|
Использование икт и ресурсов сети Интернет как средство повышения мотивации к изучению математики (из опыта работы) Использование ИКТ и ресурсов сети Интернет как средство повышения мотивации к изучению математики (из опыта работы) Разделы: Преподавание математики
Двадцать первый век можно назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не сможем обойтись без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времени, таков социальный заказ общества. Сегодня перед общеобразовательной школой стоит задача - не просто “снабдить” обучающихся багажом знаний, а активно включать их в творческую, исследовательскую деятельность, прививать умения, позволяющие нашим учащимся самостоятельно добывать информацию.
Одной из причин использования новых информационных технологий в образовательном процессе является то, что преподаватели вынуждены постоянно решать дилемму – как “уложить” растущий объём изучаемого материала в небольшое число часов, которое имеет тенденцию к сокращению. С другой стороны, существует необходимость в тщательно подобранных учебно-методических материалах и пособиях, которые могут быть использованы при проведении и лекционных, и практических занятиях. Одним из путей решения этой проблемы является применение ИКТ.
Тема моего педагогического опыта: “Использование компьютерных технологий и ресурсов сети Интернет как средство повышения мотивации к изучению математики”.
Данная тема актуальна для повышения качества образовательного процесса: на современном этапе развития школьного образования стоит проблема подготовки выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, который поощряет оригинальные находки, стимулирует активность, инициативу и самостоятельность.
В настоящее время образовательные электронные издания и ресурсы сети Интернет предоставляют возможности для самостоятельного изучения математики. Но самостоятельное бессистемное и непродуманное использование школьником информационных ресурсов для изучения окружающего мира не может быть результативным. Эффективность применения информационных технологий в процессе обучения определяется тем, как организована познавательная деятельность учащихся.
В процессе обучения на базе новых информационных технологий в условиях повышения степени активности и уровня мотивации учащихся роль преподавателя изменяется, но его деятельность не становится при этом менее значительной.
Вышеназванные противоречия считаю возможным преодолеть через овладение учащимися новыми способами деятельности по осуществлению поиска и обработки информации математического содержания.
Использование ИКТ в образовательном процессе не является новым, но в основном компьютерные технологии используются для демонстрации презентаций, слайд-шоу и распечатки дидактического материала.
Ведущая педагогическая технология опыта – учение без принуждения, основанное на интересе и успехе, с учетом психологического и физиологического развития через использование элементов информационных технологий.
В своей педагогической практике я использую информационные технологии обучения с целью создания условий выбора индивидуальной образовательной траектории каждым учащимся, я стремлюсь вдохновлять учеников на удовлетворение их познавательного интереса, поэтому главной своей задачей считаю создание условий для формирования мотивации у учащихся, развитие их способностей, повышение эффективности обучения.
При проведении уроков математики я использую мультимедийные презентации. На таких уроках ярче реализуется принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью. Уроки-презентации обеспечивают получение большого объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд).
Этапы уроков, на которых я применяю средства ИКТ и ресурсы сети Интернет:
1) При проведении устных упражнений (приложение 1).
Это дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения. Применение анимации позволяет продемонстрировать и правильные ответы для учащихся. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Особенно хорошо это применять на уроках геометрии. Можно предложить учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовать устное решение сложных по содержанию и формулировке задач.
2) Для изучения нового материала (приложение 2).
Использую видеофрагменты, презентации на уроках различных типов, с различными целями. Главная цель их использования - увеличение наглядности в преподавании, создание условий для развития интереса учащихся к математике. Так при объяснении нового материала с использованием презентации на уроке я стараюсь поставленным вопросом направить восприятие и мысль учащихся к нужным теоретическим выводам. Экранная форма компьютерной информации дает возможность совместного – учителя и класса - наблюдения, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, позволяет по ходу усвоения обсудить актуальность и значимость изучаемого материала.
3) Для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков.
В этом случае можно использовать тренажеры. В процессе работы учащийся может воспользоваться подсказкой, посмотреть соответствующий раздел учебника. По окончании работы проводится развернутый комментарий по поводу проделанной учащимся работы и дается оценка результата.
4) Для повторения, практического применения полученных знаний, умений и навыков (приложение 3).
Вместе с учащимися учитель создает презентации, составляет справочные материалы, дидактические пособия, таблицы, рисунки, опорные схемы.
5) Для обобщения и систематизации знаний, для контроля знаний (приложение 4, приложение 5).
Провожу проверочные работы, которые содержат задания для контроля уровня усвоения материала учащимися.
Хочу особенно остановиться на презентациях. Создание презентаций, которые на современном этапе развития информационных технологий являются одним из самых эффективных методов представления и изучения любого материала. Компьютерные презентации позволяют подойти к процессу обучения творчески, разнообразить способы подачи материала, сочетать различные организационные формы проведения занятий с целью получения высокого результата. Компьютер позволяет продемонстрировать преобразования плоскости в динамике. Это способствует не только лучшему запоминанию учебного материала, но и обеспечить оптимальное включение и адаптацию нового материала в имеющиеся у учащегося знания. Таким образом, формируя последовательно “живое созерцание” учебной математической информации, учитель не только использует природные свойства зрительного аппарата учащегося, но и формирует способность трансформировать визуальное мышление в продуктивное мышление.
По способу использования их можно разделить на две группы:
презентации для сопровождения лекции;
индивидуальные работы над проектом.
Первую использую как этап урока, сопровождая свой рассказ . Возможность вставлять любые объекты (картинки, графики, таблицы, и др.) в презентацию делает её особенно интересной при изучении сложных тем. К тому же при представлении материала в таблицах, графиках и тезисах, включаются механизмы не только слуховой, но зрительной и ассоциативной памяти. То есть она должна давать возможность продемонстрировать тот материал, который станет понятнее именно с использованием технических возможностей компьютера. Презентации даже самая простая способна заинтересовать учащихся.
Вторая является одной из ведущих форм личностно ориентированного обучения. Такой активный метод обучения активизирует творческий потенциал учащегося, учит работать с информацией, выбирать главное, систематизировать, анализировать, выбирать наиболее удачный способ представления материала. Каждый учащийся наглядно демонстрирует свои знания, умения, навыки, может реализовать себя: поиск необходимой информации с помощью ресурсов сети Интернет, составление текста работы в электронной версии, обработка материалов исследования, защита работы с помощью слайдовой презентации. Каждый год мои ученики выбирают такой способ представления своей деятельности при участии в научно-практической конференции по математике
Использование презентационных материалов на уроках математики помогает:
рационализировать формы преподнесения информации (происходит экономия времени на уроке);
повысить степень наглядности;
получить быструю обратную связь;
отвечать научным и культурным интересам и запросам учащихся;
создать эмоциональное отношение к учебной информации;
реализовать принципы индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Презентации удобно использовать и во внеклассной работе при проведении различных конкурсов, игр. Это и демонстрация портретов математиков, и рассказ об их открытиях, и иллюстрация практического применения теорем в жизни.
Опыт работы показывает, что использование компьютерных технологий в обучении математике позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности. Это в свою очередь обеспечивает повышение качества знаний по предмету.
Использование мультимедиа-технологий это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса и является одной из актуальных проблем современных методик преподавания математики. Я считаю применение информационных технологий необходимым и мотивирую это тем, что они способствуют: Эффективность использования современных информационных технологий подтверждается результатами высоких учебных достижений.
Задача, стоящая перед общеобразовательной школой - активно включать учащихся в творческую, исследовательскую деятельность, прививать умения, позволяющие нашим учащимся самостоятельно добывать информацию. Использование мультимедиа-технологий – это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса и является одной из актуальных проблем современных методик преподавания математики. |
|
|