|
Верешкина Татьяна Георгиевна На современном этапе развития общества одним из приоритетных направлений реформирования системы образования является ее информатизация. Главная, стратегическая задача Степень использования инновационных технологий в обучении»
Верешкина Татьяна Георгиевна
На современном этапе развития общества одним из приоритетных направлений реформирования системы образования является ее информатизация. Главная, стратегическая задача информатизации образования - предоставление участникам педагогического процесса новых, реальных возможностей реализации прав на выбор источников, условий и форм образования в специально создаваемой для этого среде.
Постепенно наращивается потенциал по внедрению в учебно-воспитательный процесс информационных технологий, которые являются новым, довольно сложным объектом для изучения участниками образовательного процесса и одновременно служат удобным инструментом, методом и средством обучения, так как они не заменяют традиционные формы и методы обучения, а дополняют их и расширяют возможности их реализации.
Обучающимся новые информационно-коммуникационные технологии несут следующие дополнительные возможности:
• доступ к интересным и содержательным учебным материалам;
• практическая и приближенная к действительности подготовка в соответствии с запросами научного сообщества;
• дистанционная совместная работа с другими учащимися - через Интернет;
• наверстывание пропущенных занятий и быстрое включение в учебный
процесс, и многое другое. Расширяются возможности, связанные с использованием новых информационно-коммуникационных технологий, и для учителей:
• использование современных методов обучения, облегчающих общение
с учащимися;
• автоматизация проверки и оценки знаний с последующим внесением
комментариев, указанием ошибок и методов их исправления;
• дифференциация образовательного процесса;
• автоматизация отчетности по успеваемости, поведению, одаренности,
ограничению возможностей и т.д. Родителями обучаемых также все чаще оказываются востребованными информационно-коммуникационные технологии, полезность которых в данном случае определяется:
• предоставлением возможности просматривать как учебные материалы,
задания, сроки отчетности, так и оценки уровня знаний и замечания педагогов дистанционно;
• возможностью организации дополнительного самостоятельного обучения детей;
• доступностью ресурсов для нравственного, патриотического, эстетического формирования личности. Задачей педагогов в современной школе можно считать как творческое использование имеющегося опыта, так и создание своих собственных технологий, которые в единой системе взаимодействия всех педагогов позволяют сделать образовательный процесс более привлекательным для каждого ученика. На сегодня гимназия 105 входит в число школ с высоким уровнем информатизации, что стало возможным благодаря своевременному решению вопросов, связанных с обеспечением школы компьютерной техникой, внедрением новых компьютерных технологий, подготовкой и переподготовкой педагогических кадров.
Помимо компьютеров, становится все более востребованным специальное интерактивное оборудование, включающее интерактивные доски. Теперь они есть и в гимназии 105. Такая доска дает возможность, как преподавателю, так и учащимся работать с электронной картой, схемой, рисунком, картиной, моделировать ситуации, проводить лабораторные работы, электронный опрос. Все написанное на интерактивных досках, можно сохранить в компьютерном файле, который мгновенно передается учащимся, сохраняется на магнитных носителях. Этими файлами могут воспользоваться те, кто не смог быть на уроке, при этом экономится время, отводимое на повторение и усвоение материала, так как материал может быть многократно воспроизведен.
Интерактивное оборудование позволяет осуществлять дистанционную поддержку учащихся и учителей, проводить мастер-классы и любые виды презентаций, в том числе, и импровизированные.
Такой вид обучения, как дистанционное приобрело огромную популярность в нашей гимназии, и все больше и больше учеников хотят участвовать в его программах. Гимназия более 10 лет сотрудничает с шведским Университетом Промышленной Экономики и Экологии г. Лунд. Учащиеся гимназии проходят дистанционное обучение по курсу устойчивого развития общества на английском языке. Дважды гимназия представляла свои исследовательские проекты в форме презентаций на Всемирной Конвенции Молодежи в Египте и ОАЭ.
Страны балтийского региона тесно сотрудничают по проблемам охраны Балтики. Участие команды гимназии в одном из международных проектов 2010 года принесло нам 1 место за представленную презентацию.
Другая международная программа - MONDIALOGO, представляющая собой культурно-образовательный диалог школьников с командой другой страны посредством Интернета – это реальный выход школы на международную арену, благодаря ИКТ. В этом 2010-2011 учебном году нашим партнером была команда школы с Филиппин. Ребята с огромным интересом общались друг с другом, работали над созданием нашего «Культурного словаря», отвечали на «вопросы недели», «вопросы месяца». Ответам всегда предшествовало бурное обсуждение темы. При этом темы давались самые разнообразные: образование, система образования, культурные различия и особенности, национальная идентичность, глобализация. Только информационно-коммуникационные технологии позволяют командам из разных стран мира тесно общаться друг с другом, как на официальном, так и на личном уровне; создавать совместные проекты, участвовать в обсуждении глобальных проблем, внося тем самым неоценимый вклад в дело мира на нашей планете, развитие толерантности, интернационализма, веротерпимости. Такой диалог культур открывает для школьников все новые горизонты – общение, образование, опыт, международные связи, что всемерно способствует дальнейшему развитию потенциала личности – личности 21 века...
Анализ полученных данных по использованию в процессе обучения современных мультимедийных средств учителями гимназии.
16.1. Стараюсь использовать как можно больше
| 73%
| 16.2. Использую только там, где без них не обойтись
| 9%
| 16.3. считаю их не очень полезными, использую по минимуму
| 0%
| 16.4. Не использую
| 9%
| 16.5. У нас их недостаточно
| 9%
| 16.6. Они не адаптированы к моему предмету
| 0%
| 16.7. Иное
| 0%
| 16.8. нет ответа
| 0%
|
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что основная масса учителей часто используют ИКТ на своих уроках, что на 10% больше средних данных по городу. Учителей, которые не используют ИКТ в своей работе, всего 9%, что является нормой. В основном это пожилые учителя, еще не освоившие компьютер.
Данные о возможности учащихся 9-х классов пользоваться в школе интернет ресурсами, мультимедийными энциклопедиями, обучающими программами, сборниками обучающих задач и упражнений
10.1. Интернет
| 10.1.1. Могу пользоваться на уроках и во внеурочное время
| 90%
| 10.1.2. Могу пользоваться только на уроках
| 10%
| 10.1.3. Могу пользоваться только во внеурочное время
| 0%
| 10.1.4. Затрудняюсь ответить
| 0%
| Нет ответа
| 0%
| 10.2. Мультимедийные энциклопедии, библиотеки
| 10.2.1. Могу пользоваться на уроках и во внеурочное время
| 10.2.2. Могу пользоваться только на уроках
| 10.2.3. Могу пользоваться только во внеурочное время
| 10.2.4. Затрудняюсь ответить
| Нет ответа
|
| 50% 30% 0% 20% 0%
| 10.3. обучающие программы
| 10.3.1. Могу пользоваться на уроках и во внеурочное время
| 10.3.2. Могу пользоваться только на уроках
| 10.3.3. Могу пользоваться только во внеурочное время
| 10.3.4. Затрудняюсь ответить
| Нет ответа
|
|
| 10.4. Сборники задач, упражнений
| 10.4.1. Могу пользоваться на уроках и во внеурочное время
| 100%
| 10.4.2. Могу пользоваться только на уроках
| 0%
|
10.4.3. Могу пользоваться только во
внеурочное время
|
0%
| 10.4.4. Затрудняюсь ответить
| 0%
| Нет ответа
| 0%
| Данные о возможности учащихся 11-х классов пользоваться в школе интернет ресурсами, мультимедийными энциклопедиями, обучающими программами, сборниками обучающих задач и упражнений
10.1. Интернет
| 10.1.1. Могу пользоваться на уроках и во внеурочное время
| 60%
| 10.1.2. Могу пользоваться только на уроках
| 30%
| 10.1.3. Могу пользоваться только во внеурочное время
| 10%
| 10.1.4. Затрудняюсь ответить
| 0%
| Нет ответа
| 0%
| 10.2. Мультимедийные энциклопедии, библиотеки
| 10.2.1. Могу пользоваться на уроках и во внеурочное время
| 10.2.2. Могу пользоваться только на уроках
| 10.2.3. Могу пользоваться только во внеурочное время
| 10.2.4. Затрудняюсь ответить
| Нет ответа
|
| 50% 0% 30% 20% 0%
| 10.3. обучающие программы
| 10.3.1. Могу пользоваться на уроках и во внеурочное время
| 10.3.2. Могу пользоваться только на уроках
| 10.3.3. Могу пользоваться только во внеурочное время
| 10.3.4. Затрудняюсь ответить
| Нет ответа
|
|
| 10.4. Сборники задач, упражнений
| 10.4.1. Могу пользоваться на уроках и во внеурочное время
| 80%
| 10.4.2. Могу пользоваться только на уроках
| 10%
|
10.4.3. Могу пользоваться только во
внеурочное время
|
0%
| 10.4.4. Затрудняюсь ответить
| 10%
| Нет ответа
| 0%
|
Полученные данные свидетельствуют о том, что учащиеся 9-х и 11-х классов могут использовать Интернет как на уроках, так и во внеурочное время. Причем учащиеся 9-х классов делают это на 30 % активнее. Мультимедийные энциклопедии и библиотеки доступны для обеих категорий учащихся в основном на уроках. Вне уроков энциклопедиями в основном пользуются 11-ки. Обучающие программы используются в основном на уроках. Сборниками задач и упражнений как учащиеся 9-х, так и учащиеся 11-х классов активно могут пользоваться на уроках и во внеурочное время. |
|
|