Главная страница

Рабочая программа по математике для 5 9 классов (базовый уровень) Автор составитель рабочей программы учитель математики



НазваниеРабочая программа по математике для 5 9 классов (базовый уровень) Автор составитель рабочей программы учитель математики
страница1/5
Е.Г. Бачурина
Дата16.02.2016
Размер0.65 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №54»
Рабочая программа

по математике для 5 - 9 классов (базовый уровень)

Автор – составитель

рабочей программы

учитель математики

Е.Г. Бачурина

Обсуждено на заседании

методического объединения

Протокол №4

от 26 марта 2013 г.

Руководитель

О.В.Зубанова______________

Утверждено на педагогическом совете

Протокол №4

от 28 марта 2013 г.

Директор МБОУ «СОШ №54»

Н.Г. Зырянова_________________

Кемерово

2013

Содержание

1. Пояснительная записка …………………………………………... 3




2. Содержание программы.………………………………………….. 10

3. Учебно-тематическое планирование в 5 классе………………… 17

4. Учебно-тематическое планирование в 6 классе…………………20

5. Учебно-тематическое планирование в 7 классе…………………22

6. Учебно-тематическое планирование в 8 классе….……………..26

7. Учебно-тематическое планирование в 9 классе….……………..31

8. Список литературы для учителя…………………………………..34


9. Список литературы для учащихся…...…...……………………….37




10. Перечень ключевых слов…………………………………………39

11. Контрольные материалы………………………………………….42

.






Пояснительная записка
Без базовой математической подготовки невозможно достичь высокого уровня образования. Школьное образование в современных условиях призвано научить детей самостоятельно добывать информацию и уметь ею пользоваться. Это предполагает направленность целей обучения на формирование личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью школьного образования в современных условиях является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познание, коммуникация, профессионально – трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.

Особенность изучаемого курса математики состоит в формировании математического стиля мышления, проявляющегося в определённых умственных навыках. Использование в математике нескольких математических языков даёт возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые средства. 

Рабочая программа по математике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная программа ориентирована на обучающихся 5 – 9 классов и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ МО РФ от 5 марта 2004 года №1089)

  2. Федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ МО РФ от 9 марта 2004 года №1312)

  3. Примерные программы по математике. (Сборник нормативных документов. Математика / составили Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2008)

  4. Программа. Планирование учебного материала. Математика.5-6 классы./ автор-составитель В.И.Жохов - М.: Мнемозина, 2010.

  5. Программы. Математика. 5 – 6 классы. Алгебра. 7 – 9 классы. Алгебра и начала анализа. 10 – 11 классы / авт.-сост. И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2009

  6. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы / сост. Т.А Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2009.

Изучение математики в 5 – 9 классах направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Требования Государственного образовательного стандарта 2004 года определяют задачи обучения:

  • приобретение математических знаний и умений;

  • овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

  • освоение компетенций: учебно–познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного развития, ценностно – ориентированной и профессионально – трудового выбора.

В результате изучения математики на ступени основного общего образования ученик должен

знать/понимать1:

    • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

    • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;

    • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

    • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

    • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

    • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

    • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

    • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

Арифметика

уметь:

    • правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, десятичная дробь, переход от одной формы записи к другой (например, проценты в виде десятичной дроби; выделение целой части из неправильной дроби); решать основные задачи на дроби;

    • сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше», «меньше» с расположением точек на координатной прямой;

    • выполнять арифметические действия с рациональными числами; сочетать при вычислении устные и письменные приемы;

    • составлять и решать пропорции;

    • производить прикидку результата вычислений;

    • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические действия с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;

    • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;

    • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;

    • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;

    • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;

    • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и пропорциональностью величин, дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для:

Алгебра

уметь:

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;

  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • изображать числа точками на координатной прямой;

  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;

  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;

  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

  • описывать свойства изученных функций, строить их графики.

использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;

Элементы логики, комбинаторики, статистики

и теории вероятностей

уметь:

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность суждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;

  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;

  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;

  • вычислять средние значения результатов измерения;

  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;

  • находить вероятности случайных событий в простейших случаях;

использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для:

  • выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);

  • распознавания логически некорректных суждений;

  • записи математических утверждений, доказательств;

  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;

  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;

  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;

  • сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;

  • понимания статистических утверждений.

Геометрия

уметь:

  • распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, многоугольники, окружность, круг); изображать указанные геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;

  • владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а так же для нахождения длин отрезков и величин углов

  • решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя изученные свойства фигур и формулы.




    • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

    • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

    • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

    • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

    • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

    • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

    • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

    • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;

    • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

    • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

В 5– 9 классах курс математики делится на три раздела: математика – 340 часов, алгебра – 306 часов, геометрия – 204 часов. Общее количество часов, отводимое на изучение математики, – 850.

Распределение учебного материала по темам:

Математика 5 класс

  1. Натуральные числа и шкалы.

  2. Сложение и вычитание натуральных чисел.

  3. Умножение и деление натуральных чисел.

  4. Площади и объемы.

  5. Обыкновенные дроби.

  6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.

  7. Умножение и деление десятичных дробей.

  8. Инструменты для вычислений и измерений.


Математика 6 класс

  1. Делимость чисел.

  2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

  3. Умножение и деление обыкновенных дробей.

  4. Отношение и пропорция.

  5. Положительные и отрицательные числа.

  6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

  7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.

  8. Решение уравнений.

  9. Координаты на плоскости.

Алгебра

7 класс

  1. Математический язык. Математическая модель.

  2. Линейная функция.

  3. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными.

  4. Степень с натуральным показателем и ее свойства.

  5. Одночлены. Операции над одночленами.

  6. Многочлены. Арифметические операции над многочленами.

  7. Разложение многочлена на множители.

  8. Функция .

8 класс

  1. Алгебраические дроби.

  2. Функция . Свойства квадратного корня.

  3. Квадратичная функция. Функция .

  4. Квадратные уравнения.

  5. Неравенства.

9 класс

  1. Рациональные неравенства и их системы.

  2. Системы уравнений.

  3. Числовые функции.

  4. Прогрессии.

  5. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей.

Геометрия

7 класс

  1. Начальные геометрические сведения.

  2. Треугольники.

  3. Параллельные прямые.

  4. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

8 класс

  1. Четырехугольники.

  2. Площадь.

  3. Подобные треугольники.

  4. Окружность.

9 класс

  1. Векторы. Метод координат.

  2. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

  1. Скалярное произведение векторов.

  1. Длина окружности и площадь круга.

  2. Движения

  3. Начальные сведения из стереометрии.

  4. Об аксиомах планиметрии.

Промежуточная аттестация проводится в форме самостоятельных письменных работ, математических диктантов, тестов. Итоговая аттестация – согласно нормативным документам МО РФ

Формы контроля.

  1. Текущий контроль: практические работы, самостоятельные работы, математические диктанты, самостоятельные работы по теории, письменные ответы по карточкам, устный опрос у доски, фронтальный опрос у доски, взаимный контроль, самоконтроль.

  2. Тематический контроль: тесты, контрольные работы, зачеты, творческие работы, практические работы.

  3. Итоговый контроль: итоговые контрольные работы.

Тематическое планирование составлено к учебнику математики Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. Математика. 5 класс. - М.: Мнемозина, 2010 г., к учебнику математики Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. Математика. 6 класс. - М.: Мнемозина, 2005 г., к учебно - методическому комплексу А. Г. Мордковича и др. Алгебра. 9 класс. – М.: Мнемозина, 2008 – 2011, к учебно - методическому комплексу Л. С. Атанасян и др. Геометрия. 7 – 9 класс. – М.:Просвещение, 2008 – 2011.
Содержание программы

5 КЛАСС

Натуральные числа и шкалы (15 ч)

Обозначение натуральных чисел. Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. Плоскость. Прямая. Луч. Шкалы и координаты. Меньше или больше.

Сложение и вычитание натуральных чисел (21 ч)

Сложение натуральных чисел и его свойства. Вычитание. Числовые и буквенные выражения. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнения.

Умножение и деление натуральных чисел (27 ч)

Умножение натуральных чисел и его свойства. Деление. Деление с остатком. Упрощение выражений. Порядок выполнения действий. Квадрат и куб.

Площади и объемы (12 ч)

Формулы. Площадь. Формула площади прямоугольника. Единицы измерения площадей. Прямоугольный параллелепипед. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.

Обыкновенные дроби (23 ч)

Окружность и круг. Доли. Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Деление и дроби. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13ч)

Десятичная запись дробных чисел. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Приближенные значения чисел. Округление чисел.

Умножение и деление десятичных дробей (26 ч)

Умножение десятичных дробей на натуральные числа. Деление десятичных дробей на натуральные числа. Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей. Среднее арифметическое.
  1   2   3   4   5