|
«Тонна. Центнер.» План-конспект
урока математики в 3 классе.
Тема : «Тонна. Центнер.»
Автор: Чернышова Наталья Валериевна
Место работы: МБУ лицей № 67, г.о.Тольятти, Самарской обл.
Образовательные задачи:
обучающие — закрепление знаний учащихся об известных единицах массы; знакомство с новыми единицами массы; установление соотношения между тонной и килограммом, центнером и килограммом; закрепление умений заменять крупные единицы массы мелкими и наоборот;
развивающие — совершенствование умений читать, решать и проверять уравнения и практические задачи;
воспитательная — формирование экономического мышления, адаптивных качеств личности.
Дидактические средства: весы торговые до 1 кг; весы-безмен до 10 кг; весы лабораторные до 10 г; абаки, карточки-мешки.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Совершенствование вычислительных навыков. Устный счет (повторить таблицы умножения и деления).
Показать результат на абаках:
6 * 9 64 : 8
7 * 6 50 : 5
8 * 7 49 : 7
9 * 9 63 : 9
6 * 8 72 : 8
Решение круговых примеров:
80 * 5 720:6 400:5 40*4
120 * 6 160 : 4.
3. Решение уравнений. Запиши, прочитай запись, реши и проверь. (3 ученика вызываются к доске; по очереди решают по одному уравнению.)
Неизвестное число увеличили на 100 и получили 660.
Неизвестное число уменьшили на 100 и получили 660.
Неизвестное число увеличили на 30 и получили 380.
Четвертое уравнение записывают ученики самостоятельно, выполняют решение и проверку. Из неизвестного числа вычли 80 и получили 220.
4. Устные фронтальные упражнения, подводящие к изучению нового материала:
Во сколько раз 1 меньше 10?
Во сколько раз 100 больше 1?
Во сколько раз 100 больше 10?
Сколько всего десятков в 100; в 10; в 1000?
5. Изучение нового материала с опорой на имеющиеся знания учащихся.
— Давайте вспомним, какими единицами измеряют массу предметов, вещей (г, кг)?
Сколько в 1 кг граммов? Во сколько раз 1 г меньше 1 кг, а 1 кг больше 1 г?
(На учительском столе 3 весов: торговые (до 1 кг), весы-безмен (пружинные) до 10 кг; весы лабораторные (аптечные) до 10 г, а также пучок моркови; пакет с яблоками и золотое кольцо.)
Как выдумаете, ребята, на каких весах можно взвесить эти предметы? (Выясняем, что на торговых весах взвесим морковь, на пружинных — пакет с яблоками, на лабораторных — кольцо).
Произвели взвешивание и выяснили, что морковь весит 400 г, пакет с яблоками — 5 кг, кольцо — 2 г.
Вес какого предмета можно выразить в более мелких единицах? (5 кг яблок). Запишем 5 кг = 5000 г.
Предположим, что вы — фермеры, вырастившие богатый урожай зерновых и овощей. Излишки продукции вы хотите продать. Как вы думаете, какими весами будете пользоваться при взвешивании вашего урожая — из трех
разновидностей? (Выясняем, что больше всего пригодными являются пружинные весы).
Сколько же времени потребуется, чтобы перевесить 5000 кг картофеля или несколько мешков лука? (Работа трудоемкая и займет много времени.)
Для взвешивания больших грузов используют более крупные единицы массы.
(Учитель открывает запись на доске) — тонну и центнер.
1 ц = 100 кг; 1 т = 1000 кг.
Учащиеся повторяют названия новых единиц массы и объясняют, сколько более мелких единиц составляют 1 т и 1 ц.
(Далее учитель дает трем ученикам карточки в виде мешков, на которых написано 50 кг.)
Задание 1-му ученику. Сосчитай, сколько мешков картофеля ты собрал со своего поля? (5 м). Сколько килограммов вмещает каждый мешок? (50 кг). Сколько всего килограммов картофеля ты собрал? 50 * 4 = 200 кг. Вырази массу своего урожая в более крупных единицах: 200 кг = 2ц.
Задание 2-му ученику. Ты вырастил лук. Сколько у тебя мешков с луком? (6). Сколько в каждом мешке килограммов лука? (50). Сколько же кг лука ты собрал?
(50*6 = 300 кг.) Вырази свой урожай в более крупных единицах: 300 кг=3 ц. Сколько килограммов не хватает до тонны? (700 кг.) Как узнал? (1000 - 300=700 кг.)
Задание 3-му ученику. Ты вырастил на бахче арбузы. Собрал и заполнил 3 грузовика грузоподъемностью 1000 кг. Сколько всего кг арбузов собрал?
(1000 * 3 = 3000 кг.) Сколько это будет центнеров? (30 ц, тонн — 3 т).
Запишите и выразите массу в граммах.
Самая большая морковь выращена в 1986 г. в Новой Зеландии. Масса ее 7 кг.
Самый большой лимон выращен в 1982 г. в Америке. Его масса — 3 кг 88 г.
3. Самая большая дыня массой 118 кг выращена в Америке; вырази в центнерах. (Как рассуждаем).
Для закрепления решаем дополнительные задания из учебника.
6. Решение задачи (ее условие заранее написано на доске).
Масса 1-го искусственного спутника Земли — 83 кг, масса 2-го спутника на 425 кг больше, масса 3-го на 819 кг больше второго. Какова масса третьего спутника Земли?
(Решение записывается по действиям с пояснением. Конечный результат выражаем в центнерах, а затем в тоннах).
7. Подведение итога урока.
С какими новыми единицами массы вы познакомились? Когда их применяют?
Назовите соотношение между центнером и килограммом, тонной и килограммом, центнером и тонной.
8. Выдача домашнего задания. Материал по закреплению пройденной темы. |
|
|