|
Чаще используется, словесный, текстовой, компьютерный и табличный УЭ. По форме учебные элементы - почти все являются академическими УЭ. В игровом УЭ – в основе лежит моделирование ситуаций, чаще – это деловые игры или ролевые игры.
Формы работы с модулем:
1. Индивидуальная работа студента.
2. Работа в парах.
3. Групповая.
4. Коллективная.
Итоговой частью модуля является контроль. Эта часть предназначена для контроля, проверки, оценки знаний, умений, навыков, сформированных в процессе познавательной деятельности студентов в диалогической части.
Чаще используют формы контроля:
1. Самоконтроль.
2. Взаимоконтроль.
3. Контроль преподавателя.
Самоконтроль – осуществляет сам студент. Он сравнивает результат с эталоном и сам себя оценивает.
Взаимоконтроль – когда студент проверяет работу партнера и оценивает.
Контроль преподавателя – входной, текущий, выходной.
Виды контроля:
1.Тестирование. Здесь есть свои плюсы и минусы. Плюс – снимает внутренний барьер. Минус – не исключена возможность случайного совпадения.
2. Зачет (в виде билетов – с ответом на “5”, “4”, “3”)
3. Контрольная работа.
4. Семинар.
5. Конференция
Задания исследовательского характера могут быть оформлены в виде рефератов, сообщений, докладов.
В модульной технологии оценивается выполнение каждого УЭ. Оценки накапливаются в ведомости, на основании которой выставляется итоговая оценка за работу с модулем. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций при модульной технологии. Студент четко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.
Рейтинг как педагогическое явление Рейтинговая дидактико-методическая система - представляет собой свод правил и положений, на основе которых в ходе обучения осуществляется оценка знаний, умений, навыков и других результатов учебно-познавательной деятельности студента. При рейтинговом контроле, результаты учебно-познавательной деятельности обучаемых оцениваются в баллах, по произвольной шкале. Преподаватель устанавливает количество баллов на отметки «3», «4» и «5», которое студент может набрать во время лабораторных, практических, лекционных и других видов обучения, способствующих усвоению изучаемого материала. Студент должен заранее знать, сколько баллов он получит в случае успешного выполнения конкретного задания, задачи, ответа на вопрос и т.д.
Несмотря на существующее многообразие рейтинговых оценочных систем, существуют два подхода к их организации. Первый подход - рейтинг определяется как сумма баллов, набранных студентом по отдельным видам учебной деятельности (лабораторным и контрольным работам, практическим занятиям и т.д.). Второй подход отличен от первого способом определения итогового рейтинга. Простое суммирование баллов по разным видам учебной деятельности, например, по лабораторным и контрольным работам вряд ли можно считать корректным. Поэтому итоговый рейтинг предполагается определять как среднегеометрическое или среднеарифметическое от частных рейтингов. При этом частные рейтинги должны быть выражены в единой оценочной шкале, что достигается при помощи функций сопряжения. Такой подход более предпочтителен по следующей причине. Если итоговый рейтинг студента рассчитывать как среднегеометрическое из всех частных рейтингов, то для получения высокого рейтинга студент должен иметь высокие рейтинги по всем частным видам обучения. Таким образом, сама методика подсчета рейтинга создает дополнительный механизм активизации обучения студентов, по всем видам учебной деятельности.
Опыт применения рейтинговой системы в обучении показал: в разные периоды семестра по-разному проявляется ее влияние на студента и его отношение к учебе. Можно выделить четыре этапа рейтингового контроля, связанные с развитием его функций, в учебно-воспитальном процессе:
1) подготовительный этап- знакомство студентов с особенностями рейтингового контроля;
2) адаптационный этап - обучение с применением контролирующих функций рейтингового контроля;
3) основной этап - обучение с применением контролирующих, воспитательных и управляющих функций рейтингового контроля;
4) заключительный этап - экзамен.
Подготовительный этап. Преподаватель знакомит студентов с особенностями рейтингового контроля. Им сообщается, что основное отличие рейтингового контроля от традиционной системы контроля, заключается в том, что при выставлении итоговой отметки по предмету учитывается не только экзаменационный ответ студента, но и успехи его обучения в течение семестра. Указывается, что рейтинговый контроль предполагает систематический контроль по всем видам обучения (лабораторные, практические, расчетно-графические работы и т.д.), где за любую учебную деятельность, способствующую усвоению изучаемого, выставляются баллы. Студенты знакомятся с этими правилами - рейтинговым регламентом.
Адаптационный этап. Для преподавателя он заключается: а) в соответствующей организации учебных занятий; б) проведении занятий с использованием рейтинговой системы аттестации.
Применение рейтингового контроля в обучении предполагает не формальную замену одной оценочной системы другой, а соответствующую реорганизацию учебного процесса, требующую от преподавателя определенной затраты времени и сил. Для подготовки занятий к применению рейтингового контроля преподавателю необходимо:
- определить виды обучения, которые в соответствии с рабочей программой дисциплины будут оцениваться в рейтинговой системе обучения (лекции, лабораторные, домашние, контрольные, расчетно-графические работы и т.д.);
- определить нормативные баллы на все задания и задачи дисциплины (или правила начисления баллов);
- установить минимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое должен набрать студент в ходе обучения;
- составить для студентов свод правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание - рейтинговый регламент;
- организовать учет успеваемости студентов и расчет их рейтингов на основе программных средств.[5, 25].
Для студента этот период почти не отличается от обучения при традиционном контроле, но уже в это время появляются студенты, набирающие баллы больше других. В группе из 16-25 человек таких студентов обычно 1-2, реже больше. Большинство из них - просто аккуратные и добросовестные студенты, привыкшие работать систематически и все выполняющие в срок. В этот период, в основном, проявляются контролирующие функции оценочной системы. Необходимо отметить, что рейтинговая система аттестации объективизирует взаимоотношения обучаемого и педагога. При рейтинговом контроле каждое задание или задача имеет нормировочные баллы, которые известны и студенту.
Основной этап. При приближении сроков экзаменационной сессии студенты начинают учиться так, чтобы набирать больше баллов. Результаты их учебной работы становятся более зависимыми от результатов рейтинговой аттестации. Активизация студентов посредством рейтинговой системы проявляется в том, что студенты: 1) сами просят дополнительные задачи и задания для самостоятельного решения; 2) стараются защищать выполненные задания и задачи так, чтобы получить побольше баллов; 3) просят дополнительные задания при выполнении и защите лабораторных работ; 4) используют возможность получить премию, предусмотренную рейтинговым регламентом (за то, что первый решил задачу; за то, что решил задачу, которую не решил никто; за то, что помог товарищу подготовиться к сдаче лабораторной работы или защите конкретного задания; за досрочную сдачу и т.д.); 5) досрочно выполняют курс дисциплины по лабораторным, расчетно-графическим работам.
Но не всем студентам удается успешно выполнять требования рейтинговой системы. Обычно примерно 40% студентов учебной группы к началу экзаменов получает рейтинговую отметку, большую 3,5. Учебную деятельность таких студентов считаем активизированной рейтинговой системой обучения. Учебная деятельность остальных студентов оказывается не активизированной. Примерно половину из них составляют студенты, которые достигают рейтинговой отметки три и успокаиваются на достигнутом. Таким образом, примерно 70% перед самым экзаменом получают рейтинговую отметку большую 3. Студенты из оставшейся части начинают проявлять учебную активность лишь к концу семестра. Причиной отставания таких студентов является то, что подавляющее большинство из них имеют низкую подготовку по базовым или школьным дисциплинам и не систематически работали над предметом в течении семестра.
Мотивацией к активизации учебной деятельности большинства студентов являются: а) перспектива учета рейтинговой отметки по предмету на экзамене; б) стремление к лидерству; в) самолюбие и т. п.
Студент имеет возможность сопоставить результаты своей учебы с результатами товарищей, что позволяет повысить мотивы познавательной деятельности.
Преимуществами рейтинговой системы являются:
мотивация активной и равномерной работы студентов в семестре;
получение объективной и более точной оценки знаний и уровня профессиональной деятельности студентов в процессе обучения;
возможность получения данных при определении индивидуальной стратегии обучения студентов.
Стремление студентов получать больше баллов используется и для воспитательных целей. В частности, при помощи рейтинговой системы аттестации воспитываются такие личностные качества, как стремление к самообучению, взаимопомощи, к лидерству и т.п.
В ходе применения рейтингового контроля выявились и недостатки: а) некоторые студенты пытались находить механизмы набора баллов, неадекватные их знаниям; б) были случаи, когда «зарабатывание» баллов захватывало студента и он начинал пренебрегать работой над другими дисциплинами; в) приходилось наблюдать неприязнь к своим товарищам за то, что кто-то обогнал его по рейтингу и т. п. Преподаватель должен вовремя замечать подобные явления и стараться их скорректировать в правильном направлении, проводя разъяснительную работу. Окончание третьего этапа по времени совпадает с окончанием семестра. Именно в это время студенты проявляют наибольшую активность в учебной деятельности и интерес к рейтинговой отметке.
Заключительный этап - экзамен. Теоретически существует три подхода к использованию результатов рейтинговой аттестации: 1) отсутствие учета рейтинговой отметки на экзамене; 2) интуитивный учет рейтинговой отметки на экзамене; 3) алгоритмизированный учет рейтинговой отметки на экзамене.
Первый подход преобладает у тех преподавателей, которые по тем или иным причинам не доверяют результатам рейтинговой аттестации. Очевидно, что такое отношение экзаменатора не способствует полномасштабной активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Формальное применение рейтинговой системы аттестации не приводит к существенным положительным изменениям в учебном процессе. Однако, рейтинг обладает свойством обратной связи. Это означает, что студент может даже в таком неблагоприятном случае скорректировать свои усилия по усвоению знаний в семестре, например, при наличии у него низкого рейтинга.
При втором подходе рейтинговая отметка учитывается экзаменатором на интуитивном уровне. Критерии такого учета, как правило, не могут быть сформулированы преподавателем в форме какого-либо четкого алгоритма. В таком случае преподаватель находит свои особые способы агитации студентов в семестре. Такие способы принадлежат к области педагогического опыта и, как правило, не всегда могут быть использованы другим преподавателем.
При третьем подходе экзаменатор пытается словесно сформулировать критерии учета в форме некоторого алгоритма. Если есть описание алгоритма, то его уже можно воспроизводить, т.е. транслировать.
Самым простым алгоритмом является метод среднего арифметического. В этом случае экзаменационная и рейтинговые отметки складываются, сумма делится пополам и округляется по правилам арифметики. Результат считается окончательной отметкой. Другим алгоритмом подобного рода является метод среднего геометрического. При таком подходе экзаменационная и рейтинговые отметки перемножаются, из произведения находится квадратный корень, и результат округляется по правилам арифметики.
3.2. УМК «ГЕО».
3.2.1. Теоретический комплект УМК «ГЕО».
Инновационные поиски в системе профессионального образования должны базироваться на принципе саморазвития личности. В этой связи, очевидно, что профессиональное образование от жёсткой обучающей системы должно перейти к более гибкой, мобильной, позволяющей ликвидировать противоречия между стабильным и меняющимся содержанием учебного материала, а учебный процесс должен легко обеспечить возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным способностям студентов, с учётом приоритетности их интересов в самоопределении и саморазвитии. Эффективность обучения трудно обеспечить только классическими или только инновационными методами обучения. Необходима взаимосвязь различных методов обучения, их взаимодополнение и взаимоусиление. Иными словами требуется интеграция новых технологий с уже известными методами обучения. В соответствии с этим необходима интеграция и методического обеспечения. В разработанном УМК «ГЕО» предложена система педагогических средств, интегрирующих традиционные методики обучения с инновационными технологиями. Приоритетность отдаётся модульно-рейтинговой технологии обучения, как наиболее целесообразной для формирования творческой работы студентов. [23, с.12-15].
Теоретический комплект УМК «ГЕО» является важнейшим элементом, который включает лекции, где даются основные теоретические положения Геодезии, раскрываются основные вопросы, логика построения учебного материала, выводы, формулировки. Лекции в УМК «ГЕО» представлены в форме конспекта, опорных схем, структурно-логических схем, терминологического словаря. [см. Приложение № 5].
3.2.2. Практический комплект УМК «ГЕО».
Практический комплект УМК «ГЕО» содержит:
перечень знаний умений и навыков, которыми должен овладеть студент по конкретному разделу дисциплины;
перечень задач и упражнений;
алгоритмы решения задач, примеры их решения;
ИТК для выполнения практических работ.
Этот комплект предоставляет возможность студенту самостоятельно закрепить теоретические знания, развивает мыслительные способности. Компьютерные программы практического комплекта УМК «ГЕО» используемые в учебном процессе по специальности 3101 “Землеустройство”.
О БРАТНАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
Р ис. 1. Основное окно программы для решения обратной геодезической задачи.
Рис.2. Случай, когда дирекционный угол равен точно 90 градусов. Программа позволяет по координатам двух точек вычислить:
Дирекционный угол;
Румб ;
Расстояние.
Дирекционные углы и румбы вычисляются до десятых долей секунды.
Расстояния до миллиметров.
Рис.3 Рис.4
Рис.5 Рис.6
|
|
|