Главная страница

Формирование ключевых компетенций с применением современных технологий на уроках математики



Скачать 52.23 Kb.
НазваниеФормирование ключевых компетенций с применением современных технологий на уроках математики
Дата06.03.2016
Размер52.23 Kb.
ТипДокументы

Маслова Ирина Валентиновна

преподаватель математики

высшей квалификационной категории

ГБОУ СПО Колледжа сферы услуг №3 города Москвы
Формирование ключевых компетенций
с применением современных технологий


на уроках математики.
Компетентностный подход – это как привидение:

все о нем говорят, но мало кто его видел.

Б.Д. Эльконин
В Концепции модернизации Российского образования подчеркивается: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны».

С введением Федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования нового поколения меняется подход к преподаванию дисциплин общеобразовательного цикла, который предусматривает формирование не только элементарных ключевых компетенций (универсальных или общекультурных, учебных, коммуникативных, правовых, социально-политических, семейных), но и новых ключевых компетенций, необходимых для современного специалиста, таких как экономическая (ориентация в современной рыночной экономике, участие в ней не только в качестве объекта – потребителя, но и субъекта – предпринимателя, менеджера, производителя товаров и услуг и т.д.) и профессиональная (ориентированность в выборе профессии, профессиональная подготовка к выполнению в будущем социальных ролей «специалиста», «профессионала»).

На уроках математики и в повседневной жизни обучающиеся встречаются со многими явлениями, но обычно не задумываются над их объяснением – настолько они привычны. Аристотель заметил, что «ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле». Курс математики должен быть построен на использовании разнообразных методик обучения, направленных на способ восхождения от абстрактного к конкретному. Согласно этому целью изучения курса математики становится выработка компетенций, которая невозможна без применения современных технологий.

Современная образовательная технология представляет собой комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

1)современные методы обучения – активные методы обучения, предполагающие акцент на взаимодействие обучающихся и их активное вовлечение в учебный процесс;

2) актуальное содержание, которое передается обучающимся и предлагает не только предметные знания, но и компетенции, адекватные современной жизненной практике;

3) современные технические средства, которые включают информационную и коммуникационную структуру, мультимедийные средства, эффективное использование дистанционных форм обучения.

Применение технологии модульного обучения, создаёт условия для формирования у обучающихся совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельной дисциплины.

Данная технология даёт возможность решить многие проблемы, с которыми преподаватели сталкиваются на уроках, это

- организация самостоятельного учения;

- дифференциация и индивидуализация обучения;

- развитие интеллекта, самостоятельности;

- формирование умений и навыков самоуправления;

- активизация познавательной деятельности обучающихся.

При использовании технологии модульного обучения существенно меняется роль преподавателя, который

- становится организатором отношений и взаимоотношений в учебном процессе;

- осуществляет мотивационное управление учением каждого обучающегося;

- оказывает педагогическую помощь и поддержку, создает ситуацию успеха;

- демонстрирует полное доверие обучающемуся, веру в его возможности.

Содержание учебного материала модуля представлено в самостоятельных, законченных пособиях с краткими конспектами теоретического материала, заданиями для самостоятельной работы и методическими рекомендациями к их выполнению.

Обучающиеся большую часть учебного времени работают самостоятельно; учатся работать с учебной литературой, деловому общению; учатся планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности, а преподаватель общается с обучающимися посредством модулей и индивидуально: оказывает помощь, направляет, подбадривает.

В процессе работы с модулем проводится вспомогательный и корректирующий контроль. Оценивание при этом только содержательное. После завершения работы над каждым микромодулем проводится проверочная самостоятельная работа и по окончанию изучения модуля темы проводится письменная контрольная или тестовая работа.

Каждый модуль соответствует определённой теме учебной программы. Задания самостоятельных работ разноуровневые: от заданий уровня обязательной подготовки до «нестандартных задач», требующих логических рассуждений.

Планирование уроков соответствует структурированию деятельности обучающегося в логике этапов усвоения знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация, контроль.

Рассматривая требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии «Повар, кондитер», видно, что все прописанные там компетенции удачно решаются с помощью технологии модульного обучения, это

- организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

- анализ рабочей ситуации, осуществление текущего и итогового контроля, оценка и коррекция собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы;

- поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

- использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

- работа в команде, эффективное общение с коллегами, руководством, клиентами.

Учебно-методические пособия, разработанные на основе технологии модульного обучения, предназначенные для обучающихся групп НПО и СПО, и, в первую очередь, для тех, кто по тем или иным причинам отсутствовали на уроке при изучении темы, помогают обучающимся самостоятельно изучить весь теоретический материал и, с помощью методических рекомендаций к заданиям самостоятельной работы, выполнить данные задания, а затем проверить правильность их выполнения с помощью решебника.

Результатом формирования ключевых компетенций обучающихся является личность студента, наделенная такими характеристиками как самоорганизуемая, самообразованная и саморазвивающаяся - компетентная в сфере образования. В личностном преломлении это означает, что молодые люди, выходя из среднего профессионального образовательного учреждения, обладают следующими качествами: высокая степень самостоятельности, стремление к лидерству, мотивированность на самостоятельное достижение трудных познавательных и социальных целей, умение осуществлять личностный выбор, развитые навыки интерактивной коммуникации, гуманизм, способность к нравственному поступку, требовательность к себе, развитость гражданских чувств и другие.

Таким образом, использование современных педагогических технологий позволяет преподавателям колледжа приобрести новые возможности в традиционном процессе обучения, сделать его более гибким, доступным, динамичным и эффективным, обучающимся – получать качественное образование, а учреждению – приобретать конкурентное преимущество в сфере образования.