|
Развитие познавательной активности учащихся, как один из путей формирования творческой личности на уроках биологии и во внеурочной деятельности Развитие познавательной активности учащихся, как один из путей формирования творческой личности на уроках биологии и во внеурочной деятельности.
В первые годы моей педагогической работы из уст, как мне тогда казалось, интересующегося биологией ученика, я услышала: "Вот математика, физика - это науки будущего, а биология – неинтересно!" Неинтересно? И у меня появилось огромное желание доказать своим настоящим и будущим ученикам, что в биологии есть гармония алгебры, поэзия слова, вдохновение музыки, показать величие, красоту и ранимость окружающей нас природы. Так возникла проблема найти путь развития познавательной активности и устойчивого интереса к окружающему нас миру на уроках биологии и во внеурочной деятельности.
Предлагаемая технология предполагает наличие обязательных элементов и последовательность их использования.
Алгоритм деятельности состоит из следующих элементов.
Элемент I. Создание эмоциональной установки на контакт с учителем и вхождение в учебный материал.
Формирование устойчивого познавательного интереса зависит от эмоционально-положительного отношения к учению. Стараюсь вызвать коммуникативные эмоции используя такие методы обучения как игры, беседы, даю творческие задания, нахожу им отклик.
Для определения степени развития творческих способностей возможно использовать творческие задания на осмысление базовых понятий на уроках и при выполнении домашних заданий. Это могут быть сообщения, сказки, доклады, размышления, рисунки и стихотворения. Анализируя, выполненные детьми творческие задания я для себя распределяю детей в группы. В конце учебного года я провожу анкетирование детей «Твое отношение к изучаемому предмету» и я получаю в течение нескольких лет, следующие результаты: 98% интересен предмет, 2% отвечают, что предмет им не интересен. И тогда я ставлю перед собой задачу помочь детям, которым не интересно понять важность мира изучаемых живых орагнизмов. Элемент II. Осуществление персонально-личностного подхода к ребенку,
т.е. создание такой ситуации, при которой он чувствует себя особо замечательной личностью, находящейся в центре внимания учителя и одноклассников. Анализируя в процессе дальнейшего обучения уровень интереса к предмету, способность к творчеству, работоспособность, я составляю сводную таблицу, которая поможет мне отслеживать динамику познавательной активности.
В результате этой работы мною условно выделены три группы учащихся (приложение).
1. Группа с наиболее устойчивым интересом к предмету, желанием глубже познать законы биологии через общение, дополнительную литературу. Это мой "золотой фонд ". В этой группе развивается здоровое соперничество, которое также стимулирует стойкий познавательный интерес.
2. Группа со средней мотивацией и эпизодическим интересом к отдельным разделам биологии.
3. Группа детей, которым тяжело дается обучение и низкий уровень развития интереса.
Такое разделение помогает мне в корректировке программы, учитывается в работе на уроках и при составлении домашних работ.
У всех детей особенно важно заметить и оценить каждую работу, подойти к ребенку с оптимистическим прогнозом, дать понять ему (прием любящей мамы): "Я верю в тебя, поверь в себя сам, поверят, и твои товарищи и ты добьешься успеха!" И такая установка делает чудеса. Постепенно создается ситуация при которой ребенок ощущает себя особо замечательной личностью, находящейся в центре внимания учителя и одноклассников. Один пример по этому поводу. Моя ученица, ныне выпускница педагогического вуза, была неуверенным в себе человеком, вначале проявляла к предмету эпизодический интерес, затем увлеклась биологией и стала студенкой. Сейчас это уверенный в своих силах успешный выпускник педагогического университета (Бояркина Дарья). Элемент III. Авто - дидактический метод.
Это самостоятельное осмысление учебного материала и поиски новых проблем. Учащиеся сами или с помощью учителя выбирают проблему, которая их заинтересовала. Дети в школе не учатся жить, а живут, им не безразлично то, что происходит в мире стране, поселке. Ученики предлагают построить приюты для бродячих животных; мечтают озеленить поселок, чтобы приморцы жили в нем как в сказке; мечтают придумать такие машины, чтобы из труб выходили не ядовитые выхлопные газы, а ароматные запахи цветов и т.д. Наши дети не только созерцают мир, но и анализируют его, пытаясь найти выход из создавшегося положения, иногда предъявляя счет нам взрослым.
Очевидно, что всё негативное, хлынувшее с экрана телевизора, со страниц печати формирует сознание детей. И вот еще одна задача нашего общества, не только в покаянии, но и в моделировании выхода из создавшегося положения. Стараюсь дать возможность своим ученикам предложить свои варианты «Как можно помочь животным выжить в наших лесах?», «Как помочь нашему водохранилищу?», «Каким ты бы хотел видеть наш поселок?». Представляют интерес размышления детей, чтобы они сделали, если бы стали главными экологами.
Элемент IV Поисково-дискуссионный метод,
т.е. постановка таких вопросов, на которые однозначных ответов нет, и учащиеся могут прийти к верному решению проблемы через обсуждение в классе, во внеурочное время. Центр тяжести при этом - обращение к личному опыту, который у них есть. При этом лишь некоторые из них вызывают стойкий интерес и у ребенка, появляется желание осмыслить данные проблемы. И очень важно вовремя заметить повышенный интерес ученика к проблеме и побудить ребенка к самостоятельному осмыслению. Если необходимо, предлагаю ему дополнительную литературу, даю консультации. Проблема, которая может взволновать ребенка, подчас неожиданна. например часто ребят волнует такой вопрос, почему у темноволосых родителей родились светловолосые дети. Они увлекаются генетикой и находят ответы на свои вопросы. Кто знает, может перед нами будущие светила генетики?
Некоторые проблемы мы выносим на обсуждение. Вот одна из проблем, поставленных перед детьми: «Нашу голубую планету можно сравнить с гигантским космическим кораблем, летящим по просторам Вселенной. А человечество - это экипаж. Но у нашего "корабля" нет аварийного выхода. Возникает много проблем, главная из которых - спасти нашу планету, сберечь ее богатство: воздух, воду, землю». Обозначив проблему, через обсуждение возможно вызвать самостоятельное осмысление. Для этого необходимо активизировать мысль, организовать поиск, подбадривая и ориентируя учеников на решение данной проблемы. В ходе обсуждения учащиеся пришли к следующему выводу: переселиться человеку некуда, мы потеряем нашу землю, если не оставим места для жизни животным и растениям, для всего, что делает Землю "прекрасным кораблем для прекрасного плавания". Выход один: надо беречь, что имеем, эту тонкую, хрупкую, уязвимую "корочку" жизни на нашем земном шаре. Элемент V. Система творческих работ.
Потребность выразить себя живет в душе каждого ребенка, и очень важно помочь ему в этом стремлении через разнообразные творческие задания. Это могут быть разные задание – написание рефератов, подготовка сообщение, выполнение проектов, создание презентаций. Эта работа помогает осмыслить материал и выполняется с большим желанием.
Накоплен и постоянно пополняется дополнительный, выполненный в виде рефератов материал, выходящий за рамки учебника, по различным темам. Этот материал предлагается перед уроком, и при желании учащиеся могут узнать много интересного по теме, которую они изучили или будут изучать. Элемент VI. Дидактические игры-сказки.
"Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказки, игры, музыки, творчества. Без этого - он засушенный цветок". Эти слова Сухомлинского - яркая иллюстрация к этому элементу технологии, важному для развития творческой активности и формирования нравственных норм поведения.
Игры я сначала провожу сама, затем подхватывают дети. Я стремлюсь построить игру так, чтобы она учила ребенка размышлять, видеть главное, развивала его мышление, делала познавательную задачу более увлекательной. Игры целесообразны при объяснении нового материала, так как включают различные виды памяти, так и при проверке знаний - можно одновременно проверить весь класс Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор учащихся, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ученик учится размышлять, видеть главное, обобщать. Игра развивает его мышление, память, способности, произвольное восприятие. Элемент VII. НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ. Формированию творческой личности во многом способствует использование в педагогической практике новых образовательных технологий. К числу таких образовательных технологий, отражающих современное видение образовательного процесса, безусловно, относится метод проектов. В переводе с латинского, проектная технология означает «самостоятельный поиск пути» («брошенный вперед»). Работа над проектом побуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, способствует формированию творческой активности учащихся. Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Как показывает опыт проектной деятельности в нашей школе, интерес к самостоятельной исследовательской работе у учащихся появляется в восьмом – девятом классе. Поэтому я стараюсь вовлечь в проектную деятельность и семиклассников. Важно вовремя заметить повышенный интерес ученика к проблеме и побудить его к самостоятельному исследованию данного вопроса, помочь преодолеть возникающие трудности. Я помогаю ученику определится с темой проекта, знакомлю с правилами оформления работы. Необходимо планировать работу с подростком так, чтобы он не утратил интерес к длительной работе. При этом учитывается психологический настрой – гностические эмоции у ребенка. Большое внимание уделяется обращению к личному опыту юного исследователя (аутогенное изучение). Для того чтобы проект был интересен ребенку, он не должен быть слишком трудным, но и не должен быть легким; необходимо соответствие возрасту, интересам и его возможностям.
Надуюсь, что предложенная технология позволит добиться хороших результатов. |
|
|