Что должен знать и уметь ребёнок перед школой?
Консультация для родителей
Воспитатель : Кошкина С.Г. ГБОУ №555 «Белогорье»
Сформирована звуковая сторона речи
Ещё одним обязательным условием «беспроблемного» вхождения детей в процесс школьного обучения и успешного усвоения навыков чтения и письма служит определённый (и достаточно высокий) уровень развития фонематических процессов. К моменту поступления в 1 класс должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем русского языка.
Взрослым необходимо проводить целенаправленную работу по совершенствованию фонематического восприятия, фонематических представлений и произносительных возможностей детей, развитию у них навыков фонематического анализа и синтеза, используя специальные задания и игры.
Для того, чтобы научить ребёнка различать неречевые звуки, поиграйте в игру «Слухачи»: слушайте звуки, которые «живут» в комнате, на лестничной площадке, за окном на улице и т.д. Спрячьте будильник, и попросите найти его. Наполните коробочки от «Киндер - сюрпризов» разными сыпучими, шуршащими(горохом, крупами, фасолью, мелкими камушками) материалами и организуйте увлекательную игру, в которой её участники должны найти среди всех коробочек две одинаково звучащие.
Полезно с закрытыми глазами считать, сколько раз звучит тот или другой предмет. Учить отстукивать определённый ритмический рисунок.
Игра «Снежный ком» поможет научиться запоминать и воспроизводить без ошибок ряды звуков, слогов, слов (и слов, которые могут быть связаны по смыслу: Синий автобус едет по улице...), начиная с двух - трёх элементов и постепенно доводя их число до 6 - 7. Играют все члены семьи. Сначала договариваются, из чего будет состоять «снежный ком»: из гласных, из согласных, из слогов, слов. Определить порядок игроков: первый игрок называет первый звук, второй - повторяет его и называет свой и т.д. Выигрывает тог, куму удаётся слепить самый большой «ком», т.е. правильно воспроизвести самую длинную цепочку.
Назовите следующие игры «Чуткое ушко». Называйте серии звуков, слогов, слов (зачитывайте предложения, стихи), а на заданный звук (слог, слово) ребёнок должен хлопнуть в ладошки. Поищите одинаковые звуки в словах, например: стакан - самолёт.
Чаще придумывайте слова с заданным звуком. Можно устроить конкурс: кто больше назовёт слов с данным звуком, кто назвал самые интересные слова с этим звуком, у кого в слове этих звуков два и даже три.
До поступления в школу, ребёнок должен уметь выделять первый и последний звуки в словах, называть звуки по порядку в 3-4 звуковых словах, делить слова на части - слоги, т.е. производить несложный звуковой анализ и синтез (собрать слово из названных звуков).
3.Уметь составлять рассказы но картинкам больше чем из пяти, предложений, используя наречия, прилагательные и сложные предложения.
4.Уметь запоминать стихотворения и знать несколько наизусть.
5.Уметь обобщать, называть группу предметов одним словом.
6.Особое внимание уделить усвоению следующих тем :
Мир растений. Он включает названия основных овощей, фруктов, ягод, цветов, деревьев. Ребёнок должен знать, что лес - это не просто деревья, уметь объяснить, какие деревья растут в лесу.
Мир животных. Малыш должен знать, какие животные (и птицы) дикие, а какие домашние. Что за зверюшки обитают на жарком юге и студёном севере. Так же обратите внимание на мир насекомых и земноводных. Знать названия детёнышей животных.
Мир человека включает такие подтемы, как семья, улица, город, дом, транспорт, одежда, обувь, посуда, мебель, продукты питания, профессии.
Времена года - это описание природы в каждый сезон, что именно происходит. Какие явления природы и когда можно отследить. 7.Ориентироваться в следующих грамматических темах:
-Образование множественного числа имён существительных (ухо - уши, яйцо - яйца).
- Образование родительного падежа множественного числа существительных (есть уши - нет ушей, есть стулья - нет стульев).
-Образование творительного падежа существительных (Чем режут ткань - ножницами; чем пилят бревно - пилой; а рубят чем - топором).
-Согласование прилагательных с существительными (Мяч зелёного цвета. Какой мяч? Зелёный.).
-Сочетание существительных с числительными (одна кукла, две куклы, пять кукол, один стол - пять столов).
-Предложно-падежные формы (Где сидит кошка? Под столом, на стуле. В ящике. Откуда выглядывает щенок? Из-за стула, из-под кресла.)
-Образование приставочных глаголов (Девочка шла по дороге перешла улицу, подошла к дому.)
-Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (заяц - зайчик, огурец - огурчик, булка - булочка).
-Образование относительных прилагательных (Ручка из дерева. Какая? Деревянная. Чашка из фарфора. Какая? Фарфоровая.)
-Образование сложных слов (Рыбу ловит кто? Рыболов.)
Особое внимание уделите словообразованию, но этим не нужно заниматься специально, отводя определённое время на уроки. Просто постоянно при общении с ребёнком делайте акцент на тонкостях русского языка, исправляйте ошибки. Просите повторять до тех пор, пока это органично не вольётся в речь ребёнка.
Занятия по грамматике русского языка можно проводить и на прогулке, и в гостях, и в магазине, ив транспорте, словом, где угодно.
Что-то малыша заинтересовало. «Мама, смотри, какая машина!» - «Какая?» - переспрашиваете вы. «Красная», - отвечает ребёнок, - «А если она перевозит груз, то как она называется?» - «Грузовик». - «Грузовик сделан из железа. Значит он какой?» - «Железный», - следует ответ ребёнка. - «Кто ведёт машину? Машина по чему едет? Куда она свернула? А дом для машины как называется? Вот большой грузовик. А как мы назовём маленький грузовик?» На первый взгляд вы обсуждаете с ребёнком увиденное - проехал грузовик. А смотрите, сколько сделали грамматических упражнений: здесь словообразование, название профессий, отработка предлогов. «Едет по дороге. Повернул за угол».
Такие упражнения совсем не сложные, они не требуют дополнительного времени. Просто во время прогулки не кивайте автоматически; «Да, машина проехала», а выведите ребёнка на разговор, на обсуждение.
Правда, если малыш почувствует, что вы ним не просто разговариваете, а ведёте очередное занятие по развитию речи, он «закроется» и не захочет ничего обсуждать. Потому старайтесь как можно больше говорить с крохой, расспрашивая его заинтересованно, что-то иногда подсказывая.
Вы с ребёнком на кухне моете посуду? Прекрасное место для беседы. Спросите: «У меня в руках тарелка из глины, какая она? Правильно, глиняная. Я её намочила водой, какая она?» - «Мокрая». - «Сейчас мы будем пить чай. Что понадобится для чаепития?» - «Чайные чашки, блюдца, чайные ложки, заварной чайник». - «А куда нужно положить масло? Правильно, в маслёнку. А куда кладётся селёдка? Насыпается сахар? А как ты думаешь, почему мясорубка называется мясорубкой?»
Введите в обиход игру на словообразование. И сами со временем поймёте, на сколько интересен и сложен русский язык. Иногда и мы, взрослые, не знаем, как правильно употреблять то или иное слово.
Не откладывайте на потом, думая, что за пару месяцев перед школой поднатаскаете ребёнка в нужной области, а начинайте заниматься сейчас. Приучайте его говорить правильно.
Учите ребёнка обращать внимание на то, как звучат слова, предлагайте повторять знакомые и незнакомые слова.
Очень полезно запоминать предметы, их количество, взаиморасположение. Почаще возвращайтесь к игре «Чего не хватает?»; разложите на столе 10 предметов, дайте 1 минуту на запоминание, затем накройте вещи полотенцем. Ребёнок должен вспомнить, что лежало на столе, чего не стало.
Обращайте внимание ребёнка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Учите сравнивать различные предметы и явления - что в них общего, чем отличаются. Особенно хорошо сопоставлять два почти одинаковых рисунка, с целью найти отличия. При этом развивается речь ребёнка. Обогащается его словарный запас.
Чтобы дошкольник научился грамотно и красиво выражать свои мысли, просите его пересказывать сказки и рассказы, которые читаете вместе. Они не должны быть как слишком лёгкими, так и чересчур сложными. Хотя бы одна традиционная сказка в день - хорошая тренировка для развития устной речи и памяти малыша. 8. Мелкая моторика. Обязательно обратите внимание на её развитие. Исследования ученых показали, что благодаря совершенствованию мелких движений руки успешно развивается не только речь, но и интеллект в целом. Дети, с которыми занимались развитием мелкой моторики, обладают хорошей памятью, грамотной речью, устойчивым вниманием. Приучайте лепить из пластилина, рисовать или раскрашивать картинки карандашами, делать пальчиковую гимнастику, вместе изобретайте аппликации. Такие занятия необходимо устраивать не раз в неделю, а ежедневно. Сегодня вы, например, лепите из пластилина, завтра рисуете, послезавтра мастерите поделку:
У кого-то из детей от природы не развит фонематический слух, а с кем-то нужно формировать речь, отрабатывать словообразование. Для этого требуется терпение и время. Но ведь всё, уважаемые родители, в ваших руках. |