|
Доклад Формирование компетенций ученика через внеклассную жизнедеятельность класса. Фёдорова А. Н
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»
Доклад
Формирование компетенций ученика
через внеклассную
жизнедеятельность класса.
Выполнила: Фёдорова А.Н.,
классный руководитель 7Б класса.
г. Саранск
2014г.
Чаще всего учитель одновременно является и предметником, и классным руководителем. Формируя учебные и воспитательные цели, мы нередко создаем независимые друг от друга учебные и воспитательные программы. Перед учениками и учителями возникает проблема выбора: усилить подготовку к урокам, предметным неделям и олимпиадам или принимать участие в творческих конкурсах по плану воспитательной работы. Приоритетной в большинстве случаев считается исключительно учебная деятельность.
Педагог может много раз объяснять у доски новую тему и радоваться оттого, что даже двоечник написал контрольную на «3», но не всегда способен задуматься: насколько в жизни этого двоечника важно, то или иное правило, физическое определение или историческая дата. Почему, говоря об образовании, мы по-прежнему говорим отдельно об учении и отдельно, о воспитании? Разве обучая, мы не воспитываем? А проводя интересное воспитательное мероприятие, мы разве ничему не учим?
Вопрос о приоритетности обучения и воспитания всегда оставался актуальным. Составляя план воспитательной работы, продумывая формы внеучебной деятельности, мы должны «решить задачу с двумя известными»:
*
подчинить внеучебную деятельность формированию ключевых компетенций, необходимых для становления личности самостоятельной и активной.
По утверждению многих бизнесменов, глав предприятий и организаций, сегодня им не важно, насколько прочны знания молодых специалистов, вчерашних школьников, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем их усваивают люди.
*
Им нужны специалисты, умеющие всю жизнь учиться, самосовершенствоваться и самореализовываться. *
Т.е., это и есть цель образования на современном этапе (см. слайд) Цель планируется реализовать через ряд задач: - мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности;
- создать условия для освоения умений, к которым у учащихся уже есть предрасположенность;
- создать условия для развития коммуникативных навыков. Отсюда Функции педагога (учителя, классного руководителя, организатора внеурочной деятельности) – создание необходимых условий для "само":
САМОактуализации,
САМОопределения,
САМОсозидания,
САМОреализации.
Ребенок учит, развивает, воспитывает себя САМ! Согласно плану развития нашего учебного заведения мы преследуем главную цель:
Реализация компетентностного подхода на уроке и во внеурочной деятельности.
Среди многих задач, стоящих перед школой, обозначены следующие:
развитие системы воспитательной работы как пространства, в котором должны формироваться социальные компетенции обучающихся.
Все многообразие форм воспитательной работы с учащимися можно разделить на группы в зависимости от основной решаемой ими воспитательной задачи: 1) формы самоуправления школьной жизнью (собрания, часы классных руководителей, заседания Совета старшеклассников и др.);
2) познавательные формы (экскурсии, тематические декады, предметные недели, конкурсы, кружки);
3) спортивные формы (соревнования, спартакиады, праздники);
4) развлекательные формы (утренники и вечера, «капустники», «классные посиделки» и т.п.)
Воспитательная работа нашей школы строится на системе традиций, воплощающих основные устремления коллектива всесторонне помочь учащимся в нравственном становлении личности.
Система традиций нашего учебного заведения такова: Традиции познавательной, спортивной и развлекательной направленности:
День Знаний;
Предметные недели;
Спортивные праздники “День здоровья”, «Веселые старты»;
Тематические декады;
Тематические классные часы;
Праздник “СтарТинейджер”;
Конкурс «В семье единой»
Новогодние праздники;
……..(не перелистывать слайд)
Смотр строя и песни
Последние звонки
Парад ко Дню Победы
Традиции общественной деятельности:
Поздравление ветеранов
Сбор макулатуры
Традиции общественно полезного труда: Такие формы внеучебной деятельности, как кружки различной направленности, школьные мероприятия помогают вовлечь не только "отличников" и "хорошистов", а каждого, кто еще не нашел себе достойного места в образовании, научить тому, что востребовано современным обществом. Внеклассная работа подразумевает включение в деятельность учащихся разных возрастов и социальных групп.
Основной принцип деятельности – демократичность и работа в сотрудничестве. Совместная творческая деятельность создает благоприятные условия для формирования ключевых компетенций:
коммуникативных,
информационных,
личностных,
социально-политических.
В результате формируются:
ценности деятельности, общения, самообразования;
привычка быть мобилизованным;
личностные умения — рефлексивные, оценочные;
личностные качества — самостоятельность, ответственность;
опыт общения и взаимодействия с людьми, в том числе в коллективе.
профессиональная ориентированность;
становление социальной активности.
В качестве главной цели педагогической организации внеурочной жизнедеятельности класса следует рассматривать формирование ключевых компетенций учащихся. Соответственно, эта цель становится главной целью деятельности классного руководителя!!! |
|
|