Главная страница

Развитие творческого мышления школьника на уроке



Скачать 320.79 Kb.
НазваниеРазвитие творческого мышления школьника на уроке
Дата27.02.2016
Размер320.79 Kb.
ТипДокументы

Развитие творческого мышления школьника на уроке

математики в 5 - 6 классах на этапе актуализации прежних знаний.
Рассмотрим структуру урока. Одним из этапов урока является этап актуализации прежних знаний, который позволяет развивать творческое мышление школьников, благодаря существованию большого числа заданий, представленных далее.

Многие полагают, что актуализация – это то же самое, что и опрос, «только термин новый». Но это далеко не так. Значение самого слова «актуализация» говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными в данный момент, то есть «освежить» прежние знания и способы деятельности в памяти. Более того, актуализация означает и психологическую подготовку ученика: возбуждение его интереса к теме (проблеме), создание эмоционального настроя, оценку степени готовности отдельных учеников к восприятию нового материала и так далее, что способствует развитию творческого мышления школьников на уроке.

Первый этап урока математики в 5 – 6 классах – устные упражнения. Цель этого этапа, во-первых, подготовить учащихся к продуктивной работе на протяжении всего урока, значит, среди этих упражнений должны быть задания на восстановление опорных знаний и умений. Во-вторых, постоянная работа по поддержанию и совершенствованию ранее сформированных знаний и умений, в частности, вычислительных навыков, и, в-третьих, способствовать развитию учащихся, в особенности развитию творческого мышления.

Устные упражнения содержат огромные потенциальные возможности для развития мышления, активизации познавательной деятельности учащихся.

Использование устных упражнений сокращает число заданий на уроке, требующих полного письменного оформления, что приводит к более эффективному развитию речи, мыслительных операций и творческих способностей учащихся.

Задания для устного решения, которые не требуют долгих размышлений, могут использоваться для разминки или как переходный этап.

  1. Во сколько раз лестница на шестой этаж дома длиннее лестницы на второй этаж этого же дома?

  2. Какой знак надо поставить между двумя двойками, чтобы получить число, большее двух, но меньшее трёх?

  3. В семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье?

  4. 10 насосов за 10 минут выкачивают 10 тонн воды. За сколько минут 25 насосов выкачают 25 тонн воды?

  5. Книга в переплёте стоит 1 руб. 60 коп., переплёт на 1 рубль дешевле самой книги. Сколько стоит книга без переплёта?

  6. Сколько получится десятков, если два десятка умножить на три десятка?

  7. Два числа перемножили – получили 24. Затем большее из этих чисел разделили на меньшее – опять получили 24. Какие это числа?

  8. Может ли сумма двух чисел равняться их разности?

  9. Какое целое число делится (без остатка) на любое целое число, отличное от 0?

  10. Проехав половину всего пути, пассажир заснул. Когда он проснулся, то оказалось, что ему осталось ехать половину того пути, который он проехал спящим. Какую часть всего пути пассажир проехал спящим?

Задания для устной работы, предусмотренные для повторения изученного, для выявления пробелов в знаниях, для активизации знаний.

Тема: «Многоугольники» (в частности «Треугольники», «Четырёхугольники»).

  1. Н
    Рис.1.

    А

    В

    К

    С


    О

    Рис. 2.

    А

    В

    С


    Р

    Рис. 3.
    а каждой стороне треугольника мальчик нарисовал три кружочка. Сколько кружочков нарисовал мальчик? (рис. 1).


  1. Сколько различных треугольников изображено на рисунке 2, назовите их.

  2. У каких треугольников каждая из вершин принадлежит окружности? (рис. 3).

  3. На сколько частей разделён круг? (рис. 4).

  4. Сколько треугольников изображено на рисунке 5?

  5. Сколько в фигуре, изображённой на рисунке 6, прямых углов, сколько квадратов?


  1. С
    Рис. 4.

    Рис. 5.

    Рис. 6.
    колько четырёхугольников содержит фигура, изображённая на рисунке 7? Назовите их.

  2. Периметр треугольника с равными сторонами равен периметру шестиугольника с равными сторонами (рис. 8). Что длиннее сторона треугольника или сторона шестиугольника?


А

С

D

R

G

E

F

Рис. 7.

Рис. 8.



  1. Сколько треугольников в квадрате MNOK? (рис. 9).


  2. N

    O

    N
    Сколько отрезков изображено на рисунке 10?


K


P

M

O

E

C


M

K

Рис. 9. Рис. 10.

  1. Какая из фигур на рисунке 11 «лишняя»? Почему?



б)


а)

в)

г)

Рис. 11.



  1. Уберите «лишнюю» фигуру на рисунке 12. Ответ обоснуйте для каждой фигуры.

Рис. 12.

Следующее задание может быть использовано для обобщения знаний. Может быть проведено в форме тестирования, либо в форме практической работы. Причём во втором случае лучше не указывать варианты ответов.

На рисунке 13 в верхнем ряду изображены три фигуры. Подумайте, как связаны первые две из них, и укажите в наборе (а - г) четвёртую фигуру, которая точно так же связана с третьей.

1
?
.


;


б)


в)


г)





2
а)




;

?


г)

.

3





а)


б)


в)


?
.


;

а)


б)


в)


г)


Рис. 13.

4
;

?
.


г)


а)

б)

в)


Рис. 13.

Задания для устной работы на совершенствование вычислительной техники.

  1. Найдите неизвестное число (рис. 14).


2
1 2 3 4 3 2 1 4

л е т о ?

1 2 3 4 5 1 2 4 5 3

с а й р а ?

1 2 3 4 3 3 4 3 1 2

н а с о с ?

Рис. 15.
.
9

4

5

12

7

?

а)

14

7

2

45

3

?

б)

в)

16

11

9

16

5

?

14

25

13

г)

Рис 14.
Найдите неизвестное слово ( рис. 15).


- 27

3
+ 9
. Восстановите цепочки вычислений (рис. 16).

60

: 3

+ 12

. 3

: 4


- 15

: 2


100

- 79

+ 16


. 12

а)

. 4

б)


Рис. 16.

4. Клеточки пирамиды были заполнены по следующему правилу: над каждыми двумя числами записывали их среднее арифметическое. Некоторые числа стёрли. Какое число было в верхней клеточке? (рис. 17).


6

9

5


Рис. 17.


5. Во всех выражениях, кроме одного, получаются одинаковые ответы. Определите в каком примере результат отличается от остальных:

  1. ; 3. ; 5. .

  2. ; 4. ;

6
По горизонтали: 1); 2) ;

5) ; 6) ; 7) ; 8) ;

9) ; 10) .
. Разгадай необычный кроссворд:

1







2













3







4




5
















6







7




8
















9







10







По вертикали: 1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) ;

6) ; 7) ; 8) .

7. По полученным ответам отгадай слово:


1). Среди дробей ; ; ; выбрать правильную дробь.

2). Длина маршрута 12 км. Пройдя пути,

ребята сделали привал. Сколько километров они прошли до привала?

3). Решите уравнение .

4). Отрезок АВ равен см. Отрезок MN

на см. длиннее. Найти MN.

5). .

6). .



я

л

з

и

б

к

1













2













3













4













5













6














Задания, которые удобно использовать для контроля знаний. Причём можно включать эти задания в математический диктант. Вопросы могут быть разного характера, по разным темам или же по одной, конкретной теме.

Примерные вопросы:

  1. Винни-Пух решил пересчитать горшочки с мёдом. Какие числа он будет использовать?

  2. На полянке стоит двухэтажная избушка. На первом этаже находятся 7 жильцов, а на втором 4. Какую дробь можно найти в этой избушке?

  3. Воск нашёл огромную плитку шоколада квадратной формы. Ему удалось измерить одну сторону. Длина этой стороны получилась равна 50 см. Волк захотел узнать площадь своей находки. Но он не знает формулу площади квадрата! Помогите ему!

  4. Дед Мороз подготовил троим мальчикам одинаковые подарки – коробки, в каждой из которых по одной машинке и одной шоколадке. Сколько предметов лежит во всех коробках. Какое свойство действий с числами здесь используется. Запишите его в общем виде.


Развитие творческого мышления школьника на уроке

математики в 5 – 6 классах на этапе формирования новых понятий и

способов действий.
Рассмотрим следующий этап урока – этап формирования новых понятий и способов действий. Выбранная структура создаёт условия для развития творческого мышления, если будут правильно подобраны методы и формы обучения. Ниже будут рассмотрены задания, соответствующие данному этапу, но прежде уточним сущность этапа формирования новых понятий и способов действий.

Важнейший элемент этого этапа урока – усвоение, оно включает психологический акт «присвоения» учащимся нового знания или способа действия, то есть умственные действия и моторные (учебные) действия учащихся по усвоению. В нашем контексте понятие «формирование» включает и деятельность учителя по объяснению нового материала или организации деятельности ученика по самостоятельному раскрытию сущности новых понятий. Возможно их сочетание. Способ объяснения учителя может быть разным (рассказ, лекция, беседа, демонстрация опыта), как и способ «самообъяснения» ученика (работа с книгой, анализ текста, самостоятельное наблюдение, эксперимент, решение нетиповых, нестандартных задач).

На этом этапе раскрывается сущность новых понятий, усваиваются новые знания и способы учебной и умственной деятельности ученика, формируются его убеждения. Именно на этом этапе усвоения используются основные приёмы мыслительной деятельности учащихся. На этом этапе может совершаться постановка проблемы и поиск способов её решения. Искомые способы могут быть найдены интуитивно, по догадке, или же логическим путём, то есть путём выдвижения предположений, обоснования гипотезы и её доказательства.

В 5 – 6 классах этап формирования новых понятий и способов действий (20 – 25 минут наиболее благоприятного времени – середины урока) посвящён работе над новой темой, тренировке, выработке основных навыков.

  1. В курсе математики 5 – 6 классов имеются такие темы, изучение которых происходит с ознакомительной целью, то есть не рассматриваются серьёзные вопросы. Но наличие этих тем обязательно, так как полученные знания являются основой для их дальнейшего изучения в старших классах. Эти темы очень удобно использовать для развития творческого мышления школьников, так как этот материал даёт хорошую основу для формирования и развития творческого мышления.

Примером таких тем могут являться «Диаграммы», «Графики».

1.

  • Что изображено на рисунке 1?

  • На какие вопросы можно ответить по данным диаграммам?

  • С
    ужин
    оставить по одной из диаграмм рассказ (например, по диаграмме б) может быть выбрана тема: «Норма питания за день, которую рекомендуют врачи»).

2
а)

15%

15%

25%

45%

обед

завтрак

второй

завтрак

б)

Рис. 1.
. По графику (рис. 2) ответьте на следующие вопросы:

  • какой путь прошёл турист, проехал велосипедист?

  • время пути велосипедиста, туриста;

  • количество остановок и их продолжительность;

  • скорости туриста и велосипедиста на каждом участке пути;

  • в
    S, км

    каком часу и на каком километре встретились турист и велосипедист?


Рис. 2.


t, ч



  1. В ходе объяснения учителем нового материала могут использоваться задания, позволяющие ученику самому «открывать» новое. Такие задания могут быть промежуточными в объяснении учителя, а могут и представлять целый комплекс, этапы которого будут постепенно раскрывать для школьника неизвестное (во втором случае учитель выступает в роли помощника).

Тема: «Четырёхугольники» («Многоугольники»).

  1. Сколько треугольников вы видите на рисунках 3 и 4? Есть ли здесь четырёхугольники? Сколько их? Назовите их сходства, отличия. Чем четырёхугольники отличаются от треугольников, что у них может быть общего?



2. Сколько квадратов изображено на рис. 5? Имеются ли среди них равные?


3. На рисунке 6 найдите отрезок C

Рис. 3.


Рис. 4.

Рис. 5.

Рис. 6.
D
. Что вы можете рассказать о нём? Что мы можем сказать о сторонах прямоугольника?

4
В

К
. Периметр какой из двух замкнутых ломаных больше: внешней или внутренней? Объясните почему? (рис. 7).


Рис. 8.


  1. В прямоугольнике ABCD (рис. 8) на стороне ВС отмечена точка К. Какие высказывания верны и почему: а) ВКВС; б) ВСАD; в) ВК<ВС; г) ВК<АD.

Для развития творческого мышления на данном этапе урока актуально использовать следующие задания на построение:

  1. Есть произвольный пятиугольник. Проведи отрезки так, чтобы они разделили данный пятиугольник на пять треугольников. Сколько отрезков необходимо провести?

  2. Дан треугольник. Проведите в нём отрезок так, чтобы он разделил треугольник на четырёхугольник и треугольник. Периметр какой фигуры больше?

  3. Деревянный окрашенный кубик распилили пополам. Сколько стало окрашенных и неокрашенных граней у каждой половины? Какие фигуры получились?

  4. Из листа бумаги, окрашенного с одной стороны, вырезали равносторонний треугольник. Как разрезать этот треугольник на три части так, чтобы из них можно было составить прямоугольник, окрашенный с одной стороны?

  5. Начертите какой-нибудь небольшой квадрат. Как надо изменить его стороны, чтобы построить квадрат, площадь которого была бы:

  1. вчетверо больше?

  2. в 9 раз больше?

  3. в 16 раз больше?

Проверьте решение повторением.

  1. Отмотайте от катушки кусочек нити. Отрежьте его и свяжите концы. Положите эту связанную нить на лист клетчатой бумаги. Какую форму следует придать нити, чтобы она охватила наибольшую площадь? (рис. 9)


Рис. 9.

Рис. 10.



  1. Из 12 спичек можно сложить фигуру креста (рис. 10), площадь которого равна пяти спичечным квадратам. Измените расположение спичек так, чтобы контур фигуры охватывал площадь, равную только четырём спичечным квадратам.

  1. Задачи на поиск недостающей или «лишней» в ряду фигуры являются относительно простыми, поэтому при обучении их надо использовать в начале объяснения, чтобы результаты представляли собой базу для формирования новых понятий.

  1. На рисунке 11 предлагаются пять геометрических объектов, четыре из них объединены одним общим признаком. Каким? Пятый объект к ним не подходит. Найдите его и объясните почему.


Рис. 11.



  1. а)

    б)

    в)

    г)

    д)
    Что общего у фигур, изображённых на рисунке 12?



Рис. 12.


  1. Выберите среди фигур, изображённых на рисунке 13, четырёхугольники и назовите их.


4

Рис. 13.


4
1

2

3
. Задачи на построение закономерности ряда. [Решение таких задач имеет большую ценность для развития творческого мышления и существенно помогает при усвоении математических понятий.]

Из фигур, изображённых внизу (под чертой) и обозначенных буквами, найдите ту, которую необходимо поместить на место недостающей. (рис. 14).


  1. П
    ?

    Рис. 14.

    а)

    б)

    в)

    г)
    ри изучении нового материала важно правильно работать с учебником, если это необходимо. Для учеников, особенно в 5 – м, 6 – м классах, работа с теоретическим материалом учебника – дело тяжёлое и утомительное. Но обойтись без неё нельзя, поэтому полезно наряду с традиционными формами работы с текстом использовать и игровые формы, развивающие творческое мышление учащихся.

  1. «Вопросы-ответы». Эту игру легко организовать и провести. Класс делится на две команды. После чтения текста учебника первая команда готовит и задаёт вопросы второй, вторая оценивает качество вопроса, его точность, корректность и затем отвечает. Первая команда комментирует качество ответа. Учитель (или ведущий) отмечает количество правильных вопросов и ответов, учитывает активность участников каждой команды и объявляет победителей. Могут быть проведены конкурсы на лучший вопрос и ответ, на самый каверзный вопрос, самый оригинальный и тому подобное.

  2. «Угадай-ка». Эта игра проводится аналогично. Ведущий номерует абзацы теста учебника. Команды придумывают и предлагают друг другу загадки по содержанию абзацев текста, начинающиеся словами: «В каком абзаце…». Другая команда должна ответить, к какому из абзацев текста относится загадка.

  3. Ролевая игра. Такие игры наиболее привлекательны, вызывают у детей живой интерес, стимулируют творческое воображение, мышление и поэтому оказываются наиболее эффективными. Для проведения такой игры после знакомства с текстом учебника учитель распределяет роли. Например, это могут быть «ведущий», «автор», «действующие лица», «главный герой» и так далее. «Действующими лицами» и «главными героями» оказываются различные математические объекты – Отрезок, Треугольник, Пропорция, Распределительное свойство умножения, Уравнения и так далее. «Действующие лица» знакомят со «своими» свойствами, с помощью «ведущего» и «автора» выясняют, кто и почему – «главный герой» и так далее.

  1. Запоминанию новых понятий, лучшему пониманию их определений помогают, развивающие творческое мышление, кроссворды, чайнворды.

По горизонтали: 1. Фигура, которая состоит из трёх точек, не лежащих на одной прямой, и трёх отрезков, попарно соединяющих эти точки.

  1. Точка, из которой выходят стороны угла.

  2. Прямоугольный параллелепипед, все рёбра которого равны.

  3. Наука о свойствах геометрических фигур.

  4. Часть прямой, которая имеет начало, но не имеет конца.

  5. Прямоугольник, у которого все стороны равны.

  6. Четырёхугольник, у которого все углы прямые.


1

1

2

5


3

4


3

2

4

5


6


6

7


7

По вертикали:

1. Фигура, которую можно получить, соединив две точки линией по линейке.

2. Геометрическая фигура, которая состоит из двух лучей, выходящих из одной точки.

3. Сумма длин всех сторон.

  1. Угол, величина которого равна 900.

  2. Фигура, которую можно получить из отрезка, если неограниченно продолжить его в оба конца по линейке.

  3. Прибор, который служит для измерения углов в градусах.

  4. Единица длины.


Развитие творческого мышления школьника на уроке

математики в 5 – 6 классах на этапе применения – формирования умений и навыков.
В структуре урока завершающим является этап применения – формирования умений и навыков.

Отработка навыков применения знаний требует многократного повторения тех или иных умственных и практических действий, операций. Поэтому в названном третьем компоненте структуры урока (не менее важном, чем другие) происходит применение (специальное) только что усвоенных знаний и способов деятельности, их обобщение и систематизация, проверка на практике правильности решения познавательной задачи, учебной программы. (Здесь выполняются различные упражнения, решаются типовые задачи, анализируется ход решения и так далее).

На данном этапе урока возможно использование ещё большего числа методов и форм для развития творческого мышления, чем на других этапах. Другими словами, на этом этапе раскрываются более широкие поля деятельности, которые позволяют развивать творческое мышление школьников.

Чаще всего закрепление теоретических сведений происходит как повторение пройденного, а закрепление умений и навыков – как выполнение упражнений, решение примеров и задач до тех пор, пока не будут исчерпаны часы, отведённые на этот учебный раздел календарным планом.

Закрепление можно строить не как повторение только что пройденного, чтобы лучше запомнилось, а как работу, требующую самостоятельного, творческого применения только что полученных знаний.

Слишком элементарных, лёгких заданий не должно быть много, так как лёгкая деятельность тяготит школьников, не воспитывает в них стремления преодолевать трудности.

На этом этапе урока становится незаменимой занимательная задача. Систематическое применение таких задач способствует развитию указанных мыслительных операций, развитию творческого мышления и формированию математических представлений детей.

  1. Задания для формирования умений и навыков и для развития творческого мышления школьников. Ниже представлены упражнения на практическое применение имеющихся знаний. Часть I, рассмотренных заданий, направлена на совершенствование вычислительной техники, часть II – на формирование умений и навыков, касающихся конкретной темы. Эти задания, развивающие творческое мышление, удобно использовать на уроке в сочетании с упражнениями, имеющимися в учебнике, в дидактических материалах.

  1. 1
    *
    . «Решение уравнений».


10 м

c . 41= *
2. «Скачки».

71*28

2*9**

**1200

68*43

*195*

*0*0*0

32** и 31**

(сравнить)
3. «Стрельба из лука».

42 (47) 5 36 (26) 10

31 (*) 8 48 (*) 12

6 (66) 11 48 (4) 12


2 м

4 м

6 м

8 м

x=240

x-132=a

a:12=b

b+72=c

Старт

Финиш

***35

28*

378*6

84*6

*59*

*3*47
5 (*) 12 100 (*) 5
4. «Борьба».

Из цифр 0, 3, 4, 9, 7 составить:

  • самое большое натуральное число;

  • наименьшее трёхзначное число.

5. 2х-3=5 2+х=5


?

?


8х-х=14 9х-5=х-5

?
6. 7х-1=х+4 5х+3=х+6

3+х=10

12-6х=12

3х-7=8

6+х=10

7+5х=47

7х-9=5
7.


  1. 1. Решение задач на составление уравнений.

Использование подобных задач на уроке способствует повышению интереса к изучению математики, развитию творческих способностей учащихся.

  1. Задача Бабки-Ёжки: «Говорит Баба-Яга Змею Горынычу: «У нас с тобой все шесть голов, но у меня ума в два раза больше, чем у тебя в одной голове. А у Василисы Прекрасной столько ума, сколько у нас с тобой вместе. Сколько же ума у Василисы?»

  2. Задача Волшебницы (для принца и визиря): «Живёт за семью горами, да северными морями прекрасная Принцесса Айя. У неё в 13 раз больше перстней, чем у её сестры Ийи, а у третьей сестры Ойи – столько, сколько у них вместе. Сколько перстней у Айи, если у Ойи на один меньше, чем дней в декабре, взятых 5 раз?»

  3. Задача Короля (для принца и визиря): «Я приказал устроить пир и доставить для этого 100 ягнят и поросят. Общая масса должна быть 2200 кг. Сколько надо приготовить ягнят, если масса одного ягнёнка 25 кг, а одного поросёнка 20 кг?»

  4. Задача Кощея Бессмертного (для Змея Горыныча): «Жую я в год 131313 каменных глыб, чтобы зубы точить. Причём зимой жую в 5 раз больше, чем весной, а летом в 7 раз больше, чем весной. Сколько каменных глыб я сжевал зимой?»

  5. Задача Лешего (для Василисы Прекрасной): «Я живу от Бабы-Яги в 5 часах лёту, если метла летит со скоростью 11 км/ч. Решили мы встретиться. Баба-Яга до встречи летела 5 часов, а я бежал 2 часа. С какой скоростью я бежал, если скорость Бабы-Яги была в 3 раза меньше моей?»

  1. «Танграм».

Заранее заготовить разрезанные квадраты и клей. Ребятам предлагается карточка и фигурки. Нужно составить картинку и приклеить её на карточку.

[ Образец разрезания квадратов:


].

  1. Тема: «Дробные выражения».

Выберите ответ из числа предложенных. По выбранным ответам составьте слово.

1. Найти от 49.

К. Т. У. .

2. Найти число, если этого числа 6.

О. Н. Е. .

3. В одной коробке кг яблок, в другой в 5 раз меньше. Сколько яблок в 2-х коробках?

Н. кг Ц. кг С. кг.

4. От рулона обоев, длина которого м, отрезали его длины. Сколько обоев осталось в рулоне?

И. м А. м В. м.

5. От доски отпилили её длины. Какова была длина доски, если длина отпиленной части м?

К. м Я. м Т. м.

[ Ответ: Унция () ].

2. Задания, развивающие творческое мышление, представленные ниже, могут рассматриваться непосредственно после изучения новой темы. Эти задания способствуют лучшему пониманию и усвоению нового материала, а также формированию умений и навыков работы с полученными знаниями, наряду с развитием творческого мышления учащихся.

1. Тема: «Углы».

1. Назовите и измерьте углы. Назовите углы в порядке возрастания их градусных мер (рис.1).

С

Е

К

Р

О

F

2
С
. М
А

М

В

D

H

P

Рис. 1.
ОВ=? ВОС=? (рис. 2).


М

О

В

А

600

450

300

А

В

С

1450

?

Рис. 2.

3. На рис. 3 замените «?» нужной фигурой.


2
О

и

О

А

В

С

и

?

Рис. 3.
. Тема: «Координаты на плоскости».

1
у
. Что изображено на рисунке 4? Назовите координаты точек.


Рис. 4.

х

0

2. Построить на координатной плоскости точки по указанным координатам. Последовательно соедините эти точки.

  • (1,7); (3,7); (3,5); (1,3); (3,3).

  • (7,8); (5,8); (5,5); (7,5); (7,1); (5,1).

3. Расшифруйте высказывание известного немецкого математика Карла Гаусса (рис. 5).

(11;4)

(5; 1)

(1; 4)

(15;5)

(11;4)

(5; 1)

(1; 4)

(9; 6)

(2; 7)

(5; 1)

(4; 5)

(5; 1)

(12;2)

(9; 6)

(4; 5)

(5; 1)




(
у
6; 4)

(5; 1)

(14;1)

(2; 7)


3
Рис. 5.

0

х
. Тема: «Тела в пространстве».

1. На рисунке 6 под цифрой 1 показан вид фигуры спереди, а под цифрой 2 – вид сверху.

Какая это фигура?

2. Развёртки каких фигур предложены на рисунке 7.


3. На дом задаётся задание: склеить фигуры из плотной бумаги.
а)

б)

в)

г)

Рис. 7.
Развёртки фигур либо представляет учитель, либо дети используют данные учебника. Примеры фигур: цилиндр, призма (прямоугольная, треугольная), куб, пирамида и так далее.

В классе можно использовать эти макеты для практических работ, задания которых могут быть различны: «Вычислить площадь поверхности»; «Сравнить объёмы двух фигур» и тому подобное.

3. Задания, развивающие творческое мышление, с одной стороны являющиеся средством формирования умений и навыков, а с другой стороны – средством некоторого контроля качества и характера усвоенных знаний. Такие задания могут выполняться как устно, так и письменно.

1. Рассмотрим такую форму контроля, когда ученик, прослушивая предложение, определение, должен сказать о чём идёт речь.

Примерные вопросы:

  1. Фигура, состоящая из трёх сторон и трёх вершин.

  2. Часть прямой.

  3. Равенство содержащее букву, значение которой нужно найти.

  4. Действие, с помощью которого по произведению и одному из множителей находят другой множитель.

  5. Запись правила в общем виде.

  6. Часть плоскости, которая лежит внутри окружности.

  7. Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку на окружности.

  8. Дробь, меньшая 1.

  9. Частное от деления суммы чисел на число слагаемых.

  10. Одна сотая часть.

2. Ниже рассмотрим задания, относящиеся к конкретным темам, которые также могут выполнять функцию контроля помимо развития творческого мышления школьников.

Тема: «Единицы измерения длин и площадей».

Подумайте, как связаны первые два слова и укажите в списке (а-г) четвёртое слово, которое также связано с третьим:

а) километр; б) квадратный дециметр; в) площадь; г) метр.

САНТИМЕТР – МИЛЛИМЕТР; ГЕКТАР - ?

а) длина; б) метр; в) сантиметр; г) миллиметр.

АР – КВАДРАТНЫЙ МЕТР; ДЕЦИМЕТР - ?

Тема: «Треугольники».

1. Сколько треугольников изображено на рисунках 8, 9.

Рис. 8.

Рис. 9.


2
Е

D
. Продолжить стороны фигуры, изображённой на рисунке 10, так, чтобы получился треугольник.


О

С


А

К


В

Рис. 11.


Рис. 10.

3. Рассмотрите рисунок 11 и выпишите названия всех треугольников, имеющих общую сторону – отрезок АВ.

4. Квадратный лист бумаги разрежьте на две неравные части, а затем составьте из них треугольник.

Тема: «Четырёхугольники».

1. Рассмотрите рисунок 12 и сравните фигуры.

Что общего в данных фигурах, чем они отличаются друг от друга?

2. В чём сходство и в чём различие геометрических фигур, изображённых на рисунке 13.


3. Какая из данных на рисунке 14 фигур «лишняя» и чем она отличается от других?


Тема: «Прямая, луч, отрезок».

1
С

М

P

E
. Назовите отрезки среди фигур, изображённых на рисунке 15.


а)

б)

Рис. 12.

Рис. 13.

Рис. 14.

К

В

F

S

L

Q

D

T

O

K

H

Рис. 15.


2. Сколько отрезков на каждом рисунке (а-з) 16.


Рис. 16.

3
а)

б)

в)

г)

д)

е)

ж)

з)
. Начни с точки А и рисуй последовательно отрезки: 2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 4 – вправо, 3 – вверх, 2 – вправо, 4 - вниз, 3 – влево, 1 – вниз, 1 – влево,

1- вверх, 4 – влево, 3 – вверх.

Сколько отрезков у тебя получилось?

4. Сколько на рисунке 17 (а-г) прямых, лучей, отрезков?


Рис. 17.


Т
а)

б)

в)

г)
ема: «Площадь и периметр».

1. Вычислить площадь фигуры, оставшейся от выреза в прямоугольной пластинке (рис. 18).

2. Найдите периметр фигуры, изображённой на рисунке 19.


2 м

36 см

Рис. 19.

1 м


Рис. 18.

3. Прямоугольник со сторонами 5 см и 25 см сделан из проволоки. Сколько квадратов со стороной 5 см можно сделать из проволоки той же длины?