«Применение методики В.Ф.Шаталова на уроках литературы и развития речи»
На конкурс методических разработок
Сергеева Наталия Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Большетолкишская оош»
с. Большой Толкиш Чистопольского района Республики Татарстан
Наверняка, не только учителя-математики хорошо знают, в чём заключается суть методики известного педагога-новатора В.Ф.Шаталова. Это, прежде всего, сжатие информации в образы и обратный процесс – разворачивание, восстановление информации. Причём информация переходит из кратковременной памяти в долговременную и прочную. Конечно, каждый учитель стремится к тому, чтобы дети запоминали материал и могли применять знания в любое время. Методика Шаталова не устарела с появлением новых технологий. Ведь главное, чтобы метод работал.
На уроках литературы, развития речи я стараюсь применять данную методику по мере возможности. Поделюсь опытом. Может быть, покажется странным, но я пишу стихи. Правда, не совсем обычные стихи, а такие, которые помогли бы учащимся лучше усвоить материал, запомнить его на долгое время и применить, когда будет нужно. Как и когда я включаю их на уроке? Вначале идёт объяснение нового материала, теоретическая часть (количество уроков зависит от программы). Затем – сжатие материала (повторение). Потом – уменьшение материала до минимального размера… в стихотворение. В стихах стараюсь отразить основные данные из биографии авторов, мотивы творчества, т.е., то, о чём шла речь на уроках по изучению раздела или урока. Всё по Шаталову – «Знания первичны, творчество вторично». Через несколько уроков изученный ранее материал воспроизводим, по возможности, в первоначальном объёме. Конечно, таких успехов в работе, как у В.Ф.Шаталова, нет, нет системности, но заметен результат. Дети запоминают больше и на более длительное время.
Как организовать учебный процесс, чтобы вовлечь детей в работу? Эта идея лежит в основе деятельностного подхода в обучении. Так как урок – процесс взаимодействия учителя и учащихся, то ребята тоже занимаются творчеством. В стихах они отражают своё отношение к произведениям, героям, автору. Формы работы можно использовать как индивидуальные, так и групповые.
Приведу некоторые примеры нашего творчества. 1. К урокам по изучению жизни и творчества С.А.Есенина (в старших классах): Есенину Он не прав был, не прав, Серёжа,
Тот, кто всё за тебя решил….
Открываю стихов твоих сборник
Как музей твоей щедрой души.
В нём слова-экспонаты – живые,
И никто до сих пор не смог
Написать про глаза собачьи,
Чтоб до слёз, задевало чтоб.
Не в величии вовсе дело,
Ни при чём гениальность тут –
По-особому так горела
Жизнь-свеча до последних минут.
Так легко ты словами сыпал,
Прочно ставя в метафор строй, –
Как крестьянин, что поле житом
Засевал умелой рукой.
Столько лет…. И теперь уже легче
Вспоминать тот минувший день,
Но ведь это совсем не значит,
Что не с нами, не здесь твоя тень.
Рядом ты! Так тряхни кудрями
И взахлёб начинай опять
Про поля и боры с глухарями…
Деревенским тебя ль не понять?!
Ты такой, с кем и ночь не жалко
До утра проболтать (не лесть),
Ты такой, что на «ты» и только.
Ты без фальши. Такой как есть.
Скандалист…. Ну так что, так что же,
Кто же может тебя судить?!
Как не прав он, не прав, Серёжа, –
Что заставил тебя уйти.
Вся души твоей цветь опала.
Голос твой перестал звенеть.
Знать, другого пути не стало.
Что хотел, ты успел воспеть?
Скоро осень опять настанет,
Это время тебе к лицу.
Молодой, в золотом листопаде,
Подойдёшь к своему крыльцу.
Может быть, наконец-то встретит
Так давно тебя ждущая мать.
Не унять же тоски мятежной,
Половодья чувств не унять!
Как всегда, ты раздаришь щедро
То, что модно, что так любил:
Кучу галстуков разных, нежность,
Что с собою тайком носил…
Снова будет грустить тальянка,
Журавлей провожая вдаль,
И в костре догорать рябина,
Ты ж – есенинское: не жаль. (Примечание. Курсивом выделены слова из текстов стихотворений С.А.Есенина).
2. К уроку развития речи (Сочинение по картине Леонардо да Винчи «Джоконда») В стихотворении отражены биографические данные самого Леонардо, отношение окружающих к его произведению, восхищение гением Леонардо.
К портрету Как время благосклонно иногда,
Из щедрости преподнесёт подарок,
И мастер-живописец, знавший в жизни славу,
Вдруг бросит вызов будущим векам…
Самонадеянных художников толпа
В который раз признает пораженье:
Нельзя создать портрета совершенней,
Чем тот, с которого глядит она. Чертами вашего лица я восхищаюсь,
Ваш взгляд, чуть грустный, я боготворю.
Всех женщин на Земле бессильна зависть:
Не отдалить вечернюю зарю.
Джоконды неприступность, нежность Моны Лизы…
Что за улыбкою таите вы?
Янтарь столетий лишь на нить нанизан,
Другие украшенья не нужны. Игрою бликов вновь изумлены
Поклонники великого таланта, –
Так языки огня, мечась в стеклянных лампах,
Свой желтый свет прольют из старины.
Из Возрождения, почти из глубины…
Сей образ несравненный дышит даже
Тем воздухом ломбардского пейзажа,
Что Леонардо был столь дорогим. Чертами вашего лица я восхищаюсь,
Ваш взгляд, чуть грустный, я боготворю.
Всех женщин на Земле бессильна зависть:
Не отдалить вечернюю зарю.
Джоконды неприступность, нежность Моны Лизы…
Что за улыбкою таите вы?
Янтарь столетий лишь на нить нанизан,
Другие украшенья не нужны.
А теперь – знакомство с творчеством учащихся. 1. К уроку по произведению А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
Стихотворение ученицы 11 класса выпуска 2011 г. (второй год школа действует как основная)
***
Самоотверженность в любви
И всепрощенье,
Готовность ко всему, во всём,
Смиренье…
И тот «гранатовый браслет»
Как подтвержденье
Тому, что счастья, может, нет,
Но есть любовь. Как дар. Как свет.
И как прозренье. 2. К уроку по «Слову о полку Игореве» (Стихотворение ученицы 9 класса) Героиня или нет?
Ярославна её имя.
Мужу преданна, верна.
Им любима и сама
Тоже любит. И
Скорбит о гибели она
Войска мужа своего.
Не боится ничего,
Ветра, Днепра, даже Солнца.
Не сидится у оконца
Ей. И как мудра!
Ждать умеет так она,
Что дождётся и его,
Ладу, мужа своего.
Ярославна её имя.
Да, конечно, героиня!
К сожалению, не так часто можно использовать такие уроки, нужно время. Но, с другой стороны, однообразие надоедает. Важно, чтобы дети с желанием шли на урок. Всё хорошо в меру. Использую и другие виды уроков. Ведь главное – заинтересовать детей, привить желание не просто получать, а добывать знания. Думаю, коллеги согласятся со мной, что последние годы учащиеся не изъявляют особого желания читать программные произведения, тем более какую-то дополнительную литературу, книги по внеклассному чтению. Как заставить детей читать? Наверное, многие литераторы сталкиваются с этой проблемой. Как говорится, все средства хороши. Просто, нужно быть не только учителем, но и творцом, хотя, повторяюсь, по В.Ф.Шаталову «Знания первичны, творчество вторично». |