Занятие в старшей группеТема: « Зима, зимушка, зима»Подготовила воспитатель:Душаева Н.П.2014 г.Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликаться на предложение общения.
Познавательное развитие: закрепление знания о временах года, систематизировать представления детей о зиме как времени года, способствовать развитию логического мышления, памяти.
Речевое развитие: учить правильно, согласовывать существительные с прилагательными, развивать речь детей, пополнять словарный запас, выделять из текста необходимую информацию.
Художественно-эстетическое развитие: развивать творческие способности детей, воображение, вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности.
Физическое развитие: отрабатывать координацию движения детей, развивать мелкую моторику рук
Активизация словаря: вьюга, метель, пороша, вьюжная, запорошила.
Подготовка к занятию: подобрать мелодии и иллюстрации к занятию.
Предварительная работа: Наблюдения неживой и живой природы зимой. Чтение рассказов о природе, заучивание стихов, пословиц, примет, загадывание загадок. Приготовить иллюстрации с зимними пейзажами. Выучить с отдельными детьми стихи, рассказы.
Материалы: иллюстрации о зиме, массажный мяч, листы бумаги, карандаши, краски, восковые мелки.
Технологическая карта Этапы НОД
| Действия педагога
| Действия воспитанников
|
Организационный момент
| Сюрпризный момент-включение мелодии П.И.Чайковского «Времена года», чтение под музыку стихотворения.
| Слушание детьми мелодии и стихотворения
|
Включение в игровую ситуацию, опыт со снегом.
| Предложить рассказать стихи о зиме, внесение снега, опыт со снегом.
| Рассказывание стихов, участие детей в опыте со снегом.
|
Игра «Подбери нужное слово» (словарная работа»
| Предлагает поиграть в мяч и ответить на вопросы.
| Отвечают на вопросы, выполняют действия с мячом.
|
Беседа: «Животные, птицы и деревья зимой»
| Задаёт вопросы по теме.
| Слушают педагога, отвечают на вопросы
|
Игра «Зимние забавы»
| Включает быструю музыку и просит поиграть в зимние забавы (имитация движений)
| Выполнение задуманных движений под весёлую музыку
|
Творческая работа детей с раздаточным материалом
| Просит детей сесть на свои места и нарисовать картину о зиме, способы рисования на выбор.
| Выбирают раздаточный материал и выполняют работу по желанию
|
Оценка деятельности детей в течении НОД
| Комментирует оценку деятельности воспитанников.
| Делятся впечатлениями
|
Ход занятия:На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами. Воспитатель включает мелодию из альбома П. И. Чайковского «Времена года». Читает стихотворение И. Никитина «Ветрена зимы».
Здравствуй, гостья — зима!
Просим милости к нам,
Песни севера петь по лесам и степям.
Есть раздолье у нас — где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам и ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, —
Пусть мороз твой трещит,
Наша русская кровь на морозе горит!
Продолжает ребёнок.Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась;
Клоками повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз.
И рады мы
Проказам матушки зимы.
А. С. Пушкин
- Ребята, вы рады зиме? Вот сейчас мы поговорим с вами о зиме.
Кто скажет, сколько месяцев длится зима?
Назовите эти месяцы и расскажите о них стихами С.Я. Маршака. (Декабрь рассказывают двое детей. Январь и февраль — по одному ребенку.)
В это время года мы часто говорим слово «снег». А какой снег? - Белый, холодный, пушистый, хрустящий, липкий и т.д. Внесение снега в группу. Опыт со снегом.А как вы думаете, что, произойдет со снегом, оставив, его здесь? (ответы детей)
Воспитатель. Ребята, поиграем в мяч «Подбери нужное слово»
(с помощью массажного мяча воспитатель выбирает ребенка, который будет отвечать)Какие ещё явления природы можно наблюдать зимой? Снегопад, метель, вьюгу.
Тропинки запорошило — это как вы понимаете? — Занесло снегом. «Пороша», «запорошило» — эти слова дети повторяют хором и индивидуально.
Какие
слова можно сказать про зиму, какая она? - Снежная, вьюжная, морозная, холодная и т. д.
Прочтите стихотворение Е.Трутневой «Первый снег».
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
А как вы думаете, как живут зимой звери в лесу? Дети рассказывают о зайцах, лисе, белке, медведе и др.
Птицы все улетели на юг? Расскажите, какие птицы зимуют и чем они питаются, кто им помогает выжить зимой. Заслушивается 2—3 рассказа. А насекомые куда подевались? О них рассказывает один ребенок со специально подготовленным рассказом.
«Темный лес, что шапкой
принакрылся чудной и заснул под нею тихо, непробудно».
- Какие деревья в лесу зимой? — Они стоят голые, без листьев, только сосна и ель зеленые. В лесу тихо, но иногда можно услышать, как стучит дятел по стволу дерева, ищет спящих букашек.
Воспитатель. Кто расскажет стихотворение И. Сурикова «Зима»? Один из детей читает по желанию.
- Какой самый веселый праздник зимой? — Новый год. Праздник елки.
Что вам больше всего понравилось на празднике? Заслушивается 2—3 рассказа с дополнениями.
- Кто прочтет стихотворение Е. Трутневой «Елка»?
А какие у вас забавы да игры зимой?
Ответы детей: Катаемся на санках, лыжах, коньках. Лепим снежную бабу, играем в снежки и др.
- Представьте, что мы уже на улице. (Включает быструю музыку, предлагает детям поиграть и покататься — имитация движений: катание на коньках, лыжах и др.)
Каким праздником мы проводим зиму? — Веселой Масленицей.
Вспомните, как это было в прошлом году? (1—2
ребенка рассказывают, а другие дополняют). Замечательно, что вы не только вспомнили, но и сумели рассказать об этом народном празднике.
Народ сложил о зиме пословицы. Вспомните их.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Спасибо, мороз, что снегу нанес.
Береги нос в большой мороз!
Солнце на лето, зима на мороз!
- А приметы?
Дым столбом — к морозу.
Если ночью был иней, днем снег не выпадет.
Кошка в печурку — стужа во двор.
- Вы много знаете про зиму, значит, отгадаете загадки.
Скатерть бела, всю землю одела. (Снег)
Не зверь, а воет. (Ветер)
На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
- Я предлагаю вам нарисовать картину о зиме, а в помощь вам даётся на выбор листы бумаги, карандаши, восковые мелки, краски.
Итог занятия.Расскажите, какую зиму вы нарисовали. Рассказы детей по своим рисункам. Оцениваются работы детей.
Выставка детских работ.
Взаимодействие с родителями:Посоветовать родителям сходить на прогулку в зимний лес.
Попросить родителей принести фото зимних пейзажей.
Предложить родителям почитать дома на выбор произведения о зиме.