Главная страница

Классный час «Поговорим о толерантности»



Скачать 74.76 Kb.
НазваниеКлассный час «Поговорим о толерантности»
Дата06.03.2016
Размер74.76 Kb.
ТипКлассный час

Классный час

«Поговорим о толерантности»

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Ребята, сегодня у нас необычный классный час, у нас много гостей, и чтобы вы чувствовали себя комфортно давайте подарим друг другу частичку нашего хорошего настроения, почувствуем плечо друга. Упражнение «Техасское объятие» (Встать в круг, положить друг другу руки на плечи, сделать большой шаг вперед).

1. Эпиграф:

Теперь, когда мы научились

Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди. Б. Шоу

Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, необходимо учиться общению. Об этом мы с вами сегодня и поговорим: как жить в согласии с другими людьми.

А в начале нашего занятия немного порисуем, у вас на парте лежит силуэт человека, мы можем сказать, что это человек? А чего не хватает, кто он - мальчик? Девочка? Грустный? Весёлый? Добрый? Добавьте ему отличительные признаки, на работу вам только 2-3 минуты.

Посмотрите на ваших человечков. Они похожи. Есть ли те, которые отличаются.
Посмотрите друг на друга. Определите:
- Чем я отличаюсь от своих одноклассников? (внешние признаки, особенности характера, общения, отношения)
- Чем я похож на одноклассников?
Попросить каждого из них рассказать, что они чувствуют, имея или не имея отличия.

Подведение итога:
- Определить, чего больше в этом классе: общего или особенного?
- Влияет ли это на отношения в классе?
- Уменьшат ли обнаруженные различия чувство друг к другу?

Для каждого человека исключительно важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, т.е. уметь слушать и «слышать» других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь точно доносить свои мысли до слушателей, используя все богатство родного языка.

Как часто многие недоразумения, непонимания, порой трагедии разыгрываются только оттого, что люди не смогли понять друг друга, не смогли четко довести свои представления, мнения, понимание о предмете разговора (общения).

Те качества, которые помогают людям общаться, имеют одно общее название- ТОЛЕРАНТНОСТЬ, которое имеет свою историю.

Из истории.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при всех правительствах (и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способ, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы.

Сегодня современный человек должен быть не только образованным, но и обладать чувством самоуважения и быть уважаемым окружающими. Люди, не обладающие этим качеством, оказываются неспособными к изменениям, которых требует наша жизнь.

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английскомготовность быть терпимым, снисходительным;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

В арабском—прощение, мягкость, милосердие, сострадание, расположенность к другим;

Вопросы к учащимся:

  • Какое из определений вам импонирует более всего?

  • Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

  • А что же объединяет эти определения?

  • Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

Итак, что же такое толерантность? Давайте обобщим всё сказанное

Терпимость к чужим мнениям,

верованиям, поведению

Сострадание Принятие другого таким,

какой он есть


толерантность


Прощение Толерантность Уважение человеческого

достоинства

Сотрудничество

Милосердие Уважение прав других

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность означает, что каждый человек свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению. Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Интолерантность – это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими людьми, проявляется через конфликтное и агрессивное поведение.

Есть два пути развития личности:

  1. Толерантный

  2. Интолерантный

2. Работа учащихся по группам

а) Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности.

Толерантная личность

уважение мнения других

доброжелательность

желание что-либо делать вместе

понимание и принятие

чуткость, любознательность

снисходительность

доверие,

гуманизм

Интолерантная личность

непонимание

эгоизм

нетерпимость

выражение пренебрежения

раздражительность

равнодушие

цинизм

немотивированная агрессивность

.А теперь выясним, насколько вы толерантны. Посмотрите на слайд, как часто вы высказываетесь подобным образом? Оцените свой уровень толерантности.

Низкий уровень толерантности

Средний уровень толерантности

Высокий уровень толерантности

"терпеть не могу этого человека", "он меня раздражает своим присутствием", "меня трясет от него", "меня все в нем возмущает".

"не все я принимаю в этом человеке", "иногда он невыносим", "кое-что меня в нем раздражает"

"мне очень нравится этот человек", "с этим человеком легко общаться", «у него может быть другое мнение»

Чтобы быть терпимым к другому человеку, нужно знать о его хороших качествах.

Я хочу предложить вам 2 интересных упражнения

Упражнение “Камушек в ботинке”

Прошу ребенка найти в себе то, что мешает ему жить в мире с самим собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).

Упражнение “Жемчужина в раковине”

Предлагаю отыскать в себе то, что является наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).

Сейчас я расскажу вам одну красивую историю о Любви.

1. Сказка: «Любовь и Доброта»

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему 100 лет волшебнику: Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтоб я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал: Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет. Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. Вот выбирай. Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта. Они все прекрасны. Не знаю, кого и выбрать… Твоя правда. Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась. А кого бы выбрали вы? Почему? (Ответы). Подошла Любовь к девушке по имени Доброта и протянула ей руку. Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Быть легче добрым или злым?
Наверно легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Свое тепло другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких, и чужих,
И радости порой не знать
Заботясь о других.
Конечно доброму трудней
Но все же посмотри:
Как много у него друзей,
А злой всегда один.

А теперь мы с вами попробуем составить правила толерантного общения.

Например:

  • Уважай …….. собеседника.

  • Старайся ……. понять то, о чем говорят другие.

  • Отстаивай ………. свое мнение тактично.

  • Ищи ……. лучшие аргументы.

  • Будь …… справедливым, готовым принять правоту другого.

  • Стремись ……… учитывать интересы других.

А писатель М. М. Рощин сформулировал свои правила толерантного общения: “Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить»

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. Надеюсь, что памятка , которую я вам сейчас раздам поможет нам в этом.

Давайте подумаем и изобразим эмблему толерантности. (работа в 3 группах) Защита эмблем.

Ребята пусть эти эмблемы останутся в нашем классном уголке и напоминают нам о классном часе и об отношении друг к другу.

А сейчас давайте споём песню которая я надеюсь станет гимном нашего класса «Песня о дружбе»

Заключительный этап

Молитва о встрече:

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!

А если нет – ну что ж, печально.

Но мы встретились и поняли друг друга, и это прекрасно.

Мир начинается с тебя - Об этом помни.

В тебе живет цветок добра -

Его не скомкай,

Взрасти его сквозь ложь обид

И слез ненастья

И подари ему свою

Любовь и счастье.

И это чудо ты взрасти

На благо людям.

Одаришь радостью сполна

Тех, кого любишь.

Все, что сегодня приобрел,

Возьмешь ты в завтра.

Мир начинается с тебя -

И это правда!