Главная страница

Конкурс методических разработок Сергеева Наталия Александровна



Скачать 61.85 Kb.
НазваниеКонкурс методических разработок Сергеева Наталия Александровна
Дата16.02.2016
Размер61.85 Kb.
ТипКонкурс

«Применение методики В.Ф.Шаталова на уроках литературы и развития речи»

На конкурс методических разработок

Сергеева Наталия Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Большетолкишская оош»

с. Большой Толкиш Чистопольского района Республики Татарстан

Наверняка, не только учителя-математики хорошо знают, в чём заключается суть методики известного педагога-новатора В.Ф.Шаталова. Это, прежде всего, сжатие информации в образы и обратный процесс – разворачивание, восстановление информации. Причём информация переходит из кратковременной памяти в долговременную и прочную. Конечно, каждый учитель стремится к тому, чтобы дети запоминали материал и могли применять знания в любое время. Методика Шаталова не устарела с появлением новых технологий. Ведь главное, чтобы метод работал.

На уроках литературы, развития речи я стараюсь применять данную методику по мере возможности. Поделюсь опытом. Может быть, покажется странным, но я пишу стихи. Правда, не совсем обычные стихи, а такие, которые помогли бы учащимся лучше усвоить материал, запомнить его на долгое время и применить, когда будет нужно. Как и когда я включаю их на уроке? Вначале идёт объяснение нового материала, теоретическая часть (количество уроков зависит от программы). Затем – сжатие материала (повторение). Потом – уменьшение материала до минимального размера… в стихотворение. В стихах стараюсь отразить основные данные из биографии авторов, мотивы творчества, т.е., то, о чём шла речь на уроках по изучению раздела или урока. Всё по Шаталову – «Знания первичны, творчество вторично». Через несколько уроков изученный ранее материал воспроизводим, по возможности, в первоначальном объёме. Конечно, таких успехов в работе, как у В.Ф.Шаталова, нет, нет системности, но заметен результат. Дети запоминают больше и на более длительное время.

Как организовать учебный процесс, чтобы вовлечь детей в работу? Эта идея лежит в основе деятельностного подхода в обучении. Так как урок – процесс взаимодействия учителя и учащихся, то ребята тоже занимаются творчеством. В стихах они отражают своё отношение к произведениям, героям, автору. Формы работы можно использовать как индивидуальные, так и групповые.

Приведу некоторые примеры нашего творчества.
1. К урокам по изучению жизни и творчества С.А.Есенина (в старших классах):
Есенину
Он не прав был, не прав, Серёжа,

Тот, кто всё за тебя решил….

Открываю стихов твоих сборник

Как музей твоей щедрой души.

В нём слова-экспонаты – живые,

И никто до сих пор не смог

Написать про глаза собачьи,

Чтоб до слёз, задевало чтоб.

Не в величии вовсе дело,

Ни при чём гениальность тут –

По-особому так горела

Жизнь-свеча до последних минут.

Так легко ты словами сыпал,

Прочно ставя в метафор строй, –

Как крестьянин, что поле житом

Засевал умелой рукой.

Столько лет…. И теперь уже легче

Вспоминать тот минувший день,

Но ведь это совсем не значит,

Что не с нами, не здесь твоя тень.

Рядом ты! Так тряхни кудрями

И взахлёб начинай опять

Про поля и боры с глухарями…

Деревенским тебя ль не понять?!

Ты такой, с кем и ночь не жалко

До утра проболтать (не лесть),

Ты такой, что на «ты» и только.

Ты без фальши. Такой как есть.

Скандалист…. Ну так что, так что же,

Кто же может тебя судить?!

Как не прав он, не прав, Серёжа, –

Что заставил тебя уйти.

Вся души твоей цветь опала.

Голос твой перестал звенеть.

Знать, другого пути не стало.

Что хотел, ты успел воспеть?

Скоро осень опять настанет,

Это время тебе к лицу.

Молодой, в золотом листопаде,

Подойдёшь к своему крыльцу.

Может быть, наконец-то встретит

Так давно тебя ждущая мать.

Не унять же тоски мятежной,

Половодья чувств не унять!

Как всегда, ты раздаришь щедро

То, что модно, что так любил:

Кучу галстуков разных, нежность,

Что с собою тайком носил…

Снова будет грустить тальянка,

Журавлей провожая вдаль,

И в костре догорать рябина,

Ты ж – есенинское: не жаль.
(Примечание. Курсивом выделены слова из текстов стихотворений С.А.Есенина).

2. К уроку развития речи (Сочинение по картине Леонардо да Винчи «Джоконда»)
В стихотворении отражены биографические данные самого Леонардо, отношение окружающих к его произведению, восхищение гением Леонардо.

К портрету
Как время благосклонно иногда,

Из щедрости преподнесёт подарок,

И мастер-живописец, знавший в жизни славу,

Вдруг бросит вызов будущим векам…

Самонадеянных художников толпа

В который раз признает пораженье:

Нельзя создать портрета совершенней,

Чем тот, с которого глядит она.
Чертами вашего лица я восхищаюсь,

Ваш взгляд, чуть грустный, я боготворю.

Всех женщин на Земле бессильна зависть:

Не отдалить вечернюю зарю.

Джоконды неприступность, нежность Моны Лизы…

Что за улыбкою таите вы?

Янтарь столетий лишь на нить нанизан,

Другие украшенья не нужны.
Игрою бликов вновь изумлены

Поклонники великого таланта, –

Так языки огня, мечась в стеклянных лампах,

Свой желтый свет прольют из старины.

Из Возрождения, почти из глубины…

Сей образ несравненный дышит даже

Тем воздухом ломбардского пейзажа,

Что Леонардо был столь дорогим.
Чертами вашего лица я восхищаюсь,

Ваш взгляд, чуть грустный, я боготворю.

Всех женщин на Земле бессильна зависть:

Не отдалить вечернюю зарю.

Джоконды неприступность, нежность Моны Лизы…

Что за улыбкою таите вы?

Янтарь столетий лишь на нить нанизан,

Другие украшенья не нужны.


А теперь – знакомство с творчеством учащихся.
1. К уроку по произведению А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

Стихотворение ученицы 11 класса выпуска 2011 г. (второй год школа действует как основная)

***

Самоотверженность в любви

И всепрощенье,

Готовность ко всему, во всём,

Смиренье…

И тот «гранатовый браслет»

Как подтвержденье

Тому, что счастья, может, нет,

Но есть любовь. Как дар. Как свет.

И как прозренье.
2. К уроку по «Слову о полку Игореве» (Стихотворение ученицы 9 класса)
Героиня или нет?

Ярославна её имя.

Мужу преданна, верна.

Им любима и сама

Тоже любит. И

Скорбит о гибели она

Войска мужа своего.

Не боится ничего,

Ветра, Днепра, даже Солнца.

Не сидится у оконца

Ей. И как мудра!

Ждать умеет так она,

Что дождётся и его,

Ладу, мужа своего.

Ярославна её имя.

Да, конечно, героиня!

К сожалению, не так часто можно использовать такие уроки, нужно время. Но, с другой стороны, однообразие надоедает. Важно, чтобы дети с желанием шли на урок. Всё хорошо в меру. Использую и другие виды уроков. Ведь главное – заинтересовать детей, привить желание не просто получать, а добывать знания. Думаю, коллеги согласятся со мной, что последние годы учащиеся не изъявляют особого желания читать программные произведения, тем более какую-то дополнительную литературу, книги по внеклассному чтению. Как заставить детей читать? Наверное, многие литераторы сталкиваются с этой проблемой. Как говорится, все средства хороши. Просто, нужно быть не только учителем, но и творцом, хотя, повторяюсь, по В.Ф.Шаталову «Знания первичны, творчество вторично».