|
Формирование ключевых компетенций с применением современных технологий на уроках математики Маслова Ирина Валентиновна
преподаватель математики
высшей квалификационной категории
ГБОУ СПО Колледжа сферы услуг №3 города Москвы Формирование ключевых компетенций с применением современных технологий
на уроках математики. Компетентностный подход – это как привидение:
все о нем говорят, но мало кто его видел.
Б.Д. Эльконин В Концепции модернизации Российского образования подчеркивается: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны».
С введением Федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования нового поколения меняется подход к преподаванию дисциплин общеобразовательного цикла, который предусматривает формирование не только элементарных ключевых компетенций (универсальных или общекультурных, учебных, коммуникативных, правовых, социально-политических, семейных), но и новых ключевых компетенций, необходимых для современного специалиста, таких как экономическая (ориентация в современной рыночной экономике, участие в ней не только в качестве объекта – потребителя, но и субъекта – предпринимателя, менеджера, производителя товаров и услуг и т.д.) и профессиональная (ориентированность в выборе профессии, профессиональная подготовка к выполнению в будущем социальных ролей «специалиста», «профессионала»).
На уроках математики и в повседневной жизни обучающиеся встречаются со многими явлениями, но обычно не задумываются над их объяснением – настолько они привычны. Аристотель заметил, что «ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле». Курс математики должен быть построен на использовании разнообразных методик обучения, направленных на способ восхождения от абстрактного к конкретному. Согласно этому целью изучения курса математики становится выработка компетенций, которая невозможна без применения современных технологий.
Современная образовательная технология представляет собой комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:
1)современные методы обучения – активные методы обучения, предполагающие акцент на взаимодействие обучающихся и их активное вовлечение в учебный процесс;
2) актуальное содержание, которое передается обучающимся и предлагает не только предметные знания, но и компетенции, адекватные современной жизненной практике;
3) современные технические средства, которые включают информационную и коммуникационную структуру, мультимедийные средства, эффективное использование дистанционных форм обучения.
Применение технологии модульного обучения, создаёт условия для формирования у обучающихся совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельной дисциплины.
Данная технология даёт возможность решить многие проблемы, с которыми преподаватели сталкиваются на уроках, это
- организация самостоятельного учения;
- дифференциация и индивидуализация обучения;
- развитие интеллекта, самостоятельности;
- формирование умений и навыков самоуправления;
- активизация познавательной деятельности обучающихся.
При использовании технологии модульного обучения существенно меняется роль преподавателя, который
- становится организатором отношений и взаимоотношений в учебном процессе;
- осуществляет мотивационное управление учением каждого обучающегося;
- оказывает педагогическую помощь и поддержку, создает ситуацию успеха;
- демонстрирует полное доверие обучающемуся, веру в его возможности.
Содержание учебного материала модуля представлено в самостоятельных, законченных пособиях с краткими конспектами теоретического материала, заданиями для самостоятельной работы и методическими рекомендациями к их выполнению.
Обучающиеся большую часть учебного времени работают самостоятельно; учатся работать с учебной литературой, деловому общению; учатся планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности, а преподаватель общается с обучающимися посредством модулей и индивидуально: оказывает помощь, направляет, подбадривает.
В процессе работы с модулем проводится вспомогательный и корректирующий контроль. Оценивание при этом только содержательное. После завершения работы над каждым микромодулем проводится проверочная самостоятельная работа и по окончанию изучения модуля темы проводится письменная контрольная или тестовая работа.
Каждый модуль соответствует определённой теме учебной программы. Задания самостоятельных работ разноуровневые: от заданий уровня обязательной подготовки до «нестандартных задач», требующих логических рассуждений.
Планирование уроков соответствует структурированию деятельности обучающегося в логике этапов усвоения знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация, контроль.
Рассматривая требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии «Повар, кондитер», видно, что все прописанные там компетенции удачно решаются с помощью технологии модульного обучения, это
- организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
- анализ рабочей ситуации, осуществление текущего и итогового контроля, оценка и коррекция собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы;
- поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
- использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
- работа в команде, эффективное общение с коллегами, руководством, клиентами.
Учебно-методические пособия, разработанные на основе технологии модульного обучения, предназначенные для обучающихся групп НПО и СПО, и, в первую очередь, для тех, кто по тем или иным причинам отсутствовали на уроке при изучении темы, помогают обучающимся самостоятельно изучить весь теоретический материал и, с помощью методических рекомендаций к заданиям самостоятельной работы, выполнить данные задания, а затем проверить правильность их выполнения с помощью решебника.
Результатом формирования ключевых компетенций обучающихся является личность студента, наделенная такими характеристиками как самоорганизуемая, самообразованная и саморазвивающаяся - компетентная в сфере образования. В личностном преломлении это означает, что молодые люди, выходя из среднего профессионального образовательного учреждения, обладают следующими качествами: высокая степень самостоятельности, стремление к лидерству, мотивированность на самостоятельное достижение трудных познавательных и социальных целей, умение осуществлять личностный выбор, развитые навыки интерактивной коммуникации, гуманизм, способность к нравственному поступку, требовательность к себе, развитость гражданских чувств и другие.
Таким образом, использование современных педагогических технологий позволяет преподавателям колледжа приобрести новые возможности в традиционном процессе обучения, сделать его более гибким, доступным, динамичным и эффективным, обучающимся – получать качественное образование, а учреждению – приобретать конкурентное преимущество в сфере образования. |
|
|