Тема проекта: Развитие произвольного внимания дошкольников в игровой деятельности
Составитель: воспитатель первой категории
Салманова Саният Магомедрасуловна
Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые — произвольным. Возникновение и развитие у дошкольника произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.
Тема проекта:
| Развитие произвольного внимания дошкольников в игровой деятельности
| Цель проекта:
| выявить возможности игровой деятельности в развитии произвольного внимания дошкольника.
| Объект проекта:
| произвольное внимание дошкольника.
| Предмет проекта:
| игровая деятельность дошкольников как средство развития произвольного внимания.
| Задачи проекта:
| 1.На основе изученных материалов вывести определения понятий «внимание», «произвольное внимание».
2. Охарактеризовать основные характеристики произвольного внимания.
3. Выявить возможности игровой деятельности в развитии произвольного внимания дошкольника.
4. Исследовать эффективность использования игры в процессе формирования произвольного внимания дошкольника
5. Развивать осознанность двигательных действий, пространственную ориентировку;
6.Формирование потребности в ежедневных физических упражнениях, рационального их использования в самостоятельной двигательной деятельности, грациозности, выразительности движений.
| План реализации проекта:
| I этап - Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
II этап - Отбор и систематизация материалов по исследуемой проблеме; определение категориального аппарата исследования; уточнение общей гипотезы; проведение формирующего этапа эксперимента
|
| III этап- Осуществление анализа результатов исследования и выводов предыдущих этапов; качественная и количественная обработка полученных данных, их теоретическая интерпретация; оформление результатов исследования.
| Ожидаемые результаты
| 1. Будет сформировано произвольное внимание у дошкольников как высшей психической функции
2. Будет развита осознанность двигательных действий, пространственная ориентировка;
3.Будет сформирована потребность в ежедневных физических упражнениях, рациональное их использование в самостоятельной двигательной деятельности, грациозности, выразительности движений.
| УЧАСТНИКИ:
| Дети,воспитатели,родители.
| Гипотеза проекта заключается в том, что произвольное внимание у старших дошкольников в подвижных играх будет формироваться при условии, что они будут организованы с учетом особенностей произвольного внимания как высшей психической функции.
Дошкольное детство - особенный период развития, когда перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки состоит в том, что в дошкольном возрасте формируются внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция внимания. Если в раннем возрасте внимание ребенка побуждается и направляется извне - взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то старший дошкольник сам начинает определять собственное внимание.
Внимание является одним из тех процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Ряд ученых утверждают, сто как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них , выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. Поэтому часто внимание изучают как бы через призму других познавательных процессов. Основание для разработки проекта: В исследованиях ученых доказано, что целенаправленные эмоциональные и двигательные нагрузки, оказывая особое стимулирующее воздействие на организм, могут обеспечить развитие произвольного внимания детей.
Понятия «внимание», «произвольное внимание».
Существует множество определений внимания, ставших более или менее устойчивыми и общепризнанными. Во многих работах внимание определяется как направленность и сосредоточенность психической деятельности на каких-либо объектах с одновременным отвлечением от всего остального. Так, Н.Ф. Добрынин дает следующее определение внимания: «Внимание... представляет собой направленность и сосредоточенность психической деятельности личности. Под направленностью понимается избирательный характер этой деятельности и сохранение этой выбранной деятельности, под сосредоточением — углубление в данную деятельность и отвлечение от остального»
Несмотря на многообразие трактовок произвольного поведения, и механизмов его становления, мы можем выявить то общее, что, с нашей точки зрения, заложено в содержании этого понятия. Во-первых, это упоминаемое практически всеми исследователями способность подчиняться правилам, инструкциям, нормативам, образцам. Вместе с тем важно чтобы эти образцы и нормативы должны стать внутренними правилами ребенка. Произвольность характеризуется тем, что ребенок перестраивает свое поведение (или заново строит) в соответствии с этими правилами. Наконец, чтобы все это суметь сделать, ребенок должен уметь отделить свою деятельность (или поведение) от самого себя и соотнести с имеющимися знаниями, правилами, инструкциями, другими словами, ребенок должен уметь осознать себя в своей деятельности
Характеристика произвольного внимания Известно, что возрастные характеристики познавательных процессов (внимания, памяти, воображения) у ребенка раннего возраста изначально являются непроизвольными, непреднамеренными. Но, когда в дошкольном возрасте под влиянием новых видов деятельности и новых требований перед ребенком возникают особые цели — сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить и воспроизвести материал, построить замысел игры и т.п., он начинает использовать определенные способы, усваиваемые от взрослых. Это приводит к формированию нового уровня внимания, памяти, воображения, которые характеризуется произвольностью, опосредованностью.
Сосредоточенность - это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-либо событию или факту. Степень или сила сосредоточенности - это концентрация или интенсивность внимания. Концентрация - это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями. Например, ребенок собирает новый конструктор. Он полностью поглощен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его можно окликнуть, позвать обедать - он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае можно говорить о большой концентрации и интенсивности внимания.
Устойчивое внимание дает возможность последовательно познавать предметы внешнего мира во всем многообразии их свойств и отношений, благодаря чему опыт ребенка обогащается новым содержанием. Устойчивое внимание имеет особенно большое значение для развития интеллектуальной деятельности ребенка. Оно дает возможность мышлению не соскакивать на посторонние связи, несущественные характеристики, незначимые эмоциональные образы. Устойчивое внимание позволяет удерживать выбранный способ действия, сохранять направленность мысли на переносном, условном смысле, что важно для выбора основания классификации объектов и ее последовательного осуществления.
Противоположностью устойчивого произвольного внимания является внимание неустойчивое, колеблющееся, которое то и дело ослабляется или отвлекается в сторону. Для того, чтобы удерживать внимание в определенном направлении при наличии отвлекающих факторов, необходимо участие волевого усилия, напряжения. Однако дошкольники в силу возрастных возможностей психофизиологического порядка не могут длительно проявлять волевое напряжение, поскольку у них оно недостаточно осознаваться, истощаемо и подвержено колебаниям.
Человек с большим объемом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом.
Распределение внимания - это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание. Может ли внимание распределяться одновременно между двумя или несколькими разными деятельностями? Может, жизнь постоянно требует этого. Например, студент на лекции распределяет одновременно внимание между тем, что записывает, и тем, что слышит в данный момент. Внимание учителя распределяется на весь класс, на отдельных ребят, на содержание урока и пр. Умение распределять внимание у людей различно. Говорят, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел.
Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно будет уделить второй работе, менее знакомой человеку.
Умение распределять свое внимание развивается постепенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо распределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не следует предлагать им одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенка на другое. Но способствовать развитию этого умения необходимо.
Переключение - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Существенной стороной внимания является его переключение, т.е. способность быстро переходить от одной деятельности к другой. Сознательное переключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания.
При переключении происходит активная перестройка психическое деятельности, связанная с необходимостью выделять и удерживать новые компоненты или находить новые способы деятельности. В переключении внимания, как и в действии, проявляются собственно регуляторные функции внимания — возможность произвольно оттормозить или затормозить предшествующую деятельность. Процесс перехода от одной ситуации к другой характеризуется повышенным напряжением, которое неразрывно связано с произвольным переключением внимания. Для сознательного изменения направленности нужен определенный временной промежуток, время, чтобы сознательно реагировать на изменяющиеся условия.
Игра как ведущая деятельность дошкольника Начало разработки теории игры связывают с именами таких мыслителей XIX века как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт. Разрабатывая свои философские, психологические и эстетические взгляды, они касались и игры как одного из самых распространенных явлений жизни, связывая происхождение игры с происхождением искусства. Ф. Шиллер и Г. Спенсер полагали, что основным импульсом к игровой деятельности является избыток сил.
Ф. Шиллер считал, что «игра возникла для удовольствия... Только играя, можно стать человеком». Торндайк утверждал: «Игра — это наследственный инстинкт». Бюхер: «Игра — как форма избытка энергии». Кант: «Игра — незаинтересованная деятельность... Занятие — само по себе»
Игровая деятельность детей характеризуются следующими особенностями
1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей. Изучение начальных форм игры и ее развития у маленьких детей Р.Я. Лехтман-Абрамович, Ф.И. Фрадкина, М.Ю. Кистяковская) показывает, что она возникает на основе подражания и манипулятивных действий с предметами.
2. Отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании). В эти действия включается речь: старшие дети называют замысел игры, ее сюжет, действующих лиц, задают характерные для каждого из них вопросы, высказывают критические суждения и оценки поведения других персонажей.
3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей. Игры детей меняются, потому что они отражают изменяющуюся жизнь.
4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети не стремятся к точному и бездумному копированию действительности, но вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования. Свобода выдумок, безграничные возможности комбинирования, подчиняющегося интересам, желаниям и воле ребенка, являются источником той глубокой и неиссякаемой радости, которую творческая игра обычно приносит детям.
5. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, а значит, и развития познавательных и нравственных способностей и сил ребенка. В своих действиях дети воссоздают виденное ими целостное явление общественной жизни. Наблюдая жизнь людей, а потом снова и снова отображая ее в своих действиях, дети глубже познают окружающее. В таких играх формируются ценнейшие качества воли и лучшие человеческие чувства. Игра становится эффективным средством познания ребенком действительности и развития лучших качеств личности.
6. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества. Развернутая игра старших детей объединяет всех ее участников единым замыслом. Каждый из играющих вносит свою долю фантазии, опыта, активности в развитие принятого всей группой замысла. И в то же время каждый ребенок строго подчиняется правилам, которые диктует ему взятая на себя роль. Общими являются и переживания детей, увлеченных совместной творческой деятельностью, игрой, отражающей жизнь, с ее приключениями, опасностями, радостями и открытиями. В игре создаются исключительно благоприятные условия для развития у ребенка коллективистических отношений, чувства гуманизма.
7. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается. При систематическом руководстве педагога игра может изменяться:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
пополнение спортивного зала и спортивных уголков в группе новым и нестандартным оборудованием
Содержание проекта разработано с учетом реализации направлений деятельности, тесно взаимосвязанных между собой и взаимодополняющих друг друга.
Консультации, беседы с родителями, семинары-практикумы
Анкетирование родителей Участие в городских мероприятиях, конкурсах
Выступление на ГМО, педсоветах ДОУ
друг друга. и
Индивидуальная работа и
Ребенок
Родитель
Педагог
Мастер-класс для педагогов ДОУ
День открытых дверей, просмотр занятия с использованием системы
Индивидуальные беседы с родителями
Родительское собрание по теме «Формирование произвольного внимания в подвижных играх»
Этапы
| Задачи этапов
| Игры
| 1
| Обучать детей продуктивному взаимодействию в игре и соблюдению элементарных правил игры.
| Игры с метанием
«Гуси-лебеди»
Цель: развивать ловкость, быстроту реакций, произвольность внимания.
«Серсо»
Цель: развивать глазомер и ловкость, учить детей взаимодействию в игре с партнером, соблюдать правила игры.
Игры с бегом
- «Свободное место» Цель: развивать внимание.
- «Встречные перебежки» Цель: учить детей бегать не наталкиваясь друг на друга, развивать реакцию, учить соблюдать элементарные правила игры.
Игры с прыжками
- «Не оставайся на полу» Цель: упражнять детей в запрыгивании и спрыгивании, развивать внимание, соблюдать правила игры.
Игры с лазанием
- «Ловля обезьян» Цель: упражнять детей в лазании по гимнастической стенке, развивать внимание, воображение, артистизм, учить продуктивному взаимодействию в игре и соблюдению элементарных правил игры
Игры народов Севера
- «Оленьи упряжки» Цель: учить взаимодействию в игре, соблюдению элементарных правил игры, совершенствовать движения в природных условиях, развивать снимание (каюр не должен терять упряжку).
- «Броски палки на дальность» Цель: учить соблюдать элементарные правила игры, развивать глазомер и ловкость.
| 2
| Обучать детей в игровой деятельности ориентироваться на систему требований (правил) и умению оценивать правильность выполнения своих действий. Обучать самостоятельному выполнению заданий по наглядному образцу и словесному описанию
| Игры с метанием
- «Сбей обруч».
Цель: упражнять детей в метании набивного мяча в цель, развивать меткость и произвольность внимания.
- «Поймай мяч».
Цель: упражнять детей в метании набивного мяча в цель, развивать меткость и произвольность внимания.
- «Проведи мяч».
Цель: развивать точность движений, ориентирование в пространстве, самостоятельное выполнение действий по образцу.
- «Охотники и зайцы».
Цель: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу, учить оценивать правильность выполнения своих действий.
Игры с бегом
- «Хитрая лиса» Цель: упражнять детей в беге, развивать реакцию, учить выдержке, умению соблюдать правила игры, и оценивать правильность выполнения своих действий.
- «Караси и щука» Цель: развивать ловкость, внимание и глазомер, умение оценивать правильность выполнения своих действий.
- «Затейники» Цель: совершенствовать умение согласовывать движения со словами взрослого.
Игры с прыжками
- «Удочка» Цель: упражнять детей в прыжках на месте, учить самостоятельному выполнению заданий по словесному описанию.
Игры с лазанием
- «Пожарные на учении»Цель: упражнять детей в лазании, развивать внимание, ловкость и умение правильно реагировать на команду воспитателя.
Игры народов Севера
- «Отбвка оленей» Цель: обучать самостоятельному выполнению заданий по сигналу, упражнять в метании, развивать внимание.
- «Белый шаман» Цель: развивать внимание, учить Обучать самостоятельному выполнению заданий по наглядному образцу.
| 3
| Обучать детей работать по собственному плану, ориентируясь на правило, обобщенно определяющее способ действия. Осваивать командные взаимодействия во время игры. Закреплять умение самостоятельно выполнять задание по наглядному образцу и словесному описанию
| Игры с метанием
- «Ловишка с мячом» Цель: развивать внимание, учить детей взаимодействовать в команде.
Игры с бегом
- «Мы веселые ребята» Цель: упражнять детей в беге, умение ориентироваться в пространстве, выполнять действия по собственному плану.
- «Мышеловка» Цель: упражнять детей в беге, подлезании, осваивать командные взаимодействия во время игры.
- «Ловишки» Цель: учить детей бегать не наталкиваясь друг на друга, развивать реакцию, обучать детей ориентироваться по собственному плану.
Игры с прыжками
- «С кочки на кочку»Цель: Развивать ловкость, внимание, умение ориентироваться в пространстве, учить взаимодействию в команде.
Игры с лазанием
- «Медведи и пчелы» Цель: упражнять детей в лазании на гимнастическую стенку, развивать выносливость, быстроту реакций, внимание.
Игры народов Севера
- « Ручейки и озера» Цель: закреплять командные взаимодействия во время игры, развивать слуховое внимание, совершенствовать движения в необычных условиях.
- «Важенка и оленята» Цель: закреплять командные взаимодействия во время игры, развивать внимание, совершенствовать движения, работать по собственному плану, ориентируясь на правило, обобщенно определяющее способ действия.
- «Ловля оленей» Цель: закреплять командные взаимодействия во время игры.
| Выводы.
Развитие произвольного внимания - важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.
Наиболее оптимальными для развития внимания являются подвижные игры. Игры, включающие умственную и двигательную активность, требуют от ребенка переключения, распределения и сосредоточенности внимания. Исследование показало, что показатели произвольного внимания находятся на среднем уровне в целом по группе. Поэтому разработали и апробировали систему подвижных игр по формированию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста, с учетом регионального аспекта.
Использование игр народов Севера, с целью знакомства с жизнью и бытом коренных народов ханты и манси, проживающих в Ханты-Мансийском национальном округе, способствует углублению знаний детей о народах нашей страны, их традициях и быте. Дети с большим интересом начинают относиться к своей истории, у них появляется желание узнать больше о людях других национальностей. Участие в народных играх воспитывает у детей и чувство коллективизма.
Следовательно, система работы по формированию и повышению уровня произвольного внимания в подвижных играх эффективна.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ
1. Выступление с презентацией проекта на ГМО воспитателей.
2. Публикация в печати.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дедулевич М. Н. Играй — не зевай : подвижные игры с дошкольниками : пособие для воспитателей дошк. образо-ват. учреждений / М. Н. Дедулевич. — М. : Просвещение, 2007. — 64 с.
Караманова Л.В. Пути повышения эффективности подвижных игр // Дошкольное воспитание. – 1986. - №11.
Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. "Дошкольное воспитание", 1997, № 9;
Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995.
Усова А. П. Роль игры в воспитании детей Под редакцией А. В. Запорожца. Москва «Просвещение»1976.
ДворкинаН.И.Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста на основе дифференцирования подвижных игр.М.:Просвещение, 2003.
Якобсон С.Г., Сафонова Н.М. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников // Вопросы психол.1999. № 5. С. 3–10.
Баскакова И.И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития. М., 1995.
Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.
Пантина Н.С. Исследование строения детской деятельности. Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966.
Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. – М.: ЭКСМО, 2003.
Казакова Г.М. Предшкольное образование детей в ДОУ : формы организации и примеры игровых занятий : практ. пособие / Г.М. Казакова. – М. : АРКТИ, 2007.
Смирнова Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Шерешик, Н.Н. Игра дошкольника и развитие регуляции его поведения //Наука образования / ОмГПУ. – Омск, 2004. – Вып. 22.
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Т. 1. М., 1966.
Черепанова Е. М. Проблема произвольного отвлечения внимания: индивидуальные особенности управления собственными содержаниями сознания // Экспериментальные методы исследования личности в коллективе. Тезисы Всесоюзной научно-методической конференции. Даугавпилс. 1985. С. 85—94.
Рунова М.Н. «Двигательная активность ребенка в детском саду». Москва 1989.
Осокина Т.Н., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. «Игры и развлечения детей на воздухе». Москва 1994.
|