Главная страница


Неопределенная форма глагола



НазваниеНеопределенная форма глагола
Дата05.04.2016
Размер28.6 Kb.
ТипДокументы

Русский язык 4 класс

Тема: Неопределенная форма глагола

Задачи:

1. Познакомить с особенностями глаголов в неопределенной форме, развивать умение ставить вопрос к глаголу неопределенной формы.

2. Развивать речь, внимание, наблюдательность.

3. Прививать интерес к изучаемому предмету.
Ход урока.

  1. Организационный момент. (1 слайд)

Прозвенел для нас звонок,

Пригласил нас на урок.

  1. Актуализация знаний.

  1. Минутка чистописания: сочетания букв -ть, -ти, -чь.

- Сегодня эти сочетания букв нам пригодятся на уроке, с ними мы еще встретимся.

2) - О какой части речи пойдет речь? (2 слайд)

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поет, -

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам … (глагол)
Слово «глагол» заимствовано из старославянского языка и обозначает слово «речь». По частоте употребления глагол занимает втрое место (после существительного).

- Сейчас мы с вами отправимся на Остров Глаголов (На доске изображен остров Глаголов). Ниже домов находятся глаголы. Все дома пусты. Мне кажется, что мы должны помочь жителям вернуться домой.

- По одному человеку выбегают и определяют время глаголов.

- Как доказать, что жильцы попали в свои дома? (вопросы).

- Что вы знаете про глаголы настоящего, будущего и прошедшего времен? (изменяются по числам, имеют лицо, время, изменяются по родам только в прошедшем времени).

- Какие глаголы поселили в домик Инфинитив? На какие вопросы они отвечают?

везти (что делать?)

посмотреть (что сделать?)

беречь (что делать?)

- Можем определить время, лицо, число у этих глаголов?

- Нет, это глаголы неопределенной формы, их еще называют глаголами начальной формы, еще называют инфинитивом.
Тема нашего урока: Неопределенная форма глагола.

Сегодня на уроке узнаем что-то новое о глаголах, которые называются инфинитивом, научимся различать глаголы по вопросам.


  1. Работа по теме урока. (3 слайд)

  1. Прочитайте слова:

обруч, печь, стричь, стеречь.

- На какие группы можно разделить слова:

обруч, печь – имена существительные (вспомнить правило правописания –чь)

стричь, стеречь, печь – глаголы (почему на конце этих глаголов после ч пишется ь) (отвечают на вопрос что делать?)


  1. Упражнение в распознавании неопределенной формы глагола.

прочитайте стихотворения. Найдите и выпишите в левый столбик глаголы в неопределенной форме, в правый – остальные глаголы.
Я пришел из школы,

Я учу глаголы …

Мне их выучить – пустяк!

У меня свой метод!

Применяется он так,

Новый метод этот:

«Кричать» – кричу,

«Вертеть» - верчу,

«Двигать» - двигаю,

«Прыгать» – прыгаю,

Я и прыгал, я и двигал!

Я и топал, я и пел!

Пел, пока у нас в прихожей

Вдруг звонок не зазвенел.

Открываю: наш сосед …
- Какие глаголы записали в левый столбик?

- Какие глаголы записали в правый столбик?

- Определите их время, число.


  1. Физкультминутка


По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

  1. Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Я называю глагол в неопределенной форме, а вы называете глагол в неопределенной форме с противоположным значением. (как называются слова с противоположным значением7)

- открыть, плакать, уходить, говорить, прилететь, принести, брать, войти, прибежать, раздеваться.


  1. Работа по учебнику

Упр.106, стр.77

Правило в учебнике


  1. Творческая работа (4 слайд)

Замените фразеологические обороты глаголами неопределенной формы
Пускать пыль в глаза – (врать)

Зарубить на носу – (запомнить)

Держать язык за зубами – (молчать, не выдавать секрет)

Вешать нос – (унывать, грустить)

Дать слов – (обещать)

Мозолить глаза – (надоедать)

Наговорить с три короба – (обманывать)


  1. Данные глаголы запишите в неопределенной форме: (5 слайд)

бегаю -

плачет –

несет –

вешаем –

написали –

стригу –

уехал –

бежит -

  1. Домашнее задание

Упр.109, стр.71, выучить правило стр.70

  1. Итог урока

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

Вопросы: что делать? что сделать?

Суффиксы: -ть, -ти, -чь.