|
«Сохранение психологического благополучия ребёнка в семье»
Консультация для родителей
Тема:
«Сохранение психологического
благополучия ребёнка
в семье»
Наблюдение учёных свидетельствуют о том, что хорошими воспитателями становятся те люди, детство которых прошло с любящими, справедливыми, строгими и нераздражительными родителями. К сожалению не каждый человек может этим похвастаться.
Чувство недовольства и даже вины перед своими родителями нередко возникает у ребёнка из-за того, что он не такой каким бы его хотели видеть и дома и в школе. А возникшее при этом чувство ревности к братьям и сёстрам может остаться у него на всю жизнь.
Впечатления детства обычно возрождаются с большей силой, когда человек становится сам родителем и начинает воспитывать своих детей. Напряжённая атмосфера в семье сказывается очень плохо как на родителях, так и на детях, а какая семья не мечтает , чтобы ребёнок рос здоровым и счастливым, жизнерадостным, общительным. Главное - уяснить для себя, что семья - первые, очень значимые жизненные университеты малыша. Здесь он учится мыслить, чувствовать, жить среди людей.
Атмосфера каждой семьи с её жизненным укладом, традициями , интересами и потребностями сразу же начинает воздействовать на это крохотное существо. И очень важно , какая это семья. Весёлая, дружная, жизнерадостная, где царят бодрость и оптимизм, нежность и любовь. Или же семья со строгим укладом жизни, со скупыми проявлениями эмоций, семья, где прочно пустили корни уныние и скука, а порой и мелочные раздоры. В семьях последнего типа бытует мнение, что детей нельзя баловать, брать их на руки, целовать, играть с ними. Такие запреты помогут растущий организм, подготовить его к суровым будням. Как ошибаются эти «мудрецы»! Дефицит эмоционального положительного воздействия оказывает своё ущербное влияние на базисное развитие малыша, лишённого тепла родительской ласки, и растёт в такой семье замкнутое, насторожённое, неуверенное в себе маленькое существо, со скупой улыбкой, робкими движениями, испуганным взглядом.
Различные формы проявления нежных чувств, мгновенные реакции взрослых на мельчайшие нюансы поведения, будят у ребёнка ответные чувства признательности, доверия, привязанности к родителям. Растёт в такой семье малыш счастливым, радостным, распахнутым навстречу добру. Для него жизненно важно быть уверенным в том, что он здесь он желанен, любим, постоянно ощущать радость от совместного бытия, не чувствуя при этом особой исключительности.
Мастерство родителей заключается в том, чтобы не занять позицию «над ребёнком», не давить на него своим опытом и авторитетом, а искренне помочь удержаться в позиции равенства, чутко улавливать и понимать каждое движение его души.
Воспитательная тактика взрослых заключается в том, что они позволяют малышу быть щедрым с окружающим. Не следует оставлять без внимания и такие чувства, как сопереживание, сострадание. Ребёнку нравятся похвалы взрослых. Дети учатся любить окружающих, быть отзывчивыми, чуткими, уметь сопереживать и уважать переживания других. Очень важно выработать в семье правило: никогда не порицать, не наказывать ребёнка за неудачи в стремлении что-то сделать хорошее. Если в поведении родителей внимание в большей степени будет сконцентрировано на неудачах, чем на успехах детей, то постепенно у ребёнка будет формироваться не стремление к достижениям, а страх неудачи, поведение, главной целью которого является не ощущение успеха, а забота о том, как избежать возможной неудачи. Отношение к успеху и неудаче в деятельности ребёнка должно быть согласовано между родителями. Если то, что поощряется матерью будет рассматриваться как основание для наказания отцом, то такое поведение родителей может быть источником формирования у ребёнка конфликтного отношения успеху и неудаче, что в конечном счёте может вызвать невротизацию ребёнка. Поэтому согласованность педагогического воздействия - необходимое условие правильного воспитания. . |
|
|