|
Тема педагогического совета : «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в основной школе в целях повышения качества знаний» Выступление на педагогическом совете 24 января 2012 года.
Учитель математики Старостина Ирина Викторовна.
Тема педагогического совета : « Оптимизация учебно-воспитательного процесса в основной школе в целях повышения качества знаний».
Отношение к учебе складывается через отношение к учителю. Поэтому большую роль в
в формировании организованности и дисциплинированности
учеников играет морально-психологическая атмосфера на уроке, его
микроклимат. В определении психического климата используются такие
оценочные категории, как здоровый, благоприятный, хороший, деловой и,
напротив, нездоровый, неблагоприятный.
Психологическая атмосфера или микроклимат урока – это эмоционально-
психическое состояние учащихся и учителя на уроке. Оно может
характеризоваться как оптимистическое, когда на уроке есть радость общения,
доверия между учителем и учениками, бодрость и взаимопонимание. Такое
состояние отношений в коллективе А.С. Макаренко называл мажорным. При этом
у учащихся нет чувства страха, они уверены в себе, им присуща сознательная
дисциплина. Вместе с тем хороший микроклимат урока характеризуется высокой
требовательностью учителя к учащимся, а учащимися друг к другу.
Нездоровый климат на уроке – это неуверенность учащихся, скука,
нервозность, боязнь, что спросят и т.д. Все это создает гнетущую атмосферу
на уроке, что может вызвать психический стресс влекущий за собой грубое
нарушение дисциплины. Знание преподаваемого предмета и владение методами
обучения, понимание, в каком направлении надо воспитывать детей, - все это,
конечно, необходимо учителю для воспитания сознательной дисциплины учащихся.
Поэтому я и любой учитель, получая новый класс, начинаю с изучения особенностей данного класса: возраст, индивидуально – психологические особенности , отношение к учебе, особенности усвоения нового материала, усидчивость, уровень внимания. уровень умственного развития , уровень знаний по предмету , отношение учащихся к учебе, самоорганизацию умственного труда, обучаемость и т.д
Эти наблюдения помогают в организации урока.
Так в 7 «Б» классе уровень знаний и темп работы на уроке практически у всех детей одинаковый, ребята могут достаточно долго удерживать внимание, умеют слушать учителя и работать самостоятельно, Поэтому на уроках применяю все виды самостоятельных и групповых работ, даю задания развивающего характера, использую фронтальную работу.
В 6 «Б» классе большой разбег в уровне знаний: много детей с плохой памятью, низким темпом работы и слабой мотивацией к учебе, есть ребята быстро усваивающие новый материал. Поэтому в классе часто использую комментированную работу и карточки с индивидуальными заданиями.
В 9 «Г» классе практически весь класс имеет слабой уровень внимания, плохо усваивает новый материал, много детей, которые не обладают усидчивостью и умением сосредоточиться, не могут работать самостоятельно, нет мотивации к учебе. Поэтому на уроках больше использую фронтальную , комментированную работу, метод диалога, чтобы удерживать внимание всех ребят и вовлекать в работу как можно большее количество учеников.
Ребенок, особенно среднего подросткового возраста, нередко не может
осознанно управлять своими поступками и эмоциональным состоянием,
становится весьма чувствительным к интонации и характеру предъявляемых к
нему требований.
Поэтому для создания здорового микроклимата в классе важны : требовательность учителя, умение приучить к порядку, дисциплинированность учителя и учеников. Организованное начало урока, умение вовлечь в деятельность каждого ученика.
Для достижения этих целей стараюсь следить за поведением детей на перемене, чтобы не допустить чрезмерного перевозбуждения, слежу за тем, чтобы все дети были вовремя готовы к уроку, имели все необходимые пособия на уроках. Организую спланированную проверку домашнего задания. В классах установлена очередность записи д.з. на доске, по необходимости ребята получают своевременную консультацию по возникшим вопросам. Уроки начинаю с четко поставленных целей и задач. Стараюсь начинать и заканчивать урок четко со звонком; соблюдать культуру диалога: не перебивать ни учителя, ни ученика. Дети знают- поднятая рука- это сигнал вопроса или ответа; стараюсь у доски приучать учащихся давать развернутый , полный ответ.
Слежу за поведением на уроках, добиваюсь внимания и сосредоточенности на уроке. Приучаю детей к осознанной дисциплине. Но если в 6 и 7 классах для этого достаточно на несколько секунд замолчать и посмотреть на мешающего ученика, то в 9 «Г» классе необходимо сделать словесное замечание или попросить повторить сказанное.
Дисциплина школьников на уроке – это высокий деловой настрой при выполнении
учебных заданий учителя. Подлинная дисциплина учащихся на уроке характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда.
Поэтому для оптимизации учебно-воспитательного процесса важно создание психологически оптимальных условий для позитивных изменений в познавательной и поведенческих сферах каждого из обучающихся
. Вот , например, как обосновываю оптимальность хода урока по математике в 6 классе. Оценка особенностей класса.
Класс неровный по составу обучающихся, но половина из них имеет реальные возможности успевать по математике на « хорошо». Темп работы класса на уроке – средний . Морально- психологическая атмосфера на уроках благоприятна для работы, в том числе для проведения дискуссий, постановки учебных проблем, хотя еще не все обучающиеся владеют в достаточной степени искусством аргументации.
Для создания психологического комфорта на уроках важно:
- Умение понять состояние ученика( сегодня Хрякова Марина относительно спокойна , поэтому этот момент нужно использовать для привлечения ее в работу, на следующем уроке успокоить ее практически не возможно, поэтому лучше не обострять отношения, сделав один раз замечание, стараться больше не обращать на нее внимание, через некоторый промежуток времени она сама успокоится.)
-искусство выстраивать взаимоотношения. Это бывает порой очень сложно. Иногда, чтобы наладить контакт с учеником. Приходится прибегать к помощи психолога. В 7 «Б» классе стала агрессивно себя вести на всех уроках Горлова Лилия. Для выяснения причин агрессии привлекала психолога, вызывала для беседы маму, проводила беседы с Лилей и учителями. В результате всей работы нашла своеобразный подход - надо в начале урока постараться найти ,за что ее похвалить, тогда она будет работать весь урок.
В 6 «Б» классе требуется метод поощрения ко многим детям за несколько правильно сказанных слов или правильно решенного примера.
-умение принимать ребенка таким .какой он есть и сотрудничать с ним. Много в классах учащихся, которые пассивны на уроках, отвечают с боязнью и большой неохотой. Речь и темп работы медленный Слушать их ответ и не перебивать бывает нелегко, Одноклассники их часто перебивают , смеются, стараются подсказать. Поэтому на уроках стараюсь затронуть такие воспитательные аспекты , как уважение к товарищу, умение сопереживать, быть друг к другу внимательными и уважительными, вырабатываем умение слушать . Смех над другими резко присекаю.
- создание ситуаций успеха.В подростковом возрасте характерно отчуждение от взрослых, усиление авторитета сверстников., резко падает интерес к учебе. С тараюсь пробуждать интерес к изучаемому предмету, в результате применения приемов занимательности, развития любознательности учащихся, создания положительных эмоций в учебной деятельности и т.д. Использую в этих целях проблемные ситуаций, познавательные игры, задачи, экскурсии.
-вовлечение каждого школьника на уроке в учебно-познавательную деятельность на всех этапах урока, опора на сильные стороны ученика. Например Захарова Ольга прочитала на уроке задачу и сумела воспроизвести вопрос- молодец. А Цыплакова Михаила попросила найти более короткий и рациональный способ решения этой задачи. Храмова Катя после разбора решения сумела воспроизвести решение-умница.
- использование таких методов стимулирования ученика, как одобрение, поддержка, “щадящий” режим и др. очень важное условие психологического комфорта на уроках .Важно не умалять личность, а убеждать в возможностях каждого.(«С этим примером ты сумеешь справиться, иди к доске», часто я говорю ребятам, вызывая их работать у доски. При этом обязательно подхожу индивидуально к выбору того задания, с которым ребенок справиться. Подготовленным учащимся стараюсь дать более сложные задания, задания развивающего характера.
Если ученики неудачно ответили терему, написали самостоятельную работу, то на исправление результатов дается несколько дней, только после этого выставляю оценку в журнал.
-Диалог на уроках. Большинству учеников бывает достаточно трудно сформулировать свои мысли во время ответа, найти сразу правильный способ решения задачи .Достижению результата помогает диалог между учеником и учителем .Иногда бывает достаточно несколько наводящих вопросов, а некоторых учеников приходится наводить на правильность решения и вычисления во время всего ответа у доски.(Слабого ученика нужно похвалить за решения задания: « Молодец, с моей помощью ты сумел справиться, а теперь реши аналогичное задание сам.» А сильного ученика- поругать за слабый ответ.)
Многое зависит от умения учителя организовать себя и свой труд, направленный на руководство познавательной деятельностью школьников.
К.Д.Ушинский в работе “Избранные педагогические сочинения” писал : “Если мы
ввели … порядок и стройность в занятиях … не оставляя ни на одну минуту, ни
одного дитя без дела, если мы сумели сделать занятия занимательными для
ребенка, внушили детям уважение к исполнению своих обязанностей, сделали
эти обязанности не слишком трудными, если, наконец, нравственная природа
наша такова, что дети могут полюбить нас,- то классная дисциплина в наших руках.»
Организация труда учителя и учащихся строится с учетом избранных
этапов урока. На каждом этапе учитель предусматривает организацию своей
деятельности, отдельных учащихся , групп и класса в целом с тем, чтобы
каждый школьник был занят полезным делом в соответствии с поставленными
целями урока и задачами конкретного этапа.
Среди педагогических условий, активно влияющих на воспитание школьников
является единство требований педагогов к учащимся школы. Под единством
требований понимается единство взглядов на цель обучения и воспитания
учащихся; единство подхода к учащимся в требованиях, в оценке их поведения,
во взаимоотношениях с ними. Требования эти всегда должны сочетаться с
глубоким уважением к личности школьника, оно не имеет ничего общего с
подавлением ее воли, с унижением человека. Особая роль в выработке единых
требований к учащимся и единства действий педагогов в учебном процессе
принадлежит классному руководителю. Осуществить единство требований к
школьникам позволяет соблюдение преемственности в работе педагогов от
класса к классу.
И так из всего вышесказанного, при планировании задач уроков и при выборе методов обучения важно знать следующее:
Отношение школьников класса к учению, к данному предмету.
Осознанность учебной дисциплины.
Учебная подготовленность класса по данному предмету.
Темп учебной работы класса.
Подготовленность учеников к самостоятельной работе, к проблемному обучению.
Активность класса.
Настойчивость школьников в учении и труде..
Для того чтобы оптимизировать учебный процесс, надо хорошо знать содержание предмета, владеть богатым арсеналом методов, средств, форм организации обучения. Оптимизация строится лишь на прочном фундаменте всех педагогических знаний и умений. Только имея богатый арсенал « строительных материалов», можно спроектировать и построить совершенное здание « Оптимума».
Принципы оптимизации учебного процесса.
Дидактический принцип доступности- принцип соответствия обучения реальным учебных возможностей школьника в зоне их ближайшего развития ( педагог должен сопоставлять содержание обучения с малыми усилиями обучающихся, с общей направленностью их интересов) . Следуя принципу доступности на практике я в 7 «Б» классе, с достаточно высоким уровнем обученности, использую элементы технологии обучения в парах, групповые методы обучения и т.д., 9 «Г» использую элементы технологии диалога . На уроке объяснения нового материала я работаю по правилу: «От простого к сложному.» В 7 классе достаточно объяснить материал 1 раз, далее они могут, работать самостоятельно. В 9 классе использую для первоначального закрепления комментированную работу.
Дидактический принцип самостоятельности обучающихся при руководящей роли учителя( единство преподавания и учения) .Для выполнения этого принципа я применяю уроки работы с конспектом
Уроки работы с конспектом хорошо проводить по темам, содержащим емкий теоретический материал. Например, по теме 8 класса «Рациональные и иррациональные числа»
принципе наглядности. Для применения принципа наглядности я использую.:
- заранее заготовленные опорные конспекты, изображенные на ватмане;
- изготовление учащимися геометрических фигур, практические задания на измерение и вычисление величин наглядных пособий; использование на уроке мультимедийной технологии.
Принцип стимулирования и мотивации положительного отношения школьников к учению ( невозможно достичь должного эффекта за отведенное время, если не обеспечена нужная мотивация этой деятельности, положительное отношение к ней).Принцип стимулирования я воплощаю в следующем:
похвалой учащихся за успешность; ( этот принцип особенно эффективен в 6 «б» классе)
взаимооцениванием учащихся при работе в парах, проверке индивидуального задания, опросе,;
возможностью получить более высокую оценку после самостоятельной работы при работе над ошибками у доски, ( Так Федотов Николай разбирает свои ошибки проговаривая алгоритм решения вслух.) т.д.
Принцип оптимального выбора методов и средств обучения.( глубокое и всестороннее знание возможностей различных методов и средств обучения позволяют осознанно обеспечить выбор наиболее рационального метода обучения).
Эффективность обучения также обуславливается выбором форм обучения ( общеклассная, групповая, индивидуальная) , каждая из них может успешно содействовать одних учебно-воспитательных задач и менее успешно других, например, ученики 6 и 7 класса хорошо подготовлены к групповой и индивидуальной работе ,а в 9 классе применять эти же формы в той же мере невозможно, поэтому при выборе форм обучения необходимо учитывать специфику содержания, особенности состава класса, применяемые на данном этапе урока методы и средства обучения .
Принцип оптимальных форм обучения я воплощаю через использование элементов технологии индивидуализированного обучения, технологии работы в парах, технологии диалога.
Технология индивидуализированного обучения включает в себя индивидуальную форму обучения, технология работы в парах – групповые формы обучения, технологии диалога – общеклассную форму обучения. Комбинирование форм обучения позволяет мне делать уроки разнообразнее, интереснее, качественнее.
Если при выборе форм обучения не учитывать один из этих компонентов то эффективность обучения не будет оптимальной) в этом заключается дидактический принцип оптимальных форм обучения.
.
В последние годы перед педагогами ставится задача подготовить мобильного выпускника этому содействует принцип связи обучения с жизнью ( примером является подготовка к итоговой аттестации по математике, где теоретические задачи связаны с практическими видами деятельности человека: ремонт, досуг, отдых, торговля, строительство, биржевые операции ит.д.). Принцип связи обучения с жизнью применяется практически на каждом уроки, где хотя бы одна задача связана с практикой применения информации, полученной учащимися при изучении материала.
Принцип доступности ( говоря о доступности надо вести речь об оптимальном соответствии объема , сложности учебного материала и темпа обучения реальным учебным возможностям школьников в зоне ближайшего развития , чтобы уметь реализовать на практике принцип доступности надо регулировать объем домашних заданий с тем, чтобы он соответствовал нормам школьной гигиены и был доступен для учеников класса);
Принцип наглядности в обучении в его широкой трактовке требует участия в усвоении учебной информации всех органов чувств человека ---зрения, слуха, осязания ит.д. Я применяю этот принцип на многих уроках математики. На уроках геометрии приношу изготовленные геометрические фигуры, работая с которыми дети должны назвать их, выполнить необходимые измерения ,вычисления периметра и площади, записать данные и вычисления в тетради и рассказать о своей работе. На уроках алгебры использую изображение различных схем например: при решении уравнений и систем уравнений, выполнение рисунков при решении задач на движение и т. д
Эффективность урока особенно повышается с использованием мультимедийной техники. Например , я использовала презентацию урока по теме «Признаки равенства треугольников» и другие. |
|
|