|
Неопределенная форма глагола Бондарчук Г.М., г.Омск Урок русского языка в 5 классе по программе Ладыженской Т.А.
(Учебник Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А. и др.) Тема: Неопределенная форма глагола
Цели:
повторить признаки инфинитива,
потренироваться в отличии инфиниива от других глагольных форм.
Ход урока
1. Оргмомент. 2. Проверка домашнего упражнения упр.633(взаимопроверка)
А) Зачитайте предложения, в которых вы поставили недостающие знаки препинания.Объясните их.
Б) Назовите глаголы-антонимы, на какой вопрос они отвечают. Какая форма глагола отвечает на этот вопрос? Какое окончание объединяет все эти глаголы?
3. Слово учителя. Откройте тетради и запишите число, классная работа , тему. Цели нашего урока:
1.вспомнить признаки неопределенной формы глагола;
2.потренироваться в умении отличать неопределенную форму от других глагольных форм, а в конце урока вас ждет проверочная работа, поэтому будьте внимательны на уроке.
4. Начнем с синтаксической разминки(1 ученик у доски) . Запиите предложение:
В марте трудолюбивые грачи и ласточки начали вить гнезда.
Найдите в предложении глаголы в неопределенной форме, определите время, род, число, лицо. Сделайте вывод, почему эта форма называется неопределенной?
Какую синтаксическую роль выполняет инфинитив в предложении? Выделите окончание в глаголах. А теперь обратимся к учебнику и посмотрим, что говорят авторы учебника о неопределенной форме глагола.
Чтение правила на стр.247
Какое еще окончание имеет неопределенная форма глагола?
5. Работа с раздаточным материалом на тему «Весна».
Наступила весна. Ярче светит солнышко. На деревьях начали набухать почки. Повсюду стала расти зеленая травка. Скоро в лесу можно найти подснежники. То тут , то там щебечут птицы. Каждому из нас хочется погулять на улице.
Прочитайте выразительно текст.(ученик читает)
Найдите глаголы в неопределенной форме, выделите в них окончания и распределите по группам.( на доске таблица из 3-х колонок:-ть; - ти; -чь.)
Зачитайте глаголы. Какая колонка осталась незаполненной?
6. Слово учителя.
Третью колонку таблицы будете заполнять после физминутки.
7. Физминутка.
Будем мы ногами топать (топ - 3 раза),
Будем мы руками хлопать ( хлоп - 3 раза),
Будем головой качать,
Будем руки поднимать,
Будем руки опускать
И друг друга догонять.
Ребята, кто-нибудь может назвать хоть один глагол в неопределенной форме, прозвучавший во время физминутки? А какое окончание у этих глаголов? (Ученики называют все глаголы и определяют окончание.)
8. Чтобы заполнить 3 колонку таблицы, обратимся к упр. 624 на стр. 247
Прочитайте выразительно текст(1 ученик читает). Найдите глаголы, оканчивающиеся на –чь, назовите их и запишите в тетрадь.
Что нужно помнить,чтобы не ошибиться в правописании глаголов неопределенной формы,оканчивающихся на-чь?
Обратите внимание на глаголы с-ся,в которых ь после ч сохраняется.
9. А сейчас я вам предлагаю игру «Третье лишнее»
Цель: закрепить умение учащихся безошибочно находить глаголы в неопределенной форме; попутно закрепить разбор по составу.
Запись в тетрадь: 1.напишут, покормят, изменить;
2.плыл, нести, убежал;
3.знаем, смотрим, испечь.
Назовите в каждой тройке лишний глагол, выделите окончание, разберите слово по составу.(1ученица отвечает)
10.Подведем итог урока.На столах у каждого из вас есть проверочный лист обратной связи. Ответьте на вопросы словами да-нет.
Проверочный лист.
1.Можно ли начальную форму глагола называть неопределенной формой глагола?-
2.Начальная форма глагола отвечает на вопросы что делает? что сделает? –
3.Поберечься-это неопределенная форма глагола?-
4. В неопределенной форме глагола может быть окончание-ти?-
5.Можно ли у глагола беречь определить время, лицо, число, род?-
6.В начальной форме глагола после ч пишется ь?-
7.Глагол читать- это форма прошедшего времени?-
8.Может в глаголах начальной формы после окончания употребляться постфикс- ся (сь)?-
9.По неопределенной форме глагола можно определить вид и спряжение?-
10. Неопределенная форма глагола обычно в предложении является сказуемым?-
Критерии оценивания работы:
«5»-ошибок нет, дано 10 правильных ответов,
«4»- допущено 1 или 2 ошибки,
«3»- допущено 3 или 4 ошибки,
«2»- допущено 5 или более ошибок.
Самооценка _____ Оценка учителя______
11.Проверка ответов. Во время проверки учитель озвучивает вопросы, вызванная ученица отвечает.
Слово учителя . Согласно критериям поставьте себе отметку. Поднимите руки, кто доволен своим результатом. Кто хочет, чтобы отметка была выставлена в журнал, поставьте на полях тетради восклицательный знак. Работы сдайте.
12. Откройте дневники, запишите задание на дом:
1.упр.635(устно) для всех;
2. упр.632 по выбору:
А) составьте памятку из 5 пунктов, используя глаголы н.ф.;
Б) составьте связный текст из 5 предложений на любую тему, используя глаголы н.ф. |
|
|