|
Использование игр и игровых приемов в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Использование игр и игровых приемов в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Игра в дошкольном детстве – один из любимых видов деятельности детей. В игре ребенок смел, раскрепощен, может заново пережить события, особенно взволновавшие его. Такое переживание событий возможно потому, что в игре всегда присутствует воображаемая, мнимая ситуация (ситуация «как будто»). В игре ребенок творит. Возможность развить у дошкольников творческие способности в игре и привлекает внимание педагога к этому виду деятельности детей, позволяет ему использовать игры и игровые приемы в образовательной деятельности.
Игра относится к игровым методам обучения детей.
Игровые методы и приемы в обучении детей: - дидактические игры, - подвижные игры, - игры-забавы, инсценировки. Приемы: 1. Внесение игрушек, 2. Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем бабочками) 3. Обыгрывание игрушек, предметов. 4. Сюрпризность, эмоциональность (показ "Птичка и собачка" - воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться "Кто это поет, поищите". Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.) 5. Внезапность появления, исчезновение игрушки. 6. Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом). 7. Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает). 8. Интригующие обстановки
Одним из видов игрового метода является дидактическая игра, в которой все действия регулируются игровой задачей и игровыми правилами. Руководство игрой заключается в ознакомлении детей с её содержанием и правилами, а также в контроле над выполнением правил. Такая игра не может рассматриваться как метод пополнения или сообщения знаний. В ней идёт активный процесс использования имеющихся знаний, обеспечивающих их совершенствование.
Как метод обучения дидактическая игра может использоваться при фронтальных, групповых, индивидуальных формах специально организованного обучения.
Занятия, состоящие из дидактических игр, могут носить тематический и сюжетный характер. На тематических занятиях на протяжении всего специально организованного обучения принимают участие какие-либо персонажи: Незнайка, Кукла Маша, Петрушка, Маленький человечек и другие (например, на занятиях по математике можно использовать игры «Помоги Незнайке сравнить фигуры», «Найди цифру», «Покажи Незнайке цифру», «Найди четырехугольник»).
Интересной формой занятий, состоящих из дидактических игр, являются сюжетные занятия, например, путешествия. Данные занятия могут отражать реальные факты или события. Происходящие действия понятны и интересны ребёнку. Выполнение предлагаемых заданий радует и удивляет детей, придаёт познавательному содержанию необычный, игровой характер. В ходе таких занятий дети принимают активное участие в развитии сюжета, обогащении игровых действий, стремятся овладеть правилами и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться (например занятие по математике: «Ребята мы отправляемся в сказочную страну «Королева математика», где по ходу занятия ребятам предлагаются различные задания и игры «Танграм», «Сложи фигуру», «Найди пару» и т;. на занятиях по ФЦКМ «Знатоки природы»). Особенно такие занятия путешествия хорошо проводить для закрепления пройденного материала.
Загадывание загадок позволяет в интересной, занимательной форме научить детей чему-нибудь, рассказать о чём-то. Загадка создаёт эффект неизвестного, непознанного. Она помогает устанавливать и осознавать связи между предметами и явлениями.
Введение в занятия приёма соревнования в старших группах подготавливает детей к правильной оценке своих возможностей и достижений, делает игру увлекательной, занимательной и интересной для ребёнка. Отсутствие в занятии приёма соревнования превращает игру в упражнение. (Например: на занятии по теме «Лес» команда мальчиков и девочек играли в игру, «С какой ветки детки» и мы выявляли победителей.)
Использование приёма создания игровой ситуации на занятии направлено на развитие поисковой деятельности. Основой данного приёма является игровая мотивация (оказание помощи кому-то в решении их проблем). Например, побуждающим мотивом к деятельности может быть помощь взрослому «не очень умелому» и «рассеянному». В этом случае игра носит озорной, увлекательный характер.(например: «Ребята нам прислали письмо, в нем Незнайка просит помощь - сделать подарок любимой маме» и т. д)
Выбор игровых методов и приёмов обучения зависит, прежде всего, от цели обучения и содержания занятия, а также от возраста детей. Педагогу следует помнить о том, что игровые методы и приёмы не должны превращать занятие в развлечение. |
|
|