Главная страница


Цифровые образовательные ресурсы как средство развития учебно-познавательной компетентности на уроках математики в 5-6 классах Поморова Елена Владимировна учитель математики мкоу «Крайчиковская сош» Колосовского муниципального района



НазваниеЦифровые образовательные ресурсы как средство развития учебно-познавательной компетентности на уроках математики в 5-6 классах Поморова Елена Владимировна учитель математики мкоу «Крайчиковская сош» Колосовского муниципального района
страница1/3
Дата05.04.2016
Размер0.56 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3

опыт

Цифровые образовательные ресурсы как средство развития учебно-познавательной компетентности на уроках математики в 5-6 классах

Поморова Елена Владимировна

учитель математики

МКОУ «Крайчиковская СОШ»

Колосовского муниципального района


Содержание:


1. Актуальность……………………………………………………. 3
2. Теоретическое обоснование опыта…………………………… 6
3. Деятельность учителя при формировании учебно-познавательной компетентности на уроках математики в 5-6 классах………..10
4. Результативность опыта…………………………………………16
5. Библиографический список…………………………………… 19
6. Приложение к опыту…………………………………………… 20

Ученик не сосуд, который нужно наполнить,

а факел, который нужно зажечь…

Плутарх

Актуальность.
В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи.

В Концепции модернизации Российского образования» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам, которые позволят учащимся самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся. Большая роль при этом отводится математике. Математика - это предмет, требующий от учащихся постоянной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы, причем, весьма специфичной и разнообразной, а изучение математики в 5–6-х классов – это важное звено математического образования и развития школьников.

Мой опыт работы посвящен формированию учебно-познавательной компетентности.

По данным различных научных исследований последних лет темп интеллектуального развития школьников замедляется, по сравнению с предшествующими десятилетиями. Так, в исследовании М.А. Холодной показано, что в условиях традиционного школьного обучения: темп интеллектуального развития школьника начальных классов сравнительно с темпом интеллектуального развития средних классов резко замедляется и, что самое печальное, снижается творческий потенциал ребенка.[9]

Психологи утверждают, что подростковый возраст является благоприятным для формирования мотивационного компонента учебной деятельности, развития познавательных интересов и потребностей, раскрытия индивидуальных особенностей и личностных способностей, освоения продуктивных приёмов и навыков учения, становления адекватной самооценки, критичности в отношении себя и окружающих, а также развития навыков самоконтроля, самоорганизации и творческого потенциала личности. [8]

Отсюда вытекает проблема формирования познавательных компетентностей для основного общего образования, которая обусловлена следующими факторами:

• разрывом между знаниями учащихся и умением применять эти знания на практике;

• преодолением несоответствия результатов существующей системы образования новым социально-экономическим задачам государства;

• необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;

• целенаправленностью управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться в связи со стихийностью и зачастую не прогнозируемостью результатов развития детей, проблемами дезадаптации, низким уровнем школьной зрелости.

Эффективным средством формирования учебно – познавательной компетентности являются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Использование на уроках математики цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) - ключ к формированию творческой личности ученика. Поэтому не случайно выбрана мною тема « Цифровые образовательные ресурсы как средство развития учебно-познавательной компетентности на уроках математики в 5-6 классах».

Актуальность данной проблемы очевидна. Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества. В «Концепции модернизации российского образования» роль информационно-коммуникационных технологий в обеспечении современного качества образования рассматривается как ключевой элемент развития современной школы.

Новизна опыта заключается в создании системы применения ЦОР для формирования учебно-познавательной компетентности обучающихся на уроках математики в 5-6 классах

Ведущая педагогическая идея - создание необходимых условий на уроках математики в 5-6 классах для формирования учебно-познавательной компетентности обучающихся с помощью цифровых образовательных ресурсов.

Приступая к данной работе, я поставила перед собой цель:

обосновать необходимость использования ЦОР на уроках математики в 5-6 классах для формирования учебно-познавательной компетентности.

Были определены следующие задачи:

  • раскрыть сущность понятия компетенции, компетентности, ключевых компетентностей, учебно-познавательной компетентности, цифровых образовательных ресурсов;

  • изучить дидактические возможности цифровых образовательных ресурсов на уроках математики в 5-6 классах;

  • разработать критерии базовой учебно-познавательной компетентности учащихся, определить критерии оценки сформированности и развития учебно-познавательной компетентности;

  • обосновать виды деятельности учителя по формированию учебно-познавательной компетентности средствами ЦОР на уроках математики;

  • представить результаты деятельности учителя по формированию учебно-познавательной компетентности на основе критериев оценки сформированности и развития этих действий.


Глава I. Теоретическое обоснование опыта
В основе педагогического опыта лежат теоретические идеи компетентностного подхода, представленные в работах А.В. Хуторского, И.С. Фришмана, И.А. Зимней и др. В этих исследованиях компетентностный подход основан на создании условий для целостного проявления, развития и самореализации личности. Ученые считают, что использование компетентностного подхода в школьном образовании должно решить проблему, типичную для школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.

Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Следует различать понятия «компетенция» и «компетентность». А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения.

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Таким образом, компетенция – это норма, компетентность – это качество, уже имеющееся у человека.

Существуют следующие ключевые образовательные компетенции:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

2. Общекультурные компетенции. Ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ, семейных, социальных, общественных явлений и традиций в бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. [11]

Одна из главных ролей должна быть отдана учебно–познавательной компетенции, так как, степень ее сформированности иногда в большей степени определяет качество результата. В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:

умение ставить цель, пояснять и организовывать её достижение;

• умение организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

• умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

• умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, выбирать условия проведения наблюдения или опыта, выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями, использовать элементы вероятностных и статистических методов познания, описывать результаты, формулировать выводы;

• умение выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации). [12]

Для формирования учебно-познавательной компетентности огромную роль играет познавательный интерес. Познавательный интерес является основой положительного отношения к учению. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов обучения школьников. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна.

Существует достаточно много путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, но мы остановимся более подробно на цифровых образовательных ресурсах (ЦОР)

Включение в учебный процесс ЦОРов изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, в результате изменяет саму учебную среду. В центре обучения оказывается сам обучающийся - его мотивы, цели, психологические особенности. Таким образом, применение ЦОРов в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Использование ЦОРов на уроках приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства обучающихся к этим занятиям.

Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, а не только при помощи учебника, схем и таблиц.

ЦОРы делают учебную информацию для детского восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов, повышают качество обучения и желание учиться. Это делает урок наглядным и динамичным для детей.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Рассмотрим типы цифровых образовательных ресурсов, представляющих интерес учителей школьного курса.

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), расширяющие учебники/УМК (https://school-collection.edu.ru/)

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования создается в ходе проекта "Информатизация системы образования" и реализуется Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации.

Ресурсы Единой коллекции доступны и бесплатны для всех образовательных учреждений.

Коллекция предлагает различные типы цифровых образовательных ресурсов, представляющих интерес учителей для преподавания различных предметов школьного курса от отдельно представленных в цифровой форме фотографий, видеофрагментов, статических и динамических моделей, объектов виртуальной реальности и интерактивного моделирования, до полного набора средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса.

Цифровые образовательные ресурсы на CD и DVD.

Электронные ресурсы на CD и DVD, предлагаемые на рынке различными издательствами, можно условно разделить на несколько типов: Уроки, Практикумы, Репетиторы.

Содержание на дисках виртуальных лабораторий, инструментов, интерактивных заданий, автоматической проверки результатов решения, богатого теоретического материала позволят научиться уверенно решать различные задания по различным дисциплинам школьного курса.

Цифровые образовательные ресурсы, созданные учителями школы.

В настоящее время современный учитель является автором-разработчиком собственных ЦОР.

Активное использования ЦОР приводит к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса.

Деятельность учителя при формировании учебно-познавательной компетентности на уроках математики в 5-6 классах.
Математика в ряду других учебных дисциплин занимает одну из лидирующих позиций в формировании учебно-познавательной компетенции учащихся, так как она способствует развитию строгого логического мышления, учит дедуктивному рассуждению, абстрагированию, умению обобщать, анализировать, критиковать.

Поэтому свой опыт работы я посвятила формированию учебно-познавательной компетентности. Объектом исследования стали учащиеся 5 класса, в количестве 6 человек. Мною была проведена диагностика сформированности учебно-познавательной компетенции [Приложение № 1]
Таблица 1. Результаты диагностики.

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Количество человек

1

3

2



Данные результаты не дают достаточного представления о сформированности УПК, поэтому следующим этапом диагностирования было распределение ребят по группам, что дало более объективную картину.
Таблица 2. Распределение по группам.

Название группы

Кол-во человек

Успех

1

Баланс

1

Поиск

2

Риск

2


Исходя из результатов диагностики, я пришла к выводу, что учебно-познавательная компетентность в данном классе развита на недостаточно высоком уровне. Изучив литературу, я выяснила, что формированию УПК способствуют ЦОР.

При использовании ЦОР я применяю различные методы: наглядный, творческий, проектный, проблемный, развивающий, игровой.

К тому же, для развития учебно-познавательной компетентности учащихся применяю следующие приемы: творческая проектная деятельность, создание проблемной ситуации, выполнение развивающих заданий, воображаемое путешествие, реферат.

Рассмотрим применение ЦОР на различных этапах урока:
ЦОР можно использовать для актуализации знаний, этот этап очень важен, от того как учитель заинтересует ребят в начале урока, зависит весь урок. В 5-6 классах на уроках математики основным моментом является устный счет. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Устный счет можно предложить в форме таблицы [14] или игры. Так, например, при выполнении действий с положительными и отрицательными числами надо уметь правильно определять знак результата, например, игра «Математическое лото» [Приложение №3 на диске].

Игра «Плюс и минус» помогает научиться быстро и правильно определять знак результата при выполнении действий с положительными и отрицательными числами.

 Ученику предлагается пример с однозначными целыми числами. Он должен (пока летит мяч) определить знак результата и нажать: кнопку «+», если в результате получается положительное число; кнопку «-», если в результате получается отрицательное число; кнопку «0», если в результате получается нуль. Если ученик определил знак правильно, то мяч попадает в корзину, и к очкам добавляется 1 балл. Если ученик определил знак неправильно или не успел нажать ни одну кнопку за время движения мяча, мяч летит мимо корзины. Контроль происходит после первого нажатия на кнопки «+», «-» или «0». Выполняется 15 бросков, после чего результат оценивается.

Ученик сам  выбирает действие (сложение, вычитание, умножение или деление) и скорость движения мяча. [15]

Игры можно использовать на любом этапе урока. Дети настолько увлечены, что даже не замечают, что они учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием.

В подростковом возрасте наблюдается потребность в создании своего мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии.

Во время объяснения новой темы, учитель должен приложить все усилия и старания, чтобы этот материал был максимально наглядным и понятным учащимся. Стараясь достичь этого, я использую все доступные мне средства, наиболее эффективными из которых в настоящее время являются мультимедийные сценарии уроков.

Так, при объяснении нового материала с использованием мультимедийной презентации на уроке учитель умело поставленным вопросом направляет восприятие и мысль учащихся к нужным теоретическим выводам. Экранная форма компьютерной информации дает возможность совместного наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, сопереживания драматическим моментам истории науки, позволяет по ходу усвоения обсудить актуальность и значимость изучаемого материала.

Например, на уроке при объяснении нового материала в 6 классе по теме «Сложение отрицательных чисел» [Приложение №4] с помощью компьютерной презентации и умело подобранных проблемных задач, мои учащиеся самостоятельно вывели правило сложения отрицательных чисел, запомнили основную терминологию, научились складывать отрицательные числа. Конечно же, это большой плюс для развития интереса у шестиклассников к предмету и для повышения внимания у детей.

Большую помощь при объяснении нового материала дают видеоуроки. Например, урок по теме «Деления» 5 класс [13]. Объяснение новой темы происходит поэтапно, на каждом из которых учащимся предлагается решить тот или иной пример. Таким образом, ученики в процессе решения подводятся к введению определения. Поскольку учащиеся пятого класса лучше воспринимают учебный материал, когда он сопровождается картинками, выполнением определенных действий, то данный урок максимально привлекает к себе внимание наглядностью и уместной, интересной анимацией. Отвечая на вопросы, представленные по окончанию изложения учебного материала, учащиеся демонстрируют уровень понимания новой темы, учатся анализировать, воспроизводить только что услышанное, что способствует формированию УПК.

ЦОР используются для контроля и оценки знаний, умений и навыков.

Одним из способов формирования учебно-познавательной компетентности является проведение проверочных работ в форме тестов. Обучающие тесты использую с целью тренировки и отработки знаний и умений учащихся по изучаемой теме. Сюда можно отнести и тренажёры. Данные тесты предназначены для выработки навыка применения полученных знаний, ученик сразу видит свои ошибки и имеет возможность их исправить с другой попытки. Контролирующие тесты предназначены для проверки знаний учащихся по теме. Тестирование позволяет организовать самоаттестацию учащихся (проверить свои знания без участия учителя). Каждый ученик имеет полную и объективную информацию о ходе процесса усвоения знаний по теме. Учащиеся знают шкалу оценок и ориентируются на неё. Например, ребятам предлагается выполнить тест по теме «Сложение чисел с помощью координатной прямой» [Приложение №5 на диске].

Такая форма работы позволяет иметь оперативную информацию о контроле знаний учащихся, о состоянии процесса усвоения знаний каждым учеником по любой теме, видеть анализ работ учащихся с целью ликвидации пробелов знаний у учащихся.

В последнее время большое внимание уделяется проектному методу обучения, но без цифровых образовательных ресурсов и здесь не обойтись.

Во время проекта учащимся приходится работать с различными источниками. У них вырабатывается и закрепляется привычка к анализу ситуаций, способность оценивать идеи, исходя из реальных потребностей. Этот метод предполагает определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Технология проектирования включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

В 5-6 классе мои ученики создали следующие проекты: «В мире чисел», «Старинные способы умножения», «Паркет, как один из типов орнамента», «Ох, уж эти отрицательные числа» [16].

Задание для выполнения проекта творческой группе учащихся с указанием основных требований, критериев оценивания выдается в виде информационной карты. Пример информационной карты представлен в приложении. [Приложение №5].

Умения и навыки, которые они приобретают в ходе проектной деятельности, также способствуют формированию УПК.

Следующим этапом урока, где используются ЦОР, является этап обобщения, систематизации и коррекции знаний. Здесь можно использовать
  1   2   3