Главная страница

Доклад Формирование компетенций ученика через внеклассную жизнедеятельность класса. Фёдорова А. Н



НазваниеДоклад Формирование компетенций ученика через внеклассную жизнедеятельность класса. Фёдорова А. Н
Фёдорова А.Н
Дата25.08.2016
Размер48 Kb.
ТипДоклад


МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»

Доклад

Формирование компетенций ученика

через внеклассную

жизнедеятельность класса.

Выполнила: Фёдорова А.Н.,

классный руководитель 7Б класса.

г. Саранск

2014г.

Чаще всего учитель одновременно является и предметником, и классным руководителем. Формируя учебные и воспитательные цели, мы нередко создаем независимые друг от друга учебные и воспитательные программы.
Перед учениками и учителями возникает проблема выбора: усилить подготовку к урокам, предметным неделям и олимпиадам или принимать участие в творческих конкурсах по плану воспитательной работы. Приоритетной в большинстве случаев считается исключительно учебная деятельность.

                 

Педагог может много раз объяснять у доски новую тему и радоваться оттого, что даже двоечник написал контрольную на «3», но не всегда способен задуматься: насколько в жизни этого двоечника важно, то или иное правило, физическое определение или историческая дата.
Почему, говоря об образовании, мы по-прежнему говорим отдельно об учении и отдельно, о воспитании? Разве обучая, мы не воспитываем? А проводя интересное воспитательное мероприятие, мы разве ничему не учим?

Вопрос о приоритетности обучения и воспитания всегда оставался актуальным.
Составляя план воспитательной работы, продумывая формы внеучебной деятельности, мы должны «решить задачу с двумя известными»:

*

подчинить внеучебную деятельность формированию ключевых компетенций, необходимых для становления личности самостоятельной и активной.                  

По утверждению многих бизнесменов, глав предприятий и организаций, сегодня им не важно, насколько прочны знания молодых специалистов, вчерашних школьников, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем их усваивают люди.

*

Им нужны специалисты, умеющие всю жизнь учиться, самосовершенствоваться и самореализовываться.
*

Т.е., это и есть цель образования на современном этапе (см. слайд)
   
     Цель планируется реализовать через ряд задач:
- мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности;

- создать условия для освоения умений, к которым у учащихся уже есть предрасположенность;

- создать условия для развития коммуникативных навыков.
Отсюда Функции педагога (учителя, классного руководителя, организатора внеурочной деятельности) – создание необходимых условий для "само":

  • САМОактуализации,

  • САМОопределения,

  • САМОсозидания,

  • САМОреализации.

Ребенок учит, развивает, воспитывает себя САМ!
Согласно плану развития нашего учебного заведения мы преследуем главную цель:

Реализация компетентностного подхода на уроке и во внеурочной деятельности.

Среди многих задач, стоящих перед школой, обозначены следующие:

  • развитие системы воспитательной работы как пространства, в котором должны формироваться социальные компетенции обучающихся.



Все многообразие форм воспитательной работы с учащимися можно разделить на группы в зависимости от основной решаемой ими воспитательной задачи:
1) формы самоуправления школьной жизнью (собрания, часы классных руководителей, заседания Совета старшеклассников и др.);

2) познавательные формы (экскурсии, тематические декады, предметные недели, конкурсы, кружки);

3) спортивные формы (соревнования, спартакиады, праздники);

4) развлекательные формы (утренники и вечера, «капустники», «классные посиделки» и т.п.)

Воспитательная работа нашей школы строится на системе традиций, воплощающих основные устремления коллектива всесторонне помочь учащимся в нравственном становлении личности.

Система традиций нашего учебного заведения такова:


Традиции познавательной, спортивной и развлекательной направленности:

  • День Знаний;

  • Предметные недели;

  • Спортивные праздники “День здоровья”, «Веселые старты»;

  • Тематические декады;

  • Тематические классные часы;

  • Праздник “СтарТинейджер”;

  • Конкурс «В семье единой»

  • Новогодние праздники;

  • ……..(не перелистывать слайд)

  • Смотр строя и песни

  • Последние звонки

  • Парад ко Дню Победы

Традиции общественной деятельности:

  • Поздравление ветеранов

  • Сбор макулатуры



Традиции общественно полезного труда:

Такие формы внеучебной деятельности, как кружки различной направленности, школьные мероприятия помогают вовлечь не только "отличников" и "хорошистов", а каждого, кто еще не нашел себе достойного места в образовании, научить тому, что востребовано современным обществом.
Внеклассная работа подразумевает включение в деятельность учащихся разных возрастов и социальных групп.

 Основной принцип деятельности – демократичность и работа в сотрудничестве.
Совместная творческая деятельность создает благоприятные условия для формирования ключевых компетенций:

  • коммуникативных,

  • информационных,

  • личностных,

  • социально-политических.


                  

В результате формируются:

  • ценности деятельности, общения, самообразования;

  • привычка быть мобилизованным;

  • личностные умения — рефлексивные, оценочные;

  • личностные качества — самостоятельность, ответственность;

  • опыт общения и взаимодействия с людьми, в том числе в коллективе.

  • профессиональная ориентированность;

  • становление социальной активности.

В качестве главной цели педагогической организации внеурочной жизнедеятельности класса следует рассматривать формирование ключевых компетенций учащихся. Соответственно, эта цель становится главной целью деятельности классного руководителя!!!