Главная страница


Проект «Одаренные дети» в Романовском районе



Скачать 132.46 Kb.
НазваниеПроект «Одаренные дети» в Романовском районе
Дата29.02.2016
Размер132.46 Kb.
ТипДокументы

Атапина И. Н. , учитель математики МОУ Романовская СОШ

Проект «Одаренные дети» в Романовском районе
Введение

1.Система научно- практических конференций

2. Работа с младшими школьниками

3.Интелектуальная игра «Умники и умницы для всех»

4.Дальнейшее развитие проекта

Заключение
Введение

Реальность сегодняшнего дня в Российском образовании выражается в возросших требованиях к универсальности знаний и подъёму уровня духовной культуры учащихся для формирования интеллектуального и духовного потенциала общества. Реализация этих требований в условиях обычной общеобразовательной школы возможна через планомерную и систематичную работу с детьми, способности которых определены как «выше среднего» и «высокие». Так что же такое одаренность? Прежде всего, это труд, помноженный на способности ребенка

Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарён­ность на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных де­тей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в раз­витии их способностей, является одним из главных направлений работы школы

1..Система научно- практических конференции

Цель конференции:

- раскрытие творческого потенциала учащихся, развитие интереса учащихся к научно-исследовательской деятельности в различных предметных областях

Задачи конференции:

Развитие творческих связей между образовательными учреждениями района;

Выявление интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Формирование навыков публичного выступления, умения защищать свои научные позиции:

Поддержка учащихся в реализации творческих способностей.
Участниками конференции являются учащиеся 8-11 классов общеобразовательных учреждений Романовского района

Конференция проводится в два этапа:

Отборочный (заочный) - Отборочный этап предполагает экспертную оценку творческой работы. По результатам рецензирования работ эксперты отбирают лучшие работы для защит

Основной этап предусматривает пленарное и секционное заседания. К основному этапу допускаются учащиеся, успешно прошедшие отборочный этап.

Секционные заседания предполагают выступления участников с результатами научно-практической и исследовательской деятельности. Выступление предполагает 5 минутное выступление, содержащее основные тезисы работы, и ответы на вопросы членов жюри, поставленные в пределах темы исследования. Время ответов на вопросы - 2 минуты.

Планируется работа следующих секций:

1. «Социально-правовые технологии»:

-история;

-обществознание;

-социология и обществознание;

-история и краеведение;

-государство и право;

- экономическая география.

2. « Гуманитарные технологии» (русский язык):

-русский язык.

-психология;

-педагогика.

3. «Социально-гуманитарные технологии» (литература):

-филология;

-философия и культурология;

-этика; -эстетика.

  1. «Иностранные языки и филология».

  2. «Информатика и компьютерные технологии»:

-программное обеспечение и аппаратное оборудование;

-графика,

-использование программы PowerPoint;

-компьютерные сети, Интернет;

-структуры данных.

  1. «За страницами учебника физика».

  2. «За страницами учебника математики».

  3. «Современные проблемы в естествознании» – химия, биология, экология.


В Романовском районе сложилась определенная система  работы с одаренными детьми именно в области математических и естественнонаучных дисциплин. Все началось с научно- практической конференции «Профильная математика» для 8-11 классов, которую проводили мои обучающиеся 10 класса социально-экономического профиля МОУ Романовской СОШ в 2008 году. Было зарегистрировано 107 участников конференции, представлено 7 проектов. На конференцию были приглашены учащиеся школы искусств. Участники конференции не только познакомились с презентациями различных разделов профильной математики, но и слушали живую музыку.

18 апреля 2009 года школьная конференция переросла в районную научно-практическую конференцию «Математика вокруг нас» Всего представлено 45 проектов. Для защиты проектов были приглашены 17 обучающихся. Организаторами конференции были 10Б класс МОУ РСОШ « Лучший ученический класс 2009 года», классный руководитель Атапина И.Н.

27 февраля 2010 год мои ученики 11А класса стали участниками VII научно-практической конференции «Юные лидеры образования», которую проводит ежегодно гимназия им. Ю. А. Гарнаева (г.Балашов)

30 апреля 2010 года педагогами Атапиной И.Н. и Мосюковой И.В. была организована и проведена III районная научно-практическая конференция « За страницами учебника» Представлены проекты по русскому языку, литературе, математике, истории, праву, биологии, географии, музыке, психологии, праву, экологии, иностранным языкам, физике, информатике. Всего 56 проектов, 61 участник.

Работы поражали своим разнообразием и познавательной значимостью.

Проект Непряхина Антона и Юдаева Владимира интригует необычностью материала, красочностью, в нем присутствовали элементы статистики, но понятно, все заимствовано, самостоятельным исследованием не является.

Работа Мельниковой Кристины отвечает требованиям научно-исследовательской работы. Дана историческая справка, рассмотрены задачи практического применения, решены задачи, применяющие доказательство неравенств, из КИМов ЕГЭ

Победили проекты тех обучающихся, которые сделали интересной защиту,

выбрали неординарные темы, попытались их раскрыть с помощью самостоятельно проводимых исследований.

Но в целом, проектная деятельность обучающихся находится на начальной ступени развития. Многие ограничиваются скачиванием темы из сети Интернет. Презентации являются повторением проекта, а защита сводится к перечитыванию текста слайдов, при этом абсолютно не соблюдается регламент. Одной из главных задач проведения таких конференций, является научить обучающихся именно научно-исследовательской деятельности, правильно строить свое выступление

2. Работа с младшими школьниками

Так как было принято решение о создании проекта по работе с одаренными детьми, работу над своим проектом я начала с районного мероприятия для обучающихся 5-6 классов «Математический поезд» В мероприятии приняли участие 27 обучающихся из 8 школ района.

Районное мероприятие «Математический поезд» является формой выявления среди обучающихся района одаренных детей в области математики.

Мероприятие направленно на развитие творческого потенциала младших школьников, приобщение их к исследовательской деятельности в области математики.

Основной задачей праздника является выполнение программы «Одаренные дети»

Цели мероприятия:

Образовательная: повысить и углубить знания по математики, ознакомить учащихся с историческими событиями, показать, где и как применяются математические знания.

Развивающая: развить логическое мышление, память, воображение, внимание, умение анализировать и обобщать.

Воспитывающая: расширить кругозор школьников, повысить интерес к изучению математики, воспитывать чувство юмора, целеустремленность, находчивость, формировать навыки самостоятельной и коллективной работе.

«Математический поезд» проводится для обучающихся 5-6 классов

Организация и проведение.

Организатором праздника выступает отдел образования администрации Романовского района, организационный комитет в составе методического объединения учителей района.

«Математический поезд» проводится в два этапа: заочный (отборочный) и очный.

Отборочный этап проводился непосредственно на местах. Для обучающихся предоставляется набор заданий (приложение). Каждое задание оценивается в баллах набравший наибольшее количество баллов, трое обучающихся стали участниками очного этапа.

Очный тур представлял собой игру в два этапа. Первый этап, это отправка поезда. Для проведения игры необходим обслуживающий персонал:

Начальник вокзала (1 человек) – отвечает за всю игру.

Дежурный по вокзалу (1 человек) – следит за порядком в зале, отвечает на возникшие вопросы.

Начальник поезда (1 человек) – организует работу в вагонах, объявляет отправление поезда.

Проводники (4 человека) – проверяют билеты, организуют игры в вагонах объявляют остановки и рассказывают правила организации работы на остановках.

Кассиры (4 человека) – проверяют правильность решения задач

Кассиры-контролеры (4 человека) – выдают билеты

Работники справочного бюро (4 человека) – дают консультации по решению задач.

Начальник станции (5 человек) – отвечают за работу учащихся на остановках. Обслуживающий персонал выбирается из учащихся 10-х классов, имеют знаки отличия (таблички на груди, в которых указаны фамилия, имя и должность)

Начальник вокзала знакомить участников с правилами игры:

При входе в наш зал участник получает посадочный талон – конверт с карточкой (на которой написаны три задания) и шестью жетонами.

Участник должен на отдельном листе бумаги решить все три задания, которые включают в себя: 1 задание: У всех разное, это сравнение десятичной дроби, запиши все натуральные числа, расположенные между конкретными десятичными дробями округли до десятых (сотых), расположи десятичные дроби в порядке возрастания (убывания), вырази в граммах (метрах или копейках).2 задание: Вычислить значения выражения или решить уравнение. 3 задание. Решить задачу. Если участник не может справиться с заданием, обратитесь за помощью в справочное бюро.

Справочного бюро: - Наши услуги платные:

1)проверка правильности решения и указание ошибки – бесплатно,

2)просьба дать вопрос помогающих найти путь решения – 1 жетон,

3)подсказка пути решения – 2 жетона,

4)просьба решить одно задание – 3 жетона

Дежурные по вокзалу раздают посадочные талоны пассажирам. На решение вам дается 20 минут. Затем собирают решения, кассиры проверяют его и объявляют результаты. Тем временем кассиры контролеры объявляют правила покупки билетов.

Кассир- контролер: - Для того чтобы купить билет в купейный вагон, нужно решить правильно все задания и заплатить 6 жетонов; в мягкий вагон – решить все задачи и заплатить 3 жетона; в плацкартный – правильно решить все задания; общий – все остальные.

После объявления результатов, школьники покупают билеты:

Мягкий вагон – красные

Плацкартный – зеленые

Купейный – желтые

Общие – черные

Ребята распределяются по вагонам.

Поезд совершит четыре остановки:

- историческая

- игровая

- рыболовная

- художественная

- призовая

Таким образом ребята проходят сложные испытания. На каждой станции ребята зарабатывали себе жетоны, набравшие наибольшее количество жетонов стали победителями игры.

В процессе игры удались не все моменты, так как участниками являлись представители школ, прошедшие отборочный тур, некоторые конкурсы затягивались, но борьба была напряженной. В возрасте 10-12 лет дети не любят проигрывать. Важно, чтобы дети поняли, что проигравших нет, все получили призы и сертификаты участия.

Игра показала истинную картину работы школ района со школьниками 5-6 классов. С большим разрывом в очках победителем стал Горбунов Иван, обучающийся 6В класса РСОШ, второе и третье место заняли обучающиеся МОУ Усть-Щербединской СОШ.

3.Интелектуальная игра «Умники и умницы для всех»

Следующее мероприятие проекта для обучающихся 8-11 классов, интеллектуальная районная игра «Умники и умники.», охватывающая не только обучающихся двух ступеней, но и все школьные предметы. приняли участие 62 обучающихся из 7 общеобразовательных учреждений района.

Районная интеллектуальная игра «Умники и умницы» для обучающихся 9-11 классов была разработана и проведена с целью раскрытия творческого потенциала обучающихся, развития интереса обучающихся к познавательной деятельности в различных предметных областях.

Задачи игры:

- развитие творческих связей между образовательными учреждениями района;

- выявление интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование навыков публичного выступления, умения применить полученные знания;

- поддержка учащихся в реализации творческих способностей.

Игра проводится в трех номинациях: математика и информатика, естественно научное направление (физика, химия, биология, география), гуманитарное направление (литература, история, иностранный язык).

Для участия в игре были приглашены обучающиеся – участники районных предметных олимпиад.

Продуманы формы работы с учащимися: индивидуальная и фронтальная.

К подбору заданий были подключены учителя-предметники. Задания подбирались таким образом, чтобы прослеживалась связь между их содержанием и выбранной формой игры.

Игра проводилась в два этапа (оба очные):

- отборочный тур – все участники игры отвечают на вопросы отборочного тура.

- девять участников (по три в каждой номинации), набравшие наибольшее количество баллов, выходят в финал.

Одна из основных задач при подготовке к игре - как провести отборочный этап игры.

Каким образом в течение 40-60 минут задать по 20 вопросов (причем в трех номинациях) приблизительно ста обучающимся, обработать их ответы, подсчитать результаты, выявить победителей – участников финала?

У учителей информатики такие задачи, по-моему, не вызывают вопросов. На помощь приходит программное обеспечение.

MyTest X - это бесплатная система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.

В кабинете информатики, компьютеры в котором соединены в локальную сеть, установлена сетевая версия программы. С ее помощью удалось решить проблему тестирования и быстрого получения результатов.

Разработка финала игры особых затруднений не вызвала.

К финальному этапу была подготовлена мультимедийная презентация (Power Point), которая обеспечивала эффект наглядности, помогала обучающимся в восприятии задачи, т.к. в работу включались не только слуховые, но и зрительные анализаторы.

Финал игры (по аналогии с телевизионной игрой) предполагает движение игроков по трем импровизированным дорожкам: зеленая состоит из четырех клеток, желтая - из трех, красная из двух. Каждой клетке соответствует один вопрос.

Каждый из трех участников финала выбирает дорожку (т.е. тот набор вопросов, на который ему предстоит ответить). Первым выбирает свою дорожку игрок, набравший наибольшее количество баллов в отборочном туре, затем выбирает дорожку игрок со второй суммой, оставшаяся дорожка достается третьему игроку.

Игроки должны не только дать правильный ответ, но и обосновать его, что способствует развитию логического мышления обучающихся и их речи.

Побеждает тот игрок, который быстрее и с наименьшим количеством штрафных очков пройдет свою дорожку.

Во время поиска решения задач участниками остальные обучающиеся - не пассивные наблюдатели, а активные участники в решении логических задач и задач на смекалку и сообразительность.

Если на какой-то вопрос игроком дан неправильный ответ или игрок не может дать ответа, то этот вопрос адресуется зрителям. За правильный ответ зритель, давший его, получает эмблему.

По окончании игры было подсчитано количество эмблем, набранных зрителями, и наиболее отличившийся зритель получил поощрительный приз.

Игра очень понравилась как детям, так и педагогам. Обычно такие мероприятия проводятся только по одному предмету, в данном случае игра охватила все основные направления школьной программы. По итогам игры были награждены Почетными грамотами:

в номинации математика и информатика:

Iместо - Агабекян Мурад, обучающийся 9Б класса МОУ Романовская СОШ,

II место – Мосюков Дмитрий, обучающийся 9Б класса МОУ Романовская СОШ,

III место – Щербакова Елена, обучающаяся 9А класса МОУ Романовская СОШ,

Иванов Сергей, обучающийся 11А класса МОУ Романовская СОШ;

в номинации естественнонаучное направление:

Iместо – Лештаев Олег, обучающийся 11Б класса МОУ Романовская СОШ,

II место – Арюшина Татьяна, обучающийся 11 класса МОУ Краснолиманская СОШ,

III место – Логинов Артем, обучающаяся 10 класса МОУ Искровская СОШ;

в номинации гуманитарное направление:

Iместо – Щербакова Оксана, обучающаяся 11А класса МОУ Романовская СОШ,

II место – Куренная Ольга, обучающаяся 9В класса МОУ Романовская СОШ,

III место – Горловая Юлия, обучающаяся 11 класса МОУ Подгорненская СОШ,

активный участник - Дюжаков Вячеслав, обучающийся 11Б класса МОУ Романовская СОШ.

Всем участникам игры выдать сертификаты участия.

Как видно из результатов игры, 72% победителей являются обучающиеся МОУ Романовской СОШ.

Заключительное мероприятие проекта – это уже IV районная научно-практическая конференция «За страницами учебниками», направленная на развитие проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

4.Дальнейшее развитие проекта

В июне 2010 года МУ «МЦ» был проведен семинар посвященный работе с одаренными детьми, на котором была принята районная программа «Одаренные дети», которая к сожалению не получила финансовую поддержку. Осуществление данного проекта и есть частичное воплощение принятой программы. Несмотря на трудности, проект работает, выявляет одаренных детей района, на которых нужно обратить особое внимание педагогам. Проект показывает и работу школ по данному направлению. Одной из слабых сторон проекта является, работа со школьниками 5-6 классов. Необходимо выявлять не только математические способности детей, но и одаренность по другим направлениям. Для этого более удачным мероприятием будут «Умники и умницы» для младших школьников. Для более полной картины, необходима и параллель с начальной школой, а также планируется вовлечение в проект и Школы искусств, библиотеки, Дома творчества юных, Районного Дома культуры для поддержки талантливых детей не только в области школьных наук, но и музыки, живописи, тетральных способностей, других видах творчества.

Заключение

Исходя из реальности сегодняшнего, дня актуальность создания данного проекта “Одаренные дети” обуславливаются следующими противоречиями: в традиционной школе слабо реализуется личностно – ориентированный подход к каждому ученику, теряется возможность работать с одаренными детьми; несоответствие между содержанием, формами и методами учебно – воспитательного процесса в традиционных условиях общеобразовательных школ, позволяющих работать со всеми детьми одинаково и стремление одаренных учащихся научиться работать в научной, духовной сферах, максимально использовать свои способности, стремясь выйти за их пределы. Таким образом, целями и задачами проекта явились систематизация работы с одаренными учащимися на основе креативного развития их индивидуальных способностей; разработка педагогических технологий работы с ними в условиях профессиональности в школе, выявление учащихся, которые имеют определенные наклонности и способности, характеризующие одаренность; изучение направленности способностей учащихся и уровня их развития.