|
«Использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как средство формирования познавательной активности учащихся» Обобщение опыта «Использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как средство формирования познавательной активности учащихся»
Условия возникновения опыта
целостное гармоничное развитие личности школьника
овладение основными компонентами учебной деятельности
формирование готовности к самообразованию
определенный уровень познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.
Актуальность
Тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования.
Приоритет развивающей функции обучения.
Раскрытие индивидуальных возможностей личности младшего школьника
Ведущая идея педагогического опыта
создание условий для активизации познавательной деятельности младших школьников путем применения проблемных ситуаций в учебной деятельности.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в комбинировании элементов технологии проблемного обучения в решении проблемы активизации познавательных интересов младших школьников.
Задачи:
создать условия для достижения высокого уровня обученности на основе укрепления познавательного интереса;
содействовать развитию учебной мотивации учащихся на основе системного применения проблемных ситуаций;
организовать работу по формированию познавательной самостоятельности ученика и развитию его творческих способностей.
Я осуществляю проблемное обучение на основе деятельностного метода по следующей схеме:
1. постановка учебной задачи;
2. «открытие» детьми нового знания;
3. закрепление;
4. самостоятельная работа;
5. контроль и самоконтроль.
Учебная проблема существует в двух основных формах:
1) как тема урока;
2) как несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.
Использую три основных метода постановки проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников удивление или затруднение. Проблемная ситуация «с затруднением » возникает, когда учитель даёт практическое задание:
а) невыполнимое вообще на актуальном на начало урока уровне знаний;
б) невыполнимое из – за непохожести на предыдущие задания;
в) невыполнимое, но схожее с предыдущим;
Осознание сути противоречия, затруднения, возникшего после предъявления того или иного невыполнимого практического задания, стимулирую соответственно фразами:
- Вы можете выполнить это задание? В чём затруднение?
- Почему не получается выполнить задание? Чем это задание не похоже на предыдущее?
Следующий шаг диалога представляет собой одну из двух фраз:
- Какова же будет тема урока?
- Какой возникает вопрос?
Работать над созданием проблемных ситуаций на уроках начала с 1992 года, когда познакомилась с системой развивающего обучения Л.В.Занкова. Одной из особенностей этой системы является создание коллизий. Разработала систему вопросов и заданий для создания проблемных ситуаций на уроках математики, русского языка, окружающего мира.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОБЛЕМНОГО УРОКА Что такое родственные слова
(Тема урока)
| ФИО (полностью)
| Мордовина Любовь Борисовна
|
| Место работы
| МБОУ СОШ № 7 г. Киржач
|
| Должность
| учитель начальных классов
|
| Предмет
| русский язык
|
| Класс
| 2 класс
|
| Тема и номер урока в теме
| Что такое родственные слова
1 урок в теме «Однокоренные слова»
|
| Базовый учебник
| «Русский язык»
Автор: В.П. Канакина
В.Г. Горецкий
| 8. Цель урока: научить различать родственные слова
9. Задачи:
- предметные: сформировать понятие родственные слова; учить находить их общую часть; дать понятие корень; учить выделять родственные слова из группы слов.
- метапредметные: способствовать развитию речи учащихся, умению чётко выражать свои мысли, развитию мыслительных процессов и познавательной активности; создавать условия для преодоления настойчивости в достижении цели;
развивать навыки сотрудничества;
- личностные: формировать и отрабатывать умение согласованно работать в группах и коллективе; формировать умение слушать и понимать других; способствовать формированию эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.
Тип урока: урок изучения нового материала
10. Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в группах, фронтальная,
работа в парах
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Деятельность учителя
)
| Деятельность ученика
| 1
| 2
| 4
| 5
| 1.
| Организация класса. Эмоциональный настрой.
| Проверяет готовность обучающихся к уроку. Читает стихотворение:
Ну – ка,
проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
А ещё проверьте, дети
Есть линейка? Карандаш
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
| Дети приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
| 2.
| Актуализация знаний
| Учитель задает вопрос:
- Кто такие родственники?
Предлагает
прочитать слова: родственники
род
родители
родословная
- Что интересного заметили в этих словах?
| Дети объясняют значение слова родственники; делают выводы, что слова похожи по смыслу и имеют общую часть
| 3.
| Постановка учебной проблемы
| Учитель задает вопрос:
- О каких словах пойдет речь на уроке?
| Дети отвечают на вопрос:
- у этих слов есть общая часть;
- они близки по смыслу.
.
| 4
| Физкультминутка
|
|
| 5
| Выход к учебной проблеме и ее решение
| - Как вы думаете, какая тема нашего урока?
В случае затруднения учитель предлагает прочитать тему урока в учебнике.
Учитель просит прочитать правило
| Пытаются сформулировать тему урока.
Дети читают правило в учебнике.
Выясняют правильность их предположений.
| 6
| Творческое воспроизведение знаний
| Учитель задает вопросы:
- О каких словах пойдет речь на уроке?
- Какие слова называют родственными?
Предлагает
прочитать слова из упр. №78
| Дети проговаривают правило.
Работают со словами из упражнения:
1 столбик - фронтальная работа
2 столбик – работа в парах
3 столбик – сам. работа Доказывают, что данные слова являются родственными
Списывают один из столбиков.
| 7
| Закрепление
| 1. Учитель организует интерактивную игру «Найди родственное слово»
Командирам выдаются слова, состоящие из корня:
Лес, сад, дом, дым, ход
Они проверяют карточки у детей и набирают свои команды
2. Предлагает выполнить упр. № 80
| 1.Дети получают карточки с родственными словами.
Проверяют правильность набора команд.
2. Дети работают с упражнением, находят группу родственных слов, доказывают и записывают ее.
| 8
| Информация о домашнем задании (инструктаж)
| Предлагает
прочитать задание к упр. №79
| Дети читают задание.
Составляют план действий.
| 7.
| Рефлексия (подведение итогов)
| Учитель задает детям вопросы:
-Что нового узнал? –
-Что вызвало трудности?
- Как их преодолевали?
| Ученики отвечают на вопросы.
|
План – конспект открытого урока математики (2 класс)
Учитель: Мордовина Л.Б.
Тема урока: «Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода
через десяток»
Цели:
1. совершенствовать вычислительные навыки; отрабатывать знания о взаимосвязи между сложением и вычитанием; продолжить работу над задачей (подбор вопросов к данному условию, преобразование условия с целью превращения простой задачи в составную).
2. развивать: пространственные представления, логическое мышление, внимание, память.
3. развивать внимание и уважение к суждениям других учеников, формировать положительное отношение к обучению.
Оборудование: набор геометрических фигур; схемы-опоры кратких условий задач; карточки для проверки вычислительных навыков.
Ход урока
I. Организационный момент
– упражнения по кинесеологии: «Будильник», «Думающая шапочка»
– проверка настроения в начале урока
II. Упражнение на развитие пространственных представлений
1 2 3 на магнитной доске
3 геометрические фигуры
– Что вы видите?
– Что заметили? Какая фигура лишняя?
– Как можно назвать 1 и 2 фигуры?
Задание: их 2-х тупоугольников собрать 1 и 2 фигуры.
– Что общего в построении?
– Как лучше всего из 1 фигуры получить 2 фигуры?
III. Отработка вычислительных навыков в пределах 10
(работа с карточками – 1 минута)
IV. Игра «Угадай число»
43, 14, 55, 23 – на магнитной доске
– Что общего у этих чисел?
– Что можно составить, используя эти числа?
– Чем будем заниматься на уроке?
V. Повторение
1. Работа с выражениями:
43+14 57-43 57-14
55+23 78-23 78-55
– Что записано на доске?
– Что заметили?
Задания: выполнение указанного действия; как связаны выражения каждой строки?
2. Работа с набором геометрических фигур:
+ = – на магнитной доске
– Что это?
Задание: к равенству составить выражения, обратные данному.
VI. Физкультминутка
VII. Решение задач
1. Работа по учебнику: в доме 25 окон и 13 дверей
– подобрать вопросы и превратить этот текст в простую задачу;
? – ? на … больше, меньше
– можно ли подставить вопрос и превратить этот текст в составную задачу?
– изменить условие (проверка по опорам);
– 25 – 25
? ?
– на 13 меньше – на 13 больше
– решение задачи.
VIII. Решение уравнений
1. 21+х=35 23+х=35 25+х=35
– сравни уравнения;
– подумай, одинаковы ли в них значения неизвестных;
– объясни свой ответ.
2. реши уравнения
– как изменялись значения неизвестного в каждом уравнении?
– запиши еще несколько уравнений, которые подчиняются той же закономер-
ности.
IX. Итог урока
– что нового узнали на уроке?
– с каким настроением уходите с урока?
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Правописание жи-ши
(Тема урока)
| ФИО (полностью)
| Мордовина Любовь Борисовна
|
| Место работы
| МБОУ СОШ № 7 г. Киржач
|
| Должность
| учитель начальных классов
|
| Предмет
| русский язык
|
| Класс
| 2 класс
|
| Тема и номер урока в теме
| «Правописание сочетаний жи-ши»
Урок № 46
|
| Базовый учебник
| «Русский язык»
Автор: А. В. Полякова 2 класс
| 8. Цель урока: освоение знаний о правописании буквы и в сочетаниях жи-ши; обобщить знания об особенностях шипящих звуков; формировать умение правильно писать сочетания с шипящими звуками; способствовать развитию устной и письменной речи.
9. Задачи:
- обучающие: применять правила правописания гласной и после шипящих согласных ж- ш; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка; формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.
- развивающие: способствовать развитию речи учащихся, умению чётко выражать свои мысли, развитию мыслительных процессов и познавательной активности; создавать условия для преодоления настойчивости в достижении цели;
развивать навыки сотрудничества;
развивать орфографическую зоркость учащихся.
- воспитательные: формировать и отрабатывать умение согласованно работать в группах и коллективе; формировать умение слушать и понимать других; способствовать формированию эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.
Тип урока: урок закрепления знаний
10. Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в группах, фронтальная
11. Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийная система
12. Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1.
| Организация класса. Эмоциональный настрой.
|
| Проверяет готовность обучающихся к уроку. Читает стихотворение:
Ну – ка,
проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
А ещё проверьте, дети
Есть линейка? Карандаш
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
| Дети приветствуют учителя.
| .
| 2.
| Актуализация знаний
| Особые звуки.
ЭОР № 1.
| Демонстрирует ЭОР.
Проводит
параллель с ранее изученным
материалом.
| Делят шипя-щие звуки на группы. Обосновывают свои действия. Вспоминают особенности звуков.
| 3 мин.
| 3.
| Формулирование темы и цели урока.
|
| Создает проблемную ситуацию.
Формулирует задание.
- составить и записать сочетания букв ж, ш с гласными ы, и. Просит детей сделать вывод. Предлагает сформулировать тему и цели урока.
| Самостоятель-но составляют сочетания букв ж- ш с
гласными и, ы.
Зиписывают их на доске и в тетрадях.
Делают вывод.
Объясняют причину отсут-ствия сочета-ний с буквой ы.
Формулируют тему и цели урока.
|
| 4.
| Первичное закрепление.
|
Жи-ши
ЭОР №2
| Организует
работу в парах. Предлагает карточки с типичными заданиями.
Обеспечивает мотивацию выполнения предложенного задания. Контролирует выполнение работы.
Просить сформулировать правило написания буквы и после шипящих ж, ш.
Демонстрирует ЭОР № 2.
| Учащиеся работают в парах с карточками. Вставляют пропущенные буквы в словах. Обосновывают выбор написания гласной и после шипящих ж, ш. Самостоятель-но формули-руют правило.
Читают правило на интерактивной доске.
| 2 мин.
| 5.
| Физкультминут-ка.
|
| Включает музыку, показывает упражнения.
| Дети выполняют
упражнения.
|
| 6.
| Работа по учебнику.
|
| Предлагает детям самостоятельно про себя прочитать задание.
Проверяет, как дети поняли, что им нужно сделать.
Организует взаимопроверку.
| Дети выполняют самостоятель-ную работу,
Обмениваются тетрадями для взаимопровер-ки.
|
| 6.
| Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
| Жи-ши, ча-ща, чу-щу
ЭОР № 3
| Предлагает учащимся выполнить работу на ПК.
Организует самопроверку.
| Учащиеся работают на компьютерах.
Самостоятель-но проверяют правильность выполнения задания.
| 5 мин.
| 6.
| Информация о домашнем задании (инструктаж)
|
| Называет № упражнения.
Предлагает прочитать задания.
| Дети читают задание.
Составляют план действий.
|
| 7.
| Рефлексия (подведение итогов)
|
| Учитель задает детям вопросы:
Что нового узнал?
- За что бы ты себя похвалил?
- Была ли польза от урока?
- Что особенно понравилось?
- Что вызвало трудности?
- Как их преодолевали?
| Ученики отвечают на вопросы.
|
| Приложение к плану-конспекту урока
(Тема урока)
Правописание жи-ши
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
| Название ресурса
| Тип, вид ресурса
| Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
| Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
| 1.
| Особые звуки.
| ЭОР контрольного типа
| иллюстрация с текстом
| https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6af5e312-efb7-4db9-a0ef-22f5e4362106/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BTQ_023%5D.swf
| 2.
| Жи-ши
| ЭОР информационного типа
| иллюстрация с текстом
| https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5c434425-8282-46a3-be48-d8887af56f56/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BTE_024%5D.swf
| 3.
| Жи-ши, ча-ща, чу-щу
| ЭОР контрольного
типа
| тест
| https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e0f12735-6ca5-4420-9f65-651c65b367dd/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BIG_027%5D.swf
|
Урок-монопроект
Технологическая карта
| ФИО (полностью)
| Мордовина Любовь Борисовна
|
| Место работы
| МБОУ СОШ № 7 г. Киржач
|
| Должность
| учитель начальных классов
|
| Предмет
| Литературное чтение
|
| Класс
| 2 класс
|
| Тема и номер урока в теме
| « Волшебные сказки»
|
| Базовый учебник
| «Литературное чтение»
Автор: В.Ю.Свиридова 2 класс
| Цель урока (для учителя):
формировать УУД (личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные) через включение учащихся 2 класса в монопроект в предметной области литературное чтение по теме: «Сказки»
Цель урока (для учащихся):
собрать информацию о разных видах сказок;
оформить альбом «Волшебные сказки»
9. Задачи:
- предметные:
уточнение знаний по теме «Волшебные сказки»;
выявить разницу между волшебными сказками и сказками других видов;
совершенствовать навыки работы с художественной литературой;
овладение элементарными способами получения и обработки информации.
- метапредметные:
овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
формировать умение планировать учебные действия;
использование различных способов поиска, сбора, обработки информации в соответствии с познавательными и коммуникативными задачами учебного предмета;
овладение навыками смыслового чтения сказок;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- личностные:
формировать и отрабатывать умение согласованно работать в группах и коллективе;
формировать умение слушать и понимать других;
способствовать формированию эмоционального отношения к школе и учебной деятельности
| Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| УУД
| 1.
| Организа-
ция класса
|
|
|
| 2.
| Актуализация знаний. Постановка темы урока.
| Учитель предлагает детям прочитать названия произведений:
«Теремок»
«По щучьему веленью»
«Кот, Лиса и Петух»
«Заяц и Лиса»
- К какому жанру относятся эти произведения?
- Какая сказка лишняя в этой группе сказок?
- О чем пойдет речь на уроке?
Учитель прикрепляет на доску опоры с темой и задачами урока.
| Учащиеся читают названия произведений, отвечают на вопросы учителя, находят лишнее. Доказывают правильность своего выбора. Сказка «По щучьему велению» является волшебной.
Дети предполагают, что речь пойдет о волшебных сказках, пытаются сформулировать задачи урока.
Дети читают опоры, проверяют правильность своих предположений.
| Регулятивные УУД
| 3.
| Деление на группы – центры активного обучения.
| Учитель предлагает детям разделиться на группы:
1 группа: «Исследователи»
2 группа: «Иллюстраторы» 3 группа:
«Актеры»
4 группа:
«Умелые руки»
Учитель консультирует учащихся о правилах работы с инструкцией.
| Дети делятся на группы.
В каждой группе
выбирают капитана, который следит за работой группы. Зачитывают из волшебной сказки отмеченные учителем отрывки и находят в них признаки волшебной сказки. Оформитель записывает их на карточках. Выполняют рисунки к волшебным сказкам. Инсценируют отрывки из предложенных волшебных сказок. Дети самостоятельно выбирают одну из предложенных волшебных сказок и делают макет к ней из пластилина, бумаги, ткани и т.д. В каждой группе выбирают капитана, который следит за работой группы. Знакомятся с инструкцией и выполняют по ней работу.
|
| 4.
| Самостоятельная работа в группах
| Консультирует деятельность учащихся.
| Дети выполняют работу:
-находят признаки волшебных сказок;
-рисуют;
-репетируют;
-лепят и украшают детали макета.
|
| 5.
| Физкультми-
нутка
| Учитель произносит названия сказок:
волшебная сказка - хлопают в ладоши;
бытовая – приседают;
о животных – топают.
| Дети слушают названия сказок и выполняют соответствующие действия.
|
| 6.
| Презентация групповых проектов
| Учитель слушает выступления детей, комментирует их.
| Каждая группа отчитывается о проделанной работе.
Остальные группы слушают выступления, задают вопросы.
|
| 7.
| Оценивание проектной деятельности
| Учитель предлагает заполнить лист самооценки.
| Дети заполняют листы, оценивают проекты.
|
| Прогноз результатов проекта:
Создать альбом «Волшебные сказки»
Дети научатся:
владеть элементарными способами получения и обработки информации;
анализировать сказки;
работать в группах.
Организация проблемных ситуаций на уроках в начальной школе
От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и метапредметных умений. В таких условиях перед педагогом встает сразу несколько вопросов.
Какие образовательные технологии позволяют учителю эффективно формировать у младших школьников комплекс УУД?
Когда на уроках ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, у них активнее формируется мышление и речь?
Когда дети осуществляют творческую деятельность (а значит, развивают творческие способности), активно отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу?
Такими технологиями являются: технология продуктивного чтения* и технология проблемного обучения.
Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных этапа: постановку проблемы, поиск решения проблемы, описание решения и его реализацию.
В данной статье мы остановимся на первом этапе процесса открытия нового знания - этапе постановки проблемы.
Любое научное творчество начинается с возникновения проблемной ситуации, т. е. со столкновения с противоречием. При этом исследователь испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Именно от этапа постановки проблемы зависят весь дальнейший ход урока открытия нового знания и возникновение у учеников желания усвоить это новое знание.
Для включения обучающихся в активную деятельность учителю необходимо использовать приемы создания проблемной ситуации на уроке открытия нового знания.
Проблемная ситуация действительно обозначилась, если у ребят появился эмоциональный отклик. Он возникает в определенный момент урока - при столкновении с вполне конкретным противоречием. По реакции детей все проблемные ситуации можно разделить на два типа: возникшие "с удивлением" и возникшие "с затруднением".
Перечень приемов создания проблемных ситуаций представлен в таблице.
Приемы создания проблемных ситуаций
Тип противоречия
Приемы создания проблемной ситуации
I. Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”
Между двумя (или более) положениями
Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания
Между житейским представлением обучающихся и научным фактом
Прием 3.
Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку".
Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности
II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя
Прием 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Прием 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. Прием 6.
Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено
Существует предметная специфика в использовании представленных приемов постановки проблемы на уроке. Для русского языка наиболее характерны приемы 2, 3, 6, содержащие практическое задание "на ошибку", а приемы 1 и 4 используются реже. Для математики типичны проблемные ситуации с затруднением, создаваемые приемами 4, 5, 6, хотя прием 1 тоже встречается. На уроках литературного чтения (такие примеры не были рассмотрены в данной статье) часто обсуждаются полярные позиции ученых (критиков) и разные мнения учеников с помощью приемов 1 и 2. При изучении окружающего мира, как правило, используется прием 3.
Необходимо принять к сведению следующее: учебная проблема существует в двух основных формах: в форме темы урока; в форме не совпадающего с темой урока вопроса, ответом на который и будет новое знание. Следовательно, поставить учебную проблему - значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Если проблема возникла на уроке как вопрос для исследования, то тему урока уместно сформулировать на этапе воспроизведения знаний.
В приложении 1 представлены примеры приемов постановки проблемы в процессе преподавания разных учебных предметов .
Не секрет, что торжественно объявленная новая тема чаще всего не интересна ученикам, и получается скучный традиционный урок. Где же выход? Можно увлечь ребят заранее сформулированной темой урока, используя специальный прием, условно называемый "яркое пятно". В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока.
Примеры проблемных ситуаций, возникающих на уроке.
Приложение 1
Математика 3 класс, автор Аргинская И.И.
Проблемная ситуация, вызванная затруднением.
1.Тема урока: Деление с остатком.
16:8 24:8 32:8 33:8
Детя предлагается найти значение частного.
- Значение какого частного вы не смогли найти?
Проблемная ситуация, вызванная затруднением.
2. Дети решают задачи:
- Раздели 63 конфеты между 7 детьми поровну. Ск. конфет получит каждый?
- Можно ли между этими детьми разделить 64 конфеты?
3. Практическое задание «на ошибку»
83:9=9 (ост.2) 75:8=8 (ост.11) 56:8=7 (ост.0) 69:7=8 (ост.13)
- не вычисляя, найти ошибку
. Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”
4. Тема урока: Нахождение делимого при делении с остатком.
Сравни равенства: х : 7 = 9 и е : 7 = 9 (ост. 3)
- Реши уравнения
- Как найти неизвестное число во 2 равенстве?
- Рассмотри, как это сделали 3 ученика:
1 ученик: 9х7=63
2 ученик: 9х7-3=60
3 ученик: 9х7+3=66
- Кто из них прав?
5. Тема урока: Сложение и вычитание 3-ых чисел.
45+32 245+432 67-24 767-624
- Чем похожи выражения? В чем их различие?
- Вычисли значение первого выражения. Как найти значение второго выражения?
- Кто сможет сформулировать тему урока?
Проблемная ситуация, вызванная затруднением
6. Тема урока: Приемы письменного сложения 3-ых чисел с переходом через разряд.
412+546 412+549
- Чем похожи суммы? Чем различаются?
- Найди значение сумм. Чем различаются вычисления?
- Определяем тему урока.
Проблемная ситуация, вызванная затруднением
7. Тема урока: Площадь многоугольника.
- Найди площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 6 см
- Как определить площадь данной фигуры?
- Дети предлагают решения.
8. Тема урока: Задачи с недостающими данными.
Прочитай задачу:
На ферме 20 коров, а овец на 12 меньше, чем свиней. Ск домашних животных живет на ферме?
Ты сможешь решить задачу? Если сможешь, реши.
Почему нельзя решить данную задачу. Объясни, почему.
Как можно назвать эту задачу?
9.Тема: Умножение двузначного числа на однозначное.
На доске дан ряд чисел. 5, 7, 3, 12, 4, 79, 67, 5
Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.)
Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. (Обучающиеся испытывают затруднение.) Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось?
- Чем оно отличается от предыдущего? Какова же будет тема нашего урока?
Приложение 2
Русский язык 3 класс, автор Полякова А.В.
1. Тема: «Сложные слова».
Исправить ошибки в словах и обозначить орфограммы: варабей, лисник, мухолофка. При проверке выясняется, что у одних уч-ся 1 корень в слове мухоловка, а у других – два.
-А что, существуют слова с двумя корнями?
- Какой вопрос возникает? (Сколько корней в слове мухоловка?)
Выясняют значение слова (ловит мух).
-Как же быть? (Подобрать однокоренные слова)
- Давайте подберем однокоренные слова к слову мух (подбирают), теперь к слову ловит. Так какой первый корень? Второй? Значит, в этом слове 1 или 2 корня? Как бы вы назвали такие слова?
- Почему их назвали сложные? (сложили 2 корня)
- Сформулируйте тему урока.
2.Тема: Три склонения имен существительных.
Задание: прочитайте предложение и найдите однородные члены. Определите их падеж и род.
Старая женщина волновалась о дочер... и внучк…
-Какие бы окончания вставили? (несколько вариантов дают дети)
Учитель вставляет окончния.
-Что заметили? (окончания разные)
-Какой вопрос возникает? (Почему у сущ. одного рода в одном падеже разные окончания?)
- Сформулируйте проблему. (Отчего зависит правописание безуд.окончаний имен существ.)
При этом тема урока совершенно другая – три склонения имен сущ. Вопрос, не совпадающий с темой урока.
3.Тема: Признаки однокоренных слов.
Задание: запишите слова гусь, гусеница, гусыня, гусята
- подчеркните лишнее слово
Дети называют лишние слова, доказывают свой выбор.
В ходе обсуждения приходят к единому мнению: гусеница – лишнее слово
Формулируют один из признаков однокоренных слов, называют тему урока.
4.Тема:Правописание слов с непроизносимой согласной.
Учитель диктует слова: хоккей, группа, грусть, ванна, ложка, поезд, масса, гриб, солнце.
Дети проверяют правильность задания, называют орфограммы.
В ходе проверки происходит столкновение разных мнений по поводу написания слова солнце. Возникает проблемная ситуация как же правильно написать это слово. Дети решают эту проблему, формулируют тему урока.
5.Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными.
Дети записывают под диктовку слова: вестник, чудесный, прелестный, честный, известно.
Проверяют правильность написания слов, находят орфограммы
Возникает проблемная ситуация:
- Как написать слово чудесный с т или нет?
Дети предлагают свои варианты решения данной проблемы.
6.Тема: Как различить родительный и винительный падежи одушевленных существительных 2 склонения.
Дети записывают предложения: У коня длинная грива. Мальчик гладит коня.
Задание: определить падеж сущ. коня. Возникает проблемная ситуация. Дети не могут правильно падеж определить падеж.
Формулируют тему урока.
Учитель диктует еще предложения: У лисы красивый мех. Мальчик рисует лису.
Учитель просит определить падеж сущ. лисы, лису. Дети определяют падеж сущ, доказывают правильность выполненного задания. (в 1 скл в Р.п. окончания ы, и, В В.п. у ю)
Учитель просит детей заменить сущ. Коня на сущ лиса в предложениях.
Просит сделать выводы.
Приложение 3
Окружающий мир 3 класс, автор Дмитриева Н.Я.
1.Тема: Растения пустынь.
Учитель: Как вы думаете, много ли растений в пустыне?
Дети отвечают.
Учитель зачитывает отрывок из научно-популярной статьи.
(Зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле). Обучающиеся испытывают удивление.)
Что вы сначала сказали? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? Какая же возникает проблема? В чем мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне?
2.Тема: Австралия.
Учитель: Мы путешествуем по материкам. Догадайтесь, о каком материке пойдет речь?
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
Они в пустыне пропадают где-то *...
Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили?
Учитель: Какой возникает вопрос? Ученики: Что это за материк, где все наоборот?
Учитель: Это Австралия. Так какой материк (и страну) будем изучать?
3.Тема: Народные приметы погоды.
Как мы узнаем какая погода будет завтра.?
А как наши далекие предки узнавали о погоде на следующий день?
Дети пытаются ответить на этот вопрос.
Если затрудняются учитель предлагает вопрос
Какая будет погода, если ласточки низко летают.
Дети отвечают и пытаются сформулировать тему урока.
4.Тема: Животные степей.
Почему в степях Европы почти нет крупных травоядных животных, а в африканских саваннах их много?
Возникает проблема. Дети сравнивают растительность степей и саванн и делают выводы почему в саванне есть крупные животные, а в степях нет. |
|
|