оппоненту, бывает некорректен. В ходе общения может нарушать социальную дистанцию.

Необходимо работать над совершенствованием умения излагать свои мысли, формулировать вопросы собеседнику и отвечать на поставленные вопросы. Желательно помочь ребенку в развитии способности отстаивать свою позицию или разумно менять ее. Следует работать над умением соблюдать социальную дистанцию в общении

Сильная группа (21–26 балл)

Способен ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту. Умеет аргументировать свою позицию или гибко менять ее в случае необходимости. Способен подчиниться решению группы ради успеха общего дела. Всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения.

Не нуждается в специальной работе по развитию коммуникативных навыков.


Разумеется, описание статуса учащихся и рекомендаций по работе с ними носят обобщенный характер. В каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.

Очень интересно свести данные по каждой из шкал на большом листе. Можно сравнивать одни и те же параметры деятельности учащихся на различных предметах, чтобы при необходимости организовать коррекционную работу. При периодическом проведении данной диагностики в одном и том же классе (не чаще, чем в начале и в конце года) можно увидеть динамику развития ОУНов. Одним словом, у данной методики есть определенный потенциал.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Результативность моей педагогической деятельности подтверждается:


  1. Положительной динамикой успеваемости обучающихся по литературе на протяжении 3-х лет обучения в школе, что видно из диаграммы.


ДИНАМИКА ОБЩЕЙ УСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ДИНАМИКА КАЧЕСТВЕННОЙ УСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

На фоне стабильной успеваемости в течение 3-х лет (с 5 по 7 классы) наблюдается небольшой рост качества обученности.

  1. Степенью подготовки выпускников к государственной (итоговой) аттестации.

В 2012-2013 учебном году выпускники 11 классов впервые сдавали экзамен по литературе в форме ЕГЭ.

Итог:

1. Успеваемость – 100%.

2. Качество обученности – 100%.

3. Средний балл – 4,5.

3. Результатами участия обучающихся 5-11 классов в конкурсах, олимпиадах различного уровня.





Мероприятие

Результат, участники

Уровень

ОЛИМПИАДЫ

Общероссийская олимпиада школьников по Основам православной культуры


Участники, 6, 8 классы

Школьный

Олимпиада по литературе

3- место, Глущенко Д., 11 класс


Муниципальный

этап

Дистанционная интернет - олимпиада по русскому языку проекта InfoUrok.ru


Участники, победители

Мишарина Д.,

Фомина Ж.

(7 класс) – 1 место;

Чадов К., 10 класс (3 место)

Всероссийский

Дистанционная интернет - олимпиада по русскому языку и литературе «Олимпус»


Участники,

Боловнева П., 9 класс – 3 место (литература)

Лауреат олимпиады Мишарина Д.,

(7 класс)


Всероссийский

КОНКУРСЫ ЧТЕЦОВ

Конкурс чтецов, посвящённых 66-летию ВОв

«Поклонимся великим тем годам…»



Осокина Ю., 10 класс – 1 место; Штогрин Н., 10 класс – 2 место


Школьный

Конкурс чтецов, посвящённый 190-летию со дня рождения Н.А.Некрасова

Чумакова К., 8 класс – 2 место, Мишарина Д., 6 класс - 3 место

Школьный

Участник окружного детского литературного конкурса имени мансийской сказительницы А.М.Коньковой,

Пузина Ю., 9 класс

Региональный

Участник муниципального этапа окружного конкурса военно-патриотической песни «Память»


Осокина Ю., 10 класс

Муниципальный




Международный конкурс читательской грамотности

«Почитай – ка»

Шагиахметов Д., 8 класс (1 место), Смыков И., 8 класс (3 место)


Региональный этап

КОНКУРСЫ СОЧИНЕНИЙ

Конкурс сочинений, посвящённый 430-летию г. Ханты-Мансийска

Шагиахметов Д., 8 класс, 2 место


Школьный

Интернет – конкурс «Письмо солдату»

Баширов Б., 7 класс, (1 место),

Буркова Валерия (участник),

Больных Валерия

(участник)

(Осокина Ю., 11 класс; Глущенко Д., 11 класс – отмечена специальным дипломом; Добрынин С., 7 класс – отмечен специальным дипломом)

Всероссийский

Конкурсная программа «Адрес детства – Ханты-Мансийск» (номинация «Журналистика»)

Полозов Е, 7 класс (1 место), Боловнева П., 9 класс (1 место), Седов В., 9 класс (2 место); Трочинский О., 8 класс (1 место); Двинянина О., 10 класс (2 место)


Муниципальный

Конкурсная программа «Адрес детства – Ханты-Мансийск»

Номинация «Литература»


Сургутскова Е., 8 класс (1 место); Пузина Ю., (3 место), 9 класс


Муниципальный

Литературно-патриотический конкурс «Слово о солдате»

Боловнева П., 9 класс (3 место)


Муниципальный

Конкурс сочинений по антинаркотической профилактике

«Я выбираю жизнь!»


Участники

Муниципальный

КОНФЕРЕНЦИИ, ФЕСТИВАЛИ

II Окружная музейная Интернет - конференция

«Связь времен»



Седов И. – участник, Сургутскова Е. – 3 место,7 класс


Региональный

Участники дистанционного фестиваля русского языка «Русский язык – общенациональное достояние

народов РФ»


Осокина Ю., Глущенко Д. (10 класс)

Всероссийский

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Конкурс социальных проектов «Не будем Иванами, не помнящими родства»

Коллектив 5 А класса

Школьный

Конкурс «Адрес детства – Ханты-Мансийск». Социальный проект «Не будем Иванами, не помнящими родства».

Денисова А., чешков И., Мишарина Д. – 1 место

Муниципальный

Конкурса «Древо профессий»

(в рамках социального проектирования)

Победители (Седов И. 1 место и участники Сургутскова Е., Чешков И.

Муниципальный

Интернет-конференция «Живые страницы истории» (представление исследовательских работ в рамках социального проекта «Не будем Иванами, не помнящими родства»)

участники

Региональный

Конкурс социальных проектов «Мой мир»

(создание портфолио для учащихся 5-8 классов)

7 А класс – 2 место

Школьный

Работа над социальным проектом «Выпуск школьной газеты: «Школьный калейдоскоп»

8 А класс

Школьный

Полученные результаты позволяют сделать вывод:

Правильная организация работы и обучения позволяет школьникам не только овладеть знаниями, но и

- приобщиться к самостоятельному добыванию знаний;

- сформировать навыки публичного выступления, ведения научной полемики;

- развить умения и навыки анализа и систематизации полученных ранее знаний;

- развить социальную компетентность;

- расширить и углубить знания по литературе;

- подготовиться к сдаче ЕГЭ;

- совершенствовать навыки самостоятельной работы;

- работать со справочной литературой и использовать полученные данные.

Всё это говорит о правильности выбранного подхода. Поэтому я планирую продолжить работу по развитию надпредметных умений и навыков в урочной и внеурочной деятельности не только по литературе, но и по русскому языку.

Мой опыт обобщён на страницах школьных методических сборников и его могут использовать учителя, готовые направить свою деятельность на поиски оптимальных путей для развития каждого школьника на основе его индивидуальных способностей и возможностей, образовательных потребностей. Мною создана методическая копилка по теме: «Развитие надпредметных умений и навыков на уроках литературы», которая содержит различные памятки, схемы, алгоритмы, позволяющие учащимся облегчить работу с текстом.

Важнейшим результатом своей работы считаю желание учеников проявить себя и свою творческую активность, поделиться своими чувствами и мыслями, изменяться и изменять мир вокруг себя, быть человеком с жизненной позицией, образно описанной Генри Мильором:

Пусть меня там нет, где я должен быть,

Пусть я не такой, каким хочу быть,

Но зато я уже не такой, каким был прежде.

Я еще не научился достигать конца пути,

Но уже научился не топтаться на месте.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Из опыта работы

Учащиеся, с которыми я работаю, имеют разный уровень подготовки и мотивации. Поэтому, создавая условия для самореализации каждого ученика, подбираю учебные задачи в зависимости от уровня сформированности компонентов учебной деятельности школьников:

  • задачи, требующие актуализации простейших операций узнавания: (например, тесты для определения знания текста художественного произведения);

  • задачи по воспроизведению понятий, определений, правил, фактов;

  • задачи на дополнение (например, клише, восстановление отрывков фраз, восстановление отрывка);

  • задачи на выявление уровня владения учащимися терминологии (терминологические диктанты, кроссворды, викторины, тесты);

  • задачи на основные логические операции (анализ, синтез, сравнение, классификация);

  • задачи на выявление взаимоотношений между фактами (причина, следствие, цель, средство, влияние);

  • задачи на пересказ своими словами и комментирование (анализ эпиграфов, афоризмов, цитат, развертывание предложений в целый текст);

  • задачи на определение главной мысли;

  • задачи на перевод из одной знаковой системы в другую (составление опорных конспектов, ответ с использованием алгоритмов, таблиц, схем);

  • подбор вопросов и заданий;

  • разработка сообщений, рефератов, докладов, проектов;

  • написание творческих работ.

Остановлюсь на некоторых направлениях деятельности учащихся.

  • Формирование понятийного аппарата.

Одно из направлений работы – это формирование у учащихся понятийного аппарата.

При изучении новой темы, анализе произведения, написании сочинения и т.д. нужно владеть определёнными понятиями, причём не просто знать их значение, но и уметь использовать их в своей работе. Чтобы облегчить запоминание, на уроке играем в игру «Пойми меня», она занимает 3-5 минут и помогает отрабатывать запоминание терминов. Заранее подготовленные ученики повторяют их и придумывают ассоциации к ним, но так, чтобы ни само слово не называлось, ни звучали однокоренные слова. По этим ассоциациям остальные должны определить, о каком термине идёт речь. Это развивает логическое мышление, память, помогает запомнить понятия и определения.

Например: этот термин включает в себя несколько составляющих элементов; название элементов: завязка, развитие событий, кульминация, развязка; иногда порядок этих элементов может быть нарушен; она бывает кольцевая, рассказ в рассказе; есть у любого произведения. (Композиция)

  • Составление плана. Выбор существенного.

В течение учебного года учащиеся систематически отрабатывают умение

составлять план, как простой, так и сложный, цитатный. Эта работа включает в себя умения выбирать существенное в тексте, отрабатывать понятия, находить ключевые слова, делить текст на части, владеть определёнными терминами и понятиями.

Также на уроке учащиеся работают с готовым планом.

В 7 классе при изучении повести «Тарас Бульба» семиклассники выполняют такую

работу, как характеристика главных героев. Работа сложная, и чтобы облегчить работу учащимся, им заранее предлагается план, который поможет отразить все основные черты характера героев. Чтобы раскрыть пункты плана, надо обратиться к тексту, найти эпизоды, в которых раскрывается характер героя, причины его поступков, его отношения с другими персонажами произведения и т.д.

Например, план характеристики Тараса Бульбы.

  1. Внешний облик, его значение, отражение в характере.

  2. Черты характера.

  3. Образ жизни, образ мыслей, стремления.

  4. Как проявляется характер Тараса в отношениях с женой, с детьми?

  5. Как относится к Тарасу другие герои: его жена, дети, товарищи?

  6. Как Тарас Бульба относится к товарищам? Как относится к врагам?

  7. Какие качества проявляет Тарас в бою?

  8. Каково авторское отношение к Тарасу Бульбе?

  9. Каковы ваши читательские впечатления от этого героя? Совпадают ли иллюстрации, изображающие Тараса Бульбу, с вашими представлениями о нём?

Нужно сказать, что не все ещё могут справляться с данным видом работы, но если сравнить с началом прошлого года, то процент тех, у кого получается, возрос (не умели 60%- до 68%, на сегодня - от 48% до 52 %). Работать есть ещё над чем. Трудности возникают в умении определять основную мысль смысловых частей. Но и нехватка времени на уроке тоже не даёт подробнее остановиться на этом виде работе, поэтому чаще всего такое задание бывает домашним. Более продвинута эта работа в 5-х классах и 7 А классе, В 9-ом классе работа идёт сложнее.

  • Сравнение и сопоставление.

Ещё один вид работы, который часто используется на уроках это сравнение и

сопоставление. Сравниваются герои по определённым критериям, в зависимости от изучаемого произведения. Всё это обобщается, делаются выводы. В 6 классе изучался рассказ «Мой первый друг, мой друг бесценный». В рассказе автор говорит о дружбе мнимой и о дружбе настоящей. Так вот чтобы понять, чья дружба настоящая, чья – мнимая, необходимо было понаблюдать и сравнить, как проявляется умение героев дружить в разных ситуациях и, следовательно, сделать соответствующие выводы.

При изучении лирических произведений, особенно стихов о русской природе, использую приём сопоставления. Например, сопоставляем одно стихотворение с другим, а потом эти же стихи, но уже сопоставляются с картинами художников. Также делаются выводы. Этот вид деятельности достаточно сложный, так что пока учащиеся эту работу выполняют под руководством учителя.

На уроках литературы в эвристических беседах помогаю обучающимся понять, как одна деталь (например, ветка гераниума в произведении И.С.Тургенева «Ася», брошенная героиней господину Н.Н.или трубка Тараса в произведении Н.В.Гоголя «Тарас Бульба») может раскрыть суть эпизода, характер героя или авторский замысел в целом.

Ведётся работа не только по обучению сравнению и сопоставлению, но учимся обобщать, оценивать и классифицировать (таблицы, схемы, графики). Так в 9 классе провожу урок по теме: «Кто такой Чичиков: «подлец», «приобретатель или…?» В ходе подготовки к уроку учащиеся были разделены на группы: на Чичикова мы должны посмотреть глазами разных людей: литературоведов, героев поэмы, глазами современного читателя и, конечно же, глазами самого автора. Такой многосторонний взгляд поможет постичь загадку сложного характера главного героя, углубит понимание идейно-художественного своеобразия поэмы. Провести сравнительный анализ и выяснить, что же сближает Чичикова с помещиками - “небокоптителями” и чем они отличаются?

Далее ребятам предлагается проследить карьерный путь Чичикова, отразив на схеме все этапы его карьерного роста, взлёты и падения. После чего учащиеся делают вывод: благодаря чему герой медленно, но верно поднимается по служебной лестнице. Ребята приходят к выводу, что если создать портрет Чичикова по этим характеристикам, исключая взгляд автора на главного героя, то получится портрет интересного делового человека. И вот теперь можно ответить на вопрос, сформулированный в теме урока: кто такой Чичиков, мёртвая ли он душа. Актуален ли образ Чичикова в наши дни.

  • Составление таблиц, схем.

В процессе работы девятиклассники работают с источниками информации:

выбирают существенное и систематизируют полученные знания, составляют опорную схему и делают выводы.

Анализируя сказку К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» и вспоминая особенности народных сказок, ребята составляют таблицу «Реальные и сказочные мотивы в произведении». Делают вывод о том, является ли произведение сказкой или в нем есть признаки другого жанра (рассказа, были)

Реальные мотивы

Сказочные мотивы

1. Война, раненый конь, злоба людская, равнодушный, озлобленный мальчик.

1. Мальчик – колдун; свист, вызывающий стужу и наказывающий злого человека.

2. Инвалид, просящий подаяние, унижение просящего.

2. Рассказ бабки о происшествии 100-летней давности (легенда).

3. Решение Фильки идти за помощью к людям.

3. Сорока, летящая за помощью к тёплому ветру. Её болтовня, которой никто не верит.

4. Совместная работа, труд, растопляющий льды, возвращение к жизни мельницы и всей деревни.




5. Радость прощения, примирения. Чуткость коня.





Пока это ещё достаточно простые схемы, с опорой на текст, статьи, поэтому учащиеся особенных трудностей здесь не испытывают. В 5 классе мы составляли таблицу «Виды сказок и их герои». Классифицировали положительных и отрицательных персонажей. В 7 классе мы составляли таблицу «Роды и жанры литературы». Этот вид работы тоже предполагает отработку умений и навыков в выборе существенного, работу со словарём. Составление опорных схем и таблиц находит своё продолжение на уроках русского языка, где учащиеся, например, составляют алгоритм выбора нужной орфограммы.

При изучении рассказа В. Гаршина «Attalea princeps» учащиеся работают по группам. Опираясь на ключевые слова и выражения, готовят сжатый пересказ эпизода.


1-я группа

2-я группа

3-я группа

4-я группа

Ботанический сад,

Оранжерея

Узорчатые арки

Железные рамы

Толстые стёкла

Родной край

Свобода

Зима

Бледнели

Умирали

Учёный директор

Стеклянная будочка

Attalea princeps

Научное имя

Гость из Бразилии

Роскошные леса

Была гордой

Голубое небо

Саговая пальма

Пузатый кактус

Корица

Древовидный папоротник

Злоба и раздражение

Глупости

Вздор

Гордые слова

Пальма росла

Решётки прочны

Упёрлась в рамы

Упрямое дерево

Звонкий удар

Осень

Нищая природа

садовник


Начиная с 5-го класса учащиеся ведут читательский дневник. В нём определены следующие разделы: название произведения и его автор, главные герои (подразумевается классификация положительных и отрицательных персонажей), сюжет произведения (умение кратко изложить содержание произведения), по желанию ребята делают иллюстрации к прочитанному. Раз в полугодие отводится специальный урок, на котором учащиеся делятся впечатлениями о наиболее понравившейся книге или произведении (учатся высказывать свои мысли, своё мнение). Эта работа оценивается. Нельзя сказать, что все учащиеся выполняют эту работу, но у многих такой читательский дневник ведётся.

  • Использование информационных технологий.


Изобретательная деятельность учителя на уроке раскрывается в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, конструировании хода урока, создании учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе научных фактов, организации творческой работы учащихся.

Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом. 
Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками.

Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра. Так, мои ученики в полном объеме просмотрели дома фильм Сергея Бондарчука « Война и мир» и новую версию этого фильма, совместный проект -Франция и Россия. Позже на уроке их обсуждение вылилось в бурную дискуссию об их достоинствах и недостатках. 

Хочу привести несколько примеров использования средств Интернета на своих уроках. Сразу отмечаю, что чаще всего я использую их на этапе самостоятельной подготовки учащихся к урокам. В процессе работы я поняла, что прежде чем предлагать задания с использованием Интернета необходимо соблюдать следующие

требования: 
• в процессе постановки учебной задачи должны быть упомянуты, а лучше в письменном виде предложены сайты, рекомендованные для выполнения данного задания. Ссылки на тематические ресурсы я сама нахожу, чаще всего, на сайте сетевого объединения методистов или ввожу фразу поиска в Yandex и Google. Это только кажется, что поисковая работа – это просто. На самом деле – это достаточно сложно, так как из всего многообразия предлагаемой информации нужно выделить и выбрать только самое главное и необходимое – «отделить зёрна от плевел»; 
• прежде чем предлагать задание ученикам, связанной с использованием не только Интернета, но и любой ИКТ, первоначально самому учителю, хотя бы эскизно представлять, что в результате он должен получить; 
• нацелить обучающихся на трудоёмкость выполнения задания, предупредить о неожиданностях, с которыми они могут встретиться в процессе работы над ним; 
• обеспечить достаточный ресурс времени для выполнения задания (я его предлагаю примерно за 1-3 недели до планируемого проведения урока, иногда больше); 
• предупредить учеников о критериях оценивания работы;
• показать практическую значимость выполняемого учащимися задания, упомянув о том, что их работы могут потом использоваться как учебные пособия на уроках в других классах.

Здесь же я чаще всего даю понятие об авторском праве, а после того, как ученик сдал работу, прошу разрешения для её использования; 
• список тем для подобного вида работ лучше предложить заранее перед изучением большой темы, творчества конкретного писателя, чтобы у учащихся было право выбора; 
• объём работы. 

Учитель выступает организатором творческой поисковой  и исследовательской деятельности учащихся.

Есть опыт создания совместных проектов по лирике поэтов серебряного века. Учащиеся разбиваются на группы: художники, музыканты, чтецы - и готовят анализ стихотворений. Это интерпретация произведений, которая создаётся не в виде сочинения, а в виде творческой работы. Художники в виде образов, изображая стихотворение построчно, создают анимационный ряд. Музыканты подбирают музыку, под которую может прочитываться данное стихотворение, и обосновывают свой выбор. Чтецы добиваются как можно более точного прочтения. Потом вся работа собирается воедино, и создаётся один проект - фильм. (Рисунки сканируются и включаются в презентацию)

Также учащиеся могут создавать документальные фильмы, заочные экскурсии, рассказы о писателях, медиасочинения, библиотеку школьных наглядных пособий, справочники, опорные конспекты.

Создание заочных экскурсий - документальных фильмов - важный момент в моей работе. Зачем нужны заочные экскурсии на уроках литературы?

Во-первых, они расширяют кругозор учащихся.

Во-вторых, сейчас в каждом классе по литературе по программе Коровиной предлагается совершать заочные экскурсии по литературным местам. Таким образом, эти фильмы - видеоподдержка таких уроков.

В-третьих, нет возможности съездить в такие места, поэтому такие экскурсии замещают "живые".

На уроках литературы очень часто нужен  исторический комментарий. Предлагаю ребятам создать видеоролики по таким темам. Они содержат исторические справки об исторических личностях, событиях, иллюстративный и видеоматериал.

Также создаём видеоролики по биографиям писателей и поэтов. Насколько интереснее не просто прослушать рассказ учителя, но и увидеть воочию портреты людей, окружающих этого человека, места, с которыми связана его жизнь. Записать с помощью микрофона тот текст, который устраивает, подобрать иллюстративный материал, наложить его на звук, можно оформить фоновой музыкой, и фильм готов.

Использование ИКТ на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно. 
Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. 

Компьютер в урочной деятельности я использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); средство диагностики и контроля. Учащиеся сами готовят презентации в программе Power Point и представляют на уроке свои работы.

Использование компьютера позволяет решать практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- обогащение словарного запаса;

- овладение нормами литературного языка;

- знание лингвистических и литературоведческих терминов;

- наконец, формирование общеучебных (надпредметных) умений и навыков.

Применение информационных технологий в преподавании на данном этапе модернизации образования - это не дань моде, а необходимость, т.к. они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес, как к предмету, так и к надпредметным занятиям; активизируют познавательную деятельность учащихся.

Работа, включающая использование различных форм самоконтроля и взаимоконтроля, интенсифицирует деятельность школьников, происходит активизация разнообразных форм общения (общение друг с другом в процессе работы в парах, в группах, общение с помощником учителя –консультантом, с учителем, общение с учебником, словарем, справочником.

  • Работа в группах.

Остановлюсь на работе в группах. Групповая форма организации учебной работы учащихся на уроке изначально предполагает:

1. Класс делится на микрогруппы для решения конкретных учебных задач, являющихся составной частью общегрупповой задачи.
2. Каждая группа в зависимости от количества членов и уровня их подготовки получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное). Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
3. Каждой группе даётся набор учебных материалов для работы, где указаны цель задания, перечень литературы и материалов, которыми должны пользоваться ученики, порядок выполнения задания - какую часть задания выполняют индивидуально, какую - коллективно, перечень контрольных вопросов для самопроверки. Для организации рабочего места парты сдвигаются так, чтобы могли вместе работать по 5 человек и чтобы отделить одну группу от другой.
4. Во время работы групп учитель ходит по классу, следит за работой групп,
удалось ли группе найти самый рациональный путь решения, не образовались ли какие ошибки, в случае затруднения педагог включается в работу группы.
5. Состав группы непостоянный, он подбирается с учётом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

Состав меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Руководители групп и сам их состав могут быть разными и подбираются они по принципу объединения школьников разного уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся. Оптимальная численность микрогруппы - 3-5 человек.

С возрастанием численности группы её продуктивность снижается.
6. Необходимо в каждой группе выделить ответственного руководителя, который руководит работой группы, процессом обмена и обсуждения информации. Выбор «руководителя» полезно предоставить самой группе, возможно наличие «технического» и «эмоционального» лидера в микрогруппе.
7. При групповой работе усиливается активность, интерес и уровень получаемых знаний, развивается умение делового общения, взаимодействия с людьми при решении разнообразных проблем.
При организации групповой работы учащихся возникает ряд трудностей организационного, педагогического и социального плана. Чтобы групповая работа по добыванию знаний была по-настоящему продуктивной необходимо «настраивать» учащихся на совместную деятельность - интересную, личностно и социально значимую, общественно полезную, допускающую распределение функций по индивидуальным способностям.
Только при таких условиях, работая в составе группы, учащиеся на
собственном опыте убеждаются в пользе совместного планирования, распределения обязанностей, взаимообщения. Ребята сплачиваются между
собой, приучают действовать согласованно и слаженно, испытывая чувство
групповой ответственности за результаты совместной деятельности.
Групповая форма организации работы, кроме того, делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом здорового творческого соревнования. Результаты совместной работы учеников в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым индивидуально. И это потому, что члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность в результатах отдельных членов группы, а также потому, что работа каждого ученика в группе особенно индивидуализируется при регулировании темпа продвижения при изучении какого-либо вопроса.

Примеры заданий для групп учащихся на уроках литературы.

1. Сказка «Царевна – лягушка» (5 класс)

1 группа

1) Представить в рисунке, опорной схеме понятие «сказка». Почему люди создали сказки? Помощь учебника на стр. 28-29

2) Сказка «Царевна-лягушка». Каковы взаимоотношения в семье героев? Проследите по сказке на стр. 31-32.

2 группа

1) Назовите виды сказок. Каковы особенности сказок. Помощь учебника на стр. 30-31

2) Сказка «Царевна-лягушка». Сравните Царевну-лягушку и невесток. В чем их отличие?

Царевна-лягушка

Невестки








3 группа

Нарисуйте карту маршрута путешествия Ивана-царевича. Что помогло Ивану-царевичу спасти Василису Премудрую?

2. 10 класс. «Подготовка к сочинению по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

1 группа: (этап актуализации знаний в данной области) - выделение проблем - работа с литературой - обсуждение в парах - предложение тем сочинений в группах - представление тем классу - выбор темы (тем) для дальнейшей работы (каждой группой).
2 группа:
Представление проблем - объединение в группы для проработки темы - каждый представляет группе свое понимание проблемы - каждый формулирует способ решения проблемы - выбор в группе наиболее эффективного способа - планирование темы сочинения - формулирование выводов.
3 группа:
Представление результатов работы групп -
сопоставление тем групп и обмен вопросами по представленным результатам - ответы на вопросы и корректировка результатов - составление группами рекомендаций по раскрытию тем предложенных сочинений - обмен темами, планами, рекомендациями между группами - знакомство с результатами работы других групп.
После проведения такой работы в течение двух уроков удается повторить изученный материал, причем все трудятся активно, говорят, спорят, рассуждают, самостоятельно работают с литературой, делают выводы, планируют, предлагают рекомендации.

Овладение учащимися надпредметными умениями навыками создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что ндпредметные умения и навыки – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В новом образовательном стандарте особое внимание уделяется не столько конкретному предметному содержанию программ, сколько достижению необходимых планируемых результатов (отражающих УУД), образовательным учреждениям особенно важно использовать потенциал тех учебных предметов, которые с большей эффективностью помогут формированию у учащихся этих универсальных учебных действий.

Я считаю, что если процесс развития надпредметных умений и навыков станет целенаправленным и управляемым, применяемым на всех учебных дисциплинах, во взаимодействии с педагогами и специалистами образовательных учреждений, родителями учеников, общественными организациями, работниками науки, культуры, то скоро будут достигнуты более высокие результаты.
1   2   3