|
Решение составных уравнений. Цели образовательные Тема. Решение составных уравнений.
Цели.
образовательные: систематизировать знания о компонентах, дать определение составному уравнению, вывести алгоритм решения составных уравнений, научить детей решать задачи алгебраически
развивающие: развивать внимание, память, мышление
воспитательные: вызвать интерес к уроку, пробудить чувство взаимопомощи
Оборудование: алгоритм самооценки 13 шт, алгоритмы решения уравнений, слайды, листочки с разными видами уравнений, индивидуальные деревья успеха, классное дерево успеха, алгоритм самооценки у каждого ученика, Ход урока
І. Орг. момент.
Слайд 1. Среди букв найди слова и составь предложение
ВЕУВВМАТЕМАТИКАСРП
ВПВПАВОТКРЫВАЕТМЬР
ПВПАВСВОИСРПСОПООЛ
ЩШГЛТАЙНЫЖЗШМШМ
Дети -Математика открывает свои тайны
Учитель: только тому, кто занимается ею с чистой любовью ради ее собственной красоты. Архимед.
2. Итак, тайны устного счета. Математическая разминка.
Задача:
- А чтобы математика открыла перед нами свои тайны, и мы успешно выполнили задание, какую задачу перед собой поставим? (внимательно слушать, услышать учителя, подумать, решить, записать ответ)
- Для того, чтобы понять, насколько правильно будем выполнять задания на уроке, мы воспользуемся алгоритмом самооценки. Приготовьте их, прочитайте. (на слайде) результаты самооценки вы будет показывать на дереве успеха с помощью разноцветных листьев
- Записываем число, классная работа.
- Запишите красиво и каллиграфически правильно числа: 7 3 9 0 5 4 2 (слайд)
(ответы следующих заданий записываем в строчку)
-Чему равно произведение всех этих цифр? Запишите. (0)
- Запишите сумму этих чисел ? (30)
-Шел с рыбалки Волк, повстречал Лису и спрашивает:
Кума, где была?
Окуньков ловила
Много взяла?
До 20 двух не добрала
А у меня 2 десятка и еще два.
Сколько окуньков поймали Волк и Лиса вместе?(40)
- Бревно распилили на 4 части. Сколько распилов? (3)
-В одной семье у каждого из 3 братьев есть сестра. Сколько детей в семье?(4)
- Сколько единиц в дюжине? (12), чертовой дюжине? (13)
- в 10 ч малыш проснулся. Когда он лег спать, если проспал 2 ч? (В 8 ч.)
-Ты да я да мы с тобой. Много ли нас?(2) - Самооценка: листочки с алгоритмом самооценки у вас в дневниках. Если вы считаете, что задание выполнено правильно, нарисуйте рядом с ответами зелёный листок, если считаете, что допустили неточность - жёлтый, если сомневаетесь в правильности ваших ответов - красный
Слайд - Алгоритм самооценки.
1 шаг. Какая была цель данного задания? Что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось ли получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Выполнил полностью или с незначительными ошибками (какими?)
4 шаг. Справился самостоятельно или с помощью кого- то?
5 шаг. Какие умения отрабатывал этим заданием?
6 шаг. Каков был уровень задания (необходимый уровень, такое уже решали, знания давно получены, программный уровень: знания только что получены, максимальный уровень: еще не решали)
7 шаг. Свой уровень успешности.
8 шаг. Какую отметку поставишь себе? (Дерево успеха у каждого ученика)
- Выбираем соответствующий листок из конверта и прикрепляем к дереву успеха
Зеленый листок - доволен собой, не допустил ни одной ошибки.
Желтый листок – допустил неточность.
Красный листок - надо постараться и успех будет. - Взаимопроверка по эталону. Слайд с ответами (0, 40, 3, 4, 12, 13, 30, 8, 2)
- Сосед рисует соответствующий лист рядом с листком хозяина
- У кого листочки совпали? Молодцы, вы смогли правильно оценить свою работу.
- Возьмите такой же листок и прикрепите на ваше дерево успеха.
- Ребята, как называется работа, которую мы выполнили? (решили, примеры, выражения, равенства и т. д.)
- Выполнив следующее задание, вы узнаете название ещё одного равенства
3. Актуализация знаний
Слайд с таблицей
0
| 30
| 3
| 4
| 12
| 13
| 40
| 2
| 8
| у
| и
| а
| в
| е
| н
| е
| р
| н
| - Расставьте числа - ответы задания в порядке возрастания и прочитайте полученное слово Что у вас получилось? (уравнение)
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
- Сегодня мы продолжим открывать тайны математики под названием уравнение
Слайд Уравнение
- Что такое уравнение? (выражение (равенство), которое содержит переменную, значение которой надо найти)
-как называется значение переменной, которое надо найти? (корень уравнения)
- Что значит, найти корень уравнения? (решить уравнение)
Работа в группах (слайд - правила работы в группе и у каждой группы)
На партах карточки с заданиями:
- Найдите среди следующих записей уравнение и решите его:
1гр: 720 : х = 20(36) 2гр: х : 40 = 880(22) 3гр: х + 53 36+(76-62) 105 - 85 = 20 2 · (45 + 23)
18*(Х:3) 24 : 6 460 + с = 930 (470)
19 - 10 = 9 350 : х 180 : 9 = 20 4 гр: а - 90 = 210 (120) 5 гр:35 · х = 105 (3) 6 гр: 380 - b = 170(210)
36+(76-62) 105 - 85 = 20 2 · (45 + 23)
18*(Х:3) 24 : 6 2 · (45 + 23)
19 - 10 = 9 350 : х 180 : 9 = 20 После решения, рассказываем, что неизвестно в уравнении, объясняем, как находим неизвестный компонент, называем корень уравнения.
Слайд: все выражения группы, после названия уравнения лишние выражения исчезают, остаётся только уравнение
- Что помогает нам правильно решать такие уравнения? (алгоритм).
- Давайте вспомним его.
(Карточки с записанным алгоритмом расположены в беспорядке у каждого ученика и на доске)
-Что надо делать? (восстановить порядок)
Задание:
1)поставить карандашом порядок предложений алгоритма
2) выйти к доске и правильно расставить шаги алгоритма на доске (1 шаг - 1 учен.)
3) Прочитать алгоритм решения уравнений?
Алгоритм решения уравнений:
Вспомнить компоненты действия данного уравнения.
Определить неизвестный компонент.
Вспомнить правило нахождения неизвестного компонента.
Применить правило и найти неизвестный компонент.
Записать ответ.
Сделать проверку
4. Постановка цели урока через проблемную ситуацию
- Кто мне ответит, что можно решить с помощью уравнений? (Выражения, задачи).
- Решение задач с помощью уравнений называют алгебраическим. Это новое слово в нашем математическом словаре. Наши Архивариусы откроют нам ещё одну тайну математики и познакомят с некоторой исторической справкой.
Слайды - странички истории
Саша Агафонов: открывает Энциклопедию, сдувает пыль - уравнения мы часто используем в повседневной жизни, но о том, кто их создал, мы не думаем. Иногда полезно знать, кто это сделал, ведь если бы не эти люди, то возможно и по сей день не придумали бы как решать уравнения.
Глебов Глеб: Знак равенств, используемый в уравнениях, ввел английский математик Рекорд, который объяснил, что ничто не может быть равным, чем два параллельных отрезка.
Лукина Кристина: Слово «алгебра» возникло из термина «аль-джебр», взятого из названия книги хорезмского математика Мухаммеда Бен Мусса аль Хорезми.
Котля Надя: Создателем буквенной символики стал французский математик Франсуа Фиет. А Нильс Абель внес важный вклад в решение разных уравнений.
ШедиковКирилл: уравнения, бывают разные: линейные, система уравнений, квадратные, тригонометрические… Но об этом мы узнаем в старших классах.
Дети в костюмах юристов
5. Физкультминутка:
А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
На слайде рисунок:
х 2 6 3
- С какой величиной связана эта задача? ( с массой) Почему вы так решили? (весы, гири)
- Как вы думаете, что надо сделать, чтобы найти массу котёнка?
- Как вы будете её находить? (выражением, уравнением)
Работа в группах:
- Составьте уравнение по этому рисунку (х + 2 = 6 + 3) (1 уч на доске)
- Запишите уравнение на листочках и попробуйте его решить.
Самооценка группы
- Как вы думаете, справитесь вы с заданием?
- Кто уверен, что у них достаточно знаний для решения этого уравнения, поднимите зелёный листочек, кто считает, что недостаточно - жёлтый, кто неуверен - красный.
- Попробуйте решить это уравнение в группе.
- Группа, у которой получилось решить это уравнение, поднимает руки - Кто решил уравнение, выйдите к доске и напишите решение (пока дети работают на доске учитель проверяет адекватность оценивания знаний в группах по результатам решения уравнения, если листья совпали, прикрепляют его на дереве, если нет - помогает правильно себя оценить)
- Как вы думаете, кто решил правильно, кто неправильно. Как проверить?
(после проверки оставить правильное решение на доске, неправильное зачеркнуть) Слайд - правильное решение уравнения
- в чём трудность решения таких уравнений? ( в ответе не число, а числовое выражение).
Вывод: Мы открыли ещё одну тайну математики - познакомились с новым видом уравнений. Такие уравнения называются составными уравнениями. - это тема сегодняшнего урока Слайд - Составные уравнения
- Какова цель нашего урока?
Цель урока - научиться решать уравнения, одна часть которой содержит переменную, а другая часть - числовое выражение
6. Открытие новых знаний.
1)Мозговой штурм
- Как же решить такие уравнения?
- Для того чтобы решить такое уравнение, надо свести его к уже известным видам. Итак , с чего начнём? ( Если нет - учитель подводит к правильному решению). (Сначала найти значение числового выражения).
- посмотрите на алгоритм решения уравнения, который у нас есть, подходит он для решения составных уравнений? (нет). Как его изменить, чтобы он подошёл для решения сост.уравнений? (сначала найти значение числового выражения)
- Давайте тогда дополним наш алгоритм решения уравнений ещё одним шагом. Как его сформулировать? (найти значение числового выражения) листочек с шагом вывешивается к алгоритму на доску.
- Прочитайте, как теперь звучит наш алгоритм. (чтение алгоритма с доски)
- А как же объясняют решение таких уравнений авторы нашего учебника?
Чтение правила с учебника(с.80)
- Найдите на стр.80 формулировку правила, прочитайте его. Совпали ли наши выводы с выводами авторов учебника? Каким словом назвали нахождение значения числового выражения уравнений нового вида в учебнике? (упростить числовые выражения)
- Что значит упростить числовые выражения? (сократить, сделать проще) 8. Закрепление нового материала
1) Работа по учебнику
№ 1с.80 - решение с комментированием по алгоритму у доски (3 уравнения)
3 уравнения - самостоятельно в тетрадях (самопроверка по эталону со слайда)
Самооценка: по дереву успеха(выбираем соответствующий выполненному заданию листок, и прикрепляем к дереву успеха)
Группова работа
2) Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону(3-5 мин)
Предварительная самооценка: возьмите листок соответствующий вашему уровню знаний на данный момент по теме уравнения.
- А сейчас проверим ваши знания
В группе лежит набор из 5 карточек разного цвета. Задание: выберите карточку того цвета, который вам нравится, подпишите листочек и выполните задание. Передайте карточку соседу, сидящему справа. Сверьте ответ с эталоном: поставьте на листочке знак «+» или «-».
Жёлтая карточка:37 +z = 34 ·9
Красный: p :50 =2766 + 182
Зеленая: 640 - х = 414 : 6
синяя: b ·70 = 50785 - 1785
розовая : R - 156 = 470 ·4 Проверка со слайда по эталону: жёлтый = 269, красный = 147400,
зелёный = 571, синий = 700, розовый = 2036
Самооценка: - возьмите ваши карточки, если на них стоит «+» возьмите зелёный листок, если есть неточности - жёлтый, неверное решение - красный . сверьте ваши листочки в начале работы и сейчас, посмотрите, как вы себя оценили. поднимите листок, который правильно оценивает ваши знания
- Почему у этой группы получилось больше зелёных листьев? (слушали внимательно, думали, помогали друг - другу, соблюдали правила работы в группе)
- прикрепите листочки к дереву успеха. 9. Повторение ранее изученного материала.(если останется время)
№ 12 (а,б), с.82 - задачи на нахождение продолжительности события и времени его завершения по вариантам
Выбор соответствующей схемы со слайда, самостоятельное решение, взаимопроверка 10. Подведение итогов урока.
- Что нового узнали об уравнениях? (бывают составными)
- Кто ещё не усвоил алгоритм решения составных уравнений? Давайте ещё раз его повторим. ( по доске)
- Кому решение таких уравнений показался не очень сложным?
- Кто готов помочь в освоении нового материала своим товарищам?
Самооценка: посмотрите на ваше дерево успеха. На нём распустились листочки (слайд): красные, жёлтые, зелёные.
- У кого больше красных листочков, встаньте? Что мы им пожелаем.
Красный листок - надо постараться и успех непременно придёт!
- У кого больше жёлтых листочков? Что мы им пожелаем?
Желтый листок – Вы успешны, но необходимо ещё немного усердия и внимания.
- Встали, у кого больше зелёных листочков? Что мы можем о них сказать?
Зеленый листок - Молодцы! Наши аплодисменты!
Открывается доска- «Дерево успеха 3 ю класса»
- Выберите тот листок, которого больше на вашем личном дереве успеха и прикрепите его к дереву успеха нашего класса (по очереди все группы)
На нашем дереве больше……….листочков. О чём это говорит?
11. Выставление оценок.
- Ребята вы все большие молодцы. Но я хотела бы выделить сегодня…………. И поставить им 5,
12 Домашнее задание.
Завтра продолжим работу над составными уравнениями, узнаем, какие они ещё бывают.
№ № 5, с.81; 11, с. 82 |
|
|