|
Уроках русского языка. "Урок по теме " Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка. "Урок по теме "Правописание О-А в корне –ЛАГ -_ -ЛОЖ- (5кл)
В настоящее время на уроках русского языка и литературы учителя используют методы исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность (ИД) учащихся ориентирована на приобретение новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, как мне добыть эти знания. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников исследовательской деятельности.
Мой опыт работы, который складывался в течение 15 лет в результате творческой переработки научной информации и отбора эффективных приёмов и средств обучения на практике, убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения применимо ко всем ученикам без исключения. Результаты показали, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно приобретать знания, вооружаются способами и методами познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. Этот метод исследования интересен и самим учащимся. Они с большим удовольствием использую этот метод в своей жизни.
Общеизвестно, что по своей природе ребёнок отличается любознательностью, неутомимо открывая с помощью взрослых мир. Главное для учителя – не убить заложенные природой исследовательские задатки. Все знают о том, что пассивное слушание учебного материала без личной заинтересованности в его изучении приводит к малым результатом, при этом познавательный интерес исчезает. Тем более слабый ученик никогда не запомнит тот материал, который он не осознал. Поэтому методы исследования не только доступны всем учащимся, но и крайне важны для развития личности ребёнка. На уроке русского языка в 5 классе по теме «О-Ё после шипящих в суффиксах существительных, который проходил в форме заседания клуба любознаек в качестве организационного момента были зачитаны учащимися права и обязанности членов клуба: ПРАВА
| ОБЯЗАННОСТИ
| - определять объект исследования - видеть проблему/выявлять парадоксы - использовать разные способы получения информации - наблюдать, сопоставлять, сравнивать - устанавливать общее/различие - обобщать - делать выводы
| - быть любознательным - проявлять терпимость - уважать мнение другого - занимать активную позицию - обосновывать своё мнение убедительными аргументами - стремиться к самостоятельности - осуществлять самоконтроль
| Левый столбик – права – то не что иное, как методы исследования, правый – обязанности – представляет собой перечень личностных качеств, формирование которых является задачей современной школы.
Перед тем как приступить к практической реализации ИД, я определилась с:
принципами организации исследовательской деятельностью,
требованиями к процессу урока-исследования,
содержанием,
формами и методами организации ,
типом исследовательского урока в отличие от традиционного.
Принципы организации исследовательской деятельности
Учащиеся сталкиваются с новыми (необычными, парадоксальными) явлениями, идеями прежде, чем они будут изложены и изучены на уроке.
Учащиеся самостоятельно постигают учебные понятия, а не получают их в готовом виде.
При изучении учебного материала создаются ситуации, которые предоставляют учащимся возможность самостоятельно обнаруживать эти понятия и исследовать их на предлагаемых примерах.
Для изучения правила учащихся следует ознакомить с примерами, из которых это правило можно вывести самостоятельно, без его изложения учителем
Каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует сведения и наблюдения, которые он получил в ходе исследования.
Мне близок подход к процессу исследовательской деятельности на уроке кандидата педагогических наук А. В. Клушко. Я также разделяю требования к учителю, реализующему исследовательские методы обучения в образовательном процессе.
Требования к процессу урока-исследования
Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.
Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с существующими представлениями.
Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений.
Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно путем обсуждений в малых группах.
Предоставлять ученикам возможность применять новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций так чтобы они могли оценить их прикладноезначение.
Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к обучению
Учитель, руководящий исследовательской деятельностью учащихся, должен:
Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме.
Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера учеников, избегать директивных приемов.
Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов.
Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.
Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой проблематике.
Предоставлять возможность для регулярных отчетов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся.
Заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления признаков потери интереса ребят к проблеме.
Способствовать продолжению учащимися научно-исследовательской деятельности во внеурочной работе.
Учебная деятельность должна быть эмоционально окрашена. Этому способствует содержание нашего учебного предмета, на котором могут быть использованы разнообразные по стилю тексты с различным ценностно-смысловым содержанием. К тому же радость первооткрывателя ни с чем не сопоставима.
Применяя исследовательские методы на уроках русского языка, я стремлюсь повысить практическую, навыкообразующую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым методам и методам творческого самовыражения. Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе самодостаточную личность. Обязательные условия при этом – четкое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.
Урок-исследование по русскому языку. 5-й класс
Тип урока. Открытие нового знания.
Форма урока. Заседание клуба любознаек.
Тема урока. Правописание О-А в корне –ЛАГ- __ -ЛОЖ-
Цели:
Образовательные: развитие умения работать с учебной информацией; формирование обобщенных знаний и умений определять условия выбора букв о–ав корне –лаг- _ -лож-; графическое описание применения правила данной орфограммы
Развивающие: формировать умение видеть учебную проблему, находить способы её решения, творчески применять полученные знания, предъявлять полученный учебный продукт, реально оценивать свои достижения, учитывая полезность и значимость собственной деятельности для других.
Воспитательные: формировать умение вести диалог с учителем, одноклассниками, осуществлять самоконтроль и коррекцию собственной деятельности.
Оборудование:
интерактивная доска, проектор
исследовательский проект учащихся
карточки для самостоятельной работы
Ход урока.
1. Организационный момент.
Слово учителя:
– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами сегодня в клубе любознаек. Я являюсь председателем этого клуба. У меня есть помощники, которые зачитают вам права и обязанности членов клуба.
Учащиеся зачитывают. ( интерактивная доска) ПРАВА
| ОБЯЗАННОСТИ
| - определять объект исследования - видеть проблему/выявлять парадоксы - использовать разные способы получения информации - наблюдать, сопоставлять, сравнивать - устанавливать общее/различие - обобщать - делать выводы
| - быть любознательным - проявлять терпимость - уважать мнение другого - занимать активную позицию - обосновывать своё мнение убедительными аргументами - стремиться к самостоятельности - осуществлять самоконтроль
| 2. Активизация знаний по изученному материалу и опрос.
Слово учителя:
-Запишем в тетрадях красиво, аккуратно сегодняшнее число, классная работа.
- Ребята, вспомните, что называется чередованием? (Замена одних звуков другими в одной морфеме).
- Ребята, приведите примеры чередования звуков? А теперь посмотрите на доску и назовите чередование звуков в даннфх словак.
(Крючки/крюк, кружочки/круг, старички/старик, строчки/строка, ушко/ухо, голова/глава, скачут/скакать/вскочить, наклонились/кланяться/наклон).
- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить в нашем клубе?
- А теперь все внимание на доску. Вы видите перед собой два столбика со словами.
сложение слагаемое
положить полагать
сложить излагать
- Что вы заметили в парах слов? Найдите существенный признак, определяющий условия написания (тот признак, который повторяется вместе с гласными О и А)
- Попытаемся сформулировать тему нашего занятия. Запись в тетрадях.
-Сделайте вывод — сформулируйте правило
- Сравните свой вывод с тем, что предлагает учебник. Чтение правила в учебнике: п.83 «Буквы О-А в корне –ЛАГ – ЛОЖ»
– Для чего необходимы теоретические сведения? - Для осознанного применения на практике, ведь понимание учебного материала является залогом успешного результата.
Проверим себя. Диктант «Проверь себя». Один ученик работает у доски, остальные на местах. Работа рассчитана на среднего и слабого ученика
Сильным ученикам предлагается работа в парах (взаимопроверка правила)
Запись схемы в справочник. Схему отрабатываем (проговариваем вслух)
3.Первичная проверка усвоения материала.
- Проверим, умеете ли вы применять правила на практике.
Прибавить одно число к другому (сложить).
Название одного из чисел при сложении (слагаемое).
Синоним слова пересказ (изложение).
Одна из единиц синтаксиса (предложение).
Часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное).
Цифровой диктант:
1-лаг
2-лож
Изложение, излагать, приложение, прилагательное, отложить, слагаемое, сложение, возложить, предложить, ложился.
4. Закрепление изученного материала
Выполнение упражнения по учебнику. Упр 436.
Индивидуальные задания по карточкам.( сильным ученикам).
5. Итог урока.
- С каким правилом сегодня познакомились?
- Когда же пишется корень – лаг-? –лож-?
13. Домашнее задание: п 83, схемы в справочнике, упр.435.
- Клуба время истекло.
Я вам ребята благодарна.
С корнями справились легко
И поработали ударно.
14. Рефлексия И в заключении я хотела бы проверить ваше настроение. Моё настроение стало очень хорошим.
Я сегодня на уроке сделал для себя открытие …
Мне больше всего понравилось на уроке …
Я могу похвалить себя за …
Уходя из кабинета, я попрошу вас прикрепить на доску смайлик , выражающий ваше настроение!
Спасибо за урок! |
|
|