|
Урок по теме «Равенства и неравенства». Оборудование и используемые учебные пособия Урок математики в 1 классе.
(Большакова И.Н., учитель 1 квалификационной категории) Тема. Понятие о неравенстве. Знаки >, <. Запись и чтение числовых равенств и неравенств. Цель: познакомить учащихся с понятием «неравенство».
Задачи:
Формировать УУД
Развивать внимание, память, наблюдательность, логическое мышление, речь, мелкую моторику.
Актуализировать знания учащихся о равенствах.
Познакомить с понятием «неравенство».
Учить читать и записывать числовые равенства и неравенства.
Актуализировать знания о геометрических фигурах.
Воспитывать толерантность, любовь и интерес к предмету.
Место данного урока в системе уроков по избранной теме. Второй урок по теме «Равенства и неравенства». Оборудование и используемые учебные пособия.
И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина «Математика» 1 класс, ч. 1, Издательский дом Фёдоров, 2008.
Наглядный материал.
Счётные палочки, кружки, касса цифр.
Технические средства. Магнитофон для организации физминутки.
Этап урока
| Содержание этапа урока
| УУД, формирующиеся на данном этапе
| 1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
| Учитель: Прозвенел уже звонок? (да)
Учитель: Уже кончился урок? (нет)
Учитель: Только начался урок? (да)
Учитель: Хотите учиться? (да)
Учитель: Значит можно всем садиться.
Проверим все ли у нас на месте.
Руки?
На месте.
Ноги?
На месте
Локти?
У края.
Спина?
Прямая.
| Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: действие смыслообразования.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Использование игровых стихотворных строчек позволяет активизировать внимание, мотивировать детей на деятельность.
| 2.Подготовка к работе на основном этапе.
| Учитель: Ребята, а какой у нас сейчас урок? (Математика.)
Учитель: Сегодня мы снова отправимся в путешествие по стране Математики. Выберем дорогу для путешествия. (Детям предлагается два рисунка с кривой и прямой линией.)
Учитель: Какую дорогу вы выберете и почему? (Я предлагаю пойти по прямой дороге, потому что она ведёт в страну Математики. В стране математики живут числа и фигуры, поэтому пойдём по прямой дороге.)
| На этапе актуализации знаний организовано наблюдение за наглядным материалом – геометрическими фигурами, числами, картинками. На этом этапе шло формирование логических универсальных действий:
анализ объектов, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.
| 3.Актуализация знаний
|
Учитель: Сколько треугольников живёт в стране Математики? (5)
| На этом этапе формировались
регулятивные действия: выделение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить.
личностные действия: формируется интерес к новому материалу, способность к самооценке.
знаково – символические действия: перекодировка полученной информации.
|
| Учитель: А сколько четырёхугольников? (6)
Учитель: Чем похожи (различаются) треугольники?
(У всех треугольников три угла и три стороны. Различаются треугольники размером и цветом.)
Учитель: Чем похожи (различаются) четырёхугольники?
(Все четырёхугольники с четырьмя углами и четырьмя сторонами. Различаются они цветом, размером и формой.)
Учитель: Какой четырёхугольник можно исключить?
( У одного четырёхугольника углы не прямые.)
Учитель: Как вы думаете, что обозначают числа 6 и 5?
( 6 – это четырёхугольники, а 5 – это количество треугольников).
Учитель: Что вы можете сказать об этих числах?
( 6 больше 5, 5 меньше 6).
Учитель: Как вы думаете, что можно взять с собой в путешествие по стране Математики? (на доске цифры 1 4 6 9, знаки = < >, рисунки с игрушками в количестве 1, 4, 6 и 9 штук)
(Потому что в стране Математики можно считать. А ещё в стране Математики можно решать примеры и задачи, можно взять и знаки.)
Учитель: Почему игрушки не взяли? (Потому что мы уже первоклассники).
Учитель: А чем же они могут нам помочь? ( Их можно посчитать).
Учитель: Посчитайте игрушки и поставьте под каждой картинкой нужную цифру.
Дети пересчитывают игрушки и располагают под каждой картинкой нужную цифру.
Учитель: Что вы можете рассказать об этих числах?
Учитель: Назовите самое большое число, самое маленькое число.
Учитель: Что больше 4 или 6?
Учитель: Какое задание вы можете предложить?
Учитель: Предлагаю расположить наши числа в порядке возрастания.
Дети работают с кассой цифр. Два человека за закрытой доской.
Проверка. Высказывания детей о работе товарищей.
| Регулятивные действия:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
коррекция.
Коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы.
|
| Упражнения по схеме зрительно-двигательной траектории
|
| 4.Открытие темы урока
| На доске остались неиспользованные знаки.
Учитель: Что у нас осталось? (Остались знаки.)
Учитель: Предположите, с чем мы встретимся в стране Математики?
(Встретимся там со знаками.)
Учитель: Вы правы! Сегодня на уроке мы будем говорить о математических знаках.
Учитель: Какой из этих знаков вам знаком? (Знак равно)
Учитель: Как вы думаете, между этими числами можно поставить наши знаки?
Учитель: Поставим знаки между первой парой. Прочитаем.
Учитель: Поставим знаки между второй парой. (третьей) Прочитаем.
Учитель: Предлагаю исследовать знаки «больше» и «меньше». Помогут нам круги и палочки.
Работа в парах.
Игра. Дощечки – шарики.
Цель игры. Научить различать знаки больше и меньше.
Ход игры. Возьмите две счётных палочки и два круга
Учитель: Что вы можете сказать о кругах и палочках. (Палочки одинаковой длины. Круги одинаковой формы и размера, а цвет разный.)
Учитель: Положите круги между палочками слева и справа.
Учитель: Что получилось? (Знак «равно»).
Учитель: Возьмите третий круг и замените круг слева.
Учитель: Что вы теперь можете сказать о кругах? (Они разного размера.)
Учитель: Какой круг лежит слева? (большой)
Читаем запись слева направо.
Учитель: Какой знак получился? (знак «больше»)
Учитель: На какое число указывают открытые концы знака? (на большее число)
Учитель: Поменяйте круги местами
Учитель: Какой круг теперь лежит слева? (маленький)
Учитель: Какой знак получился? (Знак «меньше»).
Учитель: На какое число будет направлен уголок знака? (на меньшее число)
Учитель: Какой вывод можно сделать в результате исследования?
(Открытые концы знака всегда смотрят на большее число, а уголок на меньшее.)
| Регулятивные действия: целеполагание – постановка учебной задачи.
Регулятивные действия: планирование – составление плана и последовательности действий.
Коммуникативные действия: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, управление поведением партнёра.
Логические универсальные действия: постановка и решение проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
|
|
Учитель: Что вы теперь можете сказать о кругах? (Они разного размера.)
Учитель: Какой круг лежит слева? (большой)
Читаем запись слева направо.
Учитель: Какой знак получился? (знак «больше»)
Учитель: На какое число указывают открытые концы знака? (на большее число)
Учитель: Поменяйте круги местами
Учитель: Какой круг теперь лежит слева? (маленький)
Учитель: Какой знак получился? (Знак «меньше»).
Учитель: На какое число будет направлен уголок знака? (на меньшее число)
Учитель: Какой вывод можно сделать в результате исследования?
(Открытые концы знака всегда смотрят на большее число, а уголок на меньшее.) Учитель: Чтобы продолжить путешествие нам необходимо разгадать тайну записи.
Закономерность.
< > < < > > < < < > > >
Учитель: Продолжите запись в тетрадях.
Учитель: Чтобы продолжить путешествие нам необходимо разгадать тайну записи.
Закономерность.
< > < < > > < < < > > >
Учитель: Продолжите запись в тетрадях.
Открытие новых знаний.
Учитель: Где ещё можно получить информацию по теме нашего урока? (в учебнике, задание 58 стр. 36)
Учитель: Что нового вы узнали из этого задания?
Учитель: Как вы думаете, почему так назвали?
Учитель: Как называются эти знаки? (Это знаки сравнения.)
Учитель: Прочитайте неравенства, записанные на доске? (4<9 6>1) Учитель: Какие ещё равенства и неравенства можно составить, используя эти числа?
|
Логические универсальные действия: выдвижение гипотез и их обоснование,
анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, построение логической цепи рассуждений.
|
| Физминутка.
Солнце глянуло в кроватку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире, 1,2,3,4,5,
Наклониться, 3, 4,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку!
|
| 5.Открытие новых знаний
| Учитель: Где ещё можно получить информацию по теме нашего урока? (в учебнике, задание 58 стр. 36)
Учитель: Что нового вы узнали из этого задания?
Учитель: Как вы думаете, почему так назвали?
Учитель: Как называются эти знаки? (Это знаки сравнения.)
Учитель: Прочитайте неравенства, записанные на доске? (4<9 6>1) Учитель: Какие ещё равенства и неравенства можно составить, используя эти числа?
| Познавательные универсальные действия.
ОУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.
Регулятивные действия: оценка - выделение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить.
| 6.Закрепление полученных знаний.
| Учитель: Положите столько кругов, сколько в классе занавесок.
Учитель: Положите столько треугольников, сколько в классе дверей.
Учитель: Сколько кругов? Сколько треугольников?
Учитель: Какое число меньше – 1 или 6?
Учитель: Помогите сформулировать задание: «Составьте и запишите неравенств О или неравенств А?»
(Надо составить неравенство, потому что можно записать 6 > 1, можно записать и 1 < 6.
| Регулятивные действия:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
коррекция.
Коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы.
| 7.Итоговый контроль усвоения новых знаний
| Учитель: А сейчас вам предстоит поставить знаки сравнения, работая
в парах. Но прежде, вы должны найти своё задание на сигналах-метках
Карточки.
1 ряд 2 ряд 3 ряд
6…8 9…3 7…9
5…7 4…2 3…8
Проверка. Фронтально.
Учитель: Какие знаки поставили ребята на первом ряду?
Учитель: Какие знаки поставили ребята на втором ряду?
Учитель: Какие знаки поставили ребята на третьем ряду?
Учитель: Молодцы!
Учитель: Назовите общее название знаков. (знаки сравнения)
Учитель: Как одним словом назвать эти записи? (неравенство)
Учитель: Кто заметил, в каких рядах ребята поставили одинаковые знаки?
Учитель: А что надо сделать, чтобы у ребят со второго ряда стояли такие же знаки, как у всех? (поменять числа местами)
| Коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы.
Регулятивные действия:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
коррекция.
| 8. Итог урока
| Учитель: Вам понравилось путешествие по стране Математики?
Учитель: Какое настроение у вас в конце урока?
Учитель: О чём расскажете дома?
| Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания;
оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
| 9>9> |
|
|