|
Неопределенная форма глагола Русский язык 4 класс
Тема: Неопределенная форма глагола
Задачи:
1. Познакомить с особенностями глаголов в неопределенной форме, развивать умение ставить вопрос к глаголу неопределенной формы.
2. Развивать речь, внимание, наблюдательность.
3. Прививать интерес к изучаемому предмету. Ход урока.
Организационный момент. (1 слайд)
Прозвенел для нас звонок,
Пригласил нас на урок.
Актуализация знаний.
Минутка чистописания: сочетания букв -ть, -ти, -чь.
- Сегодня эти сочетания букв нам пригодятся на уроке, с ними мы еще встретимся.
2) - О какой части речи пойдет речь? (2 слайд)
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет, -
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол) Слово «глагол» заимствовано из старославянского языка и обозначает слово «речь». По частоте употребления глагол занимает втрое место (после существительного).
- Сейчас мы с вами отправимся на Остров Глаголов (На доске изображен остров Глаголов). Ниже домов находятся глаголы. Все дома пусты. Мне кажется, что мы должны помочь жителям вернуться домой.
- По одному человеку выбегают и определяют время глаголов.
- Как доказать, что жильцы попали в свои дома? (вопросы).
- Что вы знаете про глаголы настоящего, будущего и прошедшего времен? (изменяются по числам, имеют лицо, время, изменяются по родам только в прошедшем времени).
- Какие глаголы поселили в домик Инфинитив? На какие вопросы они отвечают?
везти (что делать?)
посмотреть (что сделать?)
беречь (что делать?)
- Можем определить время, лицо, число у этих глаголов?
- Нет, это глаголы неопределенной формы, их еще называют глаголами начальной формы, еще называют инфинитивом. Тема нашего урока: Неопределенная форма глагола.
Сегодня на уроке узнаем что-то новое о глаголах, которые называются инфинитивом, научимся различать глаголы по вопросам.
Работа по теме урока. (3 слайд)
Прочитайте слова:
обруч, печь, стричь, стеречь.
- На какие группы можно разделить слова:
обруч, печь – имена существительные (вспомнить правило правописания –чь)
стричь, стеречь, печь – глаголы (почему на конце этих глаголов после ч пишется ь) (отвечают на вопрос что делать?)
Упражнение в распознавании неопределенной формы глагола.
прочитайте стихотворения. Найдите и выпишите в левый столбик глаголы в неопределенной форме, в правый – остальные глаголы. Я пришел из школы,
Я учу глаголы …
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» – кричу,
«Вертеть» - верчу,
«Двигать» - двигаю,
«Прыгать» – прыгаю,
Я и прыгал, я и двигал!
Я и топал, я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел.
Открываю: наш сосед … - Какие глаголы записали в левый столбик?
- Какие глаголы записали в правый столбик?
- Определите их время, число.
Физкультминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
Игра «Скажи наоборот» (с мячом)
Я называю глагол в неопределенной форме, а вы называете глагол в неопределенной форме с противоположным значением. (как называются слова с противоположным значением7)
- открыть, плакать, уходить, говорить, прилететь, принести, брать, войти, прибежать, раздеваться.
Работа по учебнику
Упр.106, стр.77
Правило в учебнике
Творческая работа (4 слайд)
Замените фразеологические обороты глаголами неопределенной формы Пускать пыль в глаза – (врать)
Зарубить на носу – (запомнить)
Держать язык за зубами – (молчать, не выдавать секрет)
Вешать нос – (унывать, грустить)
Дать слов – (обещать)
Мозолить глаза – (надоедать)
Наговорить с три короба – (обманывать)
Данные глаголы запишите в неопределенной форме: (5 слайд)
бегаю -
плачет –
несет –
вешаем –
написали –
стригу –
уехал –
бежит -
Домашнее задание
Упр.109, стр.71, выучить правило стр.70
Итог урока
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
Вопросы: что делать? что сделать?
Суффиксы: -ть, -ти, -чь. |
|
|