Главная страница

Неопределенная форма глагола



Скачать 33.66 Kb.
НазваниеНеопределенная форма глагола
Дата06.03.2016
Размер33.66 Kb.
ТипУрок

Бондарчук Г.М., г.Омск
Урок русского языка в 5 классе по программе Ладыженской Т.А.

(Учебник Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А. и др.)
Тема: Неопределенная форма глагола

Цели:

  1. повторить признаки инфинитива,

  2. потренироваться в отличии инфиниива от других глагольных форм.


Ход урока

1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего упражнения упр.633(взаимопроверка)

А) Зачитайте предложения, в которых вы поставили недостающие знаки препинания.Объясните их.

Б) Назовите глаголы-антонимы, на какой вопрос они отвечают. Какая форма глагола отвечает на этот вопрос? Какое окончание объединяет все эти глаголы?

3. Слово учителя. Откройте тетради и запишите число, классная работа , тему. Цели нашего урока:

1.вспомнить признаки неопределенной формы глагола;

2.потренироваться в умении отличать неопределенную форму от других глагольных форм, а в конце урока вас ждет проверочная работа, поэтому будьте внимательны на уроке.

4. Начнем с синтаксической разминки(1 ученик у доски) . Запиите предложение:

В марте трудолюбивые грачи и ласточки начали вить гнезда.

  • Найдите в предложении глаголы в неопределенной форме, определите время, род, число, лицо. Сделайте вывод, почему эта форма называется неопределенной?

  • Какую синтаксическую роль выполняет инфинитив в предложении? Выделите окончание в глаголах. А теперь обратимся к учебнику и посмотрим, что говорят авторы учебника о неопределенной форме глагола.

Чтение правила на стр.247

Какое еще окончание имеет неопределенная форма глагола?

5. Работа с раздаточным материалом на тему «Весна».

Наступила весна. Ярче светит солнышко. На деревьях начали набухать почки. Повсюду стала расти зеленая травка. Скоро в лесу можно найти подснежники. То тут , то там щебечут птицы. Каждому из нас хочется погулять на улице.

Прочитайте выразительно текст.(ученик читает)

Найдите глаголы в неопределенной форме, выделите в них окончания и распределите по группам.( на доске таблица из 3-х колонок:-ть; - ти; -чь.)

Зачитайте глаголы. Какая колонка осталась незаполненной?

6. Слово учителя.

Третью колонку таблицы будете заполнять после физминутки.

7. Физминутка.

Будем мы ногами топать (топ - 3 раза),

Будем мы руками хлопать ( хлоп - 3 раза),

Будем головой качать,

Будем руки поднимать,

Будем руки опускать

И друг друга догонять.

Ребята, кто-нибудь может назвать хоть один глагол в неопределенной форме, прозвучавший во время физминутки? А какое окончание у этих глаголов? (Ученики называют все глаголы и определяют окончание.)

8. Чтобы заполнить 3 колонку таблицы, обратимся к упр. 624 на стр. 247

Прочитайте выразительно текст(1 ученик читает). Найдите глаголы, оканчивающиеся на –чь, назовите их и запишите в тетрадь.

Что нужно помнить,чтобы не ошибиться в правописании глаголов неопределенной формы,оканчивающихся на-чь?

Обратите внимание на глаголы с-ся,в которых ь после ч сохраняется.

9. А сейчас я вам предлагаю игру «Третье лишнее»

Цель: закрепить умение учащихся безошибочно находить глаголы в неопределенной форме; попутно закрепить разбор по составу.

Запись в тетрадь: 1.напишут, покормят, изменить;

2.плыл, нести, убежал;

3.знаем, смотрим, испечь.

Назовите в каждой тройке лишний глагол, выделите окончание, разберите слово по составу.(1ученица отвечает)

10.Подведем итог урока.На столах у каждого из вас есть проверочный лист обратной связи. Ответьте на вопросы словами да-нет.

Проверочный лист.

1.Можно ли начальную форму глагола называть неопределенной формой глагола?-

2.Начальная форма глагола отвечает на вопросы что делает? что сделает? –

3.Поберечься-это неопределенная форма глагола?-

4. В неопределенной форме глагола может быть окончание-ти?-

5.Можно ли у глагола беречь определить время, лицо, число, род?-

6.В начальной форме глагола после ч пишется ь?-

7.Глагол читать- это форма прошедшего времени?-

8.Может в глаголах начальной формы после окончания употребляться постфикс- ся (сь)?-

9.По неопределенной форме глагола можно определить вид и спряжение?-

10. Неопределенная форма глагола обычно в предложении является сказуемым?-

Критерии оценивания работы:

«5»-ошибок нет, дано 10 правильных ответов,

«4»- допущено 1 или 2 ошибки,

«3»- допущено 3 или 4 ошибки,

«2»- допущено 5 или более ошибок.

Самооценка _____ Оценка учителя______

11.Проверка ответов. Во время проверки учитель озвучивает вопросы, вызванная ученица отвечает.

Слово учителя . Согласно критериям поставьте себе отметку. Поднимите руки, кто доволен своим результатом. Кто хочет, чтобы отметка была выставлена в журнал, поставьте на полях тетради восклицательный знак. Работы сдайте.

12. Откройте дневники, запишите задание на дом:

1.упр.635(устно) для всех;

2. упр.632 по выбору:

А) составьте памятку из 5 пунктов, используя глаголы н.ф.;

Б) составьте связный текст из 5 предложений на любую тему, используя глаголы н.ф.