|
В последние годы среди педагогов и родителей растет число сторонников раздельного обучения. Раздельных школ в нашей стране пока что немного Введение
В последние годы среди педагогов и родителей растет число сторонников раздельного обучения. Раздельных школ в нашей стране пока что немного. В большинстве своем, появляются экспериментальные классы в рамках обычной школы, которые получили название «классы параллельно-совместного обучения». Основные общеобразовательные предметы мальчики и девочки изучают отдельно друг от друга, но некоторые внеклассные и внешкольные мероприятия (занятия в различных кружках, экскурсии и т.п.) у них общие.
Основной аргумент сторонников раздельного обучения – мальчики и девочки развиваются по-разному. У каждого пола свои особенности мышления, восприятия, усвоения информации. Замечено, что при раздельном обучении повышается не только успеваемость, но и самооценка, самоуважение. Дети чувствуют себя в школе более комфортно, меньше стесняются. Учителям легче поддерживать дисциплину в классе и настраивать ребят на учебу.
Но есть и обратная сторона медали. При опросе общественного мнения в 2008 году в пользу раздельного образования высказались лишь 9% опрошенных, 81% россиян выступили за совместное обучение мальчиков и девочек.
Как мы видим, идея раздельного обучения имеет немало противников. Основной аргумент – искусственная изоляция детей в условиях школы недопустима, в конечном итоге она приведет к серьезным проблемам в общении с противоположным полом. Различное развитие мальчиков и девочек не повод для их разделения, наоборот, важно, чтобы они перенимали друг у друга особенности восприятия, ведь очевидно, что чем разнообразнее среда в классе, тем выше результат обучения. Помимо знаний дети в школе учатся жить в большом коллективе, общаться со сверстниками и налаживать контакты.
Школа расширяет возможности личности, а раздельное обучение их сужает и обедняет. Детям из раздельных классов сложнее обучаться в вузах, сложно им и в дальнейшей жизни - ведь за стенами школы нет разделения по половому признаку.
Психологические особенности совместного и раздельного обучения детей в общеобразовательных школах.
Актуальность исследования
Актуальность темы исследования. XX век существенно изменил многие стереотипы полоролевой идентификации общества. Важнейшими феноменами этих изменений стали переосмысление места и роли женщин в различных сферах общественной деятельности, новый подход к оценке гармонии во взаимодействии полов.
Педагогические аспекты гендерного взаимодействия в различных сферах деятельности выходят с периферии исследований, формируя новый научный дискурс, нуждающийся в собственном психолого-педагогическом понятийно-категориальном аппарате.
В условиях выраженных изменений в полоролевой стратификации общества фактор пола является важнейшей составляющей практически любого исследования в области социально-гуманитарных наук, претендующего на объективность и научность. Мужчина и женщина — два основных человеческих типа, и отношения между ними необходимо рассматривать как базовую модель человеческих отношений.
Всё многообразие живого мира построено на единстве мужского и женского начал. Но, чтобы достигнуть этого единства, надо сформировать каждое из них, обеспечить его развитие, полноту, зрелость и природную самобытность. Биологическая предназначенность пути мужчины и женщины, их полоролевая и социальная значимость в условиях общественного развития особо самоценны. Обществу нужны здоровые мужчины и женщины со зрелыми полоролевыми качествами. Множество фактов свидетельствуют, что данный от природы пол ещё не является абсолютным фактором формирования этих качеств. Для их полноценного развития необходимы соответствующие условия и воспитательные воздействия, которые эффективнее всего осуществимы при совместном обучении и воспитании мальчиков и девочек.
Совместное обучение является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Предмет технология фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно- преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что несомненно соответствует потребностям развития общества. В рамках совместного обучения мальчиков и девочек на уроках технологии происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.
В настоящее время создаются максимально благоприятные условия для всех видов совместной деятельности учащихся. Мозг мальчиков и мозг девочек устроены и работают по-разному. Девочки опережают в своем интеллектуальном развитии, а у мальчиков - более развиты зрительно-пространственные способности. Мальчики мыслят и принимают решения быстрее, им надоедает слушать повторное объяснение материала, которое зачастую бывает необходимым для девочек, у них ограничено время на понимание и выполнение заданий, они меньше участвуют в обсуждении совместной работы. В неполном классе, где может быть больше мальчиков, чем девочек и наоборот, значимым сегодня оказывается принципиально новый подход к обучению, в процессе которого формируется более адекватная жизненная позиция учащихся, в том числе личностное самоопределение, выбор идеалов и жизненных целей, будущий профессиональный выбор.
Некоторые навыки становятся определяющими при формировании карьерных устремлений. Например, многие девушки осознают насущную необходимость научиться обращаться с автомобилем. Мальчики, осознавая необходимость приобрести навыки самостоятельного приготовления еды, нередко обращаются с просьбой пройти курс кулинарии. Причем, все реже самими учениками этот навык воспринимается как женский, скорее, он становится универсальным.
Совместные уроки технологии ни в коем случае не ущемляют правовые ценности равноправия личности, но и способствует наилучшей реализации личностных склонностей. Для создания условий максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, их совместного пребывания на уроках нужны разработки новых способов научения - компьютеризации и других форм с акцентом на технические знания, отличных по качеству, способу организации учебного процесса и темпам. Приемы и методы работы на уроках: высокий темп подачи материала с широким спектром разнообразной нестандартно поданной информации, разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения, развитие поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений.
Ведущие целевые ориентации:
обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития.
формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся
формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь, касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.
Технология совместного обучения:
формирует мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений;
развивает познавательную активность, аналитическое, критическое мышления, интеллектуальные способности;
развивает такие базовые качества личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Цель совместного обучения: Воспитание, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола.
Объект исследования – уроки технологии совместного обучения на второй ступени обучения.
Предмет исследования – методы и приемы гендерного подхода на уроках технологии, обеспечивающие творческое и разностороннее развитие личности ребенка, формирование мышления и познавательной активности.
Гипотеза исследования: методы гендерного подхода дают инструмент для решения равноправных задач и мальчиков и девочек. Содержание уроков по этой системе работает на формирование равного логического, аналитического мышления. Уроки совместного обучения призваны, во-первых, обеспечивать оперативное введение в образовательный процесс содержания, адекватно отражающее смену реалий, и, во-вторых, формировать пространство, на котором происходит сопоставление обучающимся стремлений и мальчиков и девочек, полученного опыта учебной деятельности и информации, в первую очередь в отношении профессиональной ориентации. Данная цель предполагает решение следующих задач:
выявить возможности инструментов совместного обучения в освоении программного материала;
сравнить эффективность инновационного и традиционного обучения по различным критериям;
создать методический комплекс с использованием технологии гендерного обучения для учителей.
Методологические и теоретические основы исследования:
Категория «гендер» (от англ, gender — род, пол) отражает особенности взаимодействия мужчин и женщин как социально организованных групп в отличие от биологической (sex) детерминанты их социализации. Объектом тендерных исследований является весь спектр социальных взаимодействий между полами, основанных на межполовой стратификации социума. Мы разделяем позицию В. Вдовюк и С. Рыкова, что центральное место в области гендерных исследований занимает изучение различий и сходства в социальном поведении полов. Предметом гендерного анализа являются оба пола, их отношения между собой, их взаимосвязи и взаимодетерминации с социальными системами разных уровней. Исходя из этого, гендерный подход можно использовать при изучении как женских, так и мужских моделей половой идентификации и самореализации в воспитании и обучении, что представляет большой интерес для педагогики.
Степень разработанности темы. В нашей стране тендерные педагогические исследования пока не получили должного распространения. Мы согласны с A.A. Митрофановой, что понятие «половое воспитание» требует пересмотра с позиций гендерного подхода как метода научного анализа, предполагающего гармонизацию полоролевого взаимодействия на основаниях эгалитаризма как принципа равных прав и возможностей личности, независимо от половой принадлежности.
В последние годы в рамках педагогического профессионального образования в некоторых вузах России созданы кафедры феминологии (Петрозаводский, Архангельский, Ивановский государственные университеты, Московский государственный социальный университет), ще изучаются женские и мужские социально-психологические проблемы, модели поло-ролевого взаимодействия. За последние 25 лет на уровне диссертационных исследований рассматривались исторические, философские, филологические, экономические и психологические аспекты тендерных проблем в отечественной науке, но педагогические аспекты тендерной проблематики по-прежнему находятся на периферии современных научных исследований, и перечень педагогических диссертаций по рассматриваемой проблеме невелик: Т.Ю. Абаева, Л.А. Арутюнова, J1.B. Гра-дусова, Е.А. Кудрявцева, Т.Г. Кукулите, Н.К. Ледовских, И.И. Лунин, Л.И. Столярчук, Н.В. ГТлисенко и другие.
Разработки в области тендерных исследований в российской педагогической науке до сих пор не имеют целостной научной концепции. В педагогической лексике термин «гендер» также пока практически не представлен.
В настоящее время ведется разработка теории гендерного воспитания в дошкольной педагогике Л.В. Штылевой, изучение полоролевых аспектов любознательности подростков С.И. Кудиновым, особенностей присвоения социальных норм детьми разного пола Б.И. Хасаном, Ю. А. Тюме-невой, содержания и динамики стереотипов маскулинности-феминности Т.А. Араканцевой и Е.М. Дубовской, возрастных особенностей психологических различий Н.Л. Смирновой, особенностей тендерной социализации И.С. Клециной, психофизиологии мужчины и женщины Е.П. Ильина, тендерных установок В.Е. Кагана, тендерной психологии лидерства Т.В. Бен-дас и др. Анализ работ показывает, что в российской педагогической науке начался процесс научного оформления теоретико-методологических основ гендерного измерения педагогического процесса. Сейчас настало время осмыслить имеющиеся первые результаты проведенных тендерных исследований в области педагогики и совместно выработать целостную концепцию гендерного воспитания, выявить пути и механизмы формирования гендерной культуры в реформируемом российском обществе.
Новизна опыта:
Новизна данного опыта заключается, в первую очередь, в создании методической копилки приемов технологии совместного обучения, используемых на разных этапах уроков технологии, сценариев уроков, проведённых в рамках данной технологии.
Другим элементом новизны данного опыта является разработка диагностического инструментария для определения уровня развития мыслительных и интеллектуальных способностей учащихся на уроках технологии.
Методы исследования:
изучение литературы, изучение нормативных, методических документов;
изучение и обобщение передового педагогического опыта;
педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение; анализ школьной документации;
сравнение, обобщение, классификация, систематизация, анализ.
Заключение
В заключении хочется сформулировать ряд основополагающих принципов для создания гендерной модели образовательно-воспитательной системы :
Демократичность. При гендерном подходе в обучении мальчики и девочки имеют равные права на получение знаний и участие в общественной жизни школы; они не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнерских отношений.
Природосообразность. Признание личностного равноправия мальчиков и девочек не означает отрицания биологических и физиологических особенностей и различий в их жизнедеятельности. Признание этих различий требует различных форм, методов и средств обучения для наиболее полной реализации способностей учащихся как представителей своего пола в учебной и во внеучебной деятельности.
Соответствие требованиям времени. При гендерном подходе к обучению особенно актуальным является единство действий учителя и родителей ребенка. Данное положение требует взаимодействия с семьями учащихся для согласования целей, задач воспитания и обучения на основе единства действий, требований и уважения ребенка как представителя своего пола, как личности, соблюдения его прав как человека.
Список литературы
1. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка – Пресс, 2009
2. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях. – М.: Айрис – Пресс, 2003
3. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе. «Вопросы психологии» № 5, 1987.
4. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, 1998.
5. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. «Вопросы психологии» № 4, 1991.
6. Тельнюк И. В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5-6 лет в детском саду. Автореф. канд. пед. н., СПб, 1999
7. Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998
8. Практикум по тендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. – СПб.: Питер, 2003
9. Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетно – ролевой игры в детском саду. НОУ «Учебный центр» им. Л.А.Венгера «Развитие». – М., 2000 |
|
|