|
Саранский электромеханический колледж ФГОУ СПО “Саранский электромеханический колледж”
Организация самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
по изучению дисциплины
Информационные технологии
в профессиональной деятельности.
Разработала преподаватель: Володина Н. В.
САРАНСК 2013
Самостоятельная работа является основным методом обучения студентов в нашем колледже. Особенно затруднена организация занятий студентов-заочников, вся учеба которых фактически является самостоятельной работой.
Эти трудности связаны со многими факторами:
1) Информационные технологии, как и все другие науки, не стоят на месте, постоянно развиваются;
2) Число аудиторных занятий из года в год сокращается;
3) Студенты-заочники в большинстве своем территориально оторваны от колледжа и со своими преподавателями они встречаются во время сессий;
4) студенты-заочники третьего курса не имеют достаточных навыков самостоятельной работы.
Все это обуславливает некоторые специфические формы работы с ними и предъявляет более высокие требования к преподавателям.
Для превращения самостоятельной работы студентов-заочников в действительно научно-познавательную деятельность по предметам «Информационные технологии, «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Операционные системы и среды» продуманы различные формы ее организации.
Они включают:
изучение материала по учебникам и учебным пособиям;
работу над первоисточниками, с научной литературой;
проработку вопросов во время сессии путем слушания лекций по отдельным темам и разделам курса;
работа за компьютером на практических занятиях;
выполнение домашнего практического задания на компьютере;
выполнение письменных домашних контрольных работ;
повторное прохождение всего курса в целях подготовки к экзаменам и т.д.
Отличительной особенностью заочной формы обучения являются домашние контрольные работы. В ходе подготовки контрольных работ студенты-заочники конспектируют дополнительную литературу, что способствует развитию навыков самостоятельной работы над источниками и получению новой информации. Для студентов-заочников по предметам «Информационные технологии, «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Операционные системы и среды» разработаны и ежегодно обновляются методические указания и варианты контрольных работ. В них изложены: общие методические рекомендации по изучению дисциплины (цель и задачи курса, распределение учебного времени в часах); методические указания по изучению теоретической части при выполнении контрольной работы (краткое пояснение теоретических вопросов; перечень теоретических вопросов); методические указания по выполнению практической части контрольной работы с разобранными примерами подобных задач. Это позволяет студентам анализировать возникающие ситуации и иметь инструмент для практического применения.
Цель контрольных работ – оказать студенту помощь в его работе, поэтому очень важно, чтобы студент выполнял их самостоятельно. Рецензии на эти работы позволяют студенту судить о степени усвоения им курса, указывают на имеющиеся у него пробелы в значениях, направляют его дальнейшую работу над курсом, помогают сформулировать вопросы для консультации с преподавателем.
Лучшие контрольные работы отбираются, рекомендуются в качестве примера. Это также стимулирует самостоятельную работу студентов. Многое в ней зависит от индивидуальных способностей студентов, но организует и направляет самостоятельную работу студентов-заочников, прежде всего сама система учебного процесса, включающая преподавателя, учебный план, консультации и аудиторные занятия.
Таким образом, я как преподаватель стремлюсь:
1) Обеспечить преподавание дисциплин «Информационные технологии, «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Операционные системы и среды» на высоком научно-педагогическом уровне, совершенствовать методику преподавания.
2) Улучшить связи со студентами-заочниками в межсессионный период для оказания им научно-методической помощи.
3) Улучшить контроль и проверку знаний студентов-заочников с использованием научных достижений и методики преподавания информационных технологий, включая наряду с традиционными формами и тестирование.
4) Сочетать по мере возможности учебную и научно-исследовательскую деятельность студентов-заочников.
Реализация указанных направлений будет способствовать дальнейшему повышению эффективной и планомерной организации самостоятельной работы студентов-заочников по данным дисциплинам.
Список использованных источников
Борисова Т.Н., Захарцова Л.М., Кузьмина А.Н. Применение в учебном процессе компьютерных и информационных технологий.//Специалист № 6 2008 г – 40 с
Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в СПО.- М.: НПЦ «Профессионал», 2000.
Кудзоева В.И., Бирюков И.П. Организация методической работы в колледже: Пособие для преподавателей: II и III части. .-2-е изд., перераб. и испр. -Волгоград: ВГЭТК, 2004.-108 с
О разработке учебно-программной документации по специальностям среднего профессионального образования (инстр. Письмо Госкомвуза России 4окт. 2002.09-34-139. В помощь методическому работнику профессионального образования (справочные материалы) - М.: «Высшая Школа», 1997.
Щепотин А.Ф. Современные технологии и инновации в профессиональной подготовке специалистов. / Технологии обучения: сущность, опыт и проблемы развития: Сб. статей. - М.: НМЦ СПО, 1998 С.19-28.
|
|
|