|
Геометрия 7 класс (68ч)
Начальные геометрические сведения (12ч)
Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры. Понятие о равенстве фигур. Отрезок. Равенство отрезков. Длина отрезка и ее свойства. Угол. Равенство углов. Величина угла и ее свойства. Вертикальные и смежные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель – систематизировать знания учащихся об основных свойствах простейших геометрических фигур, ввести понятие равенства фигур.
Требования к уровню подготовки обучающихся
знать/понимать
- определения отрезка, луча, угла, биссектрисы угла, определение равных фигур;
- свойство прямой, свойства измерения отрезков;
- определения смежных и вертикальных углов, перпендикулярных прямых;
Формулировки свойств смежных и вертикальных углов;
уметь
- изображать и обозначать точку, прямую, отрезок, луч, угол;
- различать острый, тупой и прямой углы;
- находить длину отрезка и величину угла;
- строить середину отрезка;
- пользоваться геометрическим языком для описания окружающих предметов;
- строить угол, смежный с данным; перпендикулярные прямые с помощью чертежного треугольника;
- изображать вертикальные углы;
- находить на рисунке смежные и вертикальные углы;
- решать задачи на нахождение смежных углов и углов, образованных при пересечении двух прямых;
- выполнять чертеж по условию задачи;
- оформлять решение задач;
- применять приобретенные знания в практической деятельности
Треугольники (17ч)
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Медианы, биссектрисы, высоты треугольника. Равнобедренный треугольники его свойства. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель – сформировать умение доказывать равенство данных треугольников, опираясь на изученные признаки; отработать навыки решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки.
Требования к уровню подготовки обучающихся
знать/понимать
- определения треугольника, равных треугольников, формулу периметра;
- формулировки признаков равенства треугольников;
- определения перпендикуляра к прямой, медианы, биссектрисы, высоты треугольника;
- определения равнобедренного и равностороннего треугольников;
- формулировки теорем об углах при основании равнобедренного треугольника и медианы равнобедренного треугольника, проведенной к основанию;
- определение окружности, радиуса, хорды, диаметра:
- алгоритм построения угла, равному данному, биссектрисы угла, перпендикулярных прямых, середины отрезка;
уметь
- изображать и обозначать треугольники, распознавать их на чертежах, моделях, в окружающей обстановке;
- решать задачи на нахождение периметра треугольника, углов и сторон соответственно равных треугольников;
- уметь распознавать на чертежах различные виды треугольников;
- решать задачи на доказательство равенства треугольников, опираясь на изученные признаки;
- строить и распознавать медианы, высоты и биссектрисы треугольника;
- решать задачи, используя изученные свойства равнобедренного треугольника;
- решать несложные задачи на построение с помощью циркуля и линейки
Параллельные прямые (11ч)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель – дать систематические сведения о параллельности прямых, ввести аксиому параллельных прямых.
Требования к уровню подготовки обучающихся
знать/понимать
- определение параллельных прямых, названия углов, образованных при пересечении двух прямой секущей, формулировки признаков параллельности прямых, аксиомы параллельности, теорем об углах, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей;
уметь
- распознавать на чертежах пары накрест лежащих, односторонних, соответственных углов;
- строить параллельные прямые с помощью чертежного треугольника и линейки;
- доказывать изученные теоремы;
- решать задачи, опираясь на изученные свойства параллельных прямых, признаков параллельности
Соотношения между сторонами и углами треугольника (19ч)
Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Задачи на построение.
Основная цель – расширить знания учащихся о треугольниках.
Требования к уровню подготовки обучающихся
знать/понимать
- формулировку теоремы о сумме углов треугольника, теоремы о соотношении между сторонами и углами треугольника, признака равнобедренного треугольника, теоремы о неравенстве треугольника, свойства внешнего угла, свойств и признаков равенства прямоугольных треугольников;
- определения расстояния от точки до прямой и расстояния между параллельными прямыми;
- свойство перпендикуляра ,проведенного от точки к прямой, свойство параллельных прямых
уметь
- изображать внешний угол треугольника;
- решать задачи, опираясь на теорему о сумме углов треугольника, свойства внешнего угла треугольника;
- сравнивать углы, стороны треугольника, опираясь на соотношения между сторонами и углами треугольника;
- применять свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников при решении задач;
- использовать и применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания реальных ситуаций на языке геометрии, решения практических задач
8 класс (68ч)
Четырехугольники (14ч)
Понятие многоугольника, выпуклого многоугольника. Параллелограмм и его признаки и свойства. Трапеция. Прямоугольник, квадрат, ромб, и их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Основная цель – дать обучающимся систематические сведения о четырехугольниках и их свойствах; сформировать представления о фигурах, симметричных относительно точки или прямой.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать/понимать:
- Определения: многоугольника, параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата;
- формулу суммы углов выпуклого многоугольника;
- свойства этих четырехугольников;
- признаки параллелограмма;
- виды симметрии.
Уметь:
- распознавать на чертеже многоугольники и выпуклые многоугольники; параллелограммы и трапеции;
- применять формулу суммы углов выпуклого многоугольника;
- применять свойства и признаки параллелограммов при решении задач;
- делить отрезок на n равных частей;
- строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией;
- выполнять чертеж по условию задачи.
Площади фигур (14ч)
Понятие о площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Основная цель – сформировать у обучающихся понятие площади многоугольника, развить умение вычислять площади фигур, применяя изученные свойства и формулы, применять теорему Пифагора.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать/понимать:
- представление о способе измерения площади, свойства площадей;
- формулы площадей: прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции;
- формулировку теоремы Пифагора и обратной ей.
Уметь:
- находить площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции;
- применять формулы при решении задач;
- находить стороны треугольника, используя теорему Пифагора;
- определять вид треугольника, используя теорему, обратную теореме Пифагора.
- выполнять чертеж по условию задачи.
Подобные треугольники (19ч)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия треугольников. Применение подобия к доказательствам теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
Основная цель – сформировать понятие подобных треугольников, выработать умение применять признаки подобия треугольников, сформировать аппарат решения прямоугольных треугольников.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать/понимать:
- определение подобных треугольников;
- формулировки признаков подобия треугольников;
- формулировку теоремы об отношении площадей подобных треугольников;
- формулировку теоремы о средней линии треугольника;
- свойство медиан треугольника;
-понятие среднего пропорционального,
- свойство высоты прямоугольного треугольника, проведенной из вершины прямого угла;
- определение синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника
- значения синуса, косинуса, тангенса углов 30º, 45º, 60º, 90º.
Уметь:
- находить элементы треугольников, используя определение подобных треугольников;
- находить отношение площадей подобных треугольников;
- применять признаки подобия при решении задач;
- применять метод подобия при решении задач на построение;
- находить значение одной из тригонометрических функций по значению другой;
- решать прямоугольные треугольники.
Окружность (17ч)
Касательная к окружности и ее свойства. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружность.
Основная цель – дать учащимся систематизированные сведения об окружностях и ее свойствах, вписанной и описанной окружностях.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать/понимать:
- случаи взаимного расположения прямой и окружности;
- понятие касательной, точек касания, свойство касательной;
- определение вписанного и центрального углов;
- определение серединного перпендикуляра;
- формулировку теоремы об отрезках пересекающихся хорд;
- четыре замечательные точки треугольника;
- определение вписанной и описанной окружностей.
Уметь:
- определять и изображать взаимное расположение прямой и окружности;
- окружности, вписанные в многоугольник и описанные около него;
- распознавать и изображать центральные и вписанные углы;
- находить величину центрального и вписанного углов;
- применять свойства вписанного и описанного четырехугольника при решении задач;
- выполнять чертеж по условию задачи;
- решать простейшие задачи, опираясь на изученные свойства.
Повторение. Решение задач (4ч)
9 класс
Векторы. Метод координат (18ч)
Понятие вектора. Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Коллинеарные векторы. Проекция на ось. Разложение вектора по координатным осям. Координаты вектора.
Основная цель – сформировать понятие вектора как направленного отрезка ,показать учащимся применение вектора к решению простейших задач.
Требования к уровню подготовки обучающихся
знать/понимать
- определение вектора и равных векторов, виды векторов;
- законы сложения ,определение суммы, правило треугольника, правило параллелограмма;
- понятие суммы нескольких векторов;
- понятие разности двух векторов, противоположного вектора;
- определение умножения вектора на число, свойства;
- определение средней линии трапеции;
- существо теоремы о средней линии трапеции и алгоритм решения задач с применением этой теоремы;
- существо леммы о коллинеарных векторах и теоремы о разложении вектора по двум неколлинеарным;
- понятие координат вектора, координат суммы и разности векторов, произведения вектора на число;
- уравнение окружности, уравнение прямой;
уметь
- изображать, обозначать вектор, нулевой вектор; изображать вектор, равный данному;
- строить вектор, равный сумме двух векторов, используя правила сложения векторов, формулировать законы сложения;
- строить сумму нескольких векторов, используя правила многоугольника;
- строить вектор, равный разности двух векторов двумя способами, вектор, равный произведению вектора на число, используя определение;
- решать задачи на применение свойств умножения вектора на число, на алгоритм выражения вектора через данные векторы ,используя изученные правила;
- проводить операции над векторами с заданными координатами;
- находить координаты вектора по его разложению и наоборот; определять координаты результатов сложения, вычитания;
- определять координаты радиус-вектора; находить координаты вектора через координаты его начала и конца; вычислять длину вектора по его координатам, координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками;
- решать задачи на определение координат центра окружности и ее радиуса по заданному уравнению, составлять уравнение окружности, зная координаты ее центра и точки окружности;
- составлять уравнение прямой по координатам двух точек;
- изображать окружности и прямые, заданные уравнениями, решать простейшие задачи в координатах
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (10ч)
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Теорема косинусов и теорема синусов Решение треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника..
Основная цель – познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников.
Требования к уровню подготовки обучающихся
знать/понимать
- определение основных тригонометрических функций, формулы для вычисления координат точки, основное тригонометрическое тождество;
- формулу площади треугольника ;
- формулировки теоремы синусов и теоремы косинусов;
- способы решения треугольников;
- теорему о скалярном произведении векторов и ее следствия
уметь
- применять тригонометрическое тождество при решении задач на нахождение одной тригонометрической функции через другую;
- выводить и применять формулу площади треугольника ;
- доказывать и применять при решении теорему синусов и теорему косинусов;
- решать треугольники по двум сторонам и углу между ними, по стороне и прилежащим к ней углам, по трем сторонам;
- доказывать теорему о скалярном произведении векторов и ее следствия, находить угол между векторами
Длина окружности и площадь круга (16ч)
Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга.
Основная цель – расширить и систематизировать знания обучающихся об окружностях и многоугольниках.
Требования к уровню подготовки обучающихся
знать/понимать
- определение правильного многоугольника, формулу для вычисления угла правильного n-угольника;
- формулы площади, стороны правильного многоугольника, радиуса вписанной окружности;
- формулы длины окружности и ее дуги;
- формулы площади круга и кругового сектора, иметь представление о выводе формулы;
уметь
- выводить формулу для вычисления угла правильного n-угольника и применять ее в процессе решения задач;
- применять формулы площади, стороны правильного многоугольника, радиуса вписанной окружности при решении задач;
- строить правильные многоугольники с помощью циркуля и линейки;
- применять формулы длины окружности и ее дуги при решении задач;
- применять площади круга и кругового сектора при решении задач
Движение (12ч)
Понятие движения. Параллельный перенос и поворот.
Основная цель – познакомить с понятием движения на плоскости: симметрии, параллельным переносом, поворотом.
Требования к уровню подготовки обучающихся
знать/понимать
- понятие отображения плоскости на себя и движение, осевую и центральную симметрию, свойства движения;
- определение параллельного переноса и поворота;
уметь
- распознавать чертежи, осуществлять преобразования фигур с помощью центральной и осевой симметрии;
- применять свойства движения при решении задач;
- осуществлять параллельный перенос и поворот
Начальные сведения из стереометрии (8ч)
Требования к уровню подготовки обучающихся
знать/понимать
- сведения о телах и поверхностях в пространстве, определение многогранника, тела вращения;
уметь
- изображать многогранники и тела вращения , распознавать их, строить сечения;
- применять формулы нахождения площади поверхности и объемов стереометрических фигур при решении простейших задач
Об аксиомах планиметрии (2ч)
Беседа об аксиомах планиметрии
Требования к уровню подготовки обучающихся
знать/понимать
- неопределяемые понятия и систему аксиом как необходимые утверждения при создании геометрии
Повторение. Решение задач (10ч)
|
|
|