|
Методическая тема «Подвижные игры для детей с овз» Методическая тема
«Подвижные игры для детей с ОВЗ»
Учитель: Гронь О.В. Детям, обучающимся по программе VIII вида (умеренная и тяжёлая умственная отсталость»), характерны:
-Недостаточная четкость основных движений, неловкая походка, слабая регуляция мышечных усилий.
-Трудности зрительно-двигательной координации.
-Трудности самостоятельного выполнения двигательных упражнений.
-Трудности самостоятельного выполнения действий по самообслуживанию и овладения различными бытовыми навыками. При выполнении гигиенических процедур, одевании, приеме пищи испытывают трудности в установлении правильной последовательности действий. Нуждаются в постоянной стимуляции и совместных действиях с взрослым.
-Низкий уровень ориентировки в окружающем. Требуется постоянная сопровождающая помощь взрослого:
— напоминание дороги в школу, местонахождения класса, туалета,
столовой и т. д.;
— помощь в различении средств передвижения, соблюдении правил
перехода улицы с учетом сигнала светофора;
— помощь в использовании предметов одежды, бытовых предметов
и др. с учетом сезона, ситуаций (дома, в школе, театре и др.).
- Крайне ограничены знания о себе, семье, ближайшем окружении.
- Контакт со взрослыми непродолжителен. Требуется мимическое и жестовое подкрепление. Для поддержания контакта необходима положительная стимуляция (доброжелательная улыбка, знаки одобрения, поглаживание и т. п.). Некоторые дети способны привлекать внимание к своим нуждам (приему пищи, туалету, боли и др.).
- Способны к подражанию и совместным действиям со взрослым. Наступает быстрое пресыщение деятельностью. Волевых усилий не проявляют. Эмоциональное реагирование в процессе работы не всегда адекватно.
- При восприятии различают знакомых и незнакомых людей. Требуется организация самого процесса восприятия окружающего и его сопровождение со стороны взрослых. Дифференцировка зрительных, слуховых сигналов, тактильных и обонятельных раздражителей возможна только с помощью взрослого.
- Операции обобщения на элементарном уровне. Решение проблемных ситуаций, установление причинно-следственных связей возможны только при постоянной организующей и сопровождающей помощи взрослого. Предлагаемые задания могут выполняться только при активном взаимодействии со взрослым. Перенос показанного способа действия при решении новых задач вызывает те же трудности.
Большие трудности в понимании обращенной речи. Крайне ограничен как активный, так и пассивный словарный запас. Предпочтение отдается невербальным средствам коммуникации. Несмотря на многочисленные отклонения во всех сферах жизнедеятельности, умственно отсталые дети способны к обучению и развитию. Педагогические средства, принципы и методы носят в этом случае коррекционно - развивающий характер и направлены на максимальное преодоление (или ослабление) недостатков познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер с ориентацией на положительные возможности ребенка. Наиболее адекватной формой преодоления и компенсации указанных недостатков является двигательная активность, в которой ведущее место принадлежит подвижной игре. Игры, направленные на развитие моторики мелких мышц кисти рук. Со становлением речи тесно связано развитие тонких движений пальцев рук и наоборот. Для усиления педагогического воздействия целесообразно сочетать движение пальцев рук с одновременным рассказыванием и показом. Цель: развитие у детей мелких мышц кисти, устной связной речи; памяти, воображения, координации движений.. «Замок» Цель: развитие у детей мелких мышц кисти, устной связной речи; памяти, воображения, координации движений..
Текст
| Движение
| На двери висит замок. Кто открыть его бы смог? Потянули, Покрутили, Постучали И - открыли
| Ритмичные быстрые соединения пальцев в замок.
Повторение движений пальцы сцеплены в «замок»,
руки потянуть в одну, потом в другую сторону.
Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя — к себе.
Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга.
Пальцы расцепить, ладони в стороны.
|
«За работу» Цель: развитие у детей мелких мышц кисти, устной связной речи; памяти, воображения, координации движений.. Ну -ку, братцы, за работу,
Покажи свою работу.
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать,
Наших деток забавлять. Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать» -энергично шевелить ими. Игры, направленные на развитие координационных способностей, формирование зрительно — двигательной координации. Доказано, чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участие речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, потешек, способствует развитию координации, общей и тонкой моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными.
Выполнение любого физического упражнения предполагает зрительный контроль за правильностью выполняемого действия и последующую коррекцию движения в случае ошибки. Этот вид координационной способности принято называть зрительно — двигательной координацией. Цель: развитие координации движений, общей и тонкой моторики, выразительности имитационных жестов, ловкости, глазомера, укрепление мыщц ноги туловища, тренировка меткости, быстроты реакции. При разучивании текста стихотворения: развитие слуховой, речевой и двигательной памяти, развитие навыка связной речи. «Мы на карусели сели»
Текст
| Движения
| Мы на карусели сели, Завертелись карусели. Пересели на качели
Вверх летели Вниз летели
А теперь с тобой вдвоем Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет, Нашу лодочку качает.
Вёсла в руки мы берём,
Быстро к берегу гребём.
К берегу пристала лодка,
Мы на берег прыгнем ловко,
И поскачем на лужайке, Будто зайки, будто зайки.
| Взявшись за руки, кружится.
Взявшись за руки. Один игрок стоит, другой приседает, потом наоборот то же
Взявшись за руки, качаться вправо-влево, вперёд-назад. То же
то же.
Изображать, как гребут вёслами.
То же немного быстрее.
Полуприсед руки назад.
Прыжок вперёд на 2 ногах.
Руки согнуты перед грудью (это лапки), прыжки на двух ногах.
|
Методические рекомендации: игра средней подвижности, дети играют в парах. «Повтори, не ошибись»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции; накопление количества и уточнение смысла слов, обозначающих действие.
Количество игроков может быть любым.
Инструкция. Дети стоят полукрутом. Ведущий медленно выполняет простые движения руками (вперед, вверх, в стороны, вниз). Дети должны выполнять те же движения, что и ведущий. Допустивший ошибку выбывает. Выигрывает оставшийся последним.
Варианты
1. Простые движения можно заменить на более слоэ/сиые, включить движения ногами и туловищем, асимметричные движения (правая рука вверх, левая вперед) и т. д.
2. Ведущий одновременно с показом движения называет имя одного из играющих, который и должен это движение повторить, а остальные игроки наблюдают.
3. Ведущий проговаривает движение (руки вверх), а выполняет в этот момент другое действие (руки вниз). Дети должны выполнять движение по показу ведущего, не обращая внимания на его сбивающие команд.
4. На каждое движение ведущий называет слово (например, ручка, самолет, мяч, воробей и т.д.). Дети должны выполнять только те движения, которые сопровождаются названиями летающего предмета (воробей, самолет).
Методические указания. Во время игры ведущему необходимо следить за тем, чтобы все дети видели его одинаково хорошо.
«Дотронься до...»
Цель: формирование у ребенка представлений о цвете, форме, размерах и других свойствах предметов, развитие быстроты реакции.
Количество игроков может быть любым.
Инструкция. Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Игроки должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников игры в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета каждый раз меняются, кто не успел вовремя среагировать, становится ведущим.
Варианты
1. Можно называть не только цвета, но и формы или размеры предметов. Например: «Дотронься до... круглого», «Дотронься до... маленького!»
2.Возможно и усложнять команду за счет сочетания цвета и формы и т.д. Например: «Дотронься до... красного квадратного!»
3.Дети могут «искать ответы» не только в одежде, но и среди игрушек, инвентаря.
Методические указания. Ведущему следует давать детям только те задания, которые реально осуществимы, то есть предметы должны находиться в поле зрения играющих.
«Совушка» Цель: учить детей действовать по сигналу, бегать, врассыпную имитируя птиц, сохранять неподвижную позу. Развивать равновесие.
Ход игры: Все играющие птички, один ребёнок – сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются, машут крыльями, клюют зёрнышки. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится и забирает в гнездо, через 15-20 сек. Снова даётся сигнал «день», сова улетает в гнездо, дети – птички летают по площадке.
2 вариант.
Выбирается две совы. Принимать интересные позы. «Охотники и звери» Цель: учить детей бросать маленький мяч, стараясь попасть в зверей, выполнять имитационные движения, изображая лесных зверей. Развивать ловкость, глазомер.
Ход игры:
Дети образуют круг, взявшись за руки. Рассчитываются на первый второй делятся на охотников и зверей. Охотники остаются на своих местах в кругу, а звери выходят в середину круга. Охотники перебрасывают друг другу мяч и стараются попасть им в ноги убегающих и увёртывающихся зверей. Тот, кого заденет мяч, считается подстреленным выходит из круга. Затем игроки ме6няются ролями.
2 вариант
охотников может быть 3-4, они находятся на одной стороне площадки, на другой дом зверей – лес. По сигналу звери убегают в лес, а охотники стреляют в них с места. Или могут бежать за зверями, но не забегать в лес. «Зайка серый умывается» Ребёнок вместе со взрослым произносит слова «Зайка серый умывается, видно в гости собирается, вымыл носик, вымыл хвостик, вымыл ухо, вытер сухо». Ребёнок выполняет соответствующие движения. Затем скачет на 2 ногах. Подвижная игра «Гуси – Лебеди» Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увертыванием. Содействовать развитию речи.
Описание: На одном конце площадки проводится черта-«дом», где находятся гуси, на противоположном конце стоит пастух. Сбоку от дома- «логово волка». Остальное место- «луг». Одного воспитатель назначает пастухом, другого волком, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей пастись на луг. Гуси ходят, летают по лугу. Пастух зовет их «Гуси, гуси». Гуси отвечают: «Га-га-га». «Есть хотите?». «Да-да-да». «Так летите». «Нам нельзя. Серый волк под горой, не пускает нас домой». «Так летите как хотите, только крылья берегите». Гуси расправив крылья, летят через луг домой, а волк выбегает, пресекает им дорогу, стараясь поймать побольше гусей (коснуться рукой). Пойманных гусей волк уводит к себе. После 3-4 перебежек подсчитывается число пойманных, затем назначается новый волк и пастух.
Правила: Гуси могут лететь домой, а волк ловить их только после слов «Так летите, как хотите, только крылья берегите». Волк может ловить гусей на лугу до границы дома.
Варианты: Увеличить расстояние. Ввести второго волка. На пути волка преграда- ров, который надо перепрыгнуть. |
|
|